Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
р.п.Черлак 30 мая 2023 года
Дело № 2-376/2023
55RS0038-01-2023-000372-71
Резолютивная часть решения оглашена 30.05.2023 г.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 06.06.2023 г.
Черлакский районный суд Омской области в составе
председательствующего судьи Околелова Ю.Л.
При секретаре Жуковой В.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области в Калачинском районе к Муниципальному унитарному предприятию «Эководсервис», Администрации Черлакского муниципального района Омской области, Администрации Иртышского сельского поселения Черлакского муниципального района Омской области о признании противоправным бездействия, возложении обязанности по устранению нарушений законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Территориальный отдел управления Роспотребнадзора по Омской области в Калачинском районе обратился в суд к МУП «Эководсервис», Администрации Черлакского муниципального района Омской области, Администрации Иртышского сельского поселения Черлакского муниципального района Омской области с настоящим иском, в котором просит признать бездействия ответчиков, выразившиеся в необеспечении условий, необходимых для использования водопроводных сооружений, в целях подачи воды населению по назначению, противоправными в отношении неопределённого круга потребителей; обязать ответчиков принять меры по разработке и утверждению программы производственного контроля закачеством воды, разработать план мероприятий по приведениюкачества питьевой воды в соответствии с установленными требованиями, всоответствии с п. 6,7 ст. 23 Федерального закона № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»; принять меры по разработке и утверждению проекта зон санитарной охраны водозабора из поверхностного источника водоснабжения с. Иртыш Черлакского района Омской области (р. Иртыш), в соответствии с СанПин 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»; принять меры по получению санитарно-эпидемиологического заключения на использование водного объекта (р. Иртыш) в целях хозяйственно-бытового водоснабжения вс. Иртыш Черлакского района Омской области, в соответствии с ч.3 ст. 18 Федерального закона от 30.03.199 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; провести мероприятия по недопущению подачи в жилые дома и на объекты социального назначения питьевой воды, качество которой не соответствует требованиям законодательства, обеспечить население с. Иртыш Черлакского района Омской области питьевой водой, соответствующей требованиям главы 3 СанПин 1.2.3685-21«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2, а также обязать ответчиков опубликовать решение суда в средствах массовой информации, либо иным способом в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу.
В обоснование доводов иска сослался на то, что 09.12.2022 г. на основании решения начальника ТО Управления Роспотребнадзора по Омской области в Калачинском районе, была проведена внеплановая выездная проверка деятельности МУП «Эководсервис» Иртышского сельского поселения Черлакского муниципального района Омской области. В ходе проверки установлено, что бездействием ответчика нарушается санитарно-эпидемиологическое законодательство, что создает угрозу для здоровья населения. Отсутствие производственного контроля создает риск появления фактов нарушений санитарного законодательства (несоответствие качества подаваемой воды санитарным требованиям, появление в ней вредных и опасных компонентов физического и микробиологического происхождения, паразитов и другое), не позволяет своевременно их выявить и устранить. Отсутствие проекта зоны санитарной охраны водозаборов из поверхностного источника водоснабжения не позволяет определить границы и составляющие пояса охраны водоисточника, разработать мероприятия по предупреждению загрязнения водоисточника, правила и режим хозяйственного использования прилегающей территории, что не позволяет организовать санитарную охрану от загрязнения источника водоснабжения (р. Иртыш) непосредственно вблизи водозабора. В ходе проверки проведен отбор проб водопроводной воды в с. Иртыш, используемой, в том числе для водоснабжения жилых домов, образовательных и медицинских учреждений. В соответствии с протоколами испытаний установлено несоблюдение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, а именно: отобранные пробы воды не соответствуют гигиеническим требованиям по показателю мутности. Мутность характеризует наличие в воде взвешенных веществ неорганического происхождения (карбонаты различных металлов, гидроокиси железа), органического происхождения (коллоидное железо), минерального происхождения (песка, глины, ила), а также микробиологического происхождения (бактерио-, фито- или зоопланктона). С попаданием грязи и ила в питьевую воду могут попадать микроорганизмы, которые способны вызывать острые отравления и инфекционные заболевания желудочно-кишечного тракта. Наиболее вероятной причиной обнаружения мутности в исследованных пробах холодной воды могло послужить отсутствие очистки воды перед поступлением в распределительную сеть. В адрес МУП «Эководсервис», Администрации Черлакского муниципального района направлены уведомления от 30.01.2022 г. для принятия соответствующих мер. Истцом ответчику МУП «Эководсервис» было вынесено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований от 24.05.2022 г. По мнению истца, ответчики не исполняют обязанности по обеспечению соответствия качества питьевой воды установленнымтребованиям, тем самым нарушают право неопределённого круга потребителей на обеспечение питьевой водой надлежащего качества, в связи с чем ТО Управления Роспотребнадзора по Омской области в Калачинском районе обращается в суд с настоящим исковым заявлением.
Представитель Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области вКалачинском районе в судебном заседании отсутствовал, о времени и месте судебного разбирательства уведомлен надлежащим образом. Начальник ТО Управления Роспотребнадзора по Омской области в Калачинском районе Шемчук Ю.В. просил рассмотреть дело в его отсутствие, заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика МУП «Эководсервис» в судебном заседании отсутствовал, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В отзыве на исковое заявление, представленном директором МУП «Эководсервис» Н.Г. Наумовой, указано, что 07.08.2018 г. было создано МУП «Эководсервис», основным видом деятельности которого является забор и распределение воды на территории Иртышского сельского поселения. На территории поселения отсутствуют очистные сооружения, позволяющие обеспечивать жителей поселения качественной питьевой водой. Тариф в Региональной энергетической комиссии Омской области, организация включает затраты на энергию, заработную плату обслуживающего насосные станции персонала, налоги и материальные расходы на обслуживание водопроводных сетей. Производственные контроль на техническую воду организация не производит, так как нет очистных сооружений, и вода с водозабора реки поступает в магистральный водопровод без очистки. На территории поселения осуществляется поставка питьевой воды через коммерческие структуры и через локальную станцию очистки воды в летнее время. Администрацией Иртышского сельского поселения разработан проект «Реконструкции водоснабжения в с. Иртыш Черлакского района Омской области» в рамках федерального национального проекта «Чистая вода». Данный проект включает в себя мероприятия по строительству группового водопровода, первой очередью которого является строительство дюкера через реку Иртыш и присоединение существующего внутрипоселкового водопровода к очистным сооружениям станции очистки «Пристанское». После получения финансирования и строительства дюкера водопроводная система будет подключена к станции очистки воды и передана в эксплуатацию АО «Омскоблводопровод», в связи с чем заявленные требования станут неактуальными. Просит отсрочить выполнение требований истца до 31.12.2025 г.
Представитель ответчика Администрации Иртышского сельского поселения Черлакского муниципального района Омской области в судебном заседании отсутствовал, о времени и месте судебного разбирательства уведомлен надлежащим образом. В отзыве на исковое заявление, представленном Главой администрации Иртышского сельского поселения Н.Г. Шульга, указано, что 10.12.2014 г. между Администрацией Черлакского муниципального района и Администрацией Иртышского сельского поселения было заключено соглашение о передаче части полномочий в области организации в границах Иртышского сельского поселения водоснабжения. Для осуществления переданных полномочийАдминистрацией Иртышского сельского поселения создано МУП «Эководсервис». Администрацией Иртышского сельского поселения разработана и утверждена схема холодного водоснабжения не на питьевую воду, а на поставку технической воды, так как на территории поселения отсутствуют очистные сооружения, позволяющие обеспечить жителей поселения качественной питьевой водой. Тариф в Региональной энергетической комиссии Омской области защищается на техническую воду, где не отражаются затраты на проведение производственного контроля. Администрацией Иртышского сельского поселения разработан проект «Реконструкции водоснабжения вс. Иртыш Черлакского района Омской области» в рамках федерального национального проекта «Чистая вода». Данный проект включает в себя мероприятия по строительству группового водопровода, первой очередью которого является строительство дюкера через реку Иртыш и присоединение существующего внутрипоселкового водопровода к очистным сооружениям станции очистки «Пристанское». 22.10.2022 г. получено положительное заключение Государственной экспертизы, проект передан в Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Омской области для включения его в финансирование. Ориентировочный срок реализации 2024-2025 гг. В случае получения к станции очистки воды «Пристанское» заявленные требования станут неактуальными. Просит отсрочить выполнение требований истца до 31.12.2025 г.
Представитель ответчика Администрации Черлакского муниципального района Омской области в судебном заседании отсутствовал, о времени и месте судебного разбирательства уведомлен надлежащим образом. В отзыве на исковое заявление, представленном Е.В. Козловой, действующей на основании доверенности указано, что Администрация Черлакского муниципального района не является надлежащим ответчиком, поскольку 10.12.2014 г. между Администрацией Черлакского муниципального района и Администрацией Иртышского сельского поселения было заключено соглашение о передаче части полномочий в области организации в границах Иртышского сельского поселения водоснабжения. Просит в удовлетворении заявленных исковых требований в отношении Администрации Черлакского муниципального района отказать в полном объеме.
Изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 41 Конституции РФ в Российской Федерации поощряется деятельность, способствующая экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Как следует из ч.2 ст.3 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", общими принципами государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения являются:
1) приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению;
2) создание условий для привлечения инвестиций в сферу водоснабжения и водоотведения, обеспечение гарантий возврата частных инвестиций;
3) обеспечение технологического и организационного единства и целостности централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения;
4) достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов;
5) установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения;
6) обеспечение стабильных и недискриминационных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения;
7) обеспечение равных условий доступа абонентов к водоснабжению и водоотведению;
8) открытость деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих регулирование в сфере водоснабжения и водоотведения.
Из ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" следует, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения; осуществлять гигиеническое обучение работников.
Согласно п.1 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами.(п.2 ст. 18Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ)
Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.(п.3 ст. 18Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ)
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, индивидуальные предприниматели и юридические лица в случае, если водные объекты представляют опасность для здоровья населения, обязаны в соответствии с их полномочиями принять меры по ограничению, приостановлению или запрещению использования указанных водных объектов.
Зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам. Положение о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения утверждается Правительством Российской Федерации.(п.5 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ)
В силу п.1 ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям. (п.2 ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ)
Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей. (п.3 ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ)
Согласно ст. 55 Водного кодекса Российской Федерации, собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса.
Согласно п.3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.(п.4 ст. 14 Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ)
Согласно пп. 4.3 п.1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают следующими полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении".
В соответствии с п. 3 ст. 1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, в том числе открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), устанавливаются законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательством о техническом регулировании (далее также - установленные требования).
Из п.2 ст. 23 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" следует, что органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.
Забор воды для холодного водоснабжения с использованием централизованных систем холодного водоснабжения должен производиться из источников, разрешенных к использованию в качестве источников питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации. При отсутствии таких источников либо в случае экономической неэффективности их использования забор воды из источника водоснабжения и подача организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды абонентам осуществляется по согласованию с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. (п.3 ст. 23 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ)
Питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, считается соответствующей установленным требованиям в случае, если уровни показателей качества воды не превышают нормативов качества питьевой воды более чем на величину допустимой ошибки метода определения. (п.4 ст. 23 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ)
Пункт 12 ст. 23 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" предусматривает, что соответствие качества питьевой воды установленным требованиям при осуществлении холодного водоснабжения с использованием нецентрализованных систем холодного водоснабжения обеспечивается лицами, осуществляющими эксплуатацию таких систем.
Согласно СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденным Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3, хозяйствующие субъекты, осуществляющие водоснабжение и эксплуатацию систем водоснабжения, должны осуществлять производственный контроль по программе производственного контроля качества питьевой и горячей воды, разработанной и согласованной в соответствии с Правилами осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.01.2015 N 10 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 2, ст. 523) и приложениями N 2 - N 4 к Санитарным правилам.(пункт 77); перечень показателей, по которым осуществляется производственный контроль, и требования к установлению частоты отбора проб должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям (пункт 79).
Согласно пункту 75 СанПиН 2.1.3684-21, качество и безопасность питьевой и горячей воды должны соответствовать гигиеническим нормативам. Качественной признается питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием систем водоснабжения, если при установленной частоте контроля в течение года не выявлены: превышения уровней гигиенических нормативов по микробиологическим (за исключением ОМЧ, ОКБ, ТКБ, Escherichiacoli), паразитологическим, вирусологическим показателям, уровней вмешательства по радиологическим показателям;превышения уровней гигиенических нормативов ОМЧ, ОКБ, ТКБ и Escherichiacoli в 95% и более проб, отбираемых в точках водоразбора, при количестве исследуемых проб не менее 100 за год; превышения уровней гигиенических нормативов органолептических, обобщенных показателей, неорганических и органических веществ более, чем на величину ошибки метода определения показателей.
Согласно пунктам 4, 5 "Правил осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.01.2015 N 10 "О порядке осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды", перечень показателей, по которым осуществляется производственный контроль, и требования к установлению частоты отбора проб воды устанавливаются Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Производственный контроль осуществляется в соответствии с программой производственного контроля качества воды (далее - программа производственного контроля), которая разрабатывается организацией, осуществляющей водоснабжение, и согласовывается с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (далее - территориальный орган).
В соответствии с ч.ч. 1, 2, 5 ст. 25 Федерального закона № 416-ФЗ"О водоснабжении и водоотведении" производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения, включает в себя отбор проб воды, проведение лабораторных исследований и испытаний на соответствие воды установленным требованиям и контроль за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе водоснабжения.
Производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды осуществляется организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение. Порядок осуществления производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Программа производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды разрабатывается организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение, и согласовывается с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
По смыслу приведенных норм, обязанность осуществления производственного контроля качества воды, подаваемой абонентам, возложена на организации, осуществляющие холодное и горячее водоснабжение (в том числе гарантирующие организации), которыми в соответствии со статьей 2 Федерального закона № 416-ФЗ, являются юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, а также организации, осуществляющие холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенные решением органа местного самоуправления.
Кроме того, санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта может получить только собственник водного объекта.
Согласно п.1 ст. 40 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей",федеральный государственный контроль (надзор) в области защиты прав потребителей осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (далее - орган государственного надзора).
Согласно п.7 ст. 40 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", орган государственного надзора вправе обращаться в суд с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей).
Как установлено в судебном заседании, соглашением от 10.12.2014 г. между администрациями Иртышского сельского поселения Черлакского муниципального района Омской области и Черлакского муниципального района Омской области полномочия в части организации водоснабжения переданы сельскому поселению, при этом администрация Черлакского муниципального района осуществляет контроль за надлежащим исполнением возложенных обязанностей.
В период с 15.11.2022 г. по 09.12.2022 г. Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области в Калачинском районе проведена внеплановая выездная проверка в отношении МУП «Эководсервис», в результате которой выявлены нарушения санитарного законодательства, что подтверждается актом от 09.12.2022 г.
Из акта внеплановой выездной проверки от 09.12.2022 г. следует, что МУП «Эководсервис» осуществляет централизованное водоснабжение в Иртышском сельском поселении, при этом им не разработанапрограмма производственного контроля за качеством воды, не осуществляется производственный контроль качества воды из распределительной сети, и перед поступлением в сеть, не представлены результаты производственного контроля за 2022 г.; отсутствует проект зон санитарной охраны водозабора из поверхностного источника водоснабжения с. Иртыш Черлакского района Омской области (р. Иртыш), отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение на проект; отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение на использование водного объекта (р. Иртыш) в целях хозяйственно-бытового водоснабжения вс. Иртыш Черлакского района Омской области.
Согласно протоколам испытаний № 4608, 4610, 4612 от 21.11.2022 г., исследованные пробы воды водопроводной, отобранной из распределительной сети (водоразборная колонка), не соответствуют гигиеническим требованиям по санитарно-химическим показателям по мутности.
Нарушения санитарно-эпидемиологических требований послужили основанием для привлечения МУП «Эководсервис» к административной ответственности. Постановлением главного государственного санитарного врача в Калачинском, Черлакском, Нижнеомском, Горьковском, Оконешниковском, Кормиловском районах Омской области МУП «Эководсервис» признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 6.3, ст. 6.5 КоАП РФ, а именно: за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, и за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению, за что ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.
10.01.2023 г. в адрес МУП «Эководсервис» направлено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Согласно абзацу четвертому пункта 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" на основании части 4 статьи 1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по аналогии с частью 4 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу об административном правонарушении обязательны для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесено постановление (решение), по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.
Учитывая изложенное, суд полагает, что надлежащими ответчиками по делу являются МУП «Эководсервис» и администрация Иртышского сельского поселения. Оснований для возложения указанных обязанностей на администрацию Черлакского муниципального района Омской области в данном случае не имеется.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что ответчиками нарушаются требования санитарно-эпидемиологического законодательства, выразившиеся в необеспечении условий, необходимых для использования водопроводных сооружений, в целях подачи воды населению по назначению, в отсутствии программы производственного контроля за качеством воды, в невыполнении производственного контроля качества воды из распределительной сети, и перед поступлением в сеть; отсутствии проекта зон санитарной охраны водозабора из поверхностного источника водоснабжения с. Иртыш Черлакского района Омской области (р. Иртыш), отсутствии санитарно-эпидемиологического заключения на проект; отсутствии санитарно-эпидемиологического заключения на использование водного объекта (р. Иртыш) в целях хозяйственно-бытового водоснабжения в с. Иртыш Черлакского района Омской области, поскольку материалами дела достоверно подтверждается, что населению с. Иртыш Черлакского района поставляется вода ненадлежащего качества, не соответствующая действующим санитарным правилам и нормам, отсутствует программа производственного контроля качества воды, не осуществляется производственный контроль, не получено санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта санитарным правилам и нормам, что не оспаривается ответчиком.
При этом Администрацией Иртышского сельского поселения разработан проект «Реконструкции централизованной системы водоснабжения с. Иртыш Черлакского района Омской области» в рамках федерального национального проекта «Чистая вода». 22.10.2022 г. получено положительное заключение Государственной экспертизы Омской области по вышеуказанному проекту, который передан в Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Омской области для включения его в финансирование. В связи с чемзаявленное истцом требование о признании противоправнымбездействия ответчиков, выразившиеся в необеспечении условий, необходимых для использования водопроводных сооружений, в целях подачи воды населению по назначению, противоправными в отношении неопределённого круга потребителей, по мнению суда не подлежит удовлетворению, поскольку Администрацией Иртышского сельского поселения принимались меры по устранению выявленных нарушений.
Кроме того, суд не находит оснований для обязания ответчиков опубликовать решения в средствах массовой информации, поскольку данная информация может быть донесена до населения иными способами, в том числе и истцом.
На основе анализа исследованных в судебном заседании доказательств суд приходит к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения заявленных исковых требований.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. В соответствии с ч. 1 ст. 107 ГПК РФ, если сроки не установлены законом, то они назначаются судом с учетом принципа разумности.
С учетом ходатайств Администрации Иртышского сельского поселения и МУП «Эководсервис», учитывая, что данные мероприятия требуют значительных временных затрат, суд полагает необходимым установить определенный срок, в течение которого решение должно быть исполнено - до 31.12.2023 г.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковое заявление Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области в Калачинском районе – удовлетворить частично.
Обязать Администрацию Иртышского сельского поселения Черлакского муниципального района Омской области, МУП «Эководсервис» принять меры по разработке и утверждению программы производственного контроля за качеством воды, разработать план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствии с установленными требованиями, в соответствии с п. 6,7 ст. 23 Федерального закона № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»; принять меры по разработке и утверждению проекта зон санитарной охраны водозабора из поверхностного источника водоснабжения с. Иртыш Черлакского района Омской области (р. Иртыш), в соответствии с СанПин 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»; принять меры по получению санитарно-эпидемиологического заключения на использование водного объекта (р. Иртыш) в целях хозяйственно-бытового водоснабжения в с. Иртыш Черлакского района Омской области, в соответствии с ч.3 ст.18 Федерального закона от 30.03.199 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; провести мероприятия по недопущению подачи в жилые дома и на объекты социального назначения питьевой воды, качество которой не соответствует требованиям законодательства, обеспечить население с. Иртыш Черлакского района Омской области питьевой водой, соответствующей требованиям главы 3 СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2, в срок до 31.12.2023 г.
В остальной части заявленных исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Черлакский районный суд Омской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Ю.Л. Околелов