ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
РЕШЕНИЕ
№ 77-783/2023
г. Уфа 07 августа 2023 г.
Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Ахметов М.Ф.,
при секретаре судебного заседания Ширшовой Э.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Игнатьева А.А. на решение судьи Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 20 июня 2023 г., которым постановление административной комиссии администрации Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 26 мая 2023 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.21 Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях, в отношении Игнатьева АА оставлено без изменения, его жалоба – без удовлетворения,
установил:
постановлением административной комиссии администрации Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 26 мая 2023 г. Игнатьев А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.21 Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях (далее - КоАП РБ), и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 1000 рублей.
Судьей Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан 20 июня 2023 г. по жалобе Игнатьева А.А. принято вышеприведенное решение.
Не согласившись с решением судьи районного суда, Игнатьев А.А. подал в Верховный Суд Республики Башкортостан жалобу, в которой просит его отменить, приводя доводы об его незаконности.
Представитель административной комиссии на рассмотрение жалобы не явился, о времени и месте судебного заседания извещен своевременно, надлежащим образом. При данных обстоятельствах считаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие не явившегося лица.
В судебном заседании Игнатьев А.А. жалобу поддержал, просил ее удовлетворить.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав явившееся лицо, прихожу к следующему.
В силу ч. 3 ст. 30.6 КоАП судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом (ст. 24.1 КоАП РФ).
Согласно ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В соответствии с ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Согласно п. 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» в целях соблюдения установленных статьей 29.6 КоАП РФ сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях судье необходимо принимать меры для быстрого извещения участвующих в деле лиц о времени и месте судебного рассмотрения. Поскольку КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п., посредством СМС-сообщения, в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату).
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения, если были соблюдены положения Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда «Судебное».
Содержание вышеперечисленных норм свидетельствует о необходимости надлежащего извещения лица, привлекаемого к административной ответственности, о рассмотрении дела об административном правонарушении.
Как видно из уведомления от 03 мая 2023 г., рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 14 час. 00 мин. 24 мая 2023 г. (л.д. 15).
В соответствии с п. 34 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31 июля 2014 г. № 234, почтовые отправления разряда «судебное» и разряда «административное» при невозможности их вручения адресатам (их уполномоченным представителям) хранятся в объектах почтовой связи места назначения в течение 7 дней. При исчислении срока хранения почтовых отправлений разряда «судебное» и разряда «административное» день поступления и возврата почтового отправления, а также нерабочие праздничные дни, установленные трудовым законодательством Российской Федерации, не учитываются. Срок хранения почтовых отправлений (почтовых переводов) исчисляется со следующего рабочего дня после поступления почтового отправления (почтового перевода) в объект почтовой связи места назначения.
Из истории передвижения отправления № 82500002508786 (уведомление от 03 мая 2023 г.) видно, что 12 мая 2023 г. по отправлению оставлено извещение, 18 мая 2023 г. истек срок хранения и в тот же день отправление возвращено отправителю. Из этого следует, что отправление № 82500002508786 в объекте почтовой связи места назначения в течение 7 дней не хранился, то есть нарушены требования п. 34 Правил оказания услуг почтовой связи.
Кроме того, дело об административном правонарушении в отношении Игнатьева А.А. рассмотрено административной комиссией 26 мая 2023 г. в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности.
Данных о надлежащем извещении Игнатьева А.А. о месте и времени рассмотрения дела, равно как и ходатайства о рассмотрении дела без участия лица, привлекаемого к административной ответственности, материалы дела не содержат.
В данном случае порядок рассмотрения дела об административном правонарушении не соблюден, дело рассмотрено без участия Игнатьева А.А. в отсутствие сведений о его извещении о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В рассматриваемом случае порядок рассмотрения дела об административном правонарушении был нарушен, право Игнатьева А.А. на защиту в ходе производства по делу не было реализовано.
Допущенное административной комиссией процессуальное нарушение является существенным.
Однако судьей районного суда при рассмотрении жалобы Игнатьева А.А. на постановление административной комиссии приведенные выше обстоятельства и нарушение, допущенное при рассмотрении дела, оставлены без внимания.
При таких обстоятельствах вынесенные по делу постановление административной комиссии и судебный акт нельзя признать законными, они подлежат отмене.
Как следует из материалов дела, обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения в отношении Игнатьева А.А. дела об административном правонарушении, обнаружены 04 апреля 2023 г.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 6.21 КоАП РБ, составляет 2 месяца.
После истечения данного срока, согласно положениям ст. 24.5 КоАП РФ, вопрос об ответственности за совершение административного правонарушения (в том числе о наличии или отсутствии в действиях лица, в отношении которого велось производство состава правонарушения), обсуждаться не может.
На момент рассмотрения в Верховном Суде Республики Башкортостан жалобы Игнатьева А.А. на решение судьи районного суда, срок давности привлечения лица к административной ответственности истек.
Исходя из положений п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, истечение срока давности является условием, исключающим дальнейшее рассмотрение дела по существу.
Поскольку в данному случае направление дела на новое рассмотрение при допущенных нарушениях невозможно в силу истечения срока давности привлечения к административной ответственности, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
постановление административной комиссии администрации Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 26 мая 2023 г. и решение судьи Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 20 июня 2023 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.21 Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях, в отношении Игнатьева АА отменить, производство по делу прекратить на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, его правомочны пересматривать Председатель Шестого кассационного суда общей юрисдикции, его заместители либо по поручению председателя или его заместителей судьи указанного суда.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан М.Ф. Ахметов
Справка: судья Багаутдинов Т.Р.