Мировой судья Ефимова Д.А. Дело №11-174/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Смоленск 14 сентября 2023 года
Ленинский районный суд г.Смоленска
в составе:
председательствующего (судьи) Макаровой К.А.
при помощнике Козлове П.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации г.Смоленска на решение мирового судьи судебного участка №8 г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску Казакова Александра Ильича к Администрации г.Смоленска, Главному управлению ветеринарии Смоленской области, Администрации Смоленской области о возмещении материального ущерба,
установил:
Казаков А.И. обратился к мировому судье с иском к Главному управлению ветеринарии Смоленской области с иском о возмещении материального ущерба, причиненного действиями бездомных бродячих собак, которые причинили механические повреждения транспортному средству, принадлежащему истцу.
К участию в деле в качестве соответчиков были допущены Администрация Смоленской области, Администрация г.Смоленска и в качестве третьего лица был привлечен ИП Борзенко В.С.
Решением мирового судьи судебного участка №8 в г.Смоленске Ефимовой Д.А. исковые требования Казакова А.И. к Администрации г.Смоленска были удовлетворены, с ответчика в пользу Казакова А.И. были взысканы сумма материального ущерба в размере 47 100 рублей 00 копеек, расходы по оплате государственной пошлины в размере 1 700 рублей 00 копеек.
Администрацией г.Смоленска подана апелляционная жалоба на решение мирового судьи на том основании, что орган местного самоуправления не уполномочен осуществлять деятельность по обращению с животными без владельцев (л.д.29-31 т.2).
Истец Казаков А.И. в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом.
Представитель истца Казакова Н.В. полагала жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению ввиду правильно определения мировым судьей обстоятельств по делу.
Представитель Администрации г.Смоленска Титова Е. апелляционную жалобу поддержала, просила судебное решение отменить.
Представитель Главного управления ветеринарии Смоленской области Романкова Е.П. полагала апелляционную жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению ввиду правильного определения мировым судьей обстоятельств по делу.
ИП Борзенко В.С. в судебное заседание не явился, третье лицо о времени и месте слушания дела извещено.
Заслушав лиц, участвующих в деле, суд находит решение мирового судьи подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно пункту 2 статьи 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса РФ возмещение убытков является одним из способов защиты нарушенного гражданского права.
В силу пункта 1 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Согласно пункту 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
На основании статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежит возмещению вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов.
Федеральным законом от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее также Федеральный закон N 498-ФЗ) деятельность по обращению с животными без владельцев определена как деятельность, включающая в себя отлов животных без владельцев, их содержание (в том числе лечение, вакцинацию, стерилизацию), возврат на прежние места их обитания и иные мероприятия, предусмотренные настоящим Федеральным законом; животное без владельца определено как животное, которое не имеет владельца или владелец которого неизвестен (статья 3).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 19 Федерального закона от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" государственный контроль (надзор) в области обращения с животными осуществляется посредством регионального государственного контроля (надзора) в области обращения с животными, осуществляемого уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в соответствии с положениями, утверждаемыми высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу п. п. 143 ч. 1 ст. 44 Федерального закона от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов установления порядка организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них, порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев, а также организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев (в ред. Федерального закона от 24.07.2023 N 377-ФЗ, начало действия редакции – 15.08.2023).
Ранее действующая редакция закона (до 15.08.2023) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации также относила полномочия установления порядка организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них, организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.
Мировым судьей судебного участка №8 в г.Смоленске было установлено, что Казакову А.И. был причинен материальный ущерб: на территории дома, расположенного по адресу: <адрес>, в котором проживает истец, собаки без владельцев, совершили действия, в результате которых было повреждено транспортное средство, принадлежащее истцу.
В этой связи мировым судьей обоснованно было за истцом признано право на возмещение ущерба, была определена стоимость восстановительного ремонта в сумме 47 100 рублей 00 копеек.
Судебным решением ответственность за причинение материального ущерба была возложена на Администрацию г.Смоленска.
Администрация г.Смоленска как орган местного самоуправления не несет ответственности за причинение вреда истцу Казакову А.И. по следующим основаниям.
Для наступления деликтной ответственности, предусмотренной статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, необходимо наличие состава правонарушения, включающего наступление вреда, вину причинителя вреда, противоправность поведения причинителя вреда и причинно-следственную связь между действиями причинителя вреда и наступившими у истца неблагоприятными последствиями. Отсутствие одного из вышеназванных элементов состава правонарушения влечет за собой отказ в удовлетворении требования о возмещении вреда.
Установленная статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации презумпция вины причинителя вреда предполагает, что доказательства отсутствия его вины должен представить сам ответчик. Потерпевший представляет доказательства, подтверждающие факт причинения ущерба, размер причиненного вреда, а также доказательства того, что ответчик является причинителем вреда или лицом, в силу закона обязанным возместить вред.
На основании статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежит возмещению вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов.
Решение вопросов, касающихся организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, а также осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области обращения с животными, отнесены к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (п. п. 143, 144 ч. 1 ст. 44 Федерального закона от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации").
В этой связи согласно ст.3 закона Смоленской области от 24 сентября 2020 года №130-з «О разграничении полномочий органов государственной власти Смоленской области в сфере обращения с животными» орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации - Администрация Смоленской области в соответствии с федеральным законодательством, Уставом Смоленской области и областными законами: 1) определяет уполномоченный орган; 2) устанавливает порядок организации деятельности приютов для животных и нормы содержания животных в них в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации методическими указаниями по организации деятельности приютов для животных и нормам содержания животных в них; 3) устанавливает порядок осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации методическими указаниями по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев; 3.1) устанавливает порядок предотвращения причинения животными без владельцев вреда жизни или здоровью граждан в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации методическими указаниями (п. 3.1 введен законом Смоленской области от 29.09.2022 N 118-з); 4) утверждает положение о региональном государственном контроле (надзоре) в сфере обращения с животными; (п. 4 в ред. закона Смоленской области от 29.09.2021 N 118-з); 5) осуществляет иные полномочия в сфере обращения с животными.
Постановлением Администрации Смоленской области от 18 ноября 2020 года №701 Главное управление ветеринарии Смоленской области было определено как орган исполнительной власти в сфере обращения с животными.
Согласно постановлению Администрации Смоленской области от 24 февраля 2021 года №98 был утвержден Порядок осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Смоленской области, в котором указано, что Главное управление ветеринарии Смоленской области является органом исполнительной власти Смоленской области, уполномоченным осуществлять организацию мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.
В п.2 названного Порядка предусмотрено, что мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев включают в себя: 1) отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных (далее также - приюты); 2) содержание животных без владельцев в приютах для животных в соответствии с частью 7 статьи 16 Федерального закона; 3) возврат потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приюты для животных животным без владельцев; 4) возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания после проведения мероприятий, указанных в подпункте 2 настоящего пункта; 5) размещение в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных.
Таким образом, решение вопросов организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по отлову и содержанию животных без владельцев относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации, в соответствии с вышеуказанными нормативно-правовыми актами на территории Смоленской области указанное полномочие делегировано Главному управлению ветеринарии Смоленской области.
Главное управление ветеринарии Смоленской области является органом исполнительной власти Смоленской области, уполномоченным осуществлять организацию мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, соответственно указанные полномочия не были делегированы органам местного самоуправления в Смоленской области.
Первостепенной задачей государства в лице данного государственного органа является защита права граждан, в частности, путем предотвращения причинения животными без владельцев вреда жизни и здоровью, а также имуществу граждан, что не было обеспечено действиями Главного управления ветеринарии Смоленской области.
Имеющиеся в материалах дела документы не свидетельствуют о надлежащем исполнении Главным управлением ветеринарии Смоленской области возложенного на ответчика обязанностей в области обращения с животными, поскольку отсутствуют доказательства того, что ответчик предпринял достаточные меры для предотвращения наступившего вреда.
Отсутствуют доказательства, подтверждающие наличие прямой причинно-следственной связи между бездействиями Администрации г.Смоленска по неисполнению судебного решения Ленинского районного суда г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ, которым органу местного самоуправления было предписано строительство пункта временного содержания безнадзорных животных и причиненным истцу вредом, поскольку независимо от судебного решения, вынесенного в ДД.ММ.ГГГГ в силу действующего законодательства Главное управление ветеринарии Смоленской области имеет установленную законом возможность строительства и использования приютов для животных без владельцев.
Ненадлежащее исполнение публично значимых функций по охране имущественных прав и интересов граждан, связанных с деятельностью Главного управления ветеринарии Смоленской области, является основанием для возложения обязанности по возмещению материального ущерба на этот компетентный орган.
Согласно статья 137 ГК РФ к животным применяются общие правила об имуществе постольку, поскольку законом или иными правовыми актами не установлено иное.
В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу ст. 231 ГК РФ установлен шестимесячный срок приобретательской давности для возникновения права собственности на безнадзорное животное у лица, его задержавшего. Если указанное лицо откажется по истечении шести месяцев от права собственности на животное, оно поступает в муниципальную собственность.
В материалах гражданского дела отсутствуют доказательства того, что животные, причинившие вред имуществу истца, были обращены в собственность Администрации г.Смоленска как органа местного самоуправления в порядке, установленном ст.231 ГК РФ.
При этом общие положения гражданского законодательства относительно бремени содержания имущества, обнаружения (выявления) и приобретения прав на безнадзорных животных (ст.210, 230, 231 ГК РФ) не определяют специальных нормативных положений, регулирующих правоотношения в области государственных полномочий, в том числе по региональному государственному надзору в области обращения с животными, и к сложившимся деликтным правоотношениям по возмещению ущерба не подлежат применению без учета всех значимых обстоятельств по делу.
Судебное решение было вынесено без учета вышеуказанных обстоятельств, при неправильном применении норм материального права, и подлежит отмене с вынесение нового решения.
По делу следует вынести новое решение, взыскав с Главного управления ветеринарии Смоленской области в пользу Казакова Александра Ильича 47 100 рублей 00 копеек суммы материального ущерба.
В иске Казакова А. И. к Администрации г.Смоленска, Администрации Смоленской области о возмещении материального ущерба следует отказать, поскольку указанные лица являются ненадлежащими ответчиками по делу. Заявление представителя истца о том, что Администрация г.Смоленска является надлежащим ответчиком по делу не может расцениваться как отказ Казакова А. И. от иска к Главному управлению ветеринарии Смоленской области.
В этой связи апелляционную жалобу Администрации г.Смоленска на решение мирового судьи судебного участка №8 в г.Смоленске от ДД.ММ.ГГГГ следует удовлетворить.
Руководствуясь ст.ст.327-329 ГПК РФ,
определил:
решение мирового судьи судебного участка №8 в г.Смоленске от 27 апреля 2023 года по гражданскому делу по иску Казакова Александра Ильича к Администрации г.Смоленска, Главному управлению ветеринарии Смоленской области, Администрации Смоленской области о возмещении материального ущерба отменить, жалобу Администрации г.Смоленска удовлетворить.
Вынести по делу новое решение, взыскать с Главного управления ветеринарии Смоленской области в пользу Казакова Александра Ильича 47 100 рублей 00 копеек суммы материального ущерба, 1700 рублей 00 копеек суммы расходов по оплате государственной пошлины.
В иске Казакова Александра Ильича к Администрации г.Смоленска, Администрации Смоленской области о возмещении материального ущерба отказать.
Председательствующий К.А. Макарова
«КОПИЯ ВЕРНА» подпись судьи Макарова К.А. помощник судьи________________________________ наименование должности уполномоченного работника аппарата федерального суда общей юрисдикции ФИО7 (Фамилия, инициалы) «____»________2023 г. |
Ленинский районный суд <адрес>
УИД 67MS0№-08
Подлинный документ подшит в материалы дела №