дело 2- 4837 (2023)
59RS0005-01-2023-000331-97
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 ноября 2023 года г.Пермь Мотовилихинский районный суд г.Перми в составе:
председательствующего судьи Славинской А.У.,
при секретаре Исуповой К.И.,
с участием представителя истца Глуховой А.В., по доверенности, до перерыва, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Департамента имущественных отношений администрации города Перми о признании права собственности на бесхозяйное недвижимое имущество,
у с т а н о в и л:
Департамент имущественных отношений администрации города Пермь обратился в суд с заявлением о признании права собственности за муниципальным образованием город Пермь, указав в заявлении, что Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю на основании заявления муниципального образования город Пермь приняты на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества следующие объекты: - сооружения дорожного транспорта, проезд от хоккейной коробки до жилого дома по <адрес>, протяженностью 86 метров, с кадастровым №, по адресу <адрес>; - сооружения дорожного транспорта, проезд от <адрес> до дворов жилых домов по <адрес> и <адрес>, протяженностью 256 метров, с кадастровым № по адресу <адрес>, о чем в ЕГРН внесены соответствующие записи. Поскольку со времени постановки спорных объектов в качестве бесхозяйного недвижимого имущества прошло более трех месяцев, с целью рационального распоряжения указанным имуществом, прост признать право собственности за муниципальным образованием город Пермь на указанные объекты.
В судебном заседании представитель заявителя требования поддержала, дала пояснения аналогичные доводам изложенным в исковом заявлении.
Представители заинтересованных лиц ТОС «Верхняя Курья», ТСЖ «Уинскя, 3А», ТСЖ «Уинская, 1В», ТСЖ «Макаренко,19», ТСН «Макаренко,23», ТСН «Старцева, 3/3 и 3/4», ООО «Пермкоммуналсервис», ТСЖ «Уинская, 4», ТСЖ «Уинская, 29», ООО «Новогор-Прикамье» в судебное заседание своего представителя не направили, извещены надлежащим образом.
Представители заинтересованных лиц Департамента дорог и благоустройства администрации г. Перми, Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми, Департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Перми, Департамента земельных отношений администрации города Перми, администрации Мотовилихинского района г. Перми в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, направили в материалы дела письменные пояснения, указав на отсутствие возражений.
В соответствии со ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 6 ст. 262 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в порядке особого производства суд рассматривает дела о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь.
В соответствии с ч. 3 ст. 263 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при подаче заявления или рассмотрении дела в порядке особого производства устанавливается наличие спора о праве, подведомственного суду, суд выносит определение об оставлении заявления без рассмотрения, в котором разъясняет заявителю и другим заинтересованным лицам их право разрешить спор в порядке искового производства.
Согласно ч. 1 ст. ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.
К недвижимым вещам относятся жилые и нежилые помещения, а также предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений (машино-места), если границы таких помещений, частей зданий или сооружений описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке.
В соответствии с пунктами 1,3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно п.4 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. ст. 292 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заявление о признании вещи бесхозяйной или о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь рассматривается судом с участием заинтересованных лиц.
Согласно ч. 3 ст. 293 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник недвижимой вещи неизвестен и она принята на учет в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10.12. 2015 № 931 установлен порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей.
В силу п. 3 Порядка на учет принимаются здания, сооружения, помещения, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности, на которые собственники отказались.
Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований (п. 5 Порядка).
Как установлено материалами дела Управлением Росреестра по Пермскому краю на основании заявлений муниципального образования города Пермь на учет как бесхозяйные объекты недвижимости поставлены 10.10.2022 года сооружения дорожного транспорта, проезд от хоккейной коробки до жилого дома по <адрес>, протяженностью 86 метров, с кадастровым №, по адресу <адрес>; сооружения дорожного транспорта, проезд от <адрес> до дворов жилых домов по <адрес> и <адрес>, протяженностью 256 метров, с кадастровым номером № по адресу <адрес>.
Согласно выписок из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним сооружение с кадастровым № расположено в пределах земельных участков с кадастровыми №. По сведениям Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество от ДД.ММ.ГГГГ участок № является земельным участком общего пользования, участок № по адресу: <адрес> имеет вид разрешенного использования под спортивные участки, сведения о правах на участок отсутствуют.
Согласно выписке из ЕГРН сооружение с кадастровым № расположено в пределах земельного участка № под многоквартирным домом по <адрес>.
Со дня принятия выше указанных объектов на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи, и в ходе судебного разбирательства по настоящему делу о своих правах на спорные сооружения никто не заявлял.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и сомнения в достоверности не вызывают.
Согласно ст.125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В силу Положения о Департаменте имущественных отношений администрации города Перми, утвержденного решение Пермской городской Думы от 12.09.2006 N 210 и Регламента, Департамент является функциональным органом администрации города Перми непосредственно реализующим полномочия администрации города по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество в судебном порядке (п. 3.3.1, 3.3.4).
Учитывая установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о наличии оснований для признания права собственности за муниципальным образованием город Пермь на указанные в заявлении объекты, ввиду отсутствия собственника и истечения установленного срока учета в качестве бесхозяйной недвижимой вещи.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
заявление Департамента имущественных отношений администрации города Перми о признании права собственности, - удовлетворить.
Признать право собственности за Муниципальным образованием «город Пермь» на следующие объекты:
- сооружения дорожного транспорта, проезд от хоккейной коробки до жилого дома по <адрес>, протяженностью 86 метров, с кадастровым №, по адресу <адрес>;
- сооружения дорожного транспорта, проезд от <адрес> до дворов жилых домов по <адрес> и <адрес>, протяженностью 256 метров, с кадастровым № по адресу <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Мотовилихинский районный суд г. Перми в течение месяца с момента изготовления мотивированной части решения.
Судья: подпись. <данные изъяты>
Решение не вступило в законную силу. Секретарь -
Мотивированная часть решения изготовлена 20.11.2023.