Дело № 2-188/2022
УИД42RS 0036-01-2022-000196-44
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Топкинский городской суд Кемеровской области в составе председательствующего судьи Васениной О.А., при секретаре Варивода А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в г, Топки 29 марта 2022 года гражданское дело по иску прокурора г.<данные изъяты> в интересах и в защиту жилищных прав Гордиенко А.А. , Вершининой (Худюковой) Е.А. к Администрации Топкинского муниципального округа о возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г.Топки обратился в суд с иском в интересах и в защиту жилищных прав Гордиенко А.А., Вершининой (Худюковой) Е.А. к Администрации Топкинского муниципального округа о возложении обязанности.
Требования мотивированы тем, что Прокуратурой <адрес> по информации, размещенной в средствах массовой информации «<данные изъяты>», проведена проверка исполнения требований жилищного законодательства при предоставлении лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей специализированного жилого помещения по договору найма.
В ходе проведенной проверки установлены существенные нарушения требований законодательства, жилищных прав и законных интересов Гордиенко А.А. и Вершининой (Худюковой) Е.А., относящейся к категории лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища.
Как установлено в ходе проверки на основании распоряжения администрации Топкинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №-п, квартиры, расположенные по адресу: <адрес> была включена в специализированный жилищный фонд Топкинского муниципального района (в настоящее время Топкинский муниципальный округ).
На основании постановления администрации Топкинского муниципального округа от ДД.ММ.ГГГГ №-п данные жилые помещения предоставлены Гордиенко А.А. и Вершининой (Худюковой) Е.А., как лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора социального найма.
Прокуратурой города ДД.ММ.ГГГГ в ходе выездной проверки, проведенной с привлечением специалистов территориального отдела Роспотребнадзора по Кемеровской области в <адрес>, администрации Топкинского муниципального округа, управляющей (обслуживающей) организации ООО «<адрес>» выявлено несоответствие жилого помещения требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства, а также техническим нормам и правилам.
Так, на протяжении длительного времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ годы, то есть с момента вселения и начала отопительного сезона, температура воздуха в жилом помещении по адресу: <адрес>, нанимателем которой является Гордиенко А.А., не соответствует требованиям пункта 128 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» и пункту 90 т. 5.27. СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». Также при визуальном осмотре квартиры установлено, что на прилегании стен в ванной комнате имеется трещина.
Кроме того, подобные нарушения установлены в квартире по адресу: <адрес>, нанимателем которой является Вершинина (Худякова) Е.А., в частности на стенах комнаты имеется плесень.
Существующие дефекты в квартире в виде плесени на стене свидетельствовали о не соответствии стен установленным требованиям СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита зданий» к приведенному сопротивлению теплопередачи ограждающих конструкций здания, ограничению температуры и недопущению конденсации влаги на внутренней поверхности ограждающей конструкции, теплоустойчивости ограждающей конструкции в теплых период года и помещений здания в холодной период года, воздухопронициамести ограждающих контракций и помещений здания, защите от переувлажнения ограждающих конструкций.
Также в ходе проверки установлено, что Гордиенко А.А. и Вершинина (Худякова) Е.А неоднократно обращались в администрацию <данные изъяты> муниципального района (округа), однако ответчиком надлежащие меры по устранению нарушений не приняты, что расценивается как неправомерное бездействие.
В результате ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей (бездействия), недобросовестного отношения к службе, должностных лиц администрации Топкинского муниципального района (округа), нарушены права и законные интересы граждан, нанимателей квартир расположенных по адресу: <адрес>.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Исходя из положений пунктов 3, 6, 8 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
При этом, в соответствии с частью 2 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации, муниципальный жилищный фонд представляет собой совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
Согласно содержанию частей 1, 9 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится учет муниципального жилищного фонда и осуществление контроля за его использованием и сохранностью. Кроме того, к компетенции органов местного самоуправления относится определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.
Как следует из содержания пункта 3 части 1 статьи 92 ЖК РФ, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся также жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Из совокупного толкования приведенных выше требований закона следует, что именно органы местного самоуправления обязаны обеспечивать сохранность и содержать в надлежащем виде жилые помещения специализированного жилищного фонда, находящиеся в собственности муниципального образования, и передавать их нанимателям в состоянии, отвечающем требованиям пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим, экологическим и иным, в том числе техническим требованиям.
Поскольку до передачи таких жилых помещений нанимателю по договору найма ответственность за их надлежащее состояние в силу статей 14 ЖК РФ несет администрация Топкинского муниципального округа, на ответчика должна быть возложена обязанность устранить выявленные в ходе проверки недостатки.
Выявленные нарушения закона стали результатом ненадлежащего исполнения требований закона со стороны администрации Топкинского муниципального округа.
Указанная правовая позиция сформулирована в Определении Верховного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-КГПР16-104.
В силу статьи 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
Статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 2202-1-ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» установлено, что прокуратура Российской Федерации является системой органов, осуществляющей от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
В силу положений статьи 45 Конституции Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. Специальный государственный механизм защиты прав и свобод граждан включает защиту с помощью прокуратуры. Одной из целей деятельности прокуратуры является осуществление надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
Механизмом обеспечения прав несовершеннолетних на квалифицированную юридическую помощь, свободного доступа к правосудию, является обращение прокурора в суд в защиту их прав, свобод и законных интересов в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, интересов в сфере, в том числе, обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах, защиты семьи, материнства, отцовства и детства, социальной защиты, включая социальное обеспечение.
Просит суд обязать администрацию Топкинского муниципального округа привести предоставленную в наём Вершининой (Худюковой) Е.С. квартиру по адресу: <адрес> в надлежащее санитарно - техническое состояние.
Обязать администрацию Топкинского муниципального округа привести предоставленную в наём Гордиенко А.А. квартиру по адресу: <адрес> в надлежащее санитарно-техническое состояние.
Истец - помощник прокурора г.Топки Денисова Е.А. в судебном заседании на удовлетворении требований настаивала.
Истцы Гордиенко А.А., Вершинина (Худюкова) Е.А. надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Представитель ответчика Администрации Топкинского муниципального округа – Воронков В.С. действующая на основании доверенности, против заявленных исковых требований не возражал, но просил установить в судебном решении срок исполнения указанной обязанности до ДД.ММ.ГГГГ.
Суд, на основании ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, заслушав истца – помощника прокурора г. Топки – Денисову Е.А., представителя ответчика Воронкова В.С., изучив письменные материалы дела, приходит к следующему.
Конституцией Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункты «ж», «к» части 1 статьи 72). Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлена федеральная гарантия обеспечения бесплатным жильем. Актом федерального законодательства, закрепляющим право указанных лиц на бесплатное получение жилья в пользование, являются федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон № 159-ФЗ).
Исходя из положений статьи 2 Федерального закона № 159-ФЗ обеспечение детей-сирот жилой площадью является государственной гарантией по социальной поддержке названной категории детей.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их из числа которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) определено, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
На основании части 2 статьи 15 ЖК РФ жилыми помещениями признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
В соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» жилые помещения по площади, планировке, освещенности, инсоляции, микроклимату, воздухообмену, уровням шума, вибрации, ионизирующих и неионизирующих излучений должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания независимо от его срока.
Общие требования к благоустроенности жилого помещения определены в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Положение). Эти требования носят обязательный характер и не могут быть снижены субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями (пункт 37 Постановления Пленума ВС РФ №).
Пунктом 13 Положения предусмотрено, что инженерные системы (вентиляция, отопление, водоснабжение, водоотведение, лифты и др.), оборудование и механизмы, находящиеся в жилых помещениях, а также входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны соответствовать требованиям санитарно-эпидемиологической безопасности.
Согласно пункту 14 Положения инженерные системы (вентиляция, отопление, водоснабжение, водоотведение, лифты и др.), находящиеся в жилых помещениях, а также входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны быть размещены и смонтированы в соответствии с требованиями безопасности, установленными в действующих нормативных правовых актах, и инструкциями заводов - изготовителей оборудования, а также с гигиеническими нормативами, в том числе в отношении допустимого уровня шума и вибрации, которые создаются этими инженерными системами.
В силу пункта 1 статьи 676 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) наймодатель обязан передать нанимателю свободное жилое помещение в состоянии, пригодном для проживания.
Наймодатель обязан осуществлять надлежащую эксплуатацию жилого дома, в котором находится сданное внаем жилое помещение, предоставлять или обеспечивать предоставление нанимателю за плату необходимых коммунальных услуг, обеспечивать проведение ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг, находящихся в жилом помещении (пункт 2 статьи 676 ГК РФ).
В соответствии со статьями 309, 310 ГК РФ обязательств должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается.
Судом установлено, что на основании распоряжения администрации Топкинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № квартиры, расположенные по адресу: <адрес> были включены в специализированный жилищный фонд Топкинского муниципального района (в настоящее время Топкинский муниципальный округ).
На основании постановления администрации Топкинского муниципального округа от ДД.ММ.ГГГГ №-п данные жилые помещения предоставлены Гордиенко А.А. и Вершининой (Худюковой) Е.А., как лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора социального найма (л.д.33-37, 56-60).
Прокуратурой города ДД.ММ.ГГГГ в ходе выездной проверки, проведенной с привлечением специалистов территориального отдела Роспотребнадзора по Кемеровской области в <адрес>, администрации Топкинского муниципального округа, управляющей (обслуживающей) организации ООО «<адрес>» выявлено несоответствие жилого помещения требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства, а также техническим нормам и правилам.
Так, на протяжении длительного времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ годы, то есть с момента вселения и начала отопительного сезона, температура воздуха в жилом помещении по адресу: <адрес>, <адрес>, нанимателем которой является Гордиенко А.А., не соответствует требованиям пункта 128 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» и пункту 90 т. 5.27. СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». Также при визуальном осмотре квартиры установлено, что на прилегании стен в ванной комнате имеется трещина.
Кроме того, подобные нарушения установлены в квартире по адресу: <адрес>, нанимателем которой является Вершинина (Худякова) Е.А., в частности на стенах комнаты имеется плесень.
Существующие дефекты в квартире в виде плесени на стене свидетельствовали о не соответствии стен установленным требованиям СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита зданий» к приведенному сопротивлению теплопередачи ограждающих конструкций здания, ограничению температуры и недопущению конденсации влаги на внутренней поверхности ограждающей конструкции, теплоустойчивости ограждающей конструкции в теплых период года и помещений здания в холодной период года, воздухопронициамести ограждающих контракций и помещений здания, защите от переувлажнения ограждающих конструкций.
Как установлено материалами дела, Гордиенко А.А. и Вершинина (Худякова) Е.А неоднократно обращались в администрацию Топкинского муниципального района (округа). Однако ответчиком надлежащие меры по устранению нарушений не приняты, что расценивается судом, как неправомерное бездействие.
В результате ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей (бездействия), недобросовестного отношения к службе, должностных лиц администрации Топкинского муниципального района (округа), нарушены права и законные интересы граждан, нанимателей квартир расположенных по адресу: <адрес>.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Исходя из положений пунктов 3, 6, 8 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
При этом, в соответствии с частью 2 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации, муниципальный жилищный фонд представляет собой совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
Согласно содержанию частей 1, 9 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится учет муниципального жилищного фонда и осуществление контроля за его использованием и сохранностью. Кроме того, к компетенции органов местного самоуправления относится определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.
Как следует из содержания пункта 3 части 1 статьи 92 ЖК РФ, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся также жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Из совокупного толкования приведенных выше требований закона следует, что именно органы местного самоуправления обязаны обеспечивать сохранность и содержать в надлежащем виде жилые помещения специализированного жилищного фонда, находящиеся в собственности муниципального образования, и передавать их нанимателям в состоянии, отвечающем требованиям пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим, экологическим и иным, в том числе техническим требованиям.
Поскольку до передачи таких жилых помещений нанимателю по договору найма ответственность за их надлежащее состояние в силу статей 14 ЖК РФ несет администрация Топкинского муниципального округа, на ответчика должна быть возложена обязанность устранить выявленные в ходе проверки недостатки.
Выявленные нарушения закона стали результатом ненадлежащего исполнения требований закона со стороны администрации Топкинского муниципального округа.
Представитель ответчика в судебном заседании не оспаривал установленные обстоятельства, пояснив, что в настоящее время ответчиком заключен договор с экспертной организацией в целях необходимости установления конкретных работ для приведения жилых помещений в соответствии с установленными нормами.
Разрешая вопрос об установлении срока для исполнения обязанности ответчиком, учитывая мнения сторон, суд приходит к выводу о необходимости установления срока исполнения обязанности до ДД.ММ.ГГГГ, с учетом необходимости проверки устраненных нарушений в рамках начала отопительного сезона. Оснований для установления более длительного срока исполнения обязанности судом не усматривается.
Руководствуясь ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать Администрацию Топкинского муниципального округа Кемеровской области – Кузбасса привести предоставленную в наем квартиру, расположенную по адресу <адрес> <адрес>, а также предоставленную в наем квартиру, расположенную по адресу <адрес> <адрес> надлежащее санитарно-техническое состояние в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Кемеровский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Топкинский городской суд.
Председательствующий: /подпись/ Васенина О.А.
Решение в окончательной форме изготовлено 05 апреля 2022 года.
Решение на момент размещения на сайте суда не вступило в законную силу.