Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Самара 22 декабря 2022 года
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Калинниковой О.А.,
при секретаре судебного заседания Зенкевиче В.И.,
с участием представителя административных истцов Степочкина Д.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-2223/2022 по административному исковому заявлению Першиной О.В., общества с ограниченной ответственностью «Цунами плюс» об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере равном рыночной стоимости,
у с т а н о в и л:
Пешина О.В., общество с ограниченной ответственностью «Цунами плюс» обратились в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просят установить кадастровую стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами №, №, № равной их рыночной стоимости по состоянию на дату кадастровой оценки в размере, соответственно, 11 037 500 руб., 12 177 900 руб., 7 521 719 руб.
В обоснование заявленных требований указано, что административные истцы являются собственниками указанных объектов, кадастровая стоимость которых по результатам очередной государственной кадастровой оценки превысила размер их действительной рыночной стоимости, чем затрагиваются их права и обязанности как плательщиков земельного налога и налога на имущество, исчисляемых из кадастровой стоимости объектов недвижимости.
В судебном заседании представитель административных истцов Степочкин Д.Ю., действующий на основании доверенностей, поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в административном иске.
Административные ответчики Правительство Самарской области, министерство имущественных отношений Самарской области, Управление Росреестра по Самарской области, а также заинтересованные лица Государственное бюджетное учреждение Самарской области «Центр кадастровой оценки», ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Самарской области, администрация городского округа Тольятти Самарской области не направили в судебное заседание своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Государственным бюджетным учреждением Самарской области «Центр кадастровой оценки» представлен письменный отзыв, в котором разрешение требований оставляют на усмотрение суда.
Выслушав объяснения представителя административных истцов, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, частям 1 и 3 статьи 22 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке», результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Кадастровая стоимость земельных участков и отдельных объектов недвижимого имущества устанавливается для целей налогообложения и в иных, предусмотренных федеральными законами случаях на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 375, 390, 402 Налогового кодекса Российской Федерации, глава III1 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», часть 2 статьи 3 Федерального закона от 03 июля 2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке»).
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Под рыночной стоимостью объекта оценки в силу статьи 3 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчуждён на открытом рынке в условиях конкуренции.
Как следует из материалов дела, ООО «Цунами плюс» является собственником нежилого помещения с кадастровым номером №, площадью 611 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>; Першина О.В. является собственником нежилого помещения с кадастровым номером №, площадью 682, 3 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выписками из ЕГРН от 13.09.2022.
Кроме того, в долевой собственности ООО «Цунами плюс» и Першиной О.В. находится земельный участок с кадастровым номером №, площадью 3600 кв.м, расположенный по вышеуказанному адресу, о чем представлена выписка из ЕГРН от 20.12.2022.
Кадастровая стоимость спорного земельного участка определена постановлением Правительства Самарской области от 27 ноября 2020 года № 935 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов в Самарской области» по состоянию на 01.01.2020 в размере 12 260 448 рублей, о чем представлена выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 10.09.2022.
Кадастровая стоимость спорных объектов капитального строительства утверждена приказом министерства имущественных отношений Самарской области № 2451 от 25.11.2021 по состоянию на 01.01.2021 в размере:
- с кадастровым номером № – 15 133 199, 12 руб.,
- с кадастровым номером № – 16 283 150, 91 рубль, что следует из выписок из ЕГРН о кадастровой стоимости помещений от 10.09.2022.
В силу статьи 15 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц относится к местным налогам и согласно статье 1 Закона Самарской области от 10 ноября 2014 года № 107-ГД «Об установлении единой даты начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения», с 01.01.2015 административный истец Першина О.В. уплачивает налог на имущество, исходя из его кадастровой стоимости.
Будучи собственником нежилого помещения с кадастровым номером №, входящего в состав нежилого здания с кадастровым номером №, включенного в Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 22.10.2021 № 2233, ООО «Цунами плюс» заинтересовано в установлении его действительной рыночной стоимости.
Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии с пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Кадастровая стоимость спорных объектов капитального строительства и земельного участка затрагивает права административных истцов, владеющих объектами недвижимости на праве собственности, как плательщиков налога на имущество и земельного налога, зачисляемых в бюджет муниципального образования и исчисляемых из кадастровой стоимости объектов.
В обоснование заявленных требований административными истцами представлены отчеты об оценке от №№ 2022.09-24/1, 2022.09-24/2, 2022.09-24/3 от 10.10.2022, выполненные оценщиком общества с ограниченной ответственностью «Бюро оценочных технологий», согласно которым рыночная стоимость спорных объектов недвижимости по состоянию на дату определения их кадастровой стоимости составляет:
- земельного участка с кадастровым номером № – 7 521 719 руб.,
- нежилого помещения с кадастровым номером № – 11 037 500 руб.,
- нежилого помещения с кадастровым номером № – 12 177 900 руб.
В соответствии с частями 1, 2, 3 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Оценивая представленные отчеты об оценке по правилам ст. 168 КАС РФ, суд учитывает, что при оценке спорных объектов недвижимости оценщик руководствовался федеральными стандартами оценки; отчеты базируются на достоверных правоустанавливающих документах об объектах оценки; содержат анализ существующей методологии по определению рыночной стоимости объектов недвижимости, описание качественных и количественных характеристик объектов оценки, анализ рынка в сегменте объектов исследования, ценообразующих факторов, а также внешних факторов, влияющих на их стоимость; анализ наиболее эффективного использования объектов исследования, обоснование выбора объектов-аналогов и используемых подходов к оценке, согласование результатов расчётов, объективные выводы, дающие исчерпывающий ответ на поставленные вопросы с возможностью проверки их обоснованности.
Методика исследования, расчёты и порядок определения величины рыночной стоимости земельного участка и нежилых помещений соответствуют требованиям федеральных стандартов оценки.
Полномочия, компетенция и квалификация оценщика подтверждены приложенными к Отчету об оценке документами.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признаётся достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Административными ответчиками и заинтересованными лицами не приведено каких-либо замечаний к отчетам об оценке, доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость спорных объектов недвижимости, и сведений об их рыночной стоимости в ином размере не представлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлено.
С учетом изложенного, оснований не доверять содержащимся в Отчетах об оценке выводам, у суда не имеется. Правовые основания для назначения судебной экспертизы по инициативе суда отсутствуют.
При таких обстоятельствах требования административного истца подлежат удовлетворению.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца с заявлением в суд является 24.10.2022, что следует отразить в резолютивной части решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
административный иск Першиной Оксаны Васильевны и общества с ограниченной ответственностью «Цунами плюс» удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 3 600 кв.м, расположенного по адресу ориентира: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2020 в размере 7 521 719 рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №, площадью 611 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в размере 11 037 500 рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №, площадью 682, 3 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в размере 12 177 900 рублей.
Датой обращения с заявлением в суд считать 24.10.2022.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья подпись О.А.Калинникова
Решение суда в окончательной форме изготовлено 30.12.2022.
Копия верна. Решение не вступило в законную силу.
Судья –
Секретарь –