Дело № 2-2482/2024
64RS0046-01-2024-002982-47
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 июня 2024 года город Саратов
Ленинский районный суд города Саратова в составе
председательствующего судьи Майковой Н.Н.,
при секретаре Громове А.Д.
с участием помощника прокурора – Косян А.А.,
с участием представителя ответчика Сушковой В.И.
с участием третьего лица Миняфова Р.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора города Саратова в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №209» Ленинского района города Саратова об обязании провести работы по установлению систем оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозу возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации,
установил:
заместитель прокурора города Саратова обратился в суд с иском в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №209» Ленинского района города Саратова об обязании провести работу по установлению систем оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозу возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
В обоснование иска указано, что прокуратурой города Саратова проведена проверка за исполнением законов о противодействии терроризму, в ходе которой установлено, что МДОУ «Детский сад №209» не оборудовано системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозу возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации. Так, МДОУ «Детский сад №209» является общеобразовательной некоммерческой бюджетной организацией, осуществляющей образовательную деятельность начального общего, основного общего и среднего общего образования, программ дополнительного образования, учредителем которой является муниципальное образование «Город Саратов», функции и полномочия которого осуществляет администрация Ленинского района муниципального образования «Город Саратов». Обследованием, проведенным в ходе проведения проверки прокуратурой города, установлено, что охрана образовательного учреждения осуществляется не в соответствии с требованиями, установленными для объектов данной категории опасности, что создает угрозу жизни и здоровью лиц, находящихся на территории учреждения, в том числе, несовершеннолетних. По данному факту в адрес заведующей 22.01.2024 г. вынесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризму. Представление рассмотрено, нарушения не устранены, в адрес учредителя направлены служебные записки о выделении денежных средств.
В судебном заседании прокурор Косян А.А. просил заявленные требования удовлетворить в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика МДОУ «Детский сад №209» Сушкова В.И. в судебном заседании исковые требования признала, пояснила, что для устранения выявленных недостатков нужно время.
Представитель третьего лица администрации Ленинского района МО «Город Саратов» Миняфов Р.И. также пояснил суду, что для исполнения решения суда необходимо более чем 6 месяцев, поскольку для этого необходимо выделение целевых средств из бюджета.
Представитель третьего лица Администрации МО «Город Саратов» в судебное заседание не явился о дне слушания извещен надлежащим образом, причины неявки не известны.
Суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в порядке ст.167 ГПК РФ в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа.
В силу ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ, в целях решения указанных вопросов органы местного самоуправления создают муниципальные предприятия и учреждения, осуществляют финансовое обеспечение деятельности муниципальных казенных учреждений и финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями.
В соответствии со ст. 9.1 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» государственными, муниципальными учреждениями признаются учреждения, созданные Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием. Типами государственных, муниципальных учреждений признаются автономные, бюджетные и казенные.
В соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Согласно п. 5 ст. 123.22 ГК РФ, бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из основных принципов противодействия терроризму в РФ является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О противодействии терроризму» антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.
Согласно п. 3 ст. 5 Федерального закона «О противодействии терроризму», федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
Юридические лица обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании (п. 3.1 ст. 5 Федерального закона «О противодействии терроризму»).
В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно ст. 41 Федерального закона «Об образовании в РФ» охрана здоровья обучающихся включает в себя, помимо прочего, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Из приведенных норм права следует императивное предписание, как в отношении образовательных учреждений, так и органов местного самоуправления, в части соблюдения требований законодательства об антитеррористической защищенности.
Судом установлено, что МДОУ «Детский сад №209» Ленинского района города Саратова является общеобразовательной некоммерческой бюджетной организацией, осуществляющей образовательную деятельность начального общего, основного общего и среднего общего образования, программ дополнительного образования, учредителем которой является муниципальное образование «Город Саратов», функции и полномочия которого осуществляет администрация Ленинского района муниципального образования «Город Саратов».
Образовательное учреждение является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, имеет лицевые счета по учету бюджетных ассигнований федерального, областного и муниципального бюджетов и средств, полученных от приносящей доход деятельности, имеет имущество на праве оперативного управления, самостоятельный баланс, печать, образовательное учреждение осуществляет свою деятельность на основе бюджетной сметы и отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом.
Согласно ч. 4 ст. 3 Федерального закона № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее - № 35-ФЗ) противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
На основании ст. 2 № 35-ФЗ противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму, приоритет мер предупреждения терроризма.
Согласно п. 13 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 23.03.2018 г., предупреждение (профилактика) терроризма осуществляется по трем основным направления, в числе которых - осуществление мер правового, организационного, оперативного, административного, режимного, военного и технического характера, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств.
В соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2012 №-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее - № 273-ФЗ) целями правового регулирования отношений в сфере образования являются установление государственных гарантий, механизмов реализации прав и свобод человека в сфере образования, создание условий развития системы образования, защита прав интересов участников отношений в сфере образования.
Согласно ч. 4 ст. 5 № 273-ФЗ в Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни.
В соответствии с п.п. 2, 15 ч. 3 ст. 28 № 273-ФЗ, к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится, в том числе материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Частью 6 ст. 28 № 273-ФЗ определено, что образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В развитие основных принципов противодействия терроризму принято Постановление Правительства РФ от 02.08.2019 г. № «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» (далее - требования), которые устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации.
Ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территорий) (п.5 Требований к защищенности объектов).
Согласно п. 17 Требований, антитеррористическая защищенность объектов (территорий) независимо от их категории опасности обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных: а) на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); б) на выявление потенциальных нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; в) на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях); г) на минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы их совершения; д) на обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории) и иных документах, в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объектов (территорий).
В соответствии с п.п. «д» п.24 Требований, в отношении объектов (территорий) четвертой и выше категорий опасности осуществляются мероприятия по оснащению объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозу возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Однако в нарушение вышеуказанных требований МДОУ «Детский сад №209» Ленинского района города Саратова указанной системой оповещения не оснащено.
Учитывая, что на момент рассмотрения спора МДОУ «Детский сад №209» Ленинского района города Саратова не оснащено системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозу возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, то исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Кроме того, ст. 204 ГПК РФ предусматривает, что в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда.
Таким образом, в соответствии с данной статьей суд вправе установить срок исполнения решения.
С учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу об установлении срока в 10 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу для исполнения решения суда
Учитывая, что истец, выступающих в интересах неопределенного круга лиц, освобожден от оплаты госпошлины, то госпошлина в сумме 300 рублей подлежит взысканию с ответчика в доход бюджета муниципального образования «город Саратов».
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
обязать муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №209» Ленинского района города Саратова осуществить работу по установке систем оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозу возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации в течение десяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №209» Ленинского района города Саратова (ИНН 6453049319) в доход бюджета муниципального образования «город Саратов» госпошлину в сумме 300 рублей.
На решение Ленинского районного суда г. Саратова может быть подана апелляционная жалоба в Саратовский областной суд через Ленинский районный суд г. Саратова в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 21.06.2024 года
Судья: