Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1975/2023 ~ М-470/2023 от 30.01.2023

Дело № 2-1975/2023

22RS0068-01-2023-000562-94

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 апреля 2023 года г. Барнаул

Центральный районный суд г.Барнаула Алтайского края в составе:

Председательствующего Неустроевой С.А.,

При секретаре        ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора Солтонского района Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц к Министерству транспорта Алтайского края, КГКУ «Алтайавтодор» о возложении обязанности по устройству участка автомобильной дороги,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Солтонского района Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Министерству транспорта Алтайского края, КГКУ «Алтайавтодор» о возложении обязанности по устройству участков автомобильной дороги. В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения по обращению жительницы с. Солтон, Солтонского района по вопросам организации уличного освещения. Установлено, что участок автомобильной дороги К-92 «Карабинка-Солтон-Макарьевка» проходит через с. Солтон, Солтонского района. В нарушение требований п.4.6.1.1, п..п. 4.5.1.1-4.5.1.3 ГОСТ Р 52766-2007 на участке дороги .... отсутствует стационарное электрическое освещение, кроме того на участке автомобильной дороги К-92 «Карабинка-Солтон-Макарьевнка», проходящем в пределах населенного пункта с. Солтон, Солтонского района, Алтайского края отсутствует тротуар.

ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района с целью устройства освещения автомобильной дороги руководителю КГКУ «Автодорстрой» внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства. По результатам рассмотрения представления КГКУ «Автодорстрой» сообщило, что перспективной программой дорожных работ устройство электроосвещения и тротуаров в границах краевой дороги «Карабинка-Солтон-Макарьевка» в с. Солтон планируется на 2025 год, однако конкретные меры по устройству электрического освещения и тротуаров не приняты.

Указанное бездействие создает опасность причинения вреда жизни и здоровью граждан, повреждения их имущества.

Постановлением Правительства Алтайского края №8 от 21.01.2019 автомобильная дорога К-92 «Карабинка-Солтон-Макарьевка»в Солтонском районе включена в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения.

На основании изложенного, прокурор просит возложить на Министерство транспорта Алтайского края, КГКУ «Алтайавтодор» обязанность по устройству на участке автомобильной дороги К-92 «Карабинка-Солтон-Макарьевка», проходящем от въезда в с. Солтон по ...., стационарного электрического освещения и тротуаров в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании процессуальный истец помощник прокурора Центрального района г. Барнаула ФИО2 на удовлетворении исковых требований настаивала по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика КГКУ «Алтайавтодор» ФИО3 в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала. Пояснила, что электрическое освещение и тротуары на данном участке автомобильной дороги действительно отсутствуют. Исполнить требования прокурора в течение 6 месяцев не представляется возможным, в связи с необходимость соблюдения правил производства данных работ. Финансирование учреждения осуществляется за счет средств Краевого бюджета. Полагала, что в случае удовлетворения требований необходимо установить срок исполнения решения суда 2 года.

Иные лица в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, просят рассмотреть дело в их отсутствие. В материалах дела имеется письменный отзыв представителя Министерства транспорта Алтайского края, согласно которому Министерство не имеет полномочий по ремонту и содержанию автомобильной дороги «Карабинка-Солтон-Макарьевка», указанной деятельностью занимается специально созданное подведомственное учреждение КГКУ «Автодорстрой», на основании изложенного в удовлетворении требований к Министерству просили отказать в связи с необоснованностью.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело при сложившейся явке.

Выслушав пояснения процессуального истца, представителя ответчика, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что прокуратурой Солтонского района Алтайского края проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения при эксплуатации и содержании автомобильной дороги К-92 «Карабинка-Солтон-Макарьевка», расположенной на территории Солтонского района Алтайского края

Проверкой установлено, что участок дороги К-92 «Карабинка-Солтон-Макарьевка» проходи через с. Солтон, Солтонского района (....). В нарушение п. 4.6.1.1. ГОСТ Р 52766-2007 на указанном участке автомобильной дороги, начиная от въезда в с. Солтон по .... отсутствует стационарное электрическое освещение. Остановочный пункт, расположенный на .... в с. Солтон, Солтонского района на автомобильной дороге К-92 «Карабинка-Солтон-Макарьевка», не соответствует требования п. 5.3.2.1 ГОСТ Р 52766-2007, а именное отсутствует боковая разделительная полоса ( для дороги I-III категории); тротуары и/или пешеходные дорожки, контейнер и урны для мусора, освещение (с питание от распределительных сетей или автономных источников). Вопреки требованиям п.п.4.5.1.1.-4.5.1.3 ГОСТ Р 52766-2007 в пределах населенного пункта Солтон на автомобильной дороге К-92 «Карабинка-Солтон-Макарьевка» не оборудованы тротуары. В нарушение требований п.п.6.2.2.2,6.2.4. ГОСТ Р 52289-2019 горизонтальная разметка, обозначающая край проезжей части автомобильной дороги К-92 «Карабинка-Солтон-Макарьевка» начиная от въезда в с. Солтон по .... отсутствует.

В связи с изложенным, ДД.ММ.ГГГГ прокурором Солтонского района Алтайского края в адрес руководителя КГКУ «Автодорстрой» вынесено представление о принятии мер к устранению выявленных нарушений закона и недопущению подобных нарушений впредь.

Согласно письму КГКУ «Алтайавтодор» от ДД.ММ.ГГГГ, в рамках лимитов бюджетных ассигнований капитальный ремонт дорог выполняется в соответствии с планом работ, утвержденным Министерством транспорта Алтайского края. Перспективной программой дорожных работ устройство электроосвещения и тротуаров в границах краевой дороги «Карабинка-Солтон-Макарьевка» в населенном пункте с.Солтон планируется на 2025 г.

Согласно акту прокурорской проверки от ДД.ММ.ГГГГ, фототаблице к акту, участок автомобильной дороги К-92 «Карабинка-Солтон-Макарьевка» проходит через с. Солтон, Солтонского района. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в нарушение требований ГОСТ Р 52766-2007 на участке дороги от съезда в с. Солтон, по .... отсутствует стационарное электрическое освещение. Кроме того, в нарушение требований ГОСТ Р 52766-2007 на участке автомобильной дороги К-92 «Карабинка-Солтон-Макарьевка», проходящем в пределах населенного пункта с. Солтон, Солтонского района, Алтайского края, тротуары отсутствуют.

Таким образом, судом установлено, что на момент рассмотрения настоящего спора на участках автомобильных дорог К-92 «Карабинка-Солтон-Макарьевка» отсутствуют тротуары и стационарное электрическое освещение.

Указанные обстоятельства явились поводом для обращения прокурора в суд с настоящим иском в интересах неопределенного круга лиц.

Установлено, что автомобильная дорога К-92 «Карабинка-Солтон-Макарьевка» являются собственностью Алтайского края и входит в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, утвержденный Постановлением Администрации Алтайского края от 27.04.2009 №188 (порядковый номер №762).

В соответствии с ч.3 ст.15 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением.

Согласно Уставу КГКУ «Алтайавтодор», утвержденному приказом Министерства транспорта Алтайского края №93 от 28.12.2018, КГКУ «Алтайавтодор» осуществляет функции оперативного управления автомобильными дорогами общего пользования регионального или межмуниципального значения и искусственными сооружениями на них, обеспечивает безопасное и бесперебойное движение транспортных средств по автомобильным дорогами (п.1.3).

Учреждение обеспечивает исполнение своих обязательств в пределах, доведенных до него лимитов бюджетных средств (п.2.8 Устава).

В соответствии с п. 3.2 Устава, предметом деятельности КГКУ «Алтайавтодор» является организация выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и искусственных сооружений на них.

Пунктом 3.3.1 Устава предусмотрено, что КГКУ «Алтайавтодор» исполняет функции государственного заказчика в соответствии с законодательством Российской Федерации на выполнение указанных работ, организует размещение государственного заказа, заключает государственные контракты с победителями торгов.

Согласно п.3.3.2 Устава, КГКУ «Алтайавтодор» осуществляет функцию по организации принятия мер по обеспечению соответствия состояния автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения установленным правилам, стандартам, техническим нормам, другим нормативным документам.

С учетом изложенного, КГКУ «Алтайавтодор» является надлежащим ответчиком по заявленным требованиям.

В соответствии с ч.1 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Согласно ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

Пунктом 3 ст. 5 указанного закона определено, что к элементам обустройства автомобильной дороги относятся, в том числе, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог.

Приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 N 270-ст утвержден национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования".

Согласно п.4.6.1.1. ГОСТ Р 52766-2007 стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривается на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м.

В соответствии с п. 4.6.2.1 ГОСТ 33151-2014 «Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Технические требования. Правила применения» стационарное электрическое освещение устраивают, в том числе на участках дорог в населенных пунктах.

Согласно п.11.17 ст.3 Технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог», утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 827, при проектировании вновь строящихся автомобильных дорог или при создании искусственного освещения на существующей сети автомобильных дорог искусственное освещение необходимо предусмотреть в первую очередь в пределах населенных пунктов.

Приказом Росстандарта от 26.09.2017 N 1245-ст утвержден ГОСТ Р 50597-2017. «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» (далее – ГОСТ Р 50597-2017).

Согласно п. 6.9 ГОСТ Р 50597-2017 средняя освещенность на дорожном покрытии, равномерность освещенности и коэффициент периферийного освещения дорог должны быть не ниже значений, указанных в ГОСТ 33176. Горизонтальная освещенность покрытия проезжей части улиц и ее равномерность должны быть не ниже значений, указанных в ГОСТ Р 52766.

Опоры искусственного освещения на дорогах должны соответствовать требованиям ГОСТ 32947.

Стационарное электрическое освещение не должно иметь дефектов, указанных в таблице Б.8 приложения Б. Дефекты устраняют в сроки, приведенные в таблице 6.8.

Таблицей Б8 установлены виды дефектов стационарного электрического освещения: доля неработающих светильников составляет более 5% от их общего количества. Два и более неработающих светильника расположены один за другим. Неработающий светильник на пересечении, съезде (въезде) транспортной развязки, на остановочном пункте маршрутных транспортных средств и пешеходном переходе в одном уровне.

Принимая во внимание указанные положения закона, технические требования, а также то обстоятельство, что участок автомобильной дороги, на котором отсутствует искусственное освещение, находится непосредственно в населенном пункте (ул. Бийская и ул. Ленина, до д.9 с. Солтон), суд приходит к выводу, что отсутствие освещения создает опасть для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, а также нарушает право неопределенного круга лиц на личную безопасность в вечернее и ночное время суток, безопасность дорожного движения.

Согласно требованиям п.4.5.1.1 и п.4.5.1.3 ГОСТ Р 52766-2007 тротуары и пешеходные переходные дорожки устанавливают на дорогах с твердым покрытием, проходящие через населенные пункты.

На дорогах I-III категорий, в соответствии с ГОСТ Р 52398-2005 «Национальный стандарт Российской Федерации. Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования», утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2005 №296-ст, тротуары обязательны на всех участках, проходящие через населенные пункты, независимо от интенсивности движения пешеходов, а также на подходах к населенным пунктам от зон отдыха при интенсивности движения пешеходов, превышающей 200 человек в сутки.

Тротуары располагают с обеих сторон дороги, при односторонней застройке - с одной стороны.

Принимая во внимание указанные положения закона, технические требования, суд приходит к выводу, что отсутствие на участках автомобильных дорог К-92 «Карабинка-Солтон-Макарьевка», проходящем в пределах населенного пункта с. Солтон, Солтонского района, Алтайского края тротуаров создают опасть для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, угрозу возникновения ДТП, причинения имущественного вреда.

Статьей 32 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог федерального значения осуществляется за счет средств федерального бюджета, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств юридических лиц и физических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.

В соответствии со ст. 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: составляет и исполняет бюджетную смету; принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства; обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований; вносит соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств предложения по изменению бюджетной росписи; ведет бюджетный учет (обеспечивает ведение бюджетного учета); формирует бюджетную отчетность (обеспечивает формирование бюджетной отчетности) и представляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств; осуществляет иные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

На основании изложенного, суд считает правильным возложить на КГКУ «Алтайавтодор» обязанность по устройству участка автомобильной дороги К-92 «Карабинка-Солтон-Макарьевка», проходящего от въезда в с. Солтон по .... стационарного электрического освещения и тротуаров.

В соответствии со ст.204, ч.2 ст. 206 ГПК РФ суд полагает необходимым установить ответчику срок для исполнения решения суда – в течении шести месяцев после вступления решения суда в законную силу.

С учетом характера правоотношений, указанный срок является достаточным для исполнения решения суда, соответствует принципам разумности и справедливости.

При установленных обстоятельствах исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить частично.

Возложить обязанность на КГКУ «Алтайавтодор» по устройству на участке автомобильной дороги К-92 «Карабинка-Солтон-Макарьевка, проходящим от выезда в с. Солтон по ...., стационарного электрического освещения и тротуаров в течении 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Барнаула – 19.04.2023.

Судья: С.А. Неустроева

2-1975/2023 ~ М-470/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокурор Солтонского района
Ответчики
Министерство транспорта АК
КГКУ Алтайавтодор
Другие
Администрация Солтонского сельсовета Солтонского района АК
Администрация Солтонского района АК
Суд
Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края
Судья
Неустроева Светлана Алексеевна
Дело на странице суда
centralny--alt.sudrf.ru
30.01.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.01.2023Передача материалов судье
06.02.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.02.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.02.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
14.03.2023Предварительное судебное заседание
12.04.2023Судебное заседание
19.04.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.05.2023Дело оформлено
01.11.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее