КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Дорошенко О.Л. Дело № 5-1432/2022 (№ 12-380/2022)
УИД 39RS0001-01-2022-005893-15
РЕШЕНИЕ
15 ноября 2022 года г. Калининград
Судья Калининградского областного суда Тимощенко Р.И.,
при секретаре Худоба О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Ковалева Станислава Александровича на постановление судьи Ленинградского районного суда г.Калининграда от 11 октября 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении Ковалева Станислава Александровича,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением судьи Ленинградского районного суда г. Калининграда от 11 октября 2022 года Ковалев С.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст. 20.2 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10 000 руб.
В жалобе Ковалев С.А. ставит вопрос об отмене судебного акта и прекращении производства по делу в связи с отсутствием события и состава административного правонарушения. Ссылаясь на месторасположение лиц, раздававших агитационный материал, а также количественный состав участников, указывает на отсутствие в его действиях признаков публичного мероприятия в виде пикетирования. Считает, что имеются основания для замены административного штрафа на предупреждение, а также основания для прекращения производства по делу на основании ст. 2.9 КоАП РФ с объявлением устного замечания.
Ковалев С.А. в судебное заседание не явился, о дате и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, с ходатайством об его отложении не обращался.
Изучив материалы дела, прихожу к следующему.
Статьей 31 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Поскольку публичные мероприятия могут затрагивать права и законные интересы широкого круга лиц - как участников публичных мероприятий, так и лиц, в них непосредственно не участвующих, - государственная защита гарантируется только праву на проведение мирных публичных мероприятий, которое, тем не менее, может быть ограничено федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
На обеспечение реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования направлены положения Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее - Федеральный закон № 54-ФЗ).
В силу п. 1 ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ под публичным мероприятием понимается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.
Пунктом 6 статьи 2 Федерального закона № 54-ФЗ предусмотрено, что пикетированием является форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции.
В соответствии с положениями статьи 4 названного выше Федерального закона порядок организации публичного мероприятия предполагает подачу уведомления о проведении публичного мероприятия в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления.
О проведении публичного мероприятия его организатором должно быть подано уведомление в порядке, предусмотренном ст. 7 Федерального закона № 54-ФЗ в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или местного самоуправления, за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции, и публичных мероприятий, проводимых в специально отведенных местах, перечень которых определен правительством Калининградской области, с предельной численностью участников 100 человек (ч. 1 ст. 5, ч. 1 ст. 9, ст. 3 Закона Калининградской области от 26.12.2012 № 188 «Об обеспечении условий проведения на территории Калининградской области собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований»).
На территории города Калининграда к специально отведенным местам отнесены сквер у памятника «Землякам-космонавтам» на проспекте Мира, сквер около Дома искусств на Ленинском проспекте, центральная аллея парка «Южный», площадь маршала Василевского (постановление Правительства Калининградской области от 24.04.2014 № 243).
Место проведения публичного мероприятия в районе дома № 81 по Ленинскому проспекту в г. Калининграде не относится к числу специально отведенных мест, предназначенных для проведения публичных мероприятий.
Таким образом, проведение публичного мероприятия в названном выше месте города Калининграда без предварительного уведомления администрации городского округа «Город Калининград», за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции, не допускается.
Участниками публичного мероприятия признаются, в том числе, граждане, добровольно участвующие в нем (ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 54-ФЗ).
Права и обязанности участника публичного мероприятия установлены ст. 6 Федерального закона № 54-ФЗ, в частности, согласно п. 1 ч. 3 указанной статьи во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны выполнять все законные требования уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации).
Частью 5 статьи 20.2 КоАП РФ предусмотрено, что нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов.
Из материалов дела следует, что 7 сентября 2022 года около 16:40, находясь у дома 81 по Ленинскому просп. г. Калининграда, Ковалев С.А. принимал активное участие в несогласованном с администрацией городского округа «Город Калининград» по месту и времени его проведения публичном массовом мероприятии – пикетировании с количеством участников 4 человека на тему выборов Губернатора Калининградской области, используя средства наглядной агитации в виде быстровозводимой сборно-разборной конструкции с надписью «Калининградцы достойны уважения! Евгений Мишин», неоднократные требования сотрудников органов внутренних дел о прекращении участия в несанкционированном мероприятии не выполнил.
Своими действиями Ковалев С.А. совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства дела и вина Ковалева С.А. подтверждается совокупностью доказательств, имеющихся в материалах дела, а именно: протоколом об административном правонарушении от 7 сентября 2022 года, в котором изложено существо вмененного правонарушения; рапортом старшего оперативного дежурного ОМВД России по Ленинградскому району Калининграда от 7 сентября 2022 года, из которого усматривается, что 7 сентября 2022 года в 16:20 в дежурную часть поступила информация о том, что по адресу: г. Калининград, Ленинский пр-т, д.81 возле гостиницы Калининград находятся люди с плакатами, агитируют за ЛДПР без согласования с органами местного самоуправления; рапортом заместителя командира ОРППСП ОМВД России по Ленинградскому району Калининграда ФИО от 7 сентября 2022 года, из которого следует, что 7 сентября 2022 около 16:40 у д. 81 по Ленинскому пр-ту в г. Калининграде совместно с капитаном полиции ФИО, дознавателем ОД ОМВД России по Ленинградскому району Калининграду ФИО обратили внимание на группу граждан в количестве 4 человек, находившихся рядом с агитационной сборной конструкцией с баннером партии ЛДПР и изображением на ней кандидата в губернаторы Калининградской области от партии ЛДПР Мишиным Е.В., гражданам было разъяснено, что проведение агитационного пикета должно быть согласовано с органами местного самоуправления, на неоднократные требования о прекращении участия в несанкционированном публичном мероприятии не реагировали, предъявить документы отказались, после чего были доставлены в ОМВД для составления административных материалов; рапортом командира ОРППСП ОМВД России по Ленинградскому району ФИО, в котором изложены аналогичные обстоятельства, рапортом инспектора (ППСП) 2 МВ ОРППСП ОМВД России по Ленинградскому району Калининграда ФИО, согласно которому 7 сентября 2022 года на Ленинском просп. у д. 81 находились 4 человека в майках с эмблемой партии ЛДПР, которые стояли возле сборной конструкции с агитационными плакатами с надписью «Калининградцы достойны уважения! Евгений Мишин», требования сотрудников не были выполнены, в связи с чем к данным гражданам была применена физическая сила; протоколом изъятия вещей и документов от 7 сентября 2022 года, согласно которому в присутствии понятых была изъята сборно-разборная конструкция с надписью «Калининградцы достойны уважения! Евгений Мишин»; фототаблицами, на которых в непосредственной близости у сборно-разборной конструкции зафиксированы граждане в майках с эмблемой ЛДПР; видеоматериалами, на которых также зафиксировано, что участники публичного мероприятия в майках с эмблемой ЛДПР в непосредственной близости от установленной агитационной конструкции в поддержку Мишина Е.В. раздают агитационный материал, беседуют с прохожими; письмом первого заместителя главы администрации Асмыковича А.Н. от 8 сентября 2022 года, согласно которому в администрацию уведомления о проведении публичных мероприятий 7 сентября 2022 года не поступали; письменными объяснениями Ковалева С.А. от 7 сентября 2022 года.
В ходе рассмотрения дела судьей районного суда в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены все обстоятельства дела, подлежащие доказыванию.
Вывод о наличии в действиях Ковалева С.А. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которые получили надлежащую оценку в судебном постановлении.
Каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода судьи о доказанности вины Ковалева С.А. в совершении административного правонарушения, материалы дела не содержат.
В соответствии с ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Имеющиеся в материалах дела доказательства вопреки доводам жалобы в совокупности подтверждают наличие события административного правонарушения и виновность лица, привлекаемого к административной ответственности.
Доводы жалобы о том, что проводимое публичное мероприятие не носило массовый характер, поскольку в нем принимало участие только 4 человека, в связи с чем оно не подпадает под понятие пикетирование, а также ссылка на месторасположение участников акции в отдалении от места нахождения органов государственной власти, являются несостоятельными, поскольку основаны на неверном толковании Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ.
Из представленных в материалы дела доказательств достоверно установлено, что публичное мероприятие, проходившее 7 сентября 2022 года в г. Калининграде на Ленинском пр-те в районе дома № 81, являлось пикетированием в соответствии с понятием, установленным п. 6 ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ. Публичное мероприятие проводилось лицами, объединенными общей идеей и целью, путем размещения у одного объекта (возле гостиницы Калининград), выражение мнения участвующих в нем лиц осуществлюсь без передвижения, с использованием средства наглядной агитации в виде быстровозводимой сборно-разборной конструкции, доступной для обзора неопределенному кругу лиц.
Таким образом, Ковалев С.А. принял участие в публичном мероприятии, уведомление о проведении которого его организатором в орган местного самоуправления не подавалось, о том, что такое мероприятие проводится в нарушение установленного порядка, Ковалев С.А. был уведомлен сотрудниками полиции, однако на неоднократные требования о прекращении противоправных действий не реагировал, продолжая свое участие в публичном мероприятии.
При указанных обстоятельствах действия Ковалева С.А. подлежат квалификации по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.
Иные доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, исследованных и оцененных судьей районного суда по правилам, установленным в ст. 26.11 КоАП РФ.
Порядок и срок давности привлечения Ковалева С.А. к административной ответственности не нарушен.
Административное наказание назначено в пределах санкции части 5 статьи 20.2 КоАП РФ, с соблюдением требований статей 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств дела, характера совершенного правонарушения, объектом которого являются общественная безопасность и общественный порядок, личности заявителя, является справедливым и соразмерным содеянному, а также соответствует целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых административных правонарушений как лицом, привлеченным к административной ответственности, так и другими лицами.
Предусмотренных законом оснований для признания назначенного Ковалеву С.А. административного наказания чрезмерно суровым не имеется.
Основания для замены административного штрафа на предупреждение и освобождения лица от административной ответственности за малозначительностью по делу также не установлены.
Так, в соответствии с п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного дела. Возможность освобождения от административной ответственности является правом, а не обязанностью суда, и неприменение этой нормы не влечет за собой незаконность постановления о привлечении к административной ответственности и решения суда.
Ввиду того, что состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, является формальным и не предусматривает в качестве обязательного условия наступление каких-либо последствий, в связи с чем отсутствие вреда и не наступление в результате допущенных нарушений последствий само по себе не свидетельствует о малозначительности деяния, при этом нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях посягает на отношения, объектом которых является общественный порядок и общественная безопасность, совершенное Ковалевым С.А. правонарушение является грубым нарушением обязательных правил в сфере установленного порядка проведения публичных мероприятий, свидетельствующим об умышленном игнорировании требований закона, существенно нарушающим охраняемые общественные отношения, его действия нельзя признать малозначительными и освободить его от административной ответственности.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение постановления судьи по делу не имеется.
Вместе с тем в постановлении судьей районного суда в нарушение ч. 3 ст. 29.10 КоАП РФ не разрешен вопрос об изъятой у Ковалева С.А. в ходе производства по делу об административном правонарушении быстровозводимой сборно-разборной конструкции с надписью «Калининградцы достойны уважения! Евгений Мишин», в связи с чем постановление в этой части подлежит дополнению указанием на то, что указанная выше конструкция, владельцем которой является Ковалев С.А., подлежит возврату.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
постановление судьи Ленинградского районного суда г. Калининграда от 11 октября 2022 года дополнить указанием на то, что изъятая 7 сентября 2022 года у Ковалева Станислава Александровича быстровозводимая сборно-разборная конструкция с надписью «Калининградцы достойны уважения! Евгений Мишин» подлежит возвращению Ковалеву Станиславу Александровичу.
В остальной части это же постановление оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Судья