Судебный акт #1 (Решения) по делу № 2-821/2023 (2-5103/2022;) ~ М-5068/2022 от 16.12.2022

                                                                                                               Дело №2-821/2023

                                                                  УИД: 50RS0029-01-2022-006535-16

РЕШЕНИЕ

                                   Именем Российской Федерации

         09 октября 2023г.                                                                   г. Наро-Фоминск

Наро-Фоминский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Бузылевой Н.А.,

при секретаре судебного заседания Щербининой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-821/2023 по иску ФИО4 к Администрации    Наро-Фоминского городского округа <адрес>, Комитету по жилищно-коммунальному хозяйству и дорожной деятельности Администрации Наро-Фоминского городского округа, Комитету по управлению имуществом Администрации Наро-Фоминского городского округа, Территориальному управлению Таширово Наро-Фоминского городского округа о возложении обязанности обустроить проезд к земельному участку, взыскании судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

ФИО4, действуя в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО1, ФИО2, ФИО3, обратилась в суд с иском к Администрации    Наро-Фоминского городского округа <адрес>, Комитету по жилищно-коммунальному хозяйству и дорожной деятельности Администрации Наро-Фоминского городского округа, Комитету по управлению имуществом Администрации Наро-Фоминского городского округа, Территориальному управлению Таширово Наро-Фоминского городского округа, в котором, уточнив исковые требования в порядке ст.39 ГПК РФ, просит:

    -обязать обеспечить транспортной инфраструктурой, а именно автомобильной дорогой общего пользования, сконструированной в соответствии со всеми действующими государственными стандартами, требованиями, принципами и нормами конструирования и расчета дорожных одежд для автомобильных дорог общего пользования, обеспечивающей проезд к земельному участку с кадастровым номером , предоставленному согласно <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 73/2011-03 "О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в <адрес>" в срок до 7 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда,

-обязать по окончании строительных работ принять дорогу на баланс с последующим содержанием дороги, которое включает в себя комплекс работ, выполняемый в течение всего года (с учетом сезона: работы по уходу за дорогой, по профилактике и устранению возникающих повреждений, а также по зимнему содержанию дороги),

-взыскать судебные расходы истца в виде гос. пошлины в сумме 300 рублей и издержки, связанные с рассмотрением дела, а именно стоимость экспертизы в сумме 55000 рублей.

В обоснование исковых требований указано, что ФИО4 и члены ее семьи являются собственником участка в долевой собственности в <адрес> с кадастровым номером , полученного по закону Президента РФ «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в <адрес>» в декабре 2016 года (постановление Администрации N93113 от ДД.ММ.ГГГГ). Участок находится в лесном массиве, подьезда к участкам вообще нет. Неоднократно обращались в Администрацию <адрес>, но результатов это не дало. Использование земельного участка для целей ИЖС (индивидуального жилищного строительства) зависит от возможности обеспечения участков транспортной инфраструктурой в частности), и соответственно, возможность реализации многодетными гражданами меры социальной поддержки по обеспечению жильем возникает только при условии исполнения муниципальным образованием обязанности по созданию необходимой коммунальной транспортной и иной инфраструктуры. Ввиду отсутствия подъезда к участку, истец не может реализовать свое право на использование участка в целях ИЖС.

    Истец ФИО4 в судебном заседании исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении.

    Представитель ответчика Администрации Наро-Фоминского городского округа, ФИО7, действующий на основании доверенности, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, пояснив, что Комитет по ЖКХ и дорожной деятельности является структурным подразделением администрации. Строительство дорог осуществляет именно Комитет.

    Представитель ответчика Комитета по управлению имуществом Администрации Наро-Фоминского городского округа <адрес>, ФИО8, действующий на основании доверенности, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, пояснив, что в дальнейшем, когда будет обустроена дорога к участку истца, на основании соответствующих документов дорога будет поставлена на баланс.

    Представитель ответчика Территориального управления Таширово, ФИО9, действующая на основании доверенности, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, пояснив, что в полномочия территориального управления строительство дорог не входит.

Представитель ответчика Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству и дорожной деятельности, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебном заседании отсутствовал.

Третье лицо ФИО5 в судебном заседании исковые требования поддержал, пояснив, что к участку никогда не было подъезда и нет сейчас.

Исследовав письменные материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению частично.

Согласно подпункту 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Задача государства по обеспечению граждан доступным и комфортным жильем была обозначена в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг". Пунктом 2 Указа Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предписано разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.

При решении вопроса о предоставлении земельного участка в собственность гражданам бесплатно должны приниматься во внимание реальные показатели пригодности конкретного земельного участка для целей ведения индивидуального жилищного строительства с точки зрения его оснащенности объектами необходимой инфраструктуры, что получило свое отражение в Методических рекомендациях субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей (утверждены приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 9 сентября 2013 года N 372; подпункты 3 и 4 пункта 17).

В <адрес> данные правоотношения урегулированы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 73/2011-ОЗ "О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в <адрес>".

Статьей 6.2 названного закона (в редакции <адрес>, действовавшей на момент предоставления земельного участка) было предусмотрено, что расходы, возникающие в связи с обеспечением транспортной инфраструктурой земельных участков, предоставляемых многодетным семьям, за исключением случая, указанного в части 3 статьи 4.3 настоящего Закона, осуществляются:

за счет средств бюджетов муниципальных образований <адрес>, предусмотренных в указанных бюджетах на соответствующий финансовый год, внебюджетных источников финансирования, а также иных не запрещенных законодательством Российской Федерации источников, - в целях строительства подъездных автомобильных дорог, указанных в статье 4.3 настоящего Закона;

за счет средств бюджетов муниципальных образований <адрес>, предусмотренных в указанных бюджетах на соответствующий финансовый год, внебюджетных источников финансирования, а также иных не запрещенных законодательством Российской Федерации источников, за исключением средств бюджета <адрес>, - в целях строительства улично-дорожной сети (внутриквартальных проездов).

Для целей настоящего Закона под транспортной инфраструктурой понимаются автомобильные дороги общего пользования местного значения, обеспечивающие подъезд к земельным участкам, предоставляемым многодетным семьям (далее - подъездные автомобильные дороги), а также улично-дорожная сеть (внутриквартальные проезды) в границах территории, в состав которой входят предоставляемые многодетным семьям земельные участки и земли общего пользования (статья 4.3. вышеуказанного закона).

Таким образом, региональным законом предусматривалось обеспечение земельных участков, предоставляемых многодетным семьям, транспортной инфраструктурой за счет средств местного бюджета.

При этом, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 9 ноября 2017 года N 2516-О "По жалобе администрации <адрес> на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем, чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.

В ходе судебного заседания установлено и следует из материалов дела, что постановлением администрации Наро-Фоминского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5, ФИО4, ФИО2, ФИО1, ФИО3 в общую долевую собственность в равных долях бесплатно предоставлен земельный участок с кадастровым номером площадью 1500 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, сельское поселение Ташировское, д.Малые Семенычи (л.д. 28).

Право общей долевой собственности ФИО5, ФИО4, ФИО2, ФИО1, ФИО3 на вышеуказанный земельный участок зарегистрировано в установленном законом порядке (том 1 л.д. 144-147).

С целью установления, имеется ли проезд, подход к земельному участку с кадастровым номером , судом по делу была назначена судебная землеустроительная экспертиза, производство которой поручено ИП ФИО10

ИП ФИО10 представлено заключение экспертизы (л.д. 191-229).

Экспертом представлен план границ земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес>, с/п Ташировское, д.Малые Семенычи, принадлежащего Истцам, с отображением аэрофотосъемки местности. Фактические границы обозначены с использованием условных обозначений, отображающих тип существующего на местности ограждения, с пояснением соответствующего условного знака.

Фактические границы земельного участка с кадастровым номером , на местности закреплены межевыми знаками, ограждение по периметру отсутствует.

В результате натурного обследования установлено, что обустроенный проезд/проход к исследуемому земельному участку с кадастровым номером , отсутствует. По фасадной части исследуемого земельного участка, граничащей с землями общего пользования, произрастает древесно-кустарниковая растительность.

В материалах дела представлены документы, из которых следует, что земельный участок с кадастровым номером , образован путем радела земельного участка с кадастровым номером . Для обеспечения доступа к земельному участку с кадастровым номером , образован земельный участок с кадастровым номером

Из дополнительно представленных документов (выписка из ЕГРН № от ДД.ММ.ГГГГ., на земельный участок с кадастровым номером ) следует, что земельный участок подлежит снятию с государственного кадастрового учета по истечении пяти лет со дня его государственного кадастрового учета, если на него не будут зарегистрированы права. Исходя из данных Выписки из ЕГРН № от ДД.ММ.ГГГГ., следует, что: Объект недвижимости с кадастровым номером снят с кадастрового учета ДД.ММ.ГГГГ.

В ответе Комитета по управлению имуществом Администрации Наро-Фоминского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ. исх-760 КУИ, указано, что в перечне автомобильных дорог общего пользования местного назначения, утвержденном постановлением Администрации Наро-Фоминского городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. и в реестре муниципального имущества Наро-Фоминского городского округа <адрес> значатся:

- автомобильная дорога «подъезд к д. Малые Семёнычи», идентификационный номер (ID) , протяженностью 100м, кадастровый ;

- автомобильная дорога «д. Малые Семёнычи», идентификационный номер (ID) , протяженностью 1000 м.

Технические паспорта на вышеуказанные автомобильные дороги в Комитете отсутствуют.

Из дополнительно представленных документов, ответа БТИ МО Исх от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что технические паспорта на автомобильную дорогу в д. Малые Семёнычи, протяженностью 1000 м., в архиве БТИ не имеется.

В результате дополнительно проведенных исследований, анализа поступивших документов, эксперт пришел к выводу, что существующая улично-дорожная сеть в д. Малые Семёнычи, а именно ближайшая автомобильная дорога, относительно исследуемого земельного участка, расположенная вдоль земельных участков 38-43 д. Малые Семёнычи, является - автомобильной дорогой «д. Малые Семёнычи», идентификационный номер (ID) , протяженностью 1000 м.

В Графических приложениях , 3-1, отображена - автомобильная дорога «д. Малые Семёнычи», идентификационный номер (ID) , протяженностью 1000 м., в части местоположения земельных участков 38-43 д. Малые Семёнычи.

Следовательно, для обеспечения доступа к земельному участку с кадастровым номером , принадлежащему Истцам, необходимо обустроить проезд от существующей автомобильной дороги «д.Малые Семенычи», идентификационный номер (ID) , до земельного участка Истцов, общей протяженностью 183 м., в соответствии с представленным каталогом координат оси подъездной дороги.

Экспертом представлен вариант обустройства подъездной дороги к земельному участку с кадастровым номером .

Оценивая данное заключение экспертизы, суд считает, что оно является четким, ясным, полным, понятным, внутренних противоречий не содержит. Оснований сомневаться в его выводах не имеется, поскольку проведенное по делу экспертное исследование, по мнению суда, полностью соответствует требованиям гражданско-процессуального закона, выполнено специалистом, квалификация которого сомнений не вызывает. Эксперт был предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Выводы специалиста оформлены надлежащим образом, научно обоснованы, в связи с чем представляются суду достоверными.

Таким образом, представленными по делу доказательствами достоверно подтверждено, что к земельному участку с кадастровым номером , предоставленному семье ФИО12 на основании Закона Московской области от 1 июня 2011 года N 73/2011-ОЗ "О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области", отсутствует обустроенный проезд/проход.

    Согласно пункта 5 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа в числе относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Согласно Положению о Комитете по жилищно-коммунальному хозяйству и дорожной деятельности Администрации Наро-Фоминского городского округа Комитет осуществляет следующие функции:     осуществляет составление и ведение перечня автомобильных дорог местного значения; участвует в организации работ по благоустройству территории Наро-Фоминского городского района, работ по строительству, реконструкции, капитальному и текущему ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения Наро-Фоминского городского округа.

    Разрешая спор, суд исходит из того, что в нарушение закона Администрацией не предприняты необходимые меры по организации обеспечения предоставленного земельного участка транспортной инфраструктурой. В отсутствие транспортной доступности семья ФИО12 лишена возможности в полной мере использовать предоставленный земельный участок по целевому назначению.

    Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о возложении на Администрацию    Наро-Фоминского городского округа <адрес> и Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству и дорожной деятельности Администрации Наро-Фоминского городского округа обеспечить транспортной инфраструктурой- автомобильной дорогой земельный участок с кадастровым номером , принадлежащий ФИО12.

    Оснований для возложения такой обязанности на Территориальное управление Таширово не имеется, ввиду отсутствия полномочий у Территориального управления на строительство подъездных дорог.

    Также отсутствуют основания для возложения обязанности на Комитет по управлению имуществом Администрации Наро-Фоминского городского округа принять дорогу на баланс, поскольку вопрос принятия на баланс дороги может быть рассмотрен только по окончанию строительства.

    ФИО4 просит взыскать в свою пользу расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей и по оплате производства экспертизы в сумме 55000 рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела (часть 1 статьи 88 ГПК РФ).

В соответствии со ст.94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся: суммы, подлежащие выплате экспертам.

Расходы истца ФИО4 по оплате госпошлины в сумме 300 рублей и по оплате производства экспертизы в сумме 55000 рублей подтверждены квитанциями (том 1 л.д. 11, том 2 л.д. 11).

Поскольку данные расходы являются необходимыми, подтверждены документально, связаны с рассмотрением настоящего дела, суд приходит к выводу о взыскании в пользу истца данных расходов с Администрации Наро-Фоминского городского округа <адрес> и Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству и дорожной деятельности Администрации Наро-Фоминского городского округа <адрес>

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

                                                 РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО4 к Администрации    Наро-Фоминского городского округа <адрес>, Комитету по жилищно-коммунальному хозяйству и дорожной деятельности Администрации Наро-Фоминского городского округа, Комитету по управлению имуществом Администрации Наро-Фоминского городского округа, Территориальному управлению Таширово Наро-Фоминского городского округа о возложении обязанности обустроить проезд к земельному участку, взыскании судебных расходов, удовлетворить частично.

Обязать Администрацию    Наро-Фоминского городского округа <адрес>, Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству и дорожной деятельности Администрации Наро-Фоминского городского округа обеспечить транспортной инфраструктурой- автомобильной дорогой земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>.

Взыскать с Администрации    Наро-Фоминского городского округа <адрес>, Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству и дорожной деятельности Администрации Наро-Фоминского городского округа в равных долях расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей, расходы по оплате производства экспертизы в размере 55000 рублей.

Исковые требования ФИО4 в части возложения обязанности принять дорогу на баланс, а также требования, заявленные к Комитету по управлению имуществом Администрации Наро-Фоминского городского округа <адрес>, оставить без удовлетворения.

       Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Наро-Фоминский городской суд <адрес> в течение месяца с даты принятия решения в окончательной форме.

ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: <адрес>, паспорт

Администрация Наро-Фоминского городского округа <адрес> ОГРН

Комитет по управлению имуществом Администрации наро-Фоминского городского округа ОГРН ИНН КПП

          Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству и дорожной деятельности Администрации Наро-Фоминского городского округа, ОГРН ИНН

Территориальное управление Таширово Наро-Фоминского городского округа

ИНН

    Судья:                         Н.А. Бузылева

       Решение в окончательной форме изготовлен 23.11.2023.

2-821/2023 (2-5103/2022;) ~ М-5068/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Береснева Марина Петровна в своих инт. и в инт.несовершеннолетних Бересневой В.С., Бересневой К.С.
Ответчики
Комитет по ЖКХ и Дорожной Деятельности
КУИ Администрации Наро-Фоминского городского округа Московской области
Территориальное управление Таширово Наро-Фоминского г.о.
Администрация Наро-Фоминского г.о.
Другие
Береснев Сергей Евгеньевич
Суд
Наро-Фоминский городской суд Московской области
Судья
Бузылева Наталья Алексеевна
Дело на странице суда
naro-fominsk--mo.sudrf.ru
16.12.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.12.2022Передача материалов судье
19.12.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.12.2022Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
29.12.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.01.2023Подготовка дела (собеседование)
23.01.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
30.01.2023Предварительное судебное заседание
30.01.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
14.02.2023Предварительное судебное заседание
14.03.2023Судебное заседание
19.06.2023Производство по делу возобновлено
19.06.2023Судебное заседание
12.07.2023Судебное заседание
09.08.2023Судебное заседание
04.10.2023Судебное заседание
09.10.2023Судебное заседание
23.11.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.11.2023Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решения)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее