74RS0017-01-2023-004867-28
дело № 2-205/2024 (2-4210/2023)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 февраля 2024 года г. Златоуст Челябинской области
Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего Буланцовой Н.В.,
при секретаре Сидоровой Е.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Златоуста Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц к садоводческому некоммерческому товариществу «Швейник» о возложении обязанностей,
установил:
Прокурор г. Златоуста в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к садоводческому некоммерческому товариществу «Швейник» (далее - СНТ «Швейник»), в котором с учетом уточнения требований просил возложить на ответчика обязанности:
- создать в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами, санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также Правил благоустройства Златоустовского городского округа, площадку для накопления твёрдых коммунальных отходов либо обеспечить сбор и удаление (вывоз) твердых коммунальных отходов бестарным способом в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
- направить в МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства Златоустовского городского округа» заявку о включении в реестр мест накопления твёрдых коммунальных отходов на территории Златоустовского городского округа сведений о созданном месте накопления твёрдых коммунальных отходов в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу (л.д.4-10, 85-86).
В обоснование заявленных требований указал на то, что в ходе рассмотрения в прокуратуре обращения ООО «ЦКС» установлено, что СНТ «Швейник» в нарушение требований Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039, Порядка накопления твердых коммунальных отходов, в том числе их раздельного накопления, на территории Челябинской области», утв. постановлением Правительства Челябинской области от 27.06.2017 № 307-П, Правил благоустройства территории Златоустовского городского округа, утв.решением Собрания депутатов Златоустовского городского округа Челябинской области от 06.07.2012 № 30-ЗГО, СП 53.13330.2019, СанПин 2.1.3684-21 не создано место для накопления твёрдых коммунальных отходов (далее – ТКО), не приняты меры для создания места накопления ТКО либо заключения с региональным оператором договора на вывоз ТКО бестарным методом. Данных о том, что СНТ «Швейник» осуществляло самостоятельный вывоз ТКО, не нарушая требования Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучия населения», не предоставлено. ДД.ММ.ГГГГ ответчику внесено представление об устранении нарушений законодательства, представление не рассмотрено, нарушения не устранены. Бездействие СНТ «Швейник» по созданию контейнерной площадки либо организации иным способом удаления образующихся отходов нарушает права граждан на благополучную окружающую среду.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены АО «Газпром газораспределение Челябинск» и ПАО «Россети Урал» (л.д.92-93).
В судебном заседании прокурор Козлова С.Г., на удовлетворении заявленных исковых требований настаивала по основаниям, изложенным в иске.
Представители ответчика СНТ «Швейник», третьих лиц ООО «Центр коммунального сервиса», администрации Златоустовского городского округа, МКУ Златоустовского городского округа «Управление жилищно-коммунального хозяйства», АО «Газпром газораспределение Челябинск» и ПАО «Россети Урал» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом (л.д.123-134).
Представитель ответчика Мирсаева З.М., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.90), при участии в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ пояснила, что СНТ «Швейник» принимало меры для создания площадки для установки контейнеров с целью накопления отходов. Однако АО «Газпром газораспределение Челябинск» и ПАО «Россети Урал» отказали в согласовании места расположения контейнеров для отходов, так как все земельные участки в товариществе обременены: по части участков проходит газопровод высокого давления, а по части – ЛЭП мощностью более 1000 Вольт.
В письменном заявлении Мирсаева З.М. указала, что МКУ ЗГО «ЖКХ» в ответе от ДД.ММ.ГГГГ согласовало место размещения площадки под накопление ТКО, однако АО «Газпром газораспределение Челябинск» и ПАО «Россети Урал» запрещено размещение площадки на территории товарищества. МКУ ЗГО «УЖКХ» не учтено, что в трех метрах от согласованного места проходит газопровод высокого давления, а справа проходят провода мощностью свыше 1000 вольт (л.д.117).
Представитель МКУ ЗГО «Управление жилищно-коммунального хозяйства» ФИО4, действующая на основании доверенности, в письменном отзыве на исковое заявление (л.д.43-45) указала, что организация и содержание на территории СНТ «Швейник» контейнерной площадки для сбора твердых коммунальных отходов относится к обязанностям ответчика. Исковые требования полагала подлежащими удовлетворению.
Суд полагает возможным в соответствии со ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса, так как они надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства, об уважительности причин неявки суду не сообщили.
Заслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Право граждан на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека закреплено также в статье 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
На основании части 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду определены в Федеральном законе от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Согласно ст. 1 Закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к ТКО относятся отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд, отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Любая хозяйственная деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя приводит к образованию твердых коммунальных отходов.
Следовательно, презюмируется, что ответчик, осуществляя свою деятельность, образовывал ТКО.
Пунктом 2 ст.13 Закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с названным Законом.
Накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (п.1 ст.13.4 Закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).
Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (п.4 ст.13.4 Закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).
Накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (п.6 ст.13.4 Закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).
Региональный оператор, выполняя сбор ТКО, обязан соблюдать схему потоков ТКО, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого он осуществляет свою деятельность (пункты 1, 8, 10 ст. 24.6 Закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).
Территориальная схема обращения с отходами разрабатывается, в том числе, в целях организации и осуществления деятельности по сбору ТКО и включает в себя, в частности, данные о нахождении источников образования отходов на территории субъекта Российской Федерации (с нанесением источников их образования на карту субъекта Российской Федерации); схему потоков отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов (пункты 1, 3 статьи 13.3 Закона № 89-ФЗ).
В соответствии с пунктом 4 ст. 24.7 Закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», пунктом 5 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 (далее - Правила № 1156), все собственники твердых коммунальных отходов (граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица) обязаны заключить договор с Региональным оператором на оказание услуг по обращению с ТКО, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.
В силу п. 8.4 Правил № 1156 основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Как установлено пунктом 10 Правил № 1156, в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами:
а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы);
б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках;
в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
Согласно пункту 5.10 СП 53.13330.2019 «Планировка и застройка территории ведения гражданами садоводства. Здания и сооружения» на территории ведения садоводства и за ее пределами запрещается организовывать свалки отходов. Органические отходы должны утилизироваться на садовых земельных участках. Для неутилизируемых отходов (стекло, металл, полиэтилен и др.) на земельных участках общего назначения должны быть предусмотрены площадки для установки контейнеров твердых коммунальных отходов (по таблице 5.1). Площадки должны быть огорожены с трех сторон глухим ограждением высотой не менее 1,5 м, иметь твердое покрытие и размещаться на расстоянии не менее 20 и не более 500 м от границ участков.
В соответствии с пунктом 3 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления ТКО или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов.
По смыслу пункта 5 СанПин 2.1.3684-21 выбор места размещения контейнерной и (или) специальной площадки на территориях ведения гражданами садоводства и огородничества осуществляется владельцами контейнерной площадки в соответствии со схемой размещения контейнерных площадок, определяемой органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утв.Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039 (далее – Правила № 1039), места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (п.4 Правил № 1039).
Согласно п. 27 Порядка накопления твердых коммунальных отходов, в том числе их раздельного накопления, на территории Челябинской области, утв. постановлением Правительства Челябинской области от 27.06.2017 № 307-П, для накопления отходов, образующихся в садоводческих, огороднических некоммерческих товариществах и гаражно-строительных кооперативах, используются: контейнерные площадки с твердым покрытием; площадки для накопления крупногабаритных отходов.
На основании абз.2 пункта 15 СанПин 2.1.3684-21 допускается сбор и удаление (вывоз) ТКО с территорий сельских поселений или с территорий малоэтажной застройки городских поселений бестарным методом (без накопления ТКО на контейнерных площадках).
В письме от ДД.ММ.ГГГГ № Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека указано, что под понятием «бестарный метод» понимают - удаление по графикам твердых коммунальных отходов в таре собственника (мешок, пакет, ведро) непосредственно в транспорт, предназначенный для транспортирования, без накопления твердых коммунальных отходов на контейнерных площадках и вне их.
Пунктом 75 Правил благоустройства территории Златоустовского городского округа, утв. решением Собрания депутатов Златоустовского городского округа Челябинской области от 06.07.2012 № 30-ЗГО, предусмотрено, что юридические лица в силу закона или договора принявшие на себя обязательства содержать территории, здания, строения, сооружения, обязаны:
1) обеспечить устройство площадок для сбора и временного хранения ТБО и оборудовать их контейнерами (мусоросборниками) либо заключить договор на обращение с отходами с собственником контейнерной площадки или организацией, обслуживающей площадки для сбора и временного хранения ТБО, в соответствии с законодательством;
2) содержать площадки для сбора и временного хранения ТБО и прилегающую к ним территорию в чистоте и порядке, очищать их от мусора согласно графику;
3) не допускать переполнение мусоросборников отходами;
4) принимать меры по предотвращению возгорания отходов в контейнерах (мусоросборниках), а в случае возгорания отходов своевременно принимать меры по тушению пожара в соответствии с законодательством;
5) осуществлять раздельный сбор ТБО;
6) организовать вывоз и размещение (утилизацию, переработку) отходов из мест сбора и временного хранения ТБО в соответствии с законодательством;
7) не допускать образования несанкционированных свалок на отведенной и прилегающей территориях.
Согласно пункта 6 части 7 ст.18 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям правления товарищества относится, в том числе принятие решений о заключении договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
СНТ «Швейник» зарегистрировано в качестве юридического лица (л.д.31-35) с основным видом деятельности - выращивание овощей.
ООО «Центр коммунального сервиса» является региональным оператором по обращению с ТКО на территории Челябинской области.
ДД.ММ.ГГГГ ООО «ЦКС» в прокуратуру Челябинской области было направлено обращение о принятии мер реагирования в связи с нарушениями действующего законодательства в области обращения с ТКО (не заключен договор на оказание услуг по обращению с ТКО), в том числе в отношении СНТ «Швейник» (л.д.15-28).
Согласно ответу ООО «ЦКС» от ДД.ММ.ГГГГ на запрос суда, между ООО «ЦКС» и СНТ «Швейник» договорные отношения по обращению с ТКО отсутствуют. Заявление на заключение договора от СНТ «Швейник» не поступало (л.д.63).
В обоснование невозможности создания площадки для накопления ТКО представитель ответчика указала на отказ АО «Газпром газораспределение Челябинск» и ПАО «Россети Урал» в согласовании места расположения контейнеров для ТКО, поскольку все земельные участки в товариществе обременены: по части участков проходят трубы с газом высокого давления, а по части – ЛЭП.
Указанные доводы представителя ответчика подтверждаются материалами дела.
Так, в ответе председателю товарищества ПАО «Росстети Урал» указало, что общество не согласовывает место размещения накопления ТКО в охранное зоне ВЛ-110 кВ в СНТ «Швейник» на основании п. 8-г, 9-а Постановления Правительства РФ от 24.08.2009 № 160, поскольку в охранных зонах, установленных для объектов электросетевого хозяйства свыше 1000 Вольт запрещается размещать свалки, складировать или размещать хранилища любых, в том числе горюче-смазочных, материалов (л.д.60).
АО «Газпром газораспределение Челябинск» также указало на невозможность установки площадки на въезде в СНТ «Швейник» ввиду того, что земельный участок расположен в охранной зоне подземного газопровода высокого давления (л.д. 61).
Приведённые выше правовые нормы определяют, что организация мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории садоводческого товарищества либо обеспечение сбора и удаления (вывоза) ТКО с территории товарищества бестарным методом (без накопления ТКО на контейнерных площадках) лежит на садоводческом товариществе.
В ходе рассмотрения дела установлено, что ответчиком по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не создана контейнерная площадка для накопления ТКО либо приняты меры к обеспечению сбора и удаления (вывоза) ТКО бестарным методом.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают, в том числе, полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
В Златоустовском городском округе в целях осуществления управленческих и технических функций создан отраслевой орган администрации Златоустовского городского округа - МКУ ЗГО «УЖКХ». Положение о МКУ ЗГО «УЖКХ» утверждено Решением Собрания депутатов Златоустовского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.47-48).
С учетом положений пунктов 4, 7 Правил № 1039 создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должно быть согласовано с органом местного самоуправления на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом. По результатам рассмотрения заявки уполномоченный орган принимает решение о согласовании или отказе в согласовании создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов (п. 7 Правил№ 1039).
В целях оценки заявки на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов уполномоченный орган запрашивает позицию соответствующего территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (п.6 Правил № 1039).
В силу пункта 21 Правил № 1039, в случае если место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов создано заявителем, он обязан обратиться в уполномоченный орган с заявкой о включении сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в реестр не позднее 3 рабочих дней со дня начала его использования.
Заявитель направляет в уполномоченный орган заявку о включении сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в реестр по форме, установленной уполномоченным органом (п.22 Правил № 1039).
Согласно п.24 Правил № 1039 по результатам рассмотрения заявки о включении сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в реестр уполномоченный орган принимает решение о включении сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в реестр или об отказе во включении таких сведений в реестр.
Одним из оснований принятия решения об отказе во включении сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в реестр является отсутствие согласования уполномоченным органом создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов (п.25 Правил № 1039).
МКУ ЗГО «УЖКХ» в соответствии с пп.6 п.12 Положение о МКУ ЗГО «УЖКХ» осуществляет организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых отходов.
ДД.ММ.ГГГГ СНТ «Швейник» обращалось в МКУ ЗГО «УЖКХ» с заявлением, в котором просило создать комиссию по вопросу места установки баков для ТКО, в связи с запретом АО «Газпром Газораспределение Челябинск» и ПАО «Россети Урал» на размещение баков под мусор (л.д.100).
ДД.ММ.ГГГГ МКУ ЗГО «УЖКХ» в адрес СНТ «Швейник» направлен ответ о том, что на выездном обследовании согласовано место (площадка) накопления ТКО контейнерным способом для СНТ «Швейник» (л.д.99).
Согласно представленных в дело СНТ «Швейник» фотографий (л.д.101-102), место расположения площадки, согласованное МКУ ЗГО «УЖКХ», находится на незначительном расстоянии от линии электропередач.
В ответе на запрос суда МКУ ЗГО «УЖКХ» указало, что при согласовании указанной выше площадки учтена охранная зона подземного газопровода и охранная зона ВЛ-110 кВ (л.д.135).
Из ответа МКУ ЗГО «УЖКХ» также следует, что до согласования места (площадки) накопления ТКО контейнерным способом для СНТ «Швейник» управлением не была запрошена позиция Управления Роспотребнадзора на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов (л.д.135).
Данное обстоятельство свидетельствует о нарушении МКУ ЗГО «УЖКХ» требований п. 6 Правил № 1039 при согласовании СНТ «Швейник» места накопления ТКО.
Принимая во внимание, что АО «Газпром газораспределение Челябинск», ПАО «Россети Урал» в ответах СНТ «Швейник» отказали в согласовании места накопления ТКО, при этом в материалах дела отсутствуют доказательства того, согласованное ДД.ММ.ГГГГ МКУ ЗГО «УЖКХ» место накопления ТКО находится за пределами охранных зон ВЛ-110 кВ и газопровода высокого давления, суд приходит к выводу об отсутствии достоверных доказательств того, что СНТ «Швейник» имеет возможность создать площадку накопления ТКО с соблюдением требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления отходов.
Поскольку в ходе рассмотрения гражданского дела истцом не опровергнуты доводы ответчика о невозможности создания на территории товарищества площадки для накопления ТКО (с учетом расположения на территории СНТ «Швейник» ВЛ-110 кВт и газопровода высокого давления), суд не находит оснований для возложения на ответчика обязанности по созданию площадки для накопления ТКО.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что СНТ «Швейник» должно обеспечить сбор и удаление (вывоза) твердых коммунальных отходов бестарным способом, что не противоречит положениям подпункта «в» п. 10 Правил № 1156, а также абз.2 п.15 СанПиН 2.1.3684-21.
Разрешая заявленные исковые требований, суд учитывает и правовую позицию Верховного суда Российской Федерации, изложенную в п.27 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением в твердыми коммунальными отходами, утв. президиумом ВС РФ ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой региональный оператор может осуществлять сбор ТКО от потребителей непосредственно из мест (источников) их образования, данные о которых содержит территориальная схема обращения с отходами. С учетом того, что при складировании ТКО в пакеты или другие емкости, предоставляемые региональным оператором, накопление отходов не осуществляется, муниципальное образование должно определять места их сбора региональным оператором. При этом обустройство площадок накопления ТКО в таком случае не требуется.
На основании изложенного, оценив представленные доказательства в совокупности, в целях защиты прав граждан на благоприятную окружающую среду, суд полагает необходимым возложить на СНТ «Швейник» обязанность обеспечить сбор и удаление (вывоз) твердых коммунальных отходов бестарным способом.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ суд полагает необходимым установить срок для исполнения ответчиком возложенной на него обязанности – в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, полагая указанный срок разумным и достаточным для исполнения.
Поскольку складирование ТКО в пакеты или другие емкости, предоставляемые региональным оператором, не предполагает создания площадки в точке их сбора региональным оператором, что отражено и в указанном выше обзоре практики Верховного суда РФ, не имеется оснований для возложения на ответчика обязанности создать площадку для накопления ТКО и направить в МКУ ЗГО «УЖКХ» заявку о включении в реестр мест накопления твёрдых коммунальных отходов на территории Златоустовского городского округа сведений о созданном месте накопления твёрдых коммунальных отходов.
Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 68, 198-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора города Златоуста Челябинской области удовлетворить частично.
Возложить на садоводческое некоммерческое товарищество «Швейник» (ОГРН 1027400585816) обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить сбор и удаление (вывоз) твердых коммунальных отходов бестарным способом.
В удовлетворении остальной части исковых требований прокурора города Златоуста Челябинской области - отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через Златоустовский городской суд.
Председательствующий Н.В.Буланцова
мотивированное решение составлено 19.02.2024