Дело № 2-2018/2023
УИД 39RS0002-01-2023-000679-03
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 мая 2023 года г. Калининград
Центральный районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Крутик Ю.А.,
при секретаре Моздыган М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Швецовой О.В. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Калининградской области о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении периодов работы в специальный стаж, установлении досрочной пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
Швецова О.В. обратилась в суд с иском к ОСФР по Калининградской области о признании незаконным решения ответчика от 21.11.2022 в части отказа во включении периодов ее работы в специальный педагогический стаж, возложении обязанности включить периоды работы в льготный стаж.
В обоснование иска указала, что 10.08.2021 обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» - в связи с осуществлением педагогической деятельности, однако ей было отказано по причине отсутствия требуемого специального стажа, который вместо 25 лет составил 3 года 10 месяцев 5 дней. При этом в подсчет льготного стажа не были включены периоды ее работы в детском саду № 3 г. Гусева Калининградской области в должности воспитателя с 08.07.1991 по 26.01.1998, с 27.07.1999 по 31.12.2002 и с 01.01.2004 по 18.12.2017. Основанием для незачета данных периодов явилось отсутствие кода льготы в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица. С решением ответчика об исключении данных периодов истец не согласна, поскольку в указанные периоды осуществляла трудовую деятельность в учреждении и в должности, дающих право на установление досрочной страховой пенсии по старости. Полагает, что невыполнение работодателем своей обязанности по правильному ведению персонифицированного учета не должно лишать ее права на досрочную пенсию.
Просила признать незаконным решение ответчика в части исключения данных периодов работы из льготного стажа и возложить на ответчика обязанность зачесть их в специальный стаж.
Впоследствии Швецова О.В. уточнила исковые требования.
Указала, что на дату подачи заявления о назначении досрочной пенсии имела льготный стаж 28 лет 5 месяцев 1 день, ее право на досрочную пенсию возникло 09.02.2018, то есть более чем за 36 месяцев до обращения (10.08.2021).
Со ссылками на переходные положения Закона о страховых пенсиях, просила признать незаконным решение пенсионного органа об отказе в установлении ей льготной пенсии и возложить на ответчика обязанность назначить ей досрочную пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с 10.08.2021.
В ходе рассмотрения дела Швецова О.В. дополнила требования.
Не изменяя требований о признании незаконным решения и возложении обязанности назначить пенсию, просила также включить в ее педагогический стаж периоды работы в детском саду № 3 г. Гусева Калининградской области в должности воспитателя с 08.07.1991 по 26.01.1998, с 27.07.1999 по 31.12.2002, с 01.01.2003 по 31.12.2003, с 01.01.2004 по 18.12.2017, а также периоды работы в детском саду № 5 г. Гусева Калининградской области с 20.02.2018 по 31.12.2020, с 01.01.2021 по 10.08.2021 и с 11.08.2021 по 24.04.2023.
В судебное заседание истец Швецова О.В. после перерыва не явилась, представила письменное заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. В этом же заявлении просила суд не рассматривать ее требование о включении в специальный стаж периода работы с 11.08.2021 по 24.04.2023, имевшего место после обращения за назначением пенсии. Ранее требования иска, в том числе уточненные и дополненные, поддержала в полном объеме, настаивала на их удовлетворении. Пояснила, что всю свою трудовую деятельность осуществляла в детских садах, в том числе при войсковых частях г. Гусева. Данный детский сад ничем не отличался от других, в нем было 6 групп, она работала полный рабочий день. По какой причине работодатель не указал код особых условий труда, не знает, но полагает, что ее вины в этом не имеется.
Представитель ответчика Белых А.А. с исковыми требованиями не согласилась, просила в их удовлетворении отказать по доводам, приведенным в письменном отзыве на иск. Указала, что в отношении спорных периодов в войсковой части 51861 с 08.07.1991 по 31.12.2002 и с 01.01.2004 по 18.12.2017 истцом не представлена льготная справка, в выписке из ИЛС отсутствует код льготы. Кроме того, нет документов, свидетельствующих о том, что МАДОУ Детский сад № 3 является структурным подразделением войсковых частей 51861, 90151. Период работы истца с 01.01.2021 по 09.08.2021 отсутствует в выписке из ИЛС. Что касается периодов работы истца в МАДОУ Детский сад № 5 в должности воспитателя, то они зачтены, за исключением периодов нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства и периодов нахождения в отпуске без сохранения заработной платы.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, в том числе отказное пенсионное дело истца, оценив собранные по делу доказательства в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд находит исковое заявление подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Согласно п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в организациях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
В силу ч. 1.1 ст. 30 этого же Закона страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.
Переходными положениями ст. 35 настоящего Закона предусмотрено назначение страховой пенсии по старости с 01.01.2021 при наличии величины ИПК не ниже 21,0.
В соответствии с ч. 2 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
Подпунктом «м» пункта 1 названного постановления установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяется:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781«О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 по 31.12.2001 включительно;
- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 по 31.10.1999 включительно.
Пунктом 1 Списка № 781 в разделе «Наименование должностей», в числе прочих, предусмотрена должность воспитателя, а в разделе «Наименование учреждений» - дошкольные образовательные учреждения, детские сады всех наименований, центр развития ребенка - детский сад, ясли-сад (сад-ясли), детские ясли.
Указанные должность и учреждения поименованы также и в Списке, утвержденном постановлением Правительства РФ № 1067 от 22.09.1999, и в Списке, утвержденном постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463, а также в Перечне, утвержденном Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397, действовавших до введения вышеуказанного Списка.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
Пунктом 3 Правил предусмотрено, что в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела «Наименование должностей» списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела «Наименование учреждений» списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» списка.
Периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами (пункт 4).
Из изложенных нормативных положений следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о педагогической деятельности в учреждениях для детей). При этом учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в определенных должностях и в определенных учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Судом установлено, что 10.08.2021 Швецова О.В. обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» - в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Решением пенсионного органа от 03.11.2022 в назначении досрочной страховой пенсии по старости ей было отказано в связи с отсутствием необходимой продолжительности педагогического стажа, который вместо 25 лет составил 3 года 10 месяцев 5 дней.
В специальный стаж истца согласно материалам пенсионного дела были включены периоды ее работы в должности воспитателя в детском саду № 3 с 01.01.2003 по 31.12.2003, и в детском саду № 5 с 20.02.2018 по 14.03.2019, с 16.03.2019 по 28.04.2019, с 30.04.2019 по 20.05.2019, с 24.05.2019 по 12.09.2019, с 14.09.2019 по 15.09.2019, с 17.09.2019 по 13.11.2019 и с 15.11.2019 по 31.12.2020.
Из записей в трудовой книжке Швецовой О.В. усматривается, что 08.07.1991 она была принята на должность воспитателя в детский сад № 3, 02.04.2001 ей присвоена 2 квалификационная категория по должности воспитателя, 24.02.2005 сделана запись о соответствии Швецовой О.В. заявленной 1 квалификационной категории по должности воспитателя, 22.12.2010 истцу присвоена 2 квалификационная категория «воспитатель», 29.12.2015 ей присвоена 1 квалификационная категория «воспитатель», 18.12.2017 Швецова О.В. уволена в связи с ликвидацией организации.
Запись об увольнении заверена начальником штаба в/ч 90151.
Далее следует запись от 20.02.2018 о приеме истца на работу в МАДОУ «Детский сад № 5» на должность воспитателя для замены временно отсутствующего работника, с 25.06.2018 Швецова О.В. переведена на должность воспитателя на постоянное место работы, 04.06.2020 ей присвоена высшая квалификационная категория. В данном детском саду работает по настоящее время.
Отказывая в зачете в педагогический стаж периодов ее работы в должности воспитателя с 08.07.1991 по 31.12.2002, с 01.01.2004 по 18.12.2017, ответчик указал на отсутствие кода льготы в выписке из ИЛС и отсутствие льготной справки.
Разрешая требования истца в этой части, суд установил следующее.
Согласно архивной справке ФГКУ «Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации» от 01.09.2022 № 5/160972 в приказе командира войсковой части 51861 от 19.07.1991 № 163 указано о приеме с 08.07.1991 Швецовой О.В. на должность воспитателя; с 02.09.1991 Швецовой О.В. предоставлен «декретный отпуск».
В раздаточных ведомостях на выдачу заработной платы рабочим и служащим войсковой части 51861 имеются раздаточные ведомости сотрудникам детского сада № 3, согласно которым с июля 1991 года по декабрь 1991 года и с июля 1994 года по декабрь 1996 года Швецовой О.В. начислена заработная плата в указанном в справке размере.
Сообщено, что документы детского сада № 3, как самостоятельного фондообразователя, на хранение в ЦА МО (г. Подольск) не поступали.
Аналогичные сведения поступили из Центрального архива Министерства обороны РФ по запросу суда 29.03.2023 (ответ от 16.03.2023 исх. № 5/9958).
В архивной справке ФГКУ Центральный архив Архивного отдела на Балтийском флоте от 26.07.2022 исх. № 20/1095 указано на наличие в раздаточных ведомостях на выплату заработной платы гражданскому персоналу детского дошкольного учреждения № 3 войсковой части 51861 за 1998-2001 гг. сведений о начисленной Швецовой О.В. заработной плате за период с июня 2000 года по декабрь 2001 года.
В архивной справке от 26.07.2022 исх. № 20/1096 указано на наличие в раздаточных ведомостях на выплату заработной платы гражданскому персоналу детского ДОУ № 3 «Звездочка» войсковой части 90151 за май 2002 г. – декабрь 2006 г. сведений о начисленной Швецовой О.В. заработной плате за период с мая 2002 г. по декабрь 2006 г., за исключением ноября 2002 г. и июня 2006 г.
Из архивной справки от 26.07.2022 исх. № 20/1094 следует, что в приказе командира войсковой части 90151 от 08.12.2017 № 264 значится запись об увольнении с 18.12.2017 по п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ - в связи с ликвидацией организации работников дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 3», в том числе воспитателя Швецовой О.В., с выплатой ей причитающихся денежных вознаграждений и пособий.
В ответ на запрос суда из Архивного отдела на Балтийском флоте ФГКУ «Центральный архив» 12.04.2023 получены следующие сведения: в приказах командира войсковой части 90151 значится запись от 01.06.2002 № 2 о принятии с 01.06.2002 на работу в порядке перевода с их согласия сотрудников дошкольного учреждения № 3 «Звездочка», в том числе Швецовой О.В.; также в приказе командира в/ч от 08.12.2017 № 264 указано на увольнение воспитателя Швецовой О.В. в связи с ликвидацией организации.
В архивных справках от 31.03.2023 № 20/528, № 20/529 представлены сведения о начислении и выплате истцу заработной платы с мая по октябрь, в декабре 2002 г., за весь 2003, 2004, 2005 гг., за январь – май и июль – декабрь 2006 г., за 2011, 2012, 2013 и 2014 г., за исключением июня месяца.
Согласно архивной справке от 31.03.2023 № 20/531 в приказе командира войсковой части 51861 от 28.07.1999 № 144 значится : «предоставить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет с 28.07.1999 воспитателю Швецовой О.В. по 27.01.2001 с выплатой ежемесячного пособия»; в приказе командира войсковой части 51861 от 21.06.2000 № 118 значится: «полагать прибывшей 19.06.2000 и приступившей к исполнению трудовых обязанностей воспитателя ДОУ № 3 Швецову О.В. из отпуска по уходу за ребенком».
В соответствии с Директивой Главного штаба ВМФ от 15.12.2001 № 730/1/0855, штаба Балтийского флота от 25.12.2001 № 6/1/0863 войсковая часть 51861 расформирована 31.05.2002.
В архивной справке от 31.03.2023 № 20/532 представлены сведения о заработке истца за период с 1997 по 2001 годы, согласно которым ей ежемесячно начислялась и выплачивалась заработная плата, за исключением 1998, 1999 и по май 2000 года включительно, с пометкой «декретный отпуск».
Также архивом суду представлены личные карточки работника Швецовой О.В. формы Т-2, из которых усматривается, что в спорные периоды она работала в «д/у № 3» и в ДОУ № 3 в/ч 90151 по трудовому договору от 08.07.1991 б/н в должности воспитателя, ей предоставлялись ежегодные оплачиваемые отпуска, а также отпуска по уходу за детьми.
При этом в личных карточках в графе «характер работы» указано «пост.», вид работы – основная.
При разрешении исковых требований о включении в специальный стаж периодов работы Швецовой О.В. в должности воспитателя в детском саду № 3, суд исходит из того, что основанием для включения того или иного периода в льготный стаж работника является характер трудовой деятельности, осуществление определенных трудовых функций педагогическими работниками в учреждении соответствующего типа.
Из представленных суду документов явно следует, что в спорные периоды истец осуществляла трудовую деятельность именно в детском саду и именно в должности воспитателя, то есть работала в дошкольном образовательном учреждении для детей и занималась воспитанием и обучением детей дошкольного возраста. При этом отсутствие сведений о том, что детский сад № 3 являлся структурным подразделением войсковых частей 51861 и 90151, в рассматриваемом случае само по себе не может служить основанием для лишения истца права на досрочное пенсионное обеспечение в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Войсковые части 51861 и 90151, равно как детский сад № 3 г. Гусева при них, в настоящее время не существуют, в связи с чем возможность истребования судом и представления истцом каких-либо дополнительных сведений о характере ее труда в спорные периоды утрачена. По этой же причине Швецовой О.В. не могла быть представлена и льготная справка, так как в архив сданы не все документы.
Однако направленные в адрес суда архивные данные Минобороны РФ в совокупности с пояснениями истца позволяют суду прийти к выводу о том, что в оспариваемые периоды она относилась к гражданскому персоналу детского дошкольного учреждения данных войсковых частей, выполняла норму рабочего времени на 1,0 ставку, что косвенно подтверждается размером начисляемой и выплачиваемой ей заработной платы, а также следует из личных карточек формы Т-2, где указано на постоянный характер ее работы. Кроме того, сведений о том, что в спорные периоды истец работала в иных учреждениях, в трудовой книжке не содержится.
Действительно, из материалов дела следует и самой Швецовой О.В. не оспаривалось, что она дважды находилась в отпуске по уходу за ребенком, 04.10.1991 года рождения и 27.01.1998 года рождения.
До введения в действие Закона РФ от 25.09.1992 № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» ст. 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22.01.1981 «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В соответствии с п. 2 постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22.08.1989 № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 01.12.1989 повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено Законом СССР от 22.05.1990 № 150-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства», которым внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15.07.1970. При этом статья 71 Основ изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
С принятием Закона РФ от 25.09.1992 № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (вступил в силу 06.10.1992) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.
В пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 06.10.1992 (времени вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992 № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Необходимо учитывать, что если отпуск по уходу за ребенком начался до 06.10.1992, то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).
Исходя из приведенных выше нормативных актов с учетом разъяснений, изложенных в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации, учитывая, что отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет был предоставлен Швецовой О.В. с 04.10.1991, то есть после внесения изменений в законодательство, в соответствии с которыми указанный отпуск не подлежит включению в специальный трудовой стаж, период нахождения ее в отпуске по уходу за ребенком, 04.10.1991 года рождения, подлежит зачету в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости; отпуск по уходу за ребенком, 27.01.1998 года рождения, зачету не подлежит.
Также суд учитывает и то, что отсутствие в спорные периоды в выписке из ИЛС застрахованного лица кода особых условий труда само по себе основанием для отказа в иске не является.
Действительно, в соответствии с ч. 2 ст. 14 Федерального закона № 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно п. 13 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31 марта 2011 года № 258н, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений (индивидуального) персонифицированного учета.
В силу п. 1 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Из разъяснений, содержащихся в п. 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», следует, что рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и после такой регистрации.
Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Судом установлено, что Швецова О.В. зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования 17.12.1997.
Таким образом, часть спорных периодов работы имели место после регистрации истца в системе обязательного пенсионного страхования.
Именно руководствуясь данной выпиской, пенсионный орган и производил оценку пенсионных прав истца на основании представленных в отношении нее работодателями сведений.
Выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица подтверждается, что работодатель представил сведения на Швецову О.В. за периоды с 08.07.1991 по 18.12.2017 без указания кода льготы, то есть не подтвердил факт работы истца, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ.
Однако суд полагает, что при всех установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельствах, свидетельствующих о том, что в указанные периоды Швецова О.В. осуществляла свою работу в льготных должности и условиях, дающих ей право на включение данных периодов в педагогический стаж, не указание работодателем таких сведений не должно лишать работника права на пенсионное обеспечение.
Истец не обязана была контролировать процесс подачи на нее в Пенсионный фонд России сведений персонифицированного учета, поскольку данная обязанность лежит на руководителе, а, кроме того, была лишена возможности повлиять на указанный факт с целью дальнейшего права претендовать на назначение досрочной пенсии.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении требований истца и возложении на ответчика обязанности включить в специальный педагогический стаж Швецовой О.В. периодов ее работы, подтвержденных документально, в том числе выплатой ей заработной платы, а именно: с 08.07.1991 по 26.01.1998, с 19.06.2000 по 31.12.2001, с 01.05.2002 по 31.12.2002 и с 01.01.2004 по 18.12.2017 в должности воспитателя в детском саду № 3 г. Гусева.
Поскольку до настоящего времени истец продолжает осуществлять свою трудовую деятельность в должности воспитателя в МАДОУ «Детский сад № 5», как следует из выписки из ИЛС по состоянию на 25.04.2023, за весь 2021 год работодатель представил код особых условий труда «27–ПД», указав на выработку учебной нагрузки на 1,0 ставку, подлежит учету в льготный стаж и период работы Швецовой О.В., предшествующий ее обращению с заявлением о назначении пенсии, а именно с 01.01.2021 по 09.08.2021.
Вместе с тем в ходе судебного разбирательства по делу ответчиком в последнем ответе от 25.05.2023 исх. № ГН-02-02/41598 было сообщено о том, что период работы истца с 01.01.2003 по 31.12.2003 ошибочно был учтен при оценке ее пенсионных прав в 2021 году и в настоящее время исключен из льготного стажа.
Требование о включении данного периода работы содержится в уточненном иске от 25.04.2023.
Однако оснований для удовлетворения иска в этой части суд не усматривает, поскольку согласно данным выписки из ИЛС Швецовой О.В. в 2003 году не была выработана норма рабочего времени, установленная за 1,0 ставку заработной платы, то есть не соблюдены требования п. 4 Правил № 781.
В отношении периодов работы истца с 20.02.2018 по 31.12.2020 суд полагает, что оснований для их зачета в судебном порядке не имеется, так как они были учтены в льготный стаж по выписке из ИЛС, за исключением нескольких дней нахождения истца в отпуске без сохранения заработной платы, которые в силу закона учету в специальный педагогический стаж не подлежат.
Таким образом, с учетом зачтенных судом периодов работы специальный педагогический стаж Швецовой О.В. составит более 25 лет.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Из представленного ответчиком расчета специального стажа следует, что с учетом всех зачтенных периодов работы льготный 25- летний стаж был выработан Швецовой О.В. 06.06.2020.
При таком положении с учетом приложения 7 к Закону о страховых пенсиях, предусматривающего назначение пенсии не ранее чем через 24 месяца со дня возникновения права на страховую пенсию по старости, досрочная пенсия может быть назначена истцу с 06.06.2022.
Правовые основания для удовлетворения заявленных требований о назначении досрочной страховой пенсии по старости с 10.08.2021 отсутствуют.
По этим же основаниям не подлежит удовлетворению требование истца о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░8 ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░ №) ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░11, < ░░░░ > ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ < ░░░░░ > ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░ №) ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░:
░ 08.07.1991 ░░ 26.01.1998, ░ 19.06.2000 ░░ 31.12.2001, ░ 01.05.2002 ░░ 31.12.2002 ░ ░ 01.01.2004 ░░ 18.12.2017 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ № 3 ░. ░░░░░░;
░ 01.01.2021 ░░ 09.08.2021 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ «░░░░░░░ ░░░ № 5» ░. ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░ №) ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░10 (░░░░░ №) ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 19 ░. 1 ░░. 30 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 28.12.2013 № 400-░░ «░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░», ░ 06.06.2022.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 01 ░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░: ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░