Дело № 2-896/2023, № 12RS0002-01-2023-001926-41
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Звенигово 20 декабря 2023 года
Звениговский районный суд Республики Марий Эл в составе председательствующего судьи Юпуртышкиной С.В., при секретаре Васягиной А.В., с участием от истца Ломова А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Марийского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Шелангерской сельской администрации Звениговского муниципального района Республики Марий Эл о возложении обязанности по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения,
У С Т А Н О В И Л:
Марийский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд к Шелангерской сельской администрации Звениговского муниципального района Республики Марий Эл с иском о возложении обязанности в течение 18 месяцев обеспечить безопасность гидротехнического сооружения – на <адрес> у <адрес>, кадастровый №, а именно в установленном законом порядке: провести регулярное обследование гидротехнического сооружения (далее - ГТС); произвести расчет размера вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС; при подтверждении актом регулярного обследования необходимости декларирования безопасности ГТС обеспечить представление декларации безопасности ГТС в соответствии с постановлением Правительства РФ от <дата> № «О декларировании безопасности гидротехнических сооружений». В обоснование требований указано, что Марийской межрайонной природоохранной прокуратурой на основании сведений, представленных Приволжским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Приволжское управление Ростехнадзора), проведена проверка исполнения законодательства, направленного на обеспечение безопасности ГТС в деятельности Шелангерской администрации Звениговского муниципального района Республики Марий Эл. Установлено, что на территории Шелангерского сельского поселения Звениговского муниципального района Республики Марий Эл расположено ГТС – плотина на <адрес> (кадастровый №), находящееся в муниципальной Проведенной проверкой выявлено, что Администрацией Шелангерского сельского поселения не принимаются достаточные меры по обеспечению его безопасности, что может привести к возникновению чрезвычайной ситуации и созданию опасности причинения вреда здоровью граждан и окружающей среде, что послужило поводом обращения в суд.
В судебном заседании Марийской природоохранный прокурор Ломов А.А. поддержал требование в части возложения обязанности на ответчика в течение 18 месяцев произвести расчет размера вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС; - при подтверждении актом регулярного обследования необходимости декларирования безопасности ГТС обеспечить представление декларации безопасности ГТС в соответствии с постановлением Правительства РФ от <дата> № «О декларировании безопасности гидротехнических сооружений». Иные требования не поддерживал, ввиду их добровольного исполнения ответчиком.
Ответчик Шелангерская сельская администрация Звениговского муниципального района просила о рассмотрении дела без участия своего представителя.
Третье лицо Приволжское управление Ростехнадзора просило о рассмотрении дела без участия своего представителя, в письменном отзыве сообщило о проведении регулярного обследования ГТС, по результатам которого составлен Акт регулярного обследования гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений) на <адрес> у <адрес>, утвержденный <дата>. Согласно положениям раздела IV «Выводы и мероприятия» Акта, в отношении ГТС разработан расчет вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС, согласованный Министерством природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл. Сделан вывод о том, что ГТС подлежит декларированию, определен срок разработки и представления декларации безопасности ГТС в Управление – <дата>.
Суд счел возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежаще извещенных о времени и месте проведения судебного разбирательства.
Заслушав Марийского межрайонного природоохранного прокурора Ломова А.А., изучив материалы дела, оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее ГПК РФ), суд приходит к следующему.
Судом по материалам дела установлено, что на территории Шелангерского сельского поселения Звениговского муниципального района Республики Марий Эл расположено Г№ - плотина на <адрес> кадастровый №, находящееся в собственности муниципального образования «Шелангерское сельское поселение». Проведенной проверкой выявлено, что Администрацией Шелангерского сельского поселения не принимаются достаточные меры по обеспечению его безопасности, что может привести к возникновению чрезвычайной ситуации и созданию опасности причинения вреда здоровью граждан и окружающей среде.
Так, природоохранной прокуратурой установлено невыполнение требований, предусмотренных Федеральным законом от <дата> № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее - Федеральный закон «О безопасности ГТС»); постановления Правительства РФ от <дата> № «О декларировании безопасности гидротехнических сооружений»; Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения, утверждённых постановлением Правительства РФ от <дата> №; приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от <дата> №.
B нарушение вышеуказанных требований органом местного самоуправления поселения не исполнены следующие обязанности собственника ГТС: обеспечить проведение регулярных обследований Федерального закона «О безопасности ГТС»); произвести расчет размера максимального вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС (п. 3 Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения, утвержденных постановлением Правительства РФ от <дата> №); представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений (ст. 8 Федерального закона «О безопасности ГТС»; п. 4 ст. 3 Федерального закона от <дата> № 255-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности гидротехнических сооружений»).
И.о. прокурора в адрес Администрации <дата> внесено представление об устранении нарушений закона, которое не было исполнено.
В силу ст. 3 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» безопасность гидротехнических сооружений - свойство гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов; декларация безопасности гидротехнического сооружения - документ, в котором обосновывается безопасность гидротехнического сооружения и определяются меры по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения с учетом его класса.
Согласно ст. 8 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» обеспечение безопасности ГТС осуществляется на основании следующих общих требований: обеспечение допустимого уровня риска аварий ГТС; представление деклараций безопасности; осуществление федерального государственного надзора в области безопасности ГТС; непрерывность эксплуатации гидротехнических сооружений; осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях; ответственность за действия (бездействие), которые повлекли за собой снижение безопасности гидротехнических сооружений ниже допустимого уровня.
Собственник ГТС и (или) эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает ущерб, нанесенный результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.
Статьей 1 Федерального закона Российской Федерации от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», установлено, что предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения. Финансовое обеспечение установленных законом мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций в границах муниципального является расходным обязательством муниципального образования.
Согласно ч. 2 ст. 11 Федерального закона «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют мероприятия по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10 января 2001 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды.
Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» эксплуатация объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Неисполнение требований законодательства при обеспечении безопасности ГТС может привести к возникновению чрезвычайной ситуации, ущемляет права неопределенного круга лиц, пребывающих на территории Шелангерского сельского поселения, создает угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц на жизнь и защиту от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, создает опасность причинения вреда окружающей среде.
Согласно статье 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации. На основании статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством. Гражданское законодательство основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты (ст. 1 ГК РФ). Способы защиты гражданских прав изложены в ст. 12 ГК РФ.
Как следует из представленных Приволжским управлением Ростехнадзора сведений и документов, в отношении Г№ - плотины на <адрес>, кадастровый №, проведено регулярное обследование ГТС, по результатам которого составлен Акт регулярного обследования гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений) на <адрес>, утвержденный и.о. главы Шелангерской сельской администрации <дата>. Техническое состояние ГТС на <адрес> оценено как работоспособное.
Согласно положениям раздела IV «Выводы и мероприятия» упомянутого Акта, в отношении ГТС разработан расчет вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС, согласованный Министерством природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл. Сделан вывод о том, что ГТС подлежит декларированию, определен срок разработки и представления декларации безопасности ГТС в Приволжское управление Ростехнадзора – <дата>.
При таких обстоятельствах, требование Марийского межрайонного природоохранного прокурора о возложении на Шелангерскую сельскую администрацию как исполнительно-распорядительный орган муниципального образования «Шелангерское сельское поселение», в собственности которого имеется ГТС, обеспечить представление декларации безопасности ГТС с кадастровым номером 12:14:0000000:7549 в соответствии с постановлением Правительства РФ от <дата> № «О декларировании безопасности гидротехнических сооружений» подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198,199 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить.
Возложить на Шелангерскую сельскую администрацию Звениговского муниципального района Республики Марий Эл (ИНН 1203005937) обязанность в течение 18 месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу обеспечить безопасность гидротехнического сооружения на <адрес> у <адрес>, кадастровый №, а именно: обеспечить представление декларации безопасности гидротехнического сооружения в соответствии с постановлением Правительства РФ от <дата> № «О декларировании безопасности гидротехнических сооружений».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме, с подачей жалобы через Звениговский районный суд Республики Марий Эл.
Председательствующий судья С.В. Юпуртышкина
Мотивированное решение изготовлено 27 декабря 2023 года