Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-896/2023 ~ М-845/2023 от 21.11.2023

Дело № 2-896/2023, № 12RS0002-01-2023-001926-41

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Звенигово                         20 декабря 2023 года

Звениговский районный суд Республики Марий Эл в составе председательствующего судьи Юпуртышкиной С.В., при секретаре Васягиной А.В., с участием от истца Ломова А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Марийского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Шелангерской сельской администрации Звениговского муниципального района Республики Марий Эл о возложении обязанности по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения,

У С Т А Н О В И Л:

Марийский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд к Шелангерской сельской администрации Звениговского муниципального района Республики Марий Эл с иском о возложении обязанности в течение 18 месяцев обеспечить безопасность гидротехнического сооружения – на <адрес> у <адрес>, кадастровый , а именно в установленном законом порядке: провести регулярное обследование гидротехнического сооружения (далее - ГТС); произвести расчет размера вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС; при подтверждении актом регулярного обследования необходимости декларирования безопасности ГТС обеспечить представление декларации безопасности ГТС в соответствии с постановлением Правительства РФ от <дата> «О декларировании безопасности гидротехнических сооружений». В обоснование требований указано, что Марийской межрайонной природоохранной прокуратурой на основании сведений, представленных Приволжским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Приволжское управление Ростехнадзора), проведена проверка исполнения законодательства, направленного на обеспечение безопасности ГТС в деятельности Шелангерской администрации Звениговского муниципального района Республики Марий Эл. Установлено, что на территории Шелангерского сельского поселения Звениговского муниципального района Республики Марий Эл расположено ГТС – плотина на <адрес> (кадастровый ), находящееся в муниципальной Проведенной проверкой выявлено, что Администрацией Шелангерского сельского поселения не принимаются достаточные меры по обеспечению его безопасности, что может привести к возникновению чрезвычайной ситуации и созданию опасности причинения вреда здоровью граждан и окружающей среде, что послужило поводом обращения в суд.

В судебном заседании Марийской природоохранный прокурор Ломов А.А. поддержал требование в части возложения обязанности на ответчика в течение 18 месяцев произвести расчет размера вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС; - при подтверждении актом регулярного обследования необходимости декларирования безопасности ГТС обеспечить представление декларации безопасности ГТС в соответствии с постановлением Правительства РФ от <дата> «О декларировании безопасности гидротехнических сооружений». Иные требования не поддерживал, ввиду их добровольного исполнения ответчиком.

Ответчик Шелангерская сельская администрация Звениговского муниципального района просила о рассмотрении дела без участия своего представителя.

Третье лицо Приволжское управление Ростехнадзора просило о рассмотрении дела без участия своего представителя, в письменном отзыве сообщило о проведении регулярного обследования ГТС, по результатам которого составлен Акт регулярного обследования гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений) на <адрес> у <адрес>, утвержденный <дата>. Согласно положениям раздела IV «Выводы и мероприятия» Акта, в отношении ГТС разработан расчет вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС, согласованный Министерством природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл. Сделан вывод о том, что ГТС подлежит декларированию, определен срок разработки и представления декларации безопасности ГТС в Управление – <дата>.

Суд счел возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежаще извещенных о времени и месте проведения судебного разбирательства.

Заслушав Марийского межрайонного природоохранного прокурора Ломова А.А., изучив материалы дела, оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее ГПК РФ), суд приходит к следующему.

Судом по материалам дела установлено, что на территории Шелангерского сельского поселения Звениговского муниципального района Республики Марий Эл расположено Г- плотина на <адрес> кадастровый , находящееся в собственности муниципального образования «Шелангерское сельское поселение». Проведенной проверкой выявлено, что Администрацией Шелангерского сельского поселения не принимаются достаточные меры по обеспечению его безопасности, что может привести к возникновению чрезвычайной ситуации и созданию опасности причинения вреда здоровью граждан и окружающей среде.

Так, природоохранной прокуратурой установлено невыполнение требований, предусмотренных Федеральным законом от <дата> № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее - Федеральный закон «О безопасности ГТС»); постановления Правительства РФ от <дата> «О декларировании безопасности гидротехнических сооружений»; Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения, утверждённых постановлением Правительства РФ от <дата> ; приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от <дата> .

B нарушение вышеуказанных требований органом местного самоуправления поселения не исполнены следующие обязанности собственника ГТС: обеспечить проведение регулярных обследований Федерального закона «О безопасности ГТС»); произвести расчет размера максимального вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС (п. 3 Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения, утвержденных постановлением Правительства РФ от <дата> ); представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений (ст. 8 Федерального закона «О безопасности ГТС»; п. 4 ст. 3 Федерального закона от <дата> № 255-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности гидротехнических сооружений»).

И.о. прокурора в адрес Администрации <дата> внесено представление об устранении нарушений закона, которое не было исполнено.

В силу ст. 3 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» безопасность гидротехнических сооружений - свойство гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов; декларация безопасности гидротехнического сооружения - документ, в котором обосновывается безопасность гидротехнического сооружения и определяются меры по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения с учетом его класса.

Согласно ст. 8 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» обеспечение безопасности ГТС осуществляется на основании следующих общих требований: обеспечение допустимого уровня риска аварий ГТС; представление деклараций безопасности; осуществление федерального государственного надзора в области безопасности ГТС; непрерывность эксплуатации гидротехнических сооружений; осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях; ответственность за действия (бездействие), которые повлекли за собой снижение безопасности гидротехнических сооружений ниже допустимого уровня.

Собственник ГТС и (или) эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает ущерб, нанесенный результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.

Статьей 1 Федерального закона Российской Федерации от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», установлено, что предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения. Финансовое обеспечение установленных законом мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций в границах муниципального является расходным обязательством муниципального образования.

Согласно ч. 2 ст. 11 Федерального закона «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют мероприятия по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10 января 2001 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды.

Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» эксплуатация объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Неисполнение требований законодательства при обеспечении безопасности ГТС может привести к возникновению чрезвычайной ситуации, ущемляет права неопределенного круга лиц, пребывающих на территории Шелангерского сельского поселения, создает угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц на жизнь и защиту от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, создает опасность причинения вреда окружающей среде.

Согласно статье 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации. На основании статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством. Гражданское законодательство основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты (ст. 1 ГК РФ). Способы защиты гражданских прав изложены в ст. 12 ГК РФ.

Как следует из представленных Приволжским управлением Ростехнадзора сведений и документов, в отношении Г- плотины на <адрес>, кадастровый , проведено регулярное обследование ГТС, по результатам которого составлен Акт регулярного обследования гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений) на <адрес>, утвержденный и.о. главы Шелангерской сельской администрации <дата>. Техническое состояние ГТС на <адрес> оценено как работоспособное.

Согласно положениям раздела IV «Выводы и мероприятия» упомянутого Акта, в отношении ГТС разработан расчет вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС, согласованный Министерством природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл. Сделан вывод о том, что ГТС подлежит декларированию, определен срок разработки и представления декларации безопасности ГТС в Приволжское управление Ростехнадзора – <дата>.

При таких обстоятельствах, требование Марийского межрайонного природоохранного прокурора о возложении на Шелангерскую сельскую администрацию как исполнительно-распорядительный орган муниципального образования «Шелангерское сельское поселение», в собственности которого имеется ГТС, обеспечить представление декларации безопасности ГТС с кадастровым номером 12:14:0000000:7549 в соответствии с постановлением Правительства РФ от <дата> «О декларировании безопасности гидротехнических сооружений» подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198,199 ГПК РФ суд,

РЕШИЛ:

Иск удовлетворить.

Возложить на Шелангерскую сельскую администрацию Звениговского муниципального района Республики Марий Эл (ИНН 1203005937) обязанность в течение 18 месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу обеспечить безопасность гидротехнического сооружения на <адрес> у <адрес>, кадастровый , а именно: обеспечить представление декларации безопасности гидротехнического сооружения в соответствии с постановлением Правительства РФ от <дата> «О декларировании безопасности гидротехнических сооружений».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме, с подачей жалобы через Звениговский районный суд Республики Марий Эл.

Председательствующий судья С.В. Юпуртышкина

Мотивированное решение изготовлено 27 декабря 2023 года

2-896/2023 ~ М-845/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Марийская межрайонная природоохр.прокуратура
Ответчики
Шелангерская сельская адмиистраця
Другие
Приволжское управление Ростехнадзора
Суд
Звениговский районный суд Республики Мари Эл
Судья
Юпуртышкина С.В.
Дело на странице суда
zvenigocsky--mari.sudrf.ru
21.11.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.11.2023Передача материалов судье
28.11.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.11.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.12.2023Судебное заседание
27.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее