Дело № 2-886/2024 5 марта 2024 года 78RS0017-01-2023-006906-19
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Петроградский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Пешниной Ю.В.,
при секретаре Поцюте К.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Р С А, Р Д М к администрации Петроградского района Санкт-Петербурга об установлении факта постоянного проживания на территории Санкт-Петербурга, обязании принять на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении,
УСТАНОВИЛ:
Р С А, Р Д М обратились в Петроградский районный суд Санкт-Петербурга с иском к администрации Петроградского района Санкт-Петербурга, в котором просили установить факт постоянного проживания на территории Санкт-Петербурга не менее 10 лет, обязать ответчика принять истцов на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В обоснование заявленных требований истцы указали, что 22 мая 2010 года переехали из г. Курган в Санкт-Петербург, где постоянно проживают по настоящее время. С 22 мая 2010 года по сентябрь 2010 года истцы проживали в квартире по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, которая принадлежала дочери истца Р С А – М Е П С 15 сентября 2010 года истцы проживали в жилых помещения по договору найма, а с 1 апреля 2020 года по настоящее время проживают в квартиру, расположенной по адресу: Санкт-Петербург, <адрес> на основании договора безвозмездного пользования. С 2010 года истец Р С А занимается индивидуальной трудовой деятельностью, ежегодно подавала налоговые декларации в МИФНС России № 25 по Санкт-Петербургу, 24 апреля 2013 года была привлечена к административной ответственности налоговым органом МИФНС России № 25 по Санкт-Петербургу. Осуществляя индивидуальную трудовую деятельность Романова С.А. 16 апреля 2013 года заключила договор субаренды на пользование нежилым помещением по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, лит.А, пом. 5-Н сроком до 16 марта 2016 года, 15 июня 2015 года заключила договор аренды нежилого помещения, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>-а, лит.Г, сроком на 11 месяцев, 1 января 2018 года заключила договор аренды нежилого помещения расположенного по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>-а, лит.В, сроком на 11 месяцев. Осуществляя трудовую деятельность в Санкт-Петербурге, Р С А приобретала необходимые материалы у продавцов на территории Санкт-Петербурга. Р Д М с 6 сентября 2011 года посещал детский сад №, с сентября 2012 года по июнь 2023 года посещал ГБОУ СОШ № № Петроградского района Санкт-Петербурга. В настоящее время обучается в Колледже туризма Санкт-Петербурга, срок обучения с 1 сентября 2023 года по 30 июня 2025 года. С 9 февраля 2006 года истцы были зарегистрированы в жилом помещении в г. Курган, однако решением суда от 28 ноября 2017 года истцы были признаны утратившими право пользования жилым помещением. Жилого помещения в собственности истцы не имеют.
В судебное заседание истцы не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, направили в суд своего представителя – адвоката Х е А, которая доводы изложенные в иске поддержала, просила заявленные требования удовлетворить. Пояснив, что истцы фактически проживают на территории Санкт-Петербурга более 10 лет, в собственности жилых помещений не имеют, 22 февраля 2018 года истцы были сняты с регистрационного учета на основании решения суда.
В судебное заседание явился представитель ответчика – О А В, просил в удовлетворении исковых требований отказать, поскольку с регистрационного учета истцы были сняты только в 2018 году.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения участников процесса, оценив представленные в дело доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, истцы обратились в жилищный отдел администрации Петроградского района с заявлениями, в котором просили принять их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Уведомлениями от 28 августа 2023 года истцам отказано в постановке на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в связи с тем, что не предоставлены в полном объеме документы, указанные в пункте 2.6.1.4 Административного регламента.
В соответствии с п.п. 1-3 ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.
Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации (п.7 ст.52 Жилищного кодекса российской Федерации).
Задачами Администрации района Санкт-Петербурга в соответствии с пунктом 2.2 Положения об администрациях районов Санкт-Петербурга, утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19 декабря 2017 года № 1098, является осуществление на территории района полномочий органа социальной защиты, определенных федеральным законодательством, в соответствии с правовыми актами Правительства Санкт-Петербурга.
В силу пункта 3.12.1 названного Положения полномочиями Администрации района является осуществление в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с п. 2 ст. 1 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года № 407-65 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге» на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются граждане, проживающие в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет, в том числе граждане без определенного места жительства, и признанные по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Согласно ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», местом жительства гражданина признается жилое помещение, в котором он постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Статьей 3 названного Закона предусмотрено, что граждане обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации; регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации предусмотренных законом прав и свобод граждан.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», гражданин Российской Федерации, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме. Регистрация гражданина по месту жительства, согласно этой норме права производится при предъявлении им должностному лицу, ответственному за регистрацию, паспорта или иного заменяющего его документа, удостоверяющего личность гражданина, и документа, являющегося основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордера, договора, заявления лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иного документа), или его надлежаще заверенной копии.
Согласно Правилам регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года № 713, место жительства гражданина по общему правилу должно совпадать с местом его регистрации.
По смыслу приведенных норм в их взаимосвязи действующее законодательство связывает постоянное место жительства гражданина с наличием у него регистрации в жилом помещении, однако, не исключает возможность признания местом жительства гражданина иного жилого помещения, занимаемого им на законных основаниях.
В соответствии с п. 2.6.1.1 Административного регламента администрации района Санкт-Петербурга по предоставлению государственной услуги по ведению учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и учета граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, утвержденного распоряжением Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 28 апреля 2017 года N 536-р, для принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях (кроме реабилитированных граждан):
заявление о принятии на учет согласно приложению № 1 к настоящему Административному регламенту;
документ, удостоверяющий личность заявителя и членов его семьи: паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, свидетельство о рождении (для несовершеннолетних до 14 лет), и иные документы, удостоверяющие личность заявителя и членов его семьи в соответствии с действующим законодательством;
документы, подтверждающие проживание заявителя и членов его семьи в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет:
а) справки о регистрации по месту жительства (форма 9), в том числе архивные, в случае, если ведение регистрационного учета граждан по месту жительства в части, возложенной на жилищные организации, осуществляется не ГКУ ЖА;
б) судебное решение, подтверждающее проживание заявителя и членов его семьи в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет.
Истцы ссылаются на то, что они проживает в Санкт-Петербурге не менее 10 лет без регистрации, с 22 мая 2010 года по сентябрь 2010 года истцы проживали в квартире по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, которая принадлежала дочери истца Р С А – М Е П С 15 сентября 2010 года истцы проживали в жилых помещения по договору найма, а с 1 апреля 2020 года по настоящее время проживают в квартиру, расположенной по адресу: Санкт-Петербург, <адрес> на основании договора безвозмездного пользования.
С 2010 года истец Р С А занимается индивидуальной трудовой деятельностью, ежегодно подавала налоговые декларации в МИФНС России № 25 по Санкт-Петербургу, 24 апреля 2013 года была привлечена к административной ответственности налоговым органом МИФНС России № 25 по Санкт-Петербургу, что подтверждается постановлением о назначении административного наказания от 24 апреля 2013 года.
Осуществляя индивидуальную трудовую деятельность Р С А 16 апреля 2013 года заключила договор субаренды на пользование нежилым помещением по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, лит.А, пом. 5-Н сроком до 16 марта 2016 года, 15 июня 2015 года заключила договор аренды нежилого помещения, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>-а, лит.Г, сроком на 11 месяцев, 1 января 2018 года заключила договор аренды нежилого помещения расположенного по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>-а, лит.В, сроком на 11 месяцев, что подтверждается представленными в дело договорами.
Р Д М с 6 сентября 2011 года по 31 августа 2012 года посещал ГБДОУ детский сад № Петроградского района Санкт-Петербурга. Что подтверждается справкой от 28 ноября 2022 года.
С 1 сентября 2012 года Р Д М был зачислен в 1 класс ГББОУ средняя общеобразовательная школа № имени дважды Героя Советского Союза П.А. Покрышева Петроградского района Санкт-Петербурга, где закончил 11 классов, что подтверждается справкой от 10 апреля 2023 года.
Согласно справке от 10 октября 2023 года Р Д М обучается по очной форме на 1 курсе в СПб ГАПОУ «Колледж туризма и гостиничного сервиса», срок обучения с 1 сентября 2023 года по 30 июня 2025 года.
Также истцами представлены документы о получении медицинской помощи в учреждениях на территории Санкт-Петербурга.
Р С А и Р Д М с 26 ноября 2021 состоят на учете как лицо без определенного места жительства.
В собственности на территории Российской Федерации жилых помещений не имеют, что подтверждается ответами Управления Росреестра по Санкт-Петербургу.
При этом, ранее истцы были зарегистрированы в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>.
Вступившим в законную силу 22 февраля 2018 года решением Курганского городского суда Курганской области от 28 ноября 2017 года Р С А и Р Д М были признаны неприобретшими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>.
На основании указанного решения суда истцы 22 февраля 2022 года были сняты с регистрационного учета.
По смыслу статьи 10 Закона Санкт-Петербурга от 28 июля 2004 года № 409-61 «О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан» необходимым условием для принятия на жилищный учет является проживание в Санкт-Петербурге при наличии постоянной регистрации.
Оценив представленные в дело доказательства, суд приходит к выводу о том, что само по себе фактическое пребывание истцов в Санкт-Петербурге с мая 2010 года, осуществление трудовой деятельности, посещение Романовым Д.М. детского сада, обучение в школе, не является бесспорным доказательством постоянного проживания на территории Санкт-Петербурга в период с мая 2010 года для установления требуемого истцом факта и принятия на жилищный учет, поскольку по смыслу положений Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года № 407-65 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге», а также Административного регламента администрации района Санкт-Петербурга по предоставлению государственной услуги по ведению учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и учета граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, утвержденного распоряжением Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 28 апреля 2017 года № 536-р, необходимым условием для принятия на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма является проживание в Санкт-Петербурге при наличии регистрации постоянного места жительства.
Указанная позиция подтверждается Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 23 января 2003 года № 17-О, согласно которому при признании гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий в целях исключения злоупотребления правом, обеспечения справедливого распределения жилья законодательством может быть предусмотрено в нормативных правовых актах введение условия о наличии у гражданина регистрации по месту жительства, что не противоречит положениям Конституции Российской Федерации.
Принимая во внимание, что законодатель связывает понятие места жительства с наличием законных оснований для вселения и проживания граждан по определенному адресу, учитывая, что истцы сняты с регистрационного учета в квартире по месту жительства в г. Курган 22 февраля 2018 года, суд приходит к выводу об отказе истцам в удовлетворения требований об установлении факта постоянного проживания на территории Санкт-Петербурга не менее 10 лет, обязания ответчика принять истцов на учет граждан в качестве нуждающихся.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░ ░, ░ ░ ░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░.
░░░░░:
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ 5 ░░░░░░ 2024 ░░░░.