Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-12919/2023 от 16.10.2023

Судья: Шиндяпин Д.О. адм.дело № 33а-12919/2023

дело № 2а-2382/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

12 декабря 2023 г. г. Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Ромадановой И.А.,

судей Сивохина Д.А., Мыльниковой Н.В.,

при секретаре Исмаилове Э.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу МИФНС России № 23 по Самарской области на решение Октябрьского районного суда г. Самары от 04 августа 2023 года по административному делу № 2а-2382/2023 по административному исковому заявлению МИФНС России № 23 по Самарской области к Казакову Д.С. о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское и пенсионное страхование,

заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Ромадановой И.А., объяснения представителя МИФНС России № 23 по Самарской области (по доверенности) Дакашева А.А., судебная коллегия,

УСТАНОВИЛА:

МИФНС России № 23 по Самарской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Казакову Д.С. о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское и пенсионное страхование.

В обосновании заявленных требований административный истец указал, что в добровольном порядке задолженность административным ответчиком не оплачена. Определением мирового судьи от 08.09.2022 г. судебный приказ от 08.08.2022 г. отменен в связи с возражениями должника.

Ссылаясь на изложенные обстоятельства, административный истец просил суд взыскать с Казакова Д.С. задолженность по обязательным платежам на общую сумму 42 320,93 руб., в том числе по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2021 г. на сумму 32 448,00 руб., пени на сумму 1 148,65 руб., на обязательное медицинское страхование за 2021 г. на сумму 8 426,00 руб., пени на сумму 298,28 руб. за период (11.01.2022 г. по 12.01.2022 г.).

Решением Октябрьского районного суда г. Самары от 04 августа 2023 года административные исковые требования МИФНС России № 23 по Самарской области оставлено без удовлетворения (л.д. 106-112).

В апелляционной жалобе МИФНС России № 23 по Самарской области просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым административные исковые требования удовлетворить в полном объеме (л.д. 114-115).

Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на интернет-сайте суда апелляционной инстанции.

Казаков Д.С. извещен о времени и месте судебного заседания (ШПИ ).

Представитель МИФНС России № 23 по Самарской области (по доверенности) Дакашев А.А. просил решение отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, учитывая требования статей 96, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации, статьи 3, подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

В силу части 1 статьи 19 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

Согласно пункту 1 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 этого же Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 Кодекса, если иное не предусмотрено данной статьей.

В соответствии с пунктом 2 названной статьи суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае неуплаты в установленный срок сумм налога, подлежит начислению пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах для уплаты налога. Принудительное взыскание пеней с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что Казаков Д.С. состоял на учете в МИФНС России № 21 по Самарской области с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве адвоката.

В связи с неуплатой в добровольном порядке обязательных платежей за 2021 г. налоговым органом Казакову Д.С. направлено требование об уплате взносов и пеней по состоянию на 07.04.2022 (л.д. 21), которым предложено погасить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование в сумме 40 874,00 руб., пени 1 610,44 руб. со сроком его исполнения – не позднее 24.05.2022.

Требование об уплате налогов (взносов), согласно материалам дела, было передано (направлено) Казакову Д.С. посредством использования личного кабинета налогоплательщика (л.д. 14).

Указанное требование административным ответчиком не исполнено.

08.08.2022 МИФНС России № 23 по Самарской области обратилась к мировому судье судебного участка Октябрьского судебного района г. Самары с заявлением о вынесении судебного приказа (л.д. 39-41).

08.08.2022 мировым судьей вынесен судебный приказ о взыскании с Казакова Д.С. неуплаченной задолженности (л.д. 37).

08.09.2022 вышеуказанный судебный приказ отменен определением и.о. мирового судьи судебного участка Октябрьского районного суда г. Самары (л.д. 38).

В последующем с административным иском в порядке главы 32 КАС РФ 03.03.2023 налоговый орган обратился в суд.

Таким образом, налоговым органом сроки для взыскания недоимки и пени соблюдены.

Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что по состоянию на 12.03.2014 г. – на дату открытия Казаковым Д.С. личного кабинета, как указывается административным истцом, личный кабинет налогоплательщика отсутствовал в Налоговом кодексе РФ как законодательно закрепленный Институт. Доказательства направления по месту регистрации налогоплательщика налоговым органом уведомления и требования на бумажном носителе, в материалы дела не представлены, что свидетельствует о несоблюдении налоговым органом обязательного досудебного порядка урегулирования спора о взыскании с физического лица недоимки по взносам и пени.

Вместе с тем, судом первой инстанции не учтено следующее.

В силу пункта 4 статьи 52, пункта 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации налоговое уведомление, требование об уплате налога могут быть переданы физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. Форматы и порядок направления налогоплательщику налогового уведомления, требования об уплате налога в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Налогового кодекса Российской Федерации личный кабинет налогоплательщика - информационный ресурс, который размещен на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и ведение которого осуществляется указанным органом в установленном им порядке. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, личный кабинет налогоплательщика может быть использован для реализации налогоплательщиками и налоговыми органами своих прав и обязанностей, установленных настоящим Кодексом. В случаях, предусмотренных другими федеральными законами, личный кабинет налогоплательщика может быть использован также налоговыми органами и лицами, получившими доступ к личному кабинету налогоплательщика, для реализации ими прав и обязанностей, установленных такими федеральными законами.

Согласно пункту 2 статьи 11.2 Налогового кодекса Российской Федерации личный кабинет налогоплательщика используется налогоплательщиками - физическими лицами для получения от налогового органа документов и передачи в налоговый орган документов (информации), сведений в электронной форме с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом.

Порядок получения налогоплательщиками - физическими лицами доступа к личному кабинету налогоплательщика определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, получают от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, налогоплательщикам - физическим лицам, получившим доступ к личному кабинету налогоплательщика, на бумажном носителе по почте не направляются, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Для получения документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, на бумажном носителе налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, направляют в любой налоговый орган по своему выбору уведомление о необходимости получения документов на бумажном носителе.

Уведомление считается полученным на следующий рабочий день после его размещения в личном кабинете, даже если налогоплательщик не осуществлял вход в кабинет.

Личный кабинет налогоплательщика определен как информационный ресурс, который размещен на официальном сайте ФНС России в сети Интернет, и ведение которого осуществляется указанным органом в установленном действующим законодательством порядке. В случаях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации, личный кабинет налогоплательщика может быть использован для реализации налогоплательщиками и налоговыми органами своих прав и обязанностей, определенных данным Кодексом.

Приказом ФНС России от 22 августа 2017 года N ММВ-7-17/617@ утвержден Порядок ведения личного кабинета налогоплательщика.

Согласно пункту 6 Порядка в личном кабинете налогоплательщика размещаются, в том числе документы (информация), сведения о подлежащих уплате физическим лицом суммах налога, пеней, штрафов, процентов, обязанность по исчислению которых возложена на налоговые органы; иные документы (информация), сведения налоговых органов, предусмотренные законодательством о налогах и сборах и используемых налоговыми органами для реализации своих прав и обязанностей, установленных Кодексом.

Согласно пункту 8 указанного Порядка получение физическим лицом доступа к личному кабинету налогоплательщика осуществляется с использованием: логина и пароля, полученных в соответствии с настоящим Порядком; усиленной квалифицированной электронной подписи физического лица; идентификатора сведений о физическом лице в федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" (далее - ЕСИА). При этом, авторизация с помощью учетной записи ЕСИА осуществляется при наличии предварительного подтверждения достоверности и полноты введенной информации для завершения регистрации физического лица в регистре физических лиц ЕСИА с условием подтверждения личности одним из следующих способов: путем подписания введенной информации усиленной квалификационной электронной подписью; с использованием кода активации в ЕСИА.

В пункте 15.1 Порядка указано, что доступ к личному кабинету налогоплательщика прекращается в случаях: выбора физическим лицом в личном кабинете налогоплательщика опции "отказаться от пользования личным кабинетом налогоплательщика"; при поступлении от физического лица Заявления на получение доступа с выбранным в поле "Прошу" реквизитом "3 - прекратить доступ к личному кабинету налогоплательщика".

Представленная в материалы дела история действий в личном кабинете, в том числе входа налогоплательщика в личный кабинет (л.д. 49), с достоверностью подтверждает получение Казаковым Д.С. доступа к личному кабинету налогоплательщика.

Ссылки Казакова Д.С. о том, что с заявлением в налоговый орган о предоставлении доступа к личному кабинету он не обращался, не могут быть приняты во внимание, поскольку правовое значение для разрешения вопроса о получении налогоплательщиком документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, имеет факт получения доступа к личному кабинету налогоплательщика, а не конкретный способ получения такого доступа.

Отсутствие письменного заявления гражданина на подключение к личному кабинету налогоплательщика, само по себе не свидетельствует о том, что последний не был фактически подключен к указанному сервису, в том числе - посредством самостоятельной регистрации в личном кабинете налогоплательщика без обращения в налоговые органы.

Административным истцом представлены доказательства загрузки документов в личный кабинет (л.д. 14).

Согласно скрин-образу из федерального информационного ресурса «Личный кабинет налогоплательщика» следует, что в личном кабинете отражены фамилия, имя, отчество административного ответчика, ИНН, пользователем осуществлен вход в личный кабинет с редактированием профиля 18.04.2021 г. (л.д. 49).

Указанные обстоятельства, несмотря на отсутствие в деле сведений о предоставлении Казакову Д.С. заявления о получении доступа к личному кабинету, а также сведений, подтверждающих вручение ему логина и пароля от личного кабинета, свидетельствуют о получении им доступа к личному кабинету.

Представленные административным истцом доказательства коллегия считает относимым и допустимым в силу ст. 61 Кодекса Административного судопроизводства Российской Федерации, считает их достоверными, поскольку исходит от органа, уполномоченного предоставлять данный вид доказательств, содержит все другие необходимые реквизиты данного вида доказательства, в совокупности с предоставленным скриншотом личного кабинета налогоплательщика, устанавливает факт направления налогоплательщику налогового уведомления и требования об уплате налогов, пени в электронной форме, подтверждается предоставленными сведениями о выгрузки (уведомлений, требований) в личный кабинет налогоплательщика.

Судебная коллегия делает вывод о том, что Казаков Д.С. является пользователем интернет-сервиса "Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц, согласно предоставленным сведениям МИФНС России № 23 по Самарской области.

Для получения документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, на бумажном носителе налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, направляют в любой налоговый орган по своему выбору уведомление о необходимости получения документов на бумажном носителе (абзац 5 части 2 статьи 11.2 Налогового кодекса Российской Федерации).

Доказательств, свидетельствующих об отказе от пользования личным кабинетом налогоплательщика либо о прекращении доступа к личному кабинету налогоплательщика, суду первой и апелляционной инстанций не представлено.

С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что налоговым органом обязанность по направлению в адрес административного ответчика налогового уведомления и требования об уплате налога исполнена надлежащим образом.

Таким образом, вывод суда о наличии оснований для отказа в удовлетворении административных исковых требований не основан на законе, решение суда подлежит отмене с вынесением нового судебного акта об удовлетворении административных исковых требований.

В соответствии со статьей 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой, в силу пп. 19 п. 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, освобожден административный истец.

С административного ответчика в доход местного бюджета, подлежит взысканию государственная пошлина, рассчитанная исходя из взысканной суммы по правилам п. 1 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ в размере 1 469, 63 руб.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда,

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Октябрьского районного суда г. Самары от 04 августа 2023 года отменить, принять по делу новое решение которым административное исковое заявление МИФНС России № 23 по Самарской области к Казакову Д.С. о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское и пенсионное страхование удовлетворить.

Взыскать с Казакова Д.С. , проживающего по адресу: <адрес> пользу МИФНС России № 23 по Самарской области задолженность по обязательным платежам на общую сумму 42 320,93 руб., в том числе по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2021 г. в размере 32 448,00 руб., пени в размере 1 148,65 руб., на обязательное медицинское страхование за 2021 г. в размере 8 426,00 руб., пени в размере 298,28 руб. за период (11.01.2022 г. по 12.01.2022 г.).

Взыскать с Казакова Д.С. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 1 469, 63 руб.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд Российской Федерации через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.

Председательствующий

Судьи

33а-12919/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
МИФНС России № 23 по Самарской области
Ответчики
Казаков Д.С.
Другие
МИФНС России №21 по Самарской области
УФНС России по Самарской области
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
16.10.2023Передача дела судье
14.11.2023Судебное заседание
12.12.2023Судебное заседание
22.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.12.2023Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее