№ 12-1-382/2024
УИД 64RS0042-01-2024-003666-50
Определение
о возвращении жалобы
15 апреля 2024 года город Энгельс
Судья Энгельсского районного суда Саратовской области Мельников Д.А., в порядке подготовки к рассмотрению жалобы ФИО1 в интересах ФИО2 на постановление Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Энгельсского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
в Энгельсский районный суд <адрес> поступила жалоба ФИО1 в интересах ФИО2 на постановление Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Энгельсского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ
№ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Ознакомившись с жалобой, прихожу к следующим выводам.
Порядок подачи жалоб, принесения протестов на постановления (решения) по делам об административных правонарушениях и пересмотра таких постановлений (решений) установлен главой 30 КоАП РФ. Подача жалоб, принесение протестов на не вступившие в законную силу постановления и решения по делам об административных правонарушениях осуществляется в соответствии с положениями статей 30.1 – 30.2, 30.9, 30.10 КоАП РФ.
В соответствии с положениями части 1 статьи 30.1, статьи 30.9 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5.1 настоящего Кодекса, вынесенное коллегиальным органом - в районный суд по месту нахождения коллегиального органа.
Статья 48 Конституции Российской Федерации гарантирует право каждого на получение квалифицированной юридической помощи и право пользоваться помощью защитника. Названное право служит гарантией осуществления других закрепленных в Конституции Российской Федерации прав: на получение квалифицированной юридической помощи (часть 1 статьи 48 Конституции Российской Федерации), на защиту своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом
(часть 2 статьи 45 Конституции Российской Федерации), на судебную защиту
(статья 46 Конституции Российской Федерации), на разбирательство дела судом на основе состязательности и равноправия сторон (часть 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации) - и находится во взаимосвязи с ними.
Анализ статей 55, 71 и 76 Конституции Российской Федерации свидетельствует о том, что законодатель вправе конкретизировать содержание права на получение квалифицированной юридической помощи и права пользоваться помощью защитника и устанавливать правовые механизмы его осуществления, условия и порядок реализации, не допуская при этом искажения существа данного права, самой его сути, и введения таких его ограничений, которые не согласовывались бы с конституционно значимыми целями.
Как следует из системного толкования части 1 статьи 25.1 и частей 1, 2
статьи 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в целях реализации гарантий права лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, на получение юридической помощи в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, в качестве которого допускается адвокат или иное лицо.
Если лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, изъявит желание иметь для оказания юридической помощи защитника, то адвокат или иное лицо, приглашенное им для осуществления защиты при рассмотрении дела, должны быть допущены к участию в деле при условии соблюдения требований, перечисленных в части 3 статьи 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием, полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом.
Учитывая, что Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не регулирует вопрос о том, каким образом должны быть оформлены полномочия защитника на участие в деле об административном правонарушении, то данный вопрос может быть решен применительно к положениям частей 2 и 3 статьи 53 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в которых закреплен порядок оформления полномочий представителя. Согласно правовой позиции, содержащейся в абзаце четвертом пункта 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от
ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», право представителя, в частности, на подписание и подачу жалоб на постановление по делу об административном правонарушении, на решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении должно быть специально оговорено в доверенности.
Поданная жалоба подписана от имени ФИО2 – ФИО1, в подтверждение полномочий которой приложена копия доверенности <адрес>7, удостоверенной ДД.ММ.ГГГГ нотариусом <адрес> и <адрес> ФИО3
Вместе с тем из содержания данной доверенности усматривается, что право на подписание и подачу жалоб на постановление по делу об административном правонарушении, на решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении специально в ней не оговорено, в связи с чем у ФИО1 такое право отсутствовало, как и право вести от имени ФИО2 дела об административных правонарушениях.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что из права каждого на судебную защиту его прав и свобод, как оно сформулировано в статье 46 Конституции Российской Федерации, не следует возможность выбора лицом по своему усмотрению той или иной процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральным законом.
Как указано выше, применительно к производству по делам об административных правонарушениях таким федеральным законом является Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, постановление вынесено ДД.ММ.ГГГГ, тогда как жалоба подана ДД.ММ.ГГГГ и к ней не приложены документы, свидетельствующие о дате получения обжалуемого постановления.
Таким образом, исходя из положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также приведенной правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, подача жалобы на постановление лицом, не обладающим на это полномочиями, является препятствием к ее принятию к рассмотрению, вследствие чего подлежит возвращению.
Руководствуясь требованиями статей 30.1, 30.14, 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
определил:
жалобу ФИО1 в интересах ФИО2 на постановление Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Энгельсского муниципального района <адрес> от
ДД.ММ.ГГГГ № по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, возвратить ее подателю.
Определение может быть обжаловано в течение десяти дней с момента получения его копии в Саратовский областной суд.
Судья: подпись.
Верно.
Судья: Д.А. Мельников