Судебный акт #1 (Определение) по делу № 11-48/2020 от 25.06.2020

Мировой судья судебного участка № 2 Исакогорского судебного района г. Архангельска

Ненашев А.А.

Дело № 11-48/2020

(9-544/2020)

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

18 августа 2020 года                             г. Архангельск

Исакогорский районный суд г. Архангельска в составе

председательствующего судьи Шарпаловой Л.А.,

при секретаре Тороповой А.С.,

рассмотрев дело по частной жалобе Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации на определение мирового судьи судебного участка № 2 Исакогорского судебного района города Архангельска от 04 июня 2020 года о возвращении заявления Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации о вынесении судебного приказа о взыскании с Кузнецова Святослава Владимировича, Кузнецовой Валерии Сергеевны задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг,

установил:

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации» (далее по тексту – ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России) обратилось к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании в солидарном порядке с Кузнецова С.В., Кузнецовой В.С. задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в размере 12 894 руб. 34 коп. и пеней за период с 11 октября 2019 года по 31 марта 2020 года в размере 313 руб. 40 коп.

Определением мирового судьи от 04 июня 2020 года указанное заявление возвращено в связи с тем, что к заявлению о вынесении судебного приказа не приложена квитанция об оплате государственной пошлины в размере 264 руб.

Не согласившись с определением, ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России подало частную жалобу, попросив его отменить.

В обоснование жалобы указано, что учреждение создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Минобороны России в сфере жилищно-эксплуатационного хозяйства. Основной целью деятельности учреждения является осуществление содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации. Взыскание задолженности по оплате коммунальных услуг и жилого помещения носит компенсационный характер и направлено на компенсацию расходов федерального бюджета из средств, выделяемых Минобороны РФ, соответственно, учреждение обратилось в суд не в собственных интересах, а в связи с осуществлением переданных ему органом государственной власти функций по предоставлению коммунальных услуг и в целях защиты государственных интересов путем взыскания средств в пользу федерального бюджета. На основании изложенного заявитель полагает, что в соответствии со ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) освобожден от уплаты государственной пошлины.

В соответствии с п. 3 ст. 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) частная жалоба рассматривается без извещения лиц, участвующих в деле.

Изучив материалы дела, проверив доводы частной жалобы, суд приходит к следующему.

В силу положений п. 2 ч. 1 ст. 125 ГПК РФ судья возвращает заявление о вынесении судебного приказа в случае, если заявленное требование не оплачено государственной пошлиной.

Возвращая ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России заявление о вынесении судебного приказа, мировой судья исходил из того, что заявитель при подаче данного заявления обязан уплатить государственную пошлину.

В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в соответствии с гражданским процессуальным законодательством РФ судами общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, выступающие по этим делам в качестве истцов или ответчиков.

Мировой судья при вынесении оспариваемого определения руководствовался Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года № 1082, согласно которому Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны. Минобороны России является органом управления Вооруженными Силами Российской Федерации.

В структуру Минобороны России входят центральные органы военного управления и иные подразделения.

На основании ст. 11.1 Федерального закона от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне» управление объединения, управление соединения и воинская часть Вооруженных Сил Российской Федерации могут являться юридическим лицом в форме федерального казенного учреждения.

Также мировой судья принял во внимание разъяснения, содержащиеся в п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» (далее - Постановление № 8) о том, что, разрешая вопрос о том, относится ли орган военного управления к государственному органу, имеющему льготы по уплате государственной пошлины, следует применять то значение понятия государственного органа, которое используется в соответствующей отрасли законодательства. Так, органы военного управления, созданные в целях обороны и безопасности государства, относятся к государственным органам, освобождаемым от уплаты государственной пошлины в соответствии с п.п. 4 п. 1 ст. 333.35, п.п. 19 ч. 1 ст. 333.36, п.п. 1.1 п. 1 ст. 333.37 и п. 1 ст. 333.38 НК РФ.

Согласно п. 2 Постановления № 8 к органам военного управления относятся Минобороны России, иной федеральный орган исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, центральные органы военного управления (командования, штабы, управления, департаменты, службы, отделы, отряды, центры), территориальные органы военного управления (военные комиссариаты, региональные центры, комендатуры территорий), управления и штабы объединений, соединений, воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.

Из материалов дела следует, что Приказом Министра обороны Российской Федерации № 155 от 2 марта 2017 года создано Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации, основной целью деятельности Учреждения определено содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации.

Учитывая изложенное, мировой судья пришел к выводу о том, что поскольку ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России создано в форме федерального бюджетного военного учреждения и, соответственно, не является органом военного управления, относящимся к государственному органу, положения, предусмотренные п.п. 19 ч.1 ст.333.36 НК РФ, на него не распространяются.

Суд апелляционной инстанции с данным выводом мирового судьи не соглашается в силу следующего.

Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит определение понятия «государственные органы» применительно к п.п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ.

Исходя из толкования данного понятия, следует, что оно определяет круг субъектов публичных правоотношений, через которые Российская Федерация и субъекты Российской Федерации реализуют свои государственные функции в определенной сфере деятельности.

При этом наличие у истца статуса юридического лица в организационно-правовой форме учреждения не имеет правового значения для исполнения им государственных функций субъекта публичных правоотношений, в связи с чем не влияет на возможность реализовать предусмотренные законодательством о налогах и сборах льготы по уплате государственной пошлины применительно к правоотношениям, возникающим при осуществлении указанным юридическим лицом государственных функций.

Кроме того, приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 февраля 2019 № 106 «Об осуществлении федеральными государственными бюджетными и автономными учреждениями, находящимися в ведении Министерства обороны Российской Федерации, полномочий Министерства обороны Российской Федерации по исполнению публичных обязательств» утвержден Перечень федеральных государственных бюджетных и автономных учреждений, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации, которым передаются полномочия Министерства обороны Российской Федерации по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащие исполнению в денежной форме, в указанный перечень включено ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России.

Таким образом, обращаясь с иском о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг в специализированном жилищном фонде Министерства обороны Российской Федерации, истец действовал не в своих интересах, а в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации.

Соответственно, на ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России при осуществлении государственных функций распространяются положения п.п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ об освобождении от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в том случае, если оно в возникшем споре выполняет отдельные функции государственного органа.

На основании изложенного, определение мирового судьи нельзя признать законным, в связи с чем оно подлежит отмене, как постановленное с существенным нарушением норм процессуального права, с направлением искового заявления мировому судье для решения вопроса о его принятии к производству.

Руководствуясь ст. 330, ст. 334 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции

определил:

частную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации удовлетворить.

Определение мирового судьи судебного участка № 2 Исакогорского судебного района г. Архангельска от 04 июня 2020 года о возвращении заявления Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации о выдаче судебного приказа о взыскании с Кузнецова Святослава Владимировича, Кузнецовой Валерии Сергеевны задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отменить.

Заявление Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации о выдаче судебного приказа о взыскании с Кузнецова Святослава Владимировича, Кузнецовой Валерии Сергеевны задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг направить мировому судье судебного участка № 2 Исакогорского судебного района г. Архангельска для решения вопроса о его принятии к производству.

Председательствующий                   Л.А. Шарпалова

11-48/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
другие апелляционные определения С УДОВЛЕТВОРЕНИЕМ ЖАЛОБ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
Истцы
ФГБУ ЦЖКУ Минобороны России
Ответчики
Кузнецов Святослав Владимирович
Кузнецова Валерия Сергеевна
Суд
Исакогорский районный суд г. Архангельска
Судья
Шарпалова Любовь Алексеевна
Дело на сайте суда
sudis--arh.sudrf.ru
25.06.2020Регистрация поступившей жалобы (представления)
25.06.2020Передача материалов дела судье
30.06.2020Вынесено определение о назначении судебного заседания
18.08.2020Судебное заседание
18.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.09.2020Дело оформлено
08.09.2020Дело отправлено мировому судье
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее