Дело № 2-1810/2021
УИД 02RS0001-01-2021-006718-98
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 ноября 2021 года г. Горно-Алтайск
Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай в составе:
председательствующего Малкова И.С.,
при секретаре Назарбековой А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах С.А. к МКУ «Городское хозяйство и лесничество» о возложении обязанности выполнить работы по обустройству дорожного покрытия, тротуаров для движения пешеходов,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор <адрес> обратился в суд в интересах С.А. с исковым заявлением к МУ «Управление жилищно-коммунального и дорожного хозяйства администрации <адрес>» о возложении обязанности обеспечить выделение необходимого целевого финансирования МКУ «Городское хозяйство и лесничество» для проведения работ по обустройству дорожного покрытия, тротуаров для движения пешеходов и освещения на <адрес>; к МКУ «Городское хозяйство и лесничество» о возложении обязанности с момента поступления бюджетных средств распределить их целевым назначением для выполнения работ по обустройству дорожного покрытия <адрес> от пересечения с <адрес> до <адрес>, в районе <адрес>, в соответствии с требованиями к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения в срок до ДД.ММ.ГГГГ; к МКУ «Городское хозяйство и лесничество» о возложении обязанности с момента поступления бюджетных средств распределить их целевым назначением для выполнения работ по обустройству тротуаров для движения пешеходов и освещения <адрес> от пересечения с <адрес> до <адрес>, в районе <адрес>. Требования мотивированы тем, что в ходе проведения прокуратурой города проверки по обращению С.А. установлено нарушение требований законодательства о безопасности дорожного движения по <адрес> от пересечения с <адрес> до <адрес>, в районе <адрес>, имеются дефекты дорожного полотна в виде просадки дорожного полотна и выбоин, отсутствует освещение улично –дорожной сети, тротуары для движения пешеходов, что создает реальную угрозу для жизни и здоровья участников дорожного движения.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявившего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ прокурор уточнил исковые требования к МКУ «Городское хозяйство и лесничество» о возложении обязанности выполнения работ по обустройству дорожного покрытия <адрес> от пересечения с <адрес> до <адрес>, в соответствии с требованиями к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, в течении месяца после вступления решения суда в законную силу; к МУ «Управление жилищно-коммунального и дорожного хозяйства администрации <адрес>» о возложении обязанности по организации работ по обеспечению освещения автомобильной дороги <адрес> от пресечения <адрес> до <адрес>, в течении месяца после вступления решения в законную силу.
В последующем, ДД.ММ.ГГГГ прокурор отказался от исковых требований в части требований к МКУ «Городское хозяйство и лесничество» о возложении обязанности с момента поступления бюджетных средств распределить их целевым назначением для выполнения работ по обустройству тротуаров для движения пешеходов и освещения <адрес> от пересечения с <адрес> до <адрес>, в связи с имеющейся обязанностью благоустройства города (включая освещение улиц) МУ «Управление жилищно-коммунального и дорожного хозяйства администрации <адрес>».
ДД.ММ.ГГГГ прокурор отказался от исковых требований в части требования к МУ «Управление жилищно –коммунального и дорожного хозяйства администрации города <адрес>» о возложении обязанности по организации работ по обеспечению освещения автомобильной дороги <адрес> от пересечения <адрес> до <адрес>, в связи с проведением работ по обеспечению освещения автомобильной дороги по <адрес>.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу прекращено в заявленных частях.
В судебном заседании помощник прокурора Н.А. требования уточненного искового заявления поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в заявлении.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон № 257-ФЗ) автомобильной дорогой является объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
На основании п. 7 ст. 3 Закона № 257-ФЗ владельцами автомобильных дорог являются исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. п. 1, 11 ч. 1 ст. 13 Закона № 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; также утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.
На основании ст. 12 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии со ст. 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
Формирование расходов местного бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения осуществляется в соответствии с правилами расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели на основании нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения с учетом необходимости приведения транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог местного значения в соответствие с требованиями технических регламентов.
Как следует из материалов дела и установлено судом, распоряжением Администрации <адрес> №-р от ДД.ММ.ГГГГ утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования «<адрес>».
Из приложения к распоряжению Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что автомобильная дорога по <адрес>, протяженностью 1119 м, входит в указанный выше перечень (строка 71).
На основании распоряжения №-р от ДД.ММ.ГГГГ администрации <адрес>, муниципальное недвижимое имущество, находящееся в оперативном управлении МУ «Управление жилищно-коммунального и дорожного хозяйства администрации <адрес>», изъято и передано МКУ «Городское хозяйство и лесничество», согласно Перечню.
Согласно Устава МКУ «Городское хозяйство и лесничество», утвержденного распоряжением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р, учреждение является некоммерческой организацией, целью деятельности которого, в частности, является реализация полномочий органов местного самоуправления в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечения безопасности дорожного движения на них (п. 23 Устава).
Предметом деятельности МКУ «Городское хозяйство и лесничество» является строительство, реконструкция и капитальный ремонт объектов капитального строительства местного значения, содержание и текущий ремонт объектов благоустройства и улично-дорожной сети муниципального образования «<адрес>».
В ходе проведенной прокуратурой <адрес> проверки по обращению С.А. установлено нарушение требований законодательства о безопасности дорожного движения по <адрес> от пересечения с <адрес> до <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ старшим госинспектором дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по <адрес> А.Б. составлен акт № проверки улично –дорожной сети <адрес> на предмет соответствия требованиям национальных стандартов в области обеспечения безопасности дорожного движения по <адрес>, из которой следует, что на участке: <адрес> в нарушение требований п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017, в районе <адрес> –выбоина (240х70х7), в районе <адрес> –выбоина (290х90х12), в районе <адрес> –выбоина (250х190х13), в районе <адрес> –выбоина (250х200х12), в районе <адрес> –выбоина (300х100х10, 280х100х8), в районе <адрес> – выбоина (250х230х11), в районе <адрес> –выбоина (195х205х15), в районе <адрес> –выбоина (280х290х14); в нарушение требований п. 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства», отсутствуют тротуары (на всем протяжении); в нарушение требований п. 6.3.1 ГОСТ Р 50597-2017 «Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», отсутствует горизонтальная дорожная разметка всех типов (на всем протяжении); в нарушение п. 6. 6.9.1 ГОСТ Р 50597-2017, отсутствует уличное освещение (на всем протяжении).
Также ДД.ММ.ГГГГ А.Б. составлен акт № о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда о том, что на участке: <адрес> (на всем протяжении), выявлены следующие недостатки в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда: отсутствует уличное освещение, тротуары, горизонтальная дорожная разметка, что не соответствует ГОСТ 52766-2007, ГОСТ Р 50597-2017.
При рассмотрении дела, представителем ответчика МКУ «Городское хозяйство и лесничество» был представлен муниципальный контракт № от ДД.ММ.ГГГГ о ремонте асфальтобетонного покрытия автомобильной дороги по <адрес> (от <адрес> до пересечения с <адрес>) в <адрес>, согласно которому, подрядчик ООО «Майминское ДРСУ» обязуется выполнить ремонт асфальтобетонного покрытия автомобильной дороги по <адрес> (от <адрес> до пересечения с <адрес>) в <адрес>, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с требованиями п. 4.5.1.1 Национального стандарта ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства" тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты. На дорогах I - III категорий по ГОСТ Р 52398 тротуары обязательны на всех участках, проходящих через населенные пункты, независимо от интенсивности движения пешеходов, а также на подходах к населенным пунктам от зон отдыха при интенсивности движения пешеходов, превышающей 200 чел./сут. Пешеходные дорожки располагают за пределами земляного полотна (п. 4.5.1.4)
В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к автомобильным дорогам общего пользования относятся дороги, предназначенные для движения транспортных средств неопределенного круга лиц.
Из пункта 9 данной статьи усматривается, что автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
На основании пункта 3 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Статьей 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" предусмотрено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно положениям п. 11.16 Технического регламента Таможенного союза ТР № "Безопасность автомобильных дорог", при проектировании автомобильных дорог, проходящих через населенные пункты, должны предусматриваться пешеходные дорожки или тротуары, а при необходимости и велосипедные дорожки. Пешеходные и велосипедные дорожки должны проектироваться при необходимости и вне населенных пунктов вдоль сооружаемых или реконструируемых автомобильных дорог.
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "О правилах дорожного движения" (далее - Основные положения), установлено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны, в том числе, содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Невыполнение требований закона по содержанию автодороги и возложенных на ответчиков обязанностей привело к тому, что обследованный участок автодороги представляет опасность для жизни и здоровья граждан. Их ненадлежащее эксплуатационное состояние может привести к происшествиям, в том числе повлечь гибель людей или причинения вреда их здоровью.
Обследованный прокуратурой города участок автодороги относится к автомобильной дороге общего пользования, соответственно его ненадлежащее содержание влечет нарушение прав и законных интересов С.А.
Учитывая вышеизложенное, суд считает, что исковые требования прокурора города в защиту интересов С.А. являются законными и подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Суд на основании ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, и с учетом мнения истца, считает возможным установить срок исполнения данного решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора <адрес> в интересах С.А. удовлетворить.
Возложить обязанность на МКУ «Городское хозяйство и лесничество» выполнения работ по обустройству дорожного покрытия <адрес> от пересечения с <адрес>, в соответствии с требованиями к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Возложить обязанность на МКУ «Городское хозяйство и лесничество» выполнения работ по обустройству тротуаров для движения пешеходов по <адрес> в <адрес> от пересечения с <адрес>, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай.
Решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Судья И.С. Малкова