Дело №
РЕШЕНИЕ
об отмене постановления по делу об административном правонарушении
26 октября 2023 года с. Кыштовка
Судья Венгеровского районного суда Новосибирской области Зеленкова Н.П.,
рассмотрев материалы дела по жалобе ФИО на постановление административной комиссии Вознесенского сельсовета Венгеровского района Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ, которым ФИО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, проживающая по адресу: <адрес>, подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.8.22 Закона Новосибирской области от 14.02.2003 №99-ОЗ «Об административных правонарушениях в Новосибирской области»,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением административной комиссии Вознесенского сельсовета Венгеровского района Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ ФИО подвергнут административному штрафу в размере 2000 руб. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.8.22 Закона Новосибирской области от 14.02.2003 №99-ОЗ «Об административных правонарушениях в Новосибирской области».
ФИО в жалобе просит признать протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ № недопустимым доказательством, постановление административной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № отменить, производство по делу прекратить.
Привлекаемое лицо ФИО в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие, жалобу удовлетворить.
Глава Вознесенского сельсовета Венгеровского района Новосибирской области ФИО, допрошенная судом в качестве свидетеля, как должностное лицо, составившее протокол по делу об административном правонарушении, показала, что о правонарушении ей стало известно от директора ЗАО «Вознесенское» ДД.ММ.ГГГГ, она сразу выехала на место. Там она увидела коров на поле, ФИО также был там, не отрицал, что коровы принадлежат ему. Она пригласила ФИО на ДД.ММ.ГГГГ для составления протокола об административном правонарушении. ФИО ДД.ММ.ГГГГ присутствовал при составлении протокола по делу об административном правонарушении, протокол был составлен, от дачи объяснений он отказался и с протоколом был ознакомлен, о чем поставил свою подпись. На административной комиссии она присутствовала, ФИО на заседании не было. Протокол об административном правонарушении ею составлялся по образцу по старым материалам.
Исследовав материалы дела, суд считает жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.14.2 Закона Новосибирской области от 14 февраля 2003 г. N 99-ОЗ "Об административных правонарушениях в Новосибирской области" правила производства, исполнения по делам об административных правонарушениях, предусмотренных указанным Законом, определяются Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных ст. 28.4, чч. 1, 3 и 4 ст. 28.6 названного кодекса.
В силу ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья названного кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Согласно ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно ч.ч.1, 2 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (ч.1).
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (ч.2).
В соответствии с положениями ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление о назначении административного наказания. При этом в постановлении должны быть указаны предусмотренные законом сведения, в том числе о лице, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, мотивированное решение по делу, другие, перечисленные в ст.29.10 КоАП РФ сведения.
Согласно ч. 2 ст. 4.1. КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъясняется, что в порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен также установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола.
Согласно Закону Новосибирской области от 14.02.2003 №99-ОЗ «Об административных правонарушениях в Новосибирской области» статья 8.22 (в ред. Закона Новосибирской области от 16.12.2022 N 286-ОЗ), то есть на момент совершения правонарушения, имеет 2 части и предусматривает ответственность: по части 1 за нарушение требований, установленных муниципальными нормативными правовыми актами в области благоустройства, к содержанию территории муниципального образования, в том числе порядка проведения земляных работ на территории муниципального образования, порядка и периодичности проведения мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, за исключением случаев, предусмотренных статьями 4.1 и 8.2 настоящего Закона, если указанное деяние не содержит признаков правонарушения, предусмотренного федеральным законодательством; по части 2 за нарушение требований, установленных муниципальными нормативными правовыми актами в области благоустройства, к элементам благоустройства, за исключением случаев, предусмотренных настоящей главой, если указанное деяние не содержит признаков правонарушения, предусмотренного федеральным законодательством.
Однако, должностным лицом при составлении протокола об административном правонарушении, а также административной комиссией при вынесении обжалуемого постановления часть статьи 8.22 Закона Новосибирской области от 14.02.2003 №99-ОЗ «Об административных правонарушениях в Новосибирской области» не указана.
Протокол об административном правонарушении является основным процессуальным документом, где фиксируется факт противоправных действий (бездействия) лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу нарушение установленных требований.
Протокол об административном правонарушении должен содержать статью закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение (часть 2 статьи 28.2 КоАП РФ).
Вместе с тем главой Вознесенского сельсовета в нарушение вышеуказанных требований закона в протоколе об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ не указаны дата, время и место совершения административного правонарушения, отсутствует часть статьи 8.22 Закона Новосибирской области от 14.02.2003 №99-ОЗ «Об административных правонарушениях в Новосибирской области».
В связи с чем данный документ, в котором отсутствуют указанные сведения, в силу части 3 статьи 26.2 названного кодекса не может рассматриваться в качестве допустимого доказательства и судом признается таковым.
Исходя из обжалуемого постановления, ДД.ММ.ГГГГ ФИО осуществила выпас скота в неотведенное для этого местах на гриве Обухова <адрес> без присмотра, за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.8.22 Закона Новосибирской области от 14.02.2003 №99-ОЗ «Об административных правонарушениях в Новосибирской области», ФИО назначено наказание в виде штрафа в размере 2000 руб. В постановлении не указано время совершения административного правонарушения, отсутствует часть статьи 8.22 Закона Новосибирской области от 14.02.2003 №99-ОЗ «Об административных правонарушениях в Новосибирской области» (л.д. 12).
Кроме того, в постановлении по делу об административном правонарушении вина ФИО не определена, поскольку в резолютивной части постановления отсутствует вывод о признании привлекаемого лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, виновным в совершении конкретного правонарушения, предусмотренного соответствующей статьей Закона Новосибирской области от 14.02.2003 №99-ОЗ «Об административных правонарушениях в Новосибирской области». При таких обстоятельствах, отсутствие указания о признании виновным привлекаемого к ответственности лица является существенным нарушением, так как в данном случае в резолютивной части постановления отсутствует вывод о вине ФИО в совершении административного правонарушения. В нарушение требований части 1 ст.1.5 КоАП РФ, согласно которой лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, ФИО назначено административное наказание без определения его вины в совершении административного правонарушения. Кроме того, в постановлении административной комиссии не указаны доказательства, подтверждающие виновность (из перечисленных в ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ), обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, объяснение лица, привлекаемого к административной ответственности, в материалах отсутствует.
В силу части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона.
Указанные нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, следует считать существенными, что в соответствии с п.4 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ является основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении.
Согласно п.36 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2023)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.07.2023) протокол об административном правонарушении является основным процессуальным документом, в котором фиксируются необходимые для возбуждения дела сведения. Признание его недопустимым доказательством свидетельствует о недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены состоявшиеся по делу об административном правонарушении постановления.
В соответствии с положениями частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
При таких обстоятельствах постановление, вынесенное в отношении ФИО по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.22 Закона Новосибирской области от 14.02.2003 №99-ОЗ «Об административных правонарушениях в Новосибирской области», подлежит отмене, производство по делу об административном правонарушении прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Руководствуясь п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление административной комиссии Вознесенского сельсовета Венгеровского района Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ, которым ФИО подвергнут административному штрафу в размере 2000 руб. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.8.22 Закона Новосибирской области от 14.02.2003 №99-ОЗ «Об административных правонарушениях в Новосибирской области», отменить, производство по делу прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ.
Жалобу ФИО удовлетворить.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение 10 суток со дня получения копии решения.
Судья Н.П.Зеленкова