Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хасавюрт 10 июня 2019 года
Судья Хасавюртовского районного суда Республики Дагестан Азизов С.А., с участием представителя юридического лица – директора ГКОУ РД «Буденовская основная общеобразовательная школа Ахвахского района» Гаджиева М.Д.,
рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу представителя юридического лица – директора ГКОУ РД «Буденовская основная общеобразовательная школа Ахвахского района» Гаджиева М.Д. на постановление мирового судьи судебного участка № 128 Хасавюртовского района от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.13 ст. 19.5 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением мирового судьи судебного участка № Хасавюртовского района РД от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо – ГКОУ РД «Буденовская основная общеобразовательная школа Ахвахского района» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 13 ст. 19.5. КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 90 000 руб.
Не согласившись с данным постановлением мирового судьи представителем юридического лица – директором ГКОУ РД «Буденовская основная общеобразовательная школа Ахвахского района» Гаджиева М.Д. подана жалоба на вышеуказанное постановление мирового судьи, в которой просит суд обжалуемо постановление отменить и производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения. При этом, жалоба обоснована тем, что
судом первой инстанции не дана оценка доказательствам по делу, не
принято во внимание финансовое положение учреждения, которое является
бюджетным и финансируется за счет средств муниципального района и
бюджета Республики Дагестан. Как директором ГКОУ «Буденевская
основная общеобразовательная школа» <адрес> им были предприняты необходимые меры для исполнения предписания № от ДД.ММ.ГГГГ, обращаясь с предложением о выделении бюджетных средств на имя директора ГКУ «ЦОДОУ ЗОЖ» ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, до составления указанного предписания, он обращался с
заявлениями от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, 16.01.2017
года и ДД.ММ.ГГГГ на имя директора ГКУ «ЦОДОУ ЗОЖ» о выделении
финансовых средств для проведения в школе противопожарных
мероприятий. Как следует из примерного расчета денежных средств на пожарную безопасность ОУ РД ГКУ «ЦОДОУ ЗОЖ» на 2018-2019 годы ГКОУ «Буденевская основная общеобразовательная школа» Ахвахского
предусмотрены 574 000 рублей. Однако до настоящего времени эти
денежные средства не получены, в связи с чем не представилось возможным
исполнить предписание. Таким образом, принимались необходимые меры к исполнению требований предписания, но по объективным причинам учреждение было лишено реальной возможности соблюдения требований предписания, но по объективным причинам учреждение было лишено реальной возможности соблюдения требований предписания к установленному должностным лицом сроку. Указанное в силу ч. 2.1 КоАП РФ свидетельствует об отсутствии вины юридического лица Г'КОУ «Буденевская основная общеобразовательная школа» <адрес> в неисполнении требований предписания, что исключает наличие состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ. Судом были нарушены нормы п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ, согласно которым при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение о возвращении протокола, об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела. Как усматривается из протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, должностным лицом, составившим данный протокол, объяснение у законного представителя юридического лица, в отношении которого составлен протокол, не отобрано. В соответствии с ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания. Объективную сторону данного административного правонарушения составляет невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания. Как видно из протокола об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, в данном протоколе указаны нарушения требований пожарной безопасности, выявленные в ходе внеплановой проверки, а не в ходе контрольной проверки за исполнением законного предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности в здании школы и отсутствует ссылка на предписание № от ДД.ММ.ГГГГ, то есть данный протокол составлен не за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор. В тоже время в нарушение ст. 29.10 КоАП РФ мировой судья в обжалуемом постановлении указал па неисполнение пунктов №№,2,3,4,5,6,7,8 и 9 предписания № от ДД.ММ.ГГГГ, хотя протоколом об административном правонарушении данное обстоятельство не установлено. Кроме того, из протокола об административном правонарушении усматривается, что выявлено 6 пунктов нарушения, а в постановлении мирового судьи указано о неисполнении 9 пунктов предписания и не указано, какие именно пункты предписания не исполнены. Его доводы об отсутствии финансирования для выполнения предписания в полном объеме, мировым судьей были оставлены без внимания. Исходя из положений ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ, если установлено, что руководителем муниципального учреждения вносилось или направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего местного бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на выполнение муниципальным учреждением соответствующих уставных задач и при этом бюджетные средства па указанные цели не выделялись, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению. Таким образом, при рассмотрении данного дела об административном правонарушении не соблюдены требования ст. ст. 24.1, 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела. В силу частей 1, 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В судебном заседании представитель юридического лица – директор ГКОУ РД «Буденовская основная общеобразовательная школа Ахвахского района» Гаджиев М.Д. жалобу поддержал и просил удовлетворить его по указанным в нём основаниям.
Лицо, составившие протокол об административном правонарушении в судебное заседание не явилось, хотя было извещено надлежащим образом о дне, месте и времени судебного заседания, в связи с чем определено рассмотреть дело без его участия.
Судья, выслушав пояснение лица, участвующего по делу, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
Признавая ГКОУ РД «Буденовская основная общеобразовательная школа <адрес>» виновным в совершении административного правонарушения, судья исходил из того, что его вина в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ, подтверждается собранными по делу письменными доказательствами.
Однако с этими выводами мирового судьи согласиться нельзя по следующим основаниям.
Так, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ подлежат выяснению, в частности наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса об административных правонарушениях" при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях.
Указанные требования закона по настоящему делу мировым судьей выполнены не были.
Частью 13 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания.
Субъектами данного административного правонарушения являются граждане, должностные и юридические лица.
Обязанности этих лиц по соблюдению требований пожарной безопасности, исполнению предписаний, постановлений и иных законных требований должностных лиц органов пожарного надзора предусмотрены Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности».
Таким образом, уполномоченным государственным органом в области пожарного надзора должны быть представлены доказательства нарушения требований вышеприведенного закона и нормативных правовых актов, которыми установлены обязанности организаций в области обеспечения пожарной безопасности. Эти же обстоятельства должны быть изложены судом в решении при признании лица виновным, поскольку в силу положений ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Как видно из материалов дела, таких доказательств в нем не содержится.
В нарушение требований ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ для установления вины ГКОУ РД «Буденовская основная общеобразовательная школа Ахвахского района», в совершении вменяемого ему административного правонарушения судья не выяснял, имелась ли у юридического лица возможность для соблюдения требований пожарной безопасности, установленных действующим законодательством, и принимались ли им все зависящие от него меры по устранению нарушений. В частности, не разрешен вопрос о финансовых возможностях учреждения для исполнения предписания, а также принимались ли директором ГКОУ меры по выделению бюджетных ассигнований для устранения нарушений пожарной безопасности, указанных в предписании.
Довод директора ГКОУ РД «Буденовская основная общеобразовательная школа Ахвахского района» о том, что им не устранены указанные в предписании нарушения, ввиду отсутствия финансирования мировым судьей не проверен и ему не дана правовая оценка.
Как видно из писем, приложенных к жалобе, директор Гаджиев М.Д. неоднократно обращался в ГКУ РД «ЦОДОУ ЗОЖ» с заявлением о выделении денежных средств или включении школы в список на приобретение оборудования и инвентаря для пожарной безопасности. Однако, при рассмотрении дела об административном правонарушении мировым судьей данные обстоятельства не выяснены.
В соответствии с ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ в случае, если во время производства по делу об административном правонарушении будет установлено, что руководителем муниципального учреждения вносилось или направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего бюджета субъекта Российской Федерации, соответствующего местного бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, выполнение государственным, муниципальным учреждением соответствующих уставных задач и при этом бюджетные ассигнования на указанные цели не выделялись, производство по делу об административном правонарушении в отношении указанных должностных лиц и государственных, муниципальных учреждений подлежит прекращению.
В связи с изложенным постановление мирового судьи судебного участка № № Хасавюртовского района РД от ДД.ММ.ГГГГ, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении ГКОУ РД «Буденовская основная общеобразовательная школа Ахвахского района», не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене, а производство по делу прекращению на основании ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 ч. 1 п.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
Жалобу представителя юридического лица – директора ГКОУ РД «Буденовская основная общеобразовательная школа Ахвахского района» Гаджиева М.Д. на постановление мирового судьи судебного участка № Хасавюртовского района от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.13 ст. 19.5 КоАП РФ, удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка № Хасавюртовского района РД от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ГКОУ РД «Буденовская основная общеобразовательная школа Ахвахского района», отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.13 статьи 19.5 КоАП РФ в отношении ГКОУ РД «Буденовская основная общеобразовательная школа Ахвахского района» прекратить на основании ч. 4 ст.24.5 КоАП РФ.
Настоящее решение вступает в законную силу со дня принятия.
Судья подпись С.А.Азизов