Дело (номер) (2-2713/2022)
УИД 33RS0014-01-2022-003641-24
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 февраля 2023 года
Муромский городской суд Владимирской области в составе
председательствующего судьи Петрухина М.В.
при секретаре Денисовой О.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Муроме гражданское дело по иску Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Владимирской области к Коминой Н.А. о взыскании переплаты федеральной социальной доплаты к пенсии,
установила:
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Владимирской области обратилось в суд с иском, в котором просило взыскать с Коминой Н.А. переплаты федеральной социальной доплаты к пенсии в размере *** ссылаясь на то, что Комина Н.А. являлась получателем страховой пенсии по старости с июля 2013. К пенсии ответчику была установлена федеральная социальная доплата (ФСД). Закон № 178-ФЗ содержит прямую норму об установлении и выплате ФСД к пенсии только лицам, проживающим на территории Российской Федерации. Право на федеральную социальную доплату к пенсии Комина Н.А. реализовала путем подачи соответствующего заявления в территориальный орган ПФР от 31.07.2013 № 211168/13, на основании которого ей была установлена и выплачивалась указанная выплата. Комина Н.А. была предупреждена о необходимости безотлагательно извещать территориальный орган ПФР об обстоятельствах, влекущих за собой изменение размера пенсии или прекращение ее выплаты, об ответственности за достоверность сведений, содержащихся в представленных (представляемых) документах, а также о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера федеральной социальной доплаты к пенсии или прекращение ее выплаты, что подтверждается вышеуказанным заявлением о назначении пенсии и федеральной социальной доплаты к пенсии от 31.07.2913 и расписками - уведомлениями к нему. Согласно указанному заявлению Комина Н.А. была зарегистрирована и проживала по адресу: ..... В июне 2021 в ОПФР по Владимирской области поступил акт о личной явке гражданина в Консульский отдел Посольства России в Мексике от 09.06.2021 № 33, из которого следует, что Комина Н.А., (дата) проживает по адресу: ..... В этой связи федеральная социальная доплата к пенсии гражданке Коминой Н.А. прекращена с 01.07.2021. 16.05.20222 в ОПФР по Владимирской области поступило заявление о выезде за переделы территории Российской Федерации от представителя Коминой Н.А. по доверенности 09.06.2021 Брянкой Е.А. Из данного заявления от 16.05.2022 рег. 95446/22 следует, что Комина Н.А. выехала на постоянное жительство в Мексику 01.08.2014, с указанного времени фактически проживает по адресу: ..... Таким образом, акт о личной явке гражданина в Консульский отдел Посольства России в Мексике от 09.06.2021 № 33 и заявление о выезде за пределы территории Российской Федерации от 16.06.2022 рег. № 95446 являются документами, подтверждающими проживание Коминой Н.А. на территории Мексики и одновременно опровергают ее проживание на территории Российской Федерации, и соответственно, основанием прекращения выплаты ФСД к пенсии. В июле 2022 была выявлена переплата федеральной социальной доплаты Коминой Н.А. за период с 01.09.2014 по 30.06.2021 в сумме *** в связи с несообщением в территориальный орган ПФР о выезде за пределы территории Российской Федерации с 01.08.2014. Ответчику в письмах от 09.08.2022 № 4110/34455, № 4104/34456 было указано добровольно возместить переплату федеральной социальной доплаты к пенсии в размере ***. Однако, до настоящего времени задолженность не погашена.
Представитель истца ОПФ РФ по Владимирской области, будучи надлежаще извещенным, в судебное заседание не явился, в ходатайстве просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, просил требования удовлетворить.
Ответчик Комина Н.А., будучи надлежаще извещенной, в судебное заседание не явилась, возражений не представила.
В соответствии с ч. 1 ст. 233 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.
Исследовав и оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, что Комина Н.А. являлась получателем страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-фз «О страховых пенсиях» с июля 2013.
К пенсии ответчику была установлена федеральная социальная доплата (ФСД) в соответствии со статьей 12.1 Федерального закона от 17.06.1999 № 187-ФЗ «О государственной социальной помощи».
В соответствии с частью 1 статьи 12.1 Федерального закона от 17.06.1999 № 187-ФЗ «О государственной социальной помощи» общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории Российской Федерации, не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167 - ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», пенсия (пенсии) которому установлена (установлены) в соответствии с законодательством Российской Федерации, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 3 статьи Федерального закона от 24.10.1997 № 134 -ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации".
Таким образом, Закон № 178-ФЗ содержит прямую норму об установлении и выплате ФСД к пенсии только лицам, проживающим на территории Российской Федерации.
Согласно ст. 12.1 указанного Закона № 178-ФЗ федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру территориальными органами Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или месту его пребывания, не превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации.
Согласно ч. 11 ст. 12.1 указанного Закона № 178-ФЗ правила осуществления федеральной социальной доплаты к пенсии устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере социального развития. Установление региональной социальной доплаты к пенсии осуществляется в соответствии с настоящей статьей в порядке, определяемом законом или иными нормативными актами субъекта Российской Федерации.
Пенсионер обязан безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, и уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации о поступлении на работу и (или) выполнении иной деятельности, в период осуществления которой граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию, о наступлении других обстоятельств, влекущих изменение размера социальной доплаты к пенсии или прекращение ее выплаты. Удержание излишне выплаченных сумм социальной доплаты к пенсии производится в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Согласно п. 2 Правил обращения за федеральной социальной доплатой к пенсии, установления и выплаты, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30.09.2009 № 805н, действующих на момент назначения Коминой Н.А. федеральной социальной доплаты к пенсии, Приказом Минтруда России от 07.0.2017 № 339н, Приказом Минтруда России от 27.07.2021 № 512 действующих с 01.01.2022, действие настоящих правил распространяется на проживающих на территории Российской Федерации граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, не осуществляющих трудовую и (или) иную деятельность в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", пенсия (пенсии) которым установлена (установлены) в соответствии с Федеральным Законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Пунктом 4 указанных Правил, действующих на момент установления Коминой Н.А. федеральной социальной доплаты к пенсии, было предусмотрено, в целях осуществления федеральной социальной доплаты к пенсии территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации:
разъясняет гражданам нормы законодательства Российской Федерации, регулирующего правоотношения по предоставлению федеральных социальных доплат к пенсии; принимает заявление об установлении федеральной социальной доплаты к пенсии одновременно с документами, указанными в пункте 13 настоящих Правил; принимает решение об установлении (об отказе в установлении) федеральной социальной доплаты к пенсии, выносит распоряжение о пересмотре размера федеральной социальной доплаты к пенсии; производит начисление и выплату федеральных социальных доплат к пенсии в соответствии с пунктами 5 и 6 настоящих Правил.
Начисленные суммы федеральной социальной доплаты к пенсии отражаются в лицевом счете на основании документов выплатного дела.
Право на федеральную социальную доплату к пенсии Комина Н.А. реализовала путем подачи соответствующего заявления в территориальный орган ПФР от 31.07.2013 № 211168/13, на основании которого ей была установлена и выплачивалась указанная выплата.
Комина Н.А. была предупреждена о необходимости безотлагательно извещать территориальный орган ПФР об обстоятельствах, влекущих за собой изменение размера пенсии или прекращение ее выплаты, об ответственности за достоверность сведений, содержащихся в представленных (представляемых) документах в соответствии с п.4 ст. 23 и ст. 25 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ, а также о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера федеральной социальной доплаты к пенсии или прекращение ее выплаты, что подтверждается вышеуказанным заявлением о назначении пенсии и федеральной социальной доплаты к пенсии от 31.07.2913 и расписками - уведомлениями к нему.
Согласно указанному заявлению Комина Н.А. была зарегистрирована и проживала по адресу: ....
Регистрация, являясь административным актом, выступает в качестве одного из доказательств проживания по определенному адресу, но не может являться бесспорным подтверждением местоположения гражданина при наличии иных обязательств с определённостью подтверждающих иное. Место проживания заявителя в целях осуществления федеральной социальной доплаты определяется территориальным органом ПФР исходя из совокупности имеющихся в его распоряжении документов и сведений, в том числе опровергающих факт проживания на территории России. Документ, подтверждающий факт нахождения гражданина в живых, выданный компетентным органом (должностным лицом иностранного государства либо дипломатическим представительством или консульским учреждением Российской Федерации в иностранном государстве), является достаточным основанием для прекращения ранее установленной ФСД к пенсии.
В соответствии с п.п. 28-29 Правил обращения за федеральной социальной доплатой к пенсии, ее установления и выплаты, утвержденных Минтрудом России от 07.04.2017 № 338н и действующих по 31.12.2021, выплата федеральной социальной доплаты к пенсии приостанавливается и прекращается одновременно с приостановлением и прекращением выплаты соответствующей пенсии. Аналогичная норма предусмотрена и ныне действующими Правилами.
Вместе с тем, в июне 2021 в ОПФР по Владимирской области поступил акт о личной явке гражданина в Консульский отдел Посольства России в Мексике от 09.06.2021 № 33, из которого следует, что Комина Н.А., (дата)., проживает по адреусу: ....
В этой связи, федеральная социальная доплата к пенсии гражданке Коминой Н.А. прекращена с 01.07.2021.
Порядок выплаты страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации, которым указанная пенсия и фиксированная выплата к ней установлены в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ, определен Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2014 № 1386 «О порядке выплаты пенсии лицам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительства за пределы территории Российской Федерации» (далее Положение № 1386).
Согласно Положению № 1386 продление выплаты пенсии гражданину производится ежегодно при условии предоставления один раз в год в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение на территории Российской Федерации, документа, подтверждающего факт нахождения гражданина в живых и факт осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности за пределами территории Российской Федерации, в период которой гражданин не подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
16.05.20222 в ОПФР по Владимирской области поступило заявление о выезде за переделы территории Российской Федерации от представителя Коминой Н.А. по доверенности 09.06.2021 Брянкой Е.А. Из данного заявления от 16.05.2022 рег. 95446/22 следует, что Комина Н.А. выехала на постоянное жительство в Мексику 01.08.2014, с указанного времени фактически проживает по адресу: ....
Таким образом, акт о личной явке гражданина в Консульский отдел Посольства России в Мексике от 09.06.2021 № 33 и заявление о выезде за пределы территории Российской Федерации от 16.06.2022 рег № 95446 являются документами, подтверждающими проживание Коминой Н.А. на территории Мексики и одновременно опровергают ее проживание на территории Российской Федерации, и соответственно, основанием прекращения выплаты ФСД к пенсии.
Учитывая изложенные норма права, Отделением ПФР установлено, что ответчик Комина Н.А. с 01.08.2014 изменила место постоянного проживания, выехала с территории Российской Федерации в Мексику, не исполняя возложенную на нее обязанность о предоставлении сведений о наступлении обстоятельства, влекущих за собой прекращение выплаты федеральной социальной доплаты к пенсии, не уведомляла пенсионный орган о выезде с территории России.
В июле 2022 была выявлена переплата федеральной социальной доплаты Коминой Н.А. за период с 01.09.2014 по 30.06.2021 в сумме *** в связи с несообщением в территориальный орган ПФР о выезде за пределы территории Российской Федерации с 01.08.2014.
Согласно п. 34 Правил обращения за ФСД, действующих до 31.12.2021 удержание излишне выплаченных сумм социальной доплаты к пенсии производится в порядке предусмотренном Федеральным законом от 28.12.2013 № 00 - ФЗ «О страховых пенсиях».
В соответствии с п. 101 Правил выплаты пенсий, утвержденных Приказом Минтруда России от 17.11.2014 № 885н и действующих по 31.12.2021 излишне выплаченные пенсионеру суммы пенсии в случаях, предусмотренных частями 2- 4 ст статьи 28 Федерального закона "О страховых пенсиях", определяются за период с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором возникло обстоятельство, являющееся основанием для прекращения выплаты пенсии в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 25 указанного Федерального закона, по дату устранения указанного обстоятельства включительно.
Следовательно, Комина Н.А. не имела права на получение федеральной социальной доплаты к пенсии за период с 01.09.2014 по 30.06.2021.
Согласно п. 2 ст. 28 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 28.12.2022) "О страховых пенсиях" в случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Фонду пенсионного и социального страхования Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
С 01.01.2022 Приказом Минтруда России от 27.07.2021 № 512 об утверждении Правил осуществления федеральной социальной доплаты к пенсии (зарегистрировано в Минюсте России 25.08.2021 № 64761) было установлено аналогичное правовое регулирование данного вопроса. Так, п. 27 вышеуказанных Правил регламентировано, что удержание излишне выплаченных сумм социальной доплаты производится в порядке, предусмотренным Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Ответчику в письмах от 09.08.2022 № 4110/34455, № 4104/34456 было указано добровольно возместить переплату федеральной социальной доплаты к пенсии в размере ***. Однако, до настоящего времени задолженность не погашена.
С учетом данных обстоятельств, суд полагает исковые требования Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Владимирской области удовлетворить и взыскать с Коминой Н.А. в пользу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Владимирской области переплату федеральной социальной доплаты к пенсии за период с 01.09.2014 г. по 30.06.2021 г. в размере ***
В соответствии с ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика Коминой Н.А. подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в сумме ***
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 235 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Владимирской области удовлетворить.
Взыскать с Коминой Н.А. (СНИЛС (номер) в пользу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Владимирской области (ОГРН 1023303351697) переплату федеральной социальной доплаты к пенсии за период с 01.09.2014 г. по 30.06.2021 г. в размере ***
Взыскать с Коминой Н.А. (СНИЛС (номер)) государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме ***
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий М.В. Петрухин
Мотивированное решение составлено 21 февраля 2023 года