УИД 86RS0014-01-2022-000448-33
производство по делу №2-312/2022
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Урай ХМАО – Югры 12 мая 2022 года
Урайский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе председательствующего судьи Шестаковой Е.П.,
при секретаре Ивановой О.Н.,
с участием представителя истицы Даниловой Е.В., действующей на основании нотариально удостоверенной доверенности от 18 февраля 2022 года, выданной сроком на пять лет,
представителя ответчика Комаровой М.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тур Людмилы Степановны к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре о признании незаконным отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости и возложении обязанности включить периоды работы в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости,
установил:
Тур Людмила Степановна (далее Истица) обратилась в суд с указанным исковым заявлением, с учётом уточнений исковых требований от ДД.ММ.ГГГГ, просила признать решение Государственного Учреждения - Управление пенсионного фонда РФ в г. Урае ХМАО-Югры от 25.05.2021 № об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии, предусмотренной ст. 19 ч.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013г. № 400-ФЗ в части исключённого периода работы с 06.09.1993 по 31.08.1998 в должности музыкального работника детского сада в Ордена Ленина Волгоградском специализированном производственном объединении «Волго-Дон» незаконным, включить Тур Людмиле Степановне, 29 июня 1973 года рождения, в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей, следующие периоды работы в должности музыкального работника детского сада в Ордена Ленина Волгоградском специализированном производственном объединении «Волго-Дон»: с 06.09.1993 года по 30.11.1994 года - 1 год 2 месяца 25 дней, с 01.01.1995 года по 29.02.1996 года - 1 год 2 месяца 1 день, с 01.02.1997 года по 31.06.1997 года - 4 месяца 29 дней, с 01.11.1997 года по 31.08.1998 года - 0 лет 10 месяцев, итого 3 года 7 месяцев 25 дней.
Исковые требования обоснованы тем, что 15 февраля 2021 года Истица обратилась с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, Ответчиком 25.05.2021 решением № отказано в установлении досрочной пенсии в связи с отсутствием требуемого педагогического стажа 25 лет, спорные периоды не включены в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей.
Истица полагает, что решение является незаконным, нарушает её конституционные права на получение досрочной пенсии, так как работа до 01 ноября 1999 года включалась в выслугу лет вне зависимости от названия учреждения, исходя из факта осуществления педагогической деятельности в учреждениях для детей.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 года утверждён Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, которым предусмотрена должность музыкальный руководитель в образовательных учреждениях для детей дошкольного и младшего школьного возраста: начальная школа (школа) детский сад. Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 23.06.2003 года № 39 установлено тождество наименования должности «музыкальный работник» наименованию должности «музыкальный руководитель».
Согласно записи в трудовой книжке № Тур Л.С. работала в должности музыкального работника детского сада АОЗТ объединения «Волго-Дон» с 06.09.1993 по 31.08.1998.
Согласно архивной выписки из ведомостей ВСПО «Волго-Дон» с сентября 1993 года по август 1998 года об отчислениях в пенсионный фонд, выданной Администрацией Береславского сельского поселения Калачёвского муниципального района Волгоградской области от 16.02.2021 года №, страховые отчисления производились за данный период времени, что подтверждает педагогический стаж музыкального работника. В данной справке сведения о льготных периодах работы полностью совпадают с трудовой книжкой. Других документов в архиве не имеется, что даёт основание считать, что, в оспариваемые периоды Истица полный рабочий день была занята на работе, дающей право на льготное пенсионное обеспечение.
Ликвидация предприятия и отсутствие возможности предоставить необходимую льготную справку, выданную по форме - эти независящие от Тур Л.С. причины стали препятствием для реализации права на досрочную пенсию.
Ответчиком представлены письменные возражения на иск, обоснованные тем, что по имеющимся документам страховой стаж Тур Л.С. на дату подачи заявления 15.02.2021 составил 29 лет 04 месяца 24 дня; специальный педагогический стаж – 20 лет 04 месяца; стаж в местности, приравненной к районам Крайнего Севера — 19 лет 10 месяцев 04 дня. Решением Отделения ПФР от 25.05.2021 № в назначении досрочной страховой пенсии отказано в связи с отсутствием требуемого стажа работы, связанного с педагогической деятельностью в учреждениях для детей.
В период работы с 06.09.1993 по 31.08.1998 истец осуществляла трудовую деятельность музыкальным работником детского садика, в представленных в Пенсионный фонд архивных выписках Администрации Береславского сельского поселения от 16.02.2021 года № и № отсутствует норма педагогической нагрузки, требуемые 24 часа в неделю за ставку заработной платы.
Истец зарегистрирована в системе государственного пенсионного страхования 23.12.1997 года, спорный период после даты регистрации не подтвержден сведениями индивидуального (персонифицированного) учёта, в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица не обозначен кодом ЗП80ПД, которым обозначалась педагогическая деятельность в школах и других учреждениях для детей всех педагогических работников в период с 01.01.1996 по 31.12.2001.
Ответчик просил оставить иск без удовлетворения.
Истица Тур Людмила Степановна, извещённая о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась, ходатайств не заявила, обеспечила явку своего представителя. В силу ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) дело рассмотрено в её отсутствие.
В судебном заседании представитель истицы по нотариально удостоверенной доверенности Данилова Е.В. уточнённые исковые требования полностью поддержали по доводам искового заявления.
Представитель ответчика по доверенности Комарова М.В. в судебном заседании иск не признала, изложила доводы, соответствующие письменным возражениям на иск.
Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, оценив в силу ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства в совокупности, суд пришёл к выводу, что исковые требования Тур Л.С. подлежат частичному удовлетворению по следующим мотивам:
15.02.2021 Тур Людмила Степановна обратилась в Государственное Учреждение – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Урае ХМАО – Югры (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с п.19 ч.1 ст. 30 Закона «О страховых пенсиях» (л.д. 59-62).
Решением Ответчика от 25.05.2021 № (л.д. 79-80) в назначении досрочной страховой пенсии отказано в связи с отсутствием требуемого стажа работы, связанного с педагогической деятельностью в учреждениях для детей. При этом пенсионный орган указал, что по имеющимся документам стаж Истицы на дату подачи заявления составил: страховой стаж - 29 лет 04 месяца 24 дня; специальный педагогический стаж – 20 лет 04 месяца; стаж в местности, приравненной к районам Крайнего Севера — 19 лет 10 месяцев 04 дня.
В период с 06.09.1993 по 31.08.1998 Тур Людмила Степановна работала в должности музыкального работника детского сада в Ордена Ленина Волгоградском специализированном производственном объединении «Волго-Дон», что подтверждается записями в трудовой книжке Истицы (л.д.29-34, 67- 72) и архивными выписками и справками (л.д. 73-78, 116-119).
Данный период работы Тур Л.С. засчитан пенсионным органом в страховой стаж, но исключён из специального стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи педагогической деятельностью в учреждениях для детей, в связи с чем возник настоящий судебный спор.
На основании ст. 8 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 №400 - ФЗ «О страховых пенсиях» (далее Закон о страховых пенсиях), право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Согласно частям 3 и 4 ст.30 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 №400 - ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Закона о страховых пенсиях Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
Подпунктом «м» пункта 1 постановления Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых даёт право на пенсию за выслугу лет, утверждённым постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397, такая должность, как «музыкальный работник», не предусмотрена.
Между тем Разъяснениями Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам от 17.05.1960 N 19 "О порядке применения Перечня учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства")" (утвержден постановлением Госкомтруда СССР от 17 мая 1960 г. N 662) было определено, что по указанному Перечню следует назначать: в детских садах (детских очагах и детских площадках) и объединенных яслях - садах; педагогам - воспитателям, педагогам, педагогам - руководителям, руководителям, музыкальным руководителям (музыкальным работникам) - как руководителям - воспитателям и воспитателям (пункт 1 раздела 1).
В соответствии с Инструктивным письмом Министерства социального обеспечения РСФСР от 30 июня 1986 года N 1-63-И в детских садах и объединенных яслях-садах пенсии за выслугу лет педагогам-воспитателям, педагогам, педагогам-руководителям, руководителям, музыкальным руководителям (музыкальным работникам) назначались как руководителям-воспитателям и воспитателям (предусмотренных указанным Перечнем). При этом требований о выработке полной нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы, к педагогическим работникам не предъявлялось.
Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утверждённый постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 463, не предусматривал музыкальных руководителей (музыкальных работников), однако в соответствии с пунктом 3 указанного постановления за другими педагогическими работниками сохранялись условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР". Указанный пункт постановления утратил силу с 01 октября 1993 года.
Таким образом, работа в качестве музыкального руководителя (музыкального работника) подлежала включению в специальный стаж по нормам вышеуказанных нормативных актов без учёта выработки нормы педагогической нагрузки до 01 октября 1993 года.
Впервые должность музыкального руководителя (тождественна должности музыкального работника в соответствии с постановлением Минтруда Российской Федерации от 23 июня 2003 года N 39) была предусмотрена Списком, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067, вступившим в силу с 01 ноября 1999 года, и в силу пункта 1 Правил исчисления сроков выслуги..., утверждённых указанным постановлением, подлежала зачёту в специальный стаж при условии выполнения установленной нормы педагогической нагрузки.
Списком от 29.10.2002 №781 предусмотрена должность «музыкальный руководитель» в дошкольных образовательных учреждениях: детских садах всех наименований (пункт 1.8. раздела «Наименование учреждений»).
Пунктом 4 Правил, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, определено, что периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определённых этими правилами.
Однако пункт 5 тех же Правил предусматривает, что периоды работы в должности музыкального руководителя засчитываются в стаж работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), независимо от времени, когда выполнялась эта работа.
Согласно п. 2.4 Приложения № 1 к приказу Министерства образования и науки РФ от 22.12.2014 г. № 1601 "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре" музыкальным руководителям за ставку заработной платы устанавливается норма часов педагогической нагрузки 24 часа в неделю.
Таким образом, в период с 01 октября 1993 года по 01 ноября 1999 года законодателем не был урегулирован порядок включения времени работы в качестве музыкального работника в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости.
Указанный пробел в законодательстве был устранён Правилами исчисления периодов работы, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение..., утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, в соответствии с которыми работа в должности музыкального руководителя засчитывается в стаж работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (пункт 5).
Таким образом, работа Тур Л.С. в период с 06 сентября 1993 года до 01 октября 1993 года в должности музыкального работника детского сада в Ордена Ленина Волгоградском специализированном производственном объединении «Волго-Дон» подлежит зачёту в специальный страховой стаж в связи с педагогической деятельностью в организациях для детей, и в данной части оспариваемое решение Ответчика признаётся судом незаконным.
В то же время спорный период работы Истицы в период после 01 октября 1993 года мог быть включён в специальный стаж только при условии выполнения нормы педагогической нагрузки, но допустимых, достоверных и достаточных доказательств этого в материалы дела не представлено ни самой Тур Л.С., ни поступило по запросам суда.
Работодатель Истицы Ордена Ленина Волгоградское специализированное производственное объединение «Волго-Дон», в последующем реорганизованное в ЗАО объединение «Волго – Дон», что подтверждается справкой администрации Вереславского сельского поседения Калачевского муниципального района Волгоградской области (л.д. 119) согласно сведениям ЕГРЮЛ прекратил деятельность юридического лица 20.03.2006 (л.д.124-126). Регистрационный номер в качестве страхователя данного юридического лица 044009000028 (л.д. 125) совпадает с номером содержащимся в сведениях информационных ресурсов Пенсионного фонда РФ в отношении Тур Л.С. (л.д. 122).
Архивными выписками (л.д. 116-118) не подтверждается выполнение Тур Л.С. нормы педагогической нагрузки в период работы с 01.10.1993 по 31.08.1998, запрошенные судом соответствующие документы и сведения на хранение в архив не передавались.
Как следует из положений частей 1, 2 ст. 14 Федерального закона "О страховых пенсиях", и разъяснений, содержащихся в п. 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", периоды работы, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными).
Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу пункта 2 статьи 13 Федерального закона N 173-ФЗ подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Тур Л.С. зарегистрирована в системе государственного пенсионного страхования 23.12.1997 (л.д. 81), но ни до, ни после даты регистрации истицы в качестве застрахованного лица, как того требует ч. 2 ст. 14 Федерального закона "О страховых пенсиях", период работы с 01.10.1993 по 31.08.1998 не подтверждён сведениями индивидуального (персонифицированного) учёта, что следует из выписки индивидуального лицевого счета застрахованного лица ( л.д. 81-93), не обозначен кодом ЗП80ПД, которым обозначалась педагогическая деятельность в школах и других учреждениях для детей всех педагогических работников.
В нарушение требований ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации, статей 12 и 56 ГПК РФ о том, что судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, а доказательства представляются сторонами, истицей в материалы дела не представлено доказательств, что спорный период с 01.10.1993 по 31.08.1998 подлежит зачёту в специальный страховой стаж в связи с педагогической деятельностью в организациях для детей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Иск Тур Людмилы Степановны к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре о признании незаконным отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости и возложении обязанности включить периоды работы в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Государственного Учреждения – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Урае ХМАО – Югры (межрайонное) от 25.05.2021 года № в части отказа Тур Людмиле Степановне в зачёте в специальный страховой стаж в связи с педагогической деятельностью в организациях для детей периода работы с 06 сентября 1993 года до 01 октября 1993 года в должности музыкального работника детского сада в Ордена Ленина Волгоградском специализированном производственном объединении «Волго-Дон».
Обязать Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре зачесть Тур Людмиле Степановне в специальный страховой стаж в связи с педагогической деятельностью в организациях для детей периода работы с 06 сентября 1993 года до 01 октября 1993 года в должности музыкального работника детского сада в Ордена Ленина Волгоградском специализированном производственном объединении «Волго-Дон».
В остальной части иска Тур Людмиле Степановне отказать.
Решение суда может быть обжаловано в суд ХМАО - Югры через Урайский городской суд. Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме (решения суда в окончательной форме принято 25.05.2022).
Председательствующий судья Е.П. Шестакова