УИД 01RS0004-01-2023-006411-44 к делу № 2-3888/2023
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Майкоп «20» сентября 2023 года
Майкопский городской суд в составе:
Председательствующего – судьи Рамазановой И.И.
при секретаре Кунаевой А.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Администрации МО «Город Майкоп» к Управлению ФССП России по Республике Адыгея, судебному приставу исполнителю специализированного отделения судебных приставов по Республике Адыгея Бабоян Офик Рубиковне об освобождении от исполнительского сбора,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация МО «Город Майкоп» обратились в суд с иском к Управлению ФССП России по РА, судебному приставу исполнителю специализированного отделения судебных приставов по Республике Адыгея Бабоян Офик Рубиковне об освобождении от исполнительского сбора.
В обоснование искового заявления указав, что решением Майкопского городского суда от 22 августа 2022 года суд обязал Администрацию МО «Город Майкоп» предоставить Коробкину Д.С. жилое помещение по договору социального найма, общей площадью не менее 48 кв. метров. Решение вступило в законную силу. Постановлением от 01 августа 2023 года с Администрации МО «Город Майкоп» был взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей. Полагают, что Администрация добросовестно исполняет решение суда и не затягивает исполнение исполнительного документа. Кроме того исполнительский сбор будет взыскиваться с бюджета МО «Город Майкоп».
Просит с учетом уточненных исковых требований освободить от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по постановлению о взыскании исполнительского сбора вынесенного судебным приставом исполнителем специализированного отделения судебных приставов по Республике Адыгея Бабоян Офик Рубиковной в рамках исполнительного производства №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ.
В судебное заседание представитель Администрации МО «<адрес>» не явился, ранее обратились в адрес суда с уточненными исковыми требованиями, были уведомлены о времени и месте судебного заседания.
Ответчики Управление ФССП России по Республике Адыгея и судебный пристав исполнитель специализированного отделения судебных приставов по Республике Адыгея Бабоян О.Р. в судебное заседание не явились, уведомлены о времени и месте проведения судебного заседания.
Третье лицо Коробкин Д.С. в судебное заседание не явился, надлежаще уведомлен о времени и месте проведения судебного заседания, уведомление вернулось, извещение вручено адресату ДД.ММ.ГГГГ.
В силу части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, считает иск подлежащим удовлетворению.
Статьей 2 Закона об исполнительном производстве установлено, что задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
В силу части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено названным Федеральным законом.
Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 данного Федерального закона (часть 11 статьи 30 Закона об исполнительном производстве).
Срок для добровольного исполнения не может превышать пяти дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено указанным Федеральным законом (часть 12 статьи 30 Закона об исполнительном производстве).
Если в исполнительном документе указан срок исполнения, то срок для добровольного исполнения определяется в соответствии со сроком, указанным в исполнительном документе (часть 13 статьи 30 Закона об исполнительном производстве).
В силу статьи 105 Закона об исполнительном производстве в случае неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Частью 1 статьи 30 Закона об исполнительном производстве определено, что судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 11 статьи 30 Закона об исполнительном производстве, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 Закона об исполнительном производстве.
В силу части 12 рассматриваемой статьи срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частями 1 - 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Исполнительский сбор с должника-организации в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей (часть 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).
Таким образом, по смыслу приведенных норм неисполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, в отсутствие у него уважительных причин для такого неисполнения являются самостоятельными основаниями для вынесения в отношении него постановления о взыскании исполнительского сбора. Возможность освобождения должника от взыскания исполнительного сбора обусловлена принятием им всех необходимых мер для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования, а также наличием объективно непреодолимых обстоятельств, находящихся вне контроля должника, которые не позволили ему исполнить требования исполнительного документа. Исполнительный сбор имеет характер обязательного платежа, поскольку он взыскивается при неисполнении должником требований исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок, и только принятие должником мер для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования и наличие у него чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, наличие которых он сам и должен доказать, освобождает должника от уплаты исполнительного сбора.
Иные обстоятельства, исключающие взыскание исполнительского сбора или освобождающие должника от его уплаты, действующим законодательством не предусмотрены.
Как установлено судом и следует из материалов дела решением Майкопского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ иск Коробкина Дмитрия Семеновича к Администрации муниципального образования «<адрес>» о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения по договору социального найма был удовлетворен. Администрацию муниципального образования «<адрес>» обязали предоставить Коробкину Дмитрию Семеновичу вне очереди жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 48 кв. метров.
Апелляционным определением Верховного суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, а апелляционная жалоба администрации МО «<адрес>» - без удовлетворения.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Бабоян O.P. возбуждено исполнительное производство от ДД.ММ.ГГГГ №-ИП.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем отделения судебных приставов УФССП России по Республике Адыгея Бабоян О.Р. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора. Данное постановление получено ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, судебным приставом-исполнителем Межрайонного отделения судебных приставов УФССП России по Республике Адыгея Бабоян O.P. вынесено требование и предупреждение.
В соответствии с пунктом 9.26 Положения о Комитете по управлению имуществом муниципального образования «<адрес>», утвержденного Решением Совета народных депутатов муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №-рс, основными функциями Комитета по управлению имуществом муниципального образования «<адрес>, (далее - Комитет) являются, в том числе: ведение учета граждан, признанных
B соответствии с жилищным законодательством нуждающимся в предоставлении жилых помещений за счет средств федерального бюджета, бюджета Республики Адыгея, бюджета муниципального образования «<адрес>» путем выдачи государственных жилищных сертификатов, социальных выплат и предоставления жилых помещений по договорам социального найма.
Согласно Решению Совета народных депутатов муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении структуры Администрации муниципального образования «<адрес>» в структуру Администрации входит Комитет.
Из приведенных норм следует, что фактическое исполнение решения суда осуществляет Комитет.
Так, Администрацией муниципального образования «<адрес> вышеуказанное судебное решение направлено в адрес Комитета для дальнейшего исполнения.
В связи с использованием доведенных лимитов на приобретение жилых помещений по аналогичным судебным актам, лимиты на исполнение решения Майкопского городского суда по делу № в настоящее время отсутствуют, что не позволяет исполнить судебный акт по объективным причинам.
Согласно преамбуле ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образования на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
В бюджет муниципального образования «<адрес>» средства из федерального бюджета на указанную категорию граждан не поступают, решается вопрос о выделении денежных средств для приобретения жилого помещения и последующего предоставления по договору социального найма.
С этой целью, Комитет уже обратился в Финансовое управление Администрации муниципального образования «<адрес>» о предоставлении дополнительных финансовых средств.
Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-р, приобретение жилого помещения входит в перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме.
Таким образом, после получения средств, в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» будут проведены мероприятия, направленные на приобретение жилого помещения для предоставления его по договору социального найма.
Учитывая специфику данных правоотношений, для подготовки аукционной документации и проведения аукциона потребуется не менее 70 календарных дней.
После заключения муниципального контракта на приобретение жилого помещения его необходимо зарегистрировать в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея, что также требует временных затрат.
Таким образом, для исполнения судебного акта Администрации муниципального образования «<адрес>» необходимо соблюсти требования названных Федеральных законов и Устава муниципального образования «<адрес>».
Как следует из материалов дела, в установленный судебным приставом-исполнителем пятидневный срок Администрацией требование исполнительного документа добровольно не исполнено, однако, Администрация предпринимает все возможные меры для исполнения исполнительного документа.
В соответствии с абзацем 2 пункта 75 Постановления N 50, лица, не являющиеся субъектами предпринимательской деятельности, могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру лежащей на нем обязанности и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа.
При этом обязанность доказывания совершения всех возможных действий, подтверждающих намерение исполнить исполнительный документ в добровольном порядке, а также наличия уважительных причин, повлекших невозможность его своевременного исполнения, возложена на должника.
При отсутствии доказательств принятия надлежащих мер для исполнения требований исполнительного документа, само по себе исполнение сразу после истечения срока для его добровольного исполнения, не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора (абзац 2 пункта 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства").
Таким образом, суд считает, что в действиях Администрации муниципального образования «<адрес>» усматриваются признаки положений пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса РФ, в связи с чем, считает правомерным освободить от исполнительского сбора, наложенного постановлением о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Администрации МО «<адрес>» к Управлению ФССП России по Республике Адыгея, судебному приставу исполнителю специализированного отделения судебных приставов по Республике Адыгея Бабоян Офик Рубиковне об освобождении от исполнительского сбора удовлетворить.
Освободить Администрации МО «<адрес>» от уплаты исполнительского сбора, наложенного постановлением о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ, в рамках исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ №-ИП.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий подпись Рамазанова И.И.