Дело №
УИД №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 октября 2023 года <адрес>
Чебоксарский районный суд Чувашской Республики под председательством судьи Егоровой А.В., при секретаре судебного заседания ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Чебоксарского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к администрации Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики о возложении обязанности по выполнению работ по ремонту участка автомобильной дороги,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Чебоксарского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд иском к администрации Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики с учетом последующего уточнения о возложении обязанности по выполнению работ по ремонту участка автомобильной дороги.
Исковые требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района совместно с сотрудниками ОГИБДД ОМВД России по Чебоксарскому району осмотрен участок автомобильной дороги от М7 «Волга» с 0 км + 000 м по <адрес> до <адрес> в <адрес> муниципального округа, расположенной на земельном участке с кадастровым номером №. Выявлено, что в нарушение п. 5.2.4 ФИО4 50597-2017 автомобильная дорога «<адрес> – Утес» (с 0 км + 000 м по <адрес> до <адрес> по 2 км + 642 м в <адрес>) имеет многочисленные выбоины, просадки и проломы.
По фактам выявленных нарушений в адрес главы администрации Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики ДД.ММ.ГГГГ внесено представление, по результатам рассмотрения которого исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений не приняты.
В судебном заседании помощник прокурора ФИО2 исковые требования поддержал по изложенным в иске основаниям, просил иск удовлетворить.
Ответчик администрация Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики, третье лицо ОГИБДД ОМВД России по Чебоксарскому району надлежащим образом извещенные о дне, времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание своих представителей не направили. От администрации Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики отзыв, в котором просили отказать в удовлетворении иска в полном объеме. В случае удовлетворении иска просили удовлетворения иска, просили увеличить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Заслушав помощника прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина.
Согласно статье 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
В силу ст. 1 Федерального закона N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" от ДД.ММ.ГГГГ, задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
На основании ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством, в том числе, разработки и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: технических регламентов, правил, документов по стандартизации, технических норм и других нормативных документов (ст.5 Закона).
В соответствии с п. 5 ч. 1, ч. 3 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 5 ч. 1ст. 10 Закона Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № «Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 257-ФЗ) под дорожной деятельностью понимается проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильной дороги.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Закон № 196-ФЗ) основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно пп. 1 и 6 ст. 13 Закона № 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
В соответствии со ст. 17 Закона № 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В силу ч. 1 ст. 18 Закона № 257-ФЗ ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог в соответствии с правилами.
В силу ст. 6 Закона №196-ФЗ органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Как установлено ч. 1 ст. 6 Закона № 257-ФЗ автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 13 Закона № 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог не общего пользования местного значения.
Согласно ст. 12 Закона №196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Приказом Росстандарта от ДД.ММ.ГГГГ N 1245-ст утвержден ФИО4 50597 -2017 «Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения.
В соответствии с п. 5.2.4 ФИО4 50597-2017 покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений.
В судебном заседании установлено, что согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ автомобильная дорога «<адрес>» с кадастровым номером № проходящая по земельным участкам с кадастровыми номерами №, № и № находится в собственности Муниципального образования – Чебоксарский муниципальный округ Чувашской Республики.
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Чебоксарского района Чувашской Республики совместно с сотрудниками ОГИБДД ОМВД России по Чебоксарскому району осмотрен участок автомобильной дороги от М7 «Волга» с 0 км + 000 м по <адрес> до <адрес> в <адрес> муниципального округа, расположенной на земельном участке с кадастровым номером №. Выявлено, что в нарушение п. 5.2.4 ФИО4 50597-2017 автомобильная дорога «<адрес> – Утес» (с 0 км + 000 м по <адрес> до <адрес> по 2 км + 642 м в <адрес>) имеет многочисленные выбоины, просадки и проломы.
По фактам выявленных нарушений в адрес главы администрации Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики ДД.ММ.ГГГГ внесено представление, по результатам рассмотрения которого исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений не приняты.
Согласно отзыву администрации Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики в 2023 г. планируется разработка проектно- сметной документации по ремонту спорного участка дороги автодороги. В последующем будет рассмотрена возможность выделения финансирования на 2024, а также отчетный период 2025-2026. Работы по ремонту автомобильных дорог финансируется за счет средств бюджета администрации Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики. Только после его принятия решением собрания депутатов на 2024 г. бюджет формируется и исполняется администрацией в соответствии с действующим законодательством. На сегодняшний день бюджет на 2023 г. полностью освоен.
Неисполнение администрацией Чебоксарского муниципального округа вышеуказанных требований законодательства в части ремонта и содержании дорог влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на безопасные, достойные и благоприятные условия проживания, а также не обеспечивается надлежащая охрана жизни и здоровья граждан, защита их прав и законных интересов, защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Учитывая, что администрация Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики является органом местного самоуправления, в компетенцию которого входит обеспечение дорожной деятельности автомобильных дорог местного значения, то на нее должна быть возложена обязанность по выполнению работ по ремонту участка автомобильной дороги «<адрес> – Утес» с кадастровым номером №, проходящей по земельным участкам с кадастровыми номерами №, № и №, в соответствии с требованиями ФИО4 50597-2017.
При таких установленных обстоятельствах, с учетом вышеуказанных положений законодательства, суд находит требования заместителя прокурора Чебоксарского района Чувашской Республики законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению, при этом отсутствие необходимых финансовых средств не может служить основанием для освобождения юридического лица от исполнения обязательных требований, поскольку соблюдение законодательства о муниципальной собственности не может быть поставлено в зависимость от данного обстоятельства.
Согласно ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая баланс интересов сторон, суд полагает необходимым установить срок исполнения требований по выполнению работ по ремонту участка автомобильной дороги «<адрес> – Утес» с кадастровым номером № – семь месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Возложить на администрацию Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики обязанность по выполнению работ по ремонту участка автомобильной дороги «<адрес>» с кадастровым номером №, проходящей по земельным участкам с кадастровыми номерами №, № и № в соответствии с требованиями ФИО4 50597-2017 в течение 7 (семи) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение одного месяца со дня изготовления решения в мотивированной форме подачей апелляционной жалобы через Чебоксарский районный суд Чувашской Республики.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья А.В. Егорова