Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3079/2023 ~ М-2823/2023 от 07.11.2023

КОПИЯ

УИД: 89RS0005-01-2023-003946-45

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(резолютивная часть)

18.12.2023 года город Ноябрьск ЯНАО

Ноябрьский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего, судьи Мизиновой Л.Ю.,

секретаря судебного заседания Гордейчук А.И.

с участием: старшего помощника прокурора <адрес> ФИО6, представителей ответчиков – ФИО4, ФИО5, специалиста ФИО7,

в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес>, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением иностранных языков» <адрес>, Администрации <адрес>, департаменту образования Администрации <адрес>, департаменту имущественных отношений Администрации <адрес> об устранении нарушений требований антитеррористической защищенности,

у с т а н о в и л:

прокурор <адрес>, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском, к муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением иностранных языков» <адрес> (далее СОШ ), Администрации <адрес>, департаменту образования Администрации <адрес> об устранении нарушений требований антитеррористической защищенности.

В обоснование исковых требований указано, что в ходе проведенной проверки по соблюдению требований антитеррористической защищенности в СОШ , находящейся по адресу: <адрес>, ул.60 лет СССР, <адрес>А, выявлено отсутствие системы охранной сигнализации по всему периметру по причине ее демонтажа в рамках осуществления капитального ремонта школы, что значительно снижает уровень антитеррористической защищенности объекта образования и не соответствуют требованиям антитеррористической защищенности объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации. 24.08.2022г. в адрес департамент образования Администрации <адрес> прокуратурой внесено представление об устранении нарушений. Однако меры по фактическому устранению выявленных нарушений не приняты до настоящего времени, в том числе по причине отсутствия финасирования со стороны администрации города в лице департамента образования.

В целях устранения выявленных нарушений прокурор <адрес> просит обязать Администрацию <адрес> в лице департамента образования в течение 1 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование СОШ для оборудования объекта охранной сигнализацией; возложить на СОШ обязанность принять меры по оснащению школы системой охранной сигнализации в течение 4 месяцев с момента обеспечения финансированием.

Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечен департамент имущественных отношений Администрации <адрес> – как лицо осуществляющее полномочия собственник (л.д.10).

В судебном заседании старший помощник прокурора <адрес> ФИО6 поддержала исковые требования по тем же основаниям. Пояснила, что в настоящее время в школе отсутствует сигнализация над входной группой и на переходе между зданиями, где проводится капитальный ремонт и где обучаются дети, что не исключает проникновение в общеобразовательное учреждение посторонних лиц.

Представители ответчиков – департамента образования Администрации <адрес> и СОШ - ФИО4, ФИО5, в судебном заседании подтвердили отсутствие датчиков охранной сигнализации над входной группой и на переходе между зданиями, где проводится капитальный ремонт и где обучаются дети, выразили готовность установить охранную сигнализацию на данных участках. Пояснили, что установка охранной сигнализации по всему периметру школы будет возможна после завершения капитального ремонта в части здания, сроки завершения капитального ремонта им неизвестны.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, что в силу ст.167 ГПК РФ.

Опрошенный в судебном заседании в соответствии с положениями ст.188 ГПК РФ специалист ФИО7 суду пояснил, что 14.12.2023г. он принимал участие в осмотре здания СОШ . В ходе осмотра выявлено, что охранная сигнализация в школе в настоящее время не соответствует установленным требованиям и не обеспечивает безопасность учащихся, поскольку оборудована локально и не покрывает участки входной группы и двух дверей, соединяющих две части школы ( в которой проводится ремонт и где обучаются дети).

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частями 3, 3.1 статьи 5 Федерального закона от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" на органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления возложена обязанность по принятию надлежащих мер по противодействию терроризму в пределах своих полномочий, а на юридические лица выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов.

Невыполнение требований названного закона свидетельствует о бездействии указанных органов.

Противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма (пункт 4 статьи 3 Федерального закона от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму").

Согласно пункту 3 статьи 5 Федерального закона от 6 марта 2006 года N35-ФЗ "О противодействии терроризму" органы местного самоуправления обязаны принимать меры по профилактике и борьбе с терроризмом, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявления. Участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения, в частности, учреждения образования.

В силу пункта 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.

При этом действующее законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления, в структуру которых входят, в том числе комитеты (департаменты) образования, требований по обеспечению антитеррористической безопасности с их финансовыми возможностями.

В силу статьи 1 Закона Российской Федерации от 28 декабря 2010 года N 390-ФЗ "О безопасности" под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Обеспечение системой охранной сигнализации здания школы является одним из комплекса мероприятий, направленных на повышение уровня безопасности в общеобразовательном учреждении.

Согласно пункту 1 части 13 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.

В силу пункта 6.48 СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009, утвержденного приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 года N 635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112".

В силу статьи 7 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" целями государственной политики в интересах детей является защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Согласно статье 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

На основании пункта 4 части 2 статьи 5 Федерального закона от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 года N 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее - Требования).

Согласно подпунктам "а","в" пункта 17 Требований антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории), на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях).

В соответствии с подпунктом "г" пункта 18 Требований воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством обеспечения охраны объектов (территорий) и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны.

В силу подпунктов "в, д" пункта 20 Требований пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях) достигается посредством организации санкционированного допуска на объекты (территории) посетителей и автотранспортных средств, исключения фактов бесконтрольного пребывания на объектах (территориях) посторонних лиц и нахождения транспортных средств на объектах (территориях или в непосредственной близости от них.

Подпунктами "а", "г", "д" пункта 25 Требований предусмотрено, что в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности осуществляются мероприятия оснащения объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной сигнализации, оборудования основных входов в здания, входящие в состав объектов (территорий), контрольно-пропускными пунктами (постами охраны), оснащения объектов (территорий) стационарными или ручными металлоискателями.

В отношении объектов (территорий) второй категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктами 24 и 25 настоящих требований, осуществляются и иные мероприятия установленные пунктом 26 Требований.

Из материалов дела, прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения безопасности несовершеннолетних и антитеррористической защищенности общеобразовательного объекта, по результатам которой выявлено, что в задании СОШ <адрес>, относящегося ко второй категории опасности, в нарушение пунктов 17,18,25,26 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, не принято необходимых мер для создания безопасных условий пребывания детей, а именно, отсутствует система охранной сигнализации по всему периметру здания общеобразовательного учреждения, расположенного по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, <адрес>, улица 60 лет СССР, <адрес>-А, что значительно снижает уровень антитеррористической защищенности объекта образования.

Факт несоответствия здания СОШ , в котором размещаются дети, требованиям законодательства об антитеррористической защищенности объекта ответчиками не оспаривается.

В судебном заседании также установлено, что в настоящее время в СОШ в части здания проводится капитальный ремонт, в другой части школы размещены дети и продолжается учебный процесс. В здании, где организован образовательный процесс, охранная сигнализация оборудована не по всему периметру (не в полном объеме). Входная группа здания, а также двери, соединяющие две части здания (в котором проводится капитальный ремонт и где размещаются дети) до настоящего времени не оборудованы датчиками контроля охранной сигнализации.

Указанные обстоятельства подтверждены в судебном заседании также специалистом ФИО7 и не оспаривались ответчиками.

Таким образом, бездействие ответчиков в части организации охраны объекта, отрицательно сказываются на комплексной безопасности лиц, находящихся в указанном образовательном учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, что может способствовать совершению в нем противоправных действий, проникновению в школу посторонних лиц.

При этом действующее законодательство не связывает выполнение требований по обеспечению антитеррористической безопасности с финансовыми возможностями и не отменяет их в связи с проведением капитального ремонта части здания.

Судом установлено, что до настоящего времени капитальный ремонт школы не завершен, сроки его завершения неизвестны, образовательный процесс в здании школы не приостановлен, дети находятся в школе в отсутствии охранной сигнализации по всему периметру.

В связи с установленными нарушениями ДД.ММ.ГГГГ в адрес департамента образования Администрации <адрес> прокурором <адрес> внесено представление об устранении нарушений законодательства, которое на момент рассмотрения настоящего спора не исполнено.(л.д.26)

Из письма департамента образования Администрации <адрес> от 22.09.2023г. (исх. 89-178-1/03-10/6720) следует, что охранная сигнализация в СОШ будет восстановлена по завершению капитального ремонта и доведения денежных средств, необходимых на восстановление сигнализации.

Вместе с тем, указанная позиция департамента образования не отвечает требованиям вышеназванных положений закона.

Выявленные в ходе проверки нарушения отрицательно сказываются на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая устойчивость, а также постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного образовательного учреждения.

Поскольку несоблюдение требований антитеррористической защищенности нарушает права неопределенного круга лиц, посещающих общеобразовательное учреждение и может привести к неблагоприятным последствиям, промедление в принятии эффективных и оперативных мер, направленных на устранение нарушений, допустимым признано быть не может.

В соответствии с пунктом 6.1 части 1 статьи 15 и пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе, участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

В силу подпункта 5 пункта 1 статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся в том числе -обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

В соответствии с пунктом 2.5 Положения о департаменте образования Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №П-196, департамент осуществляет в том числе обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных учреждений, обустройство прилегающих территорий.

Пунктами 2.66, 2.34, 2.36.10 указанного Положения предусмотрено, что в пределах своих полномочий департамент образования:

- участвует в мероприятиях по выполнению требований к антитеррористической защищенности объектов закрепленных на праве оперативного управления за подведомственными департаменту образования учреждениями;

- осуществляет функции главного распорядителя и получателя бюджетных средств, предусмотренных на содержание департамента образования и реализацию возложенных на него функций;

- заключает с муниципальными автономными и бюджетными учреждениями соглашение о порядке и условиях предоставления субсидий на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ);соглашение о порядке и условиях предоставления субсидий на иные цели.

Согласно пункту 1.7 Устава СОШ <адрес> учредителем общеобразовательного учреждения является муниципальное образование <адрес>. Функции и полномочия учредителя осуществляет Администрация <адрес>. Регулирование и координацию деятельности учреждения осуществляет департамент образования Администрации <адрес>. Собственником имущества Учреждения является муниципальное образование <адрес>. Ноябрьский городской департамент по имуществу Администрации <адрес> осуществляет полномочия и функции собственника. (л.д.10)

Источниками формирования финансовых средств СОШ являются средства, получаемые от департамента образования ( п.4.7.1 Устава).

Из вышеуказанного следует, что обязанность по финансированию СОШ для устранения нарушений требований антитеррористической защищенности должна нести Администрация <адрес> в лице департамента образования. Оснований для возложения обязанности по финансированию на департамент имущественных отношений Администрации <адрес> не установлено.

Учитывая, что образовательное учреждение не соответствует требованиям законодательства об антитеррористической защищенности объекта, относящегося ко второй категории опасности, а меры, направленные на создание безопасных условий пребывания СОШ несмотря на представление прокурора <адрес> не предпринимались и на дату рассмотрения дела выявленные нарушения не устранены, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных прокурором <адрес> исковых требований в полном объеме.

Указанный истцом срок устранения нарушений суд с учетом обстоятельств дела находит разумным.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Обязать Администрацию <адрес> в лице департамента образования в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование муниципального автономного общеобразовательного учреждения» Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением иностранных языков» <адрес> для оборудования охранной сигнализацией.

Обязать муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением иностранных языков» <адрес> принять меры по оснащению всего общеобразовательного учреждения системой охранной сигнализации в течение 4 месяцев со дня обеспечения финансированием.

В иске к департаменту имущественных отношений Администрации <адрес>, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Суд <адрес> в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме через Ноябрьский городской суд.

Кассационные жалоба, представление могут быть поданы в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу судебного акта, путем подачи жалобы через Ноябрьский городской суд.

Решение принято в окончательной форме 25.12.2023г.

Судья: (подпись)

Подлинник решения хранится в Ноябрьском городском суде в деле .

2-3079/2023 ~ М-2823/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
прокурор города Ноябрьска в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц
Ответчики
Департамент образования Администрации г. Ноябрьск
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "СОШ №2" с углубленным изучением иностранных языков МО города Ноябрьск
Администрация г. Ноябрьска
Суд
Ноябрьский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа
Судья
Мизинова Любовь Юрьевна
Дело на сайте суда
noyabrsky--ynao.sudrf.ru
07.11.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.11.2023Передача материалов судье
09.11.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.11.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.11.2023Судебное заседание
18.12.2023Судебное заседание
25.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее