Дело № 2-79/2022 УИД 32RS0031-01-2021-001305-29
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 февраля 2022 года г. Трубчевск Брянской области
Трубчевский районный суд Брянской области в составе
председательствующего Прибыльновой Т.П.,
при секретаре Постевой Д.А.,
с участием представителя истца – помощника прокурора Трубчевского района Брянской области – Картунова В.В.,
представителя третьего лица – Семячковской сельской администрации Трубчевского района Семерина В.И.,
представителя третьего лица – ГБУ Брянской области «Трубчевская районная ветеринарная станция по борьбе с болезнями животных» - Фунтового Д.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Трубчевского района Брянской области в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к Управлению ветеринарии по Брянской области о понуждении к совершению определенных действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Трубчевского района Брянской области обратился в суд с указанным иском, в котором указал, что проверкой исполнения управлением ветеринарии Брянской области законодательства в сфере обращения с биологическими отходами установлено, что на территории <адрес> расположен скотомогильник на участке местности между <адрес> и <адрес>, широта № град №, долгота № град № в <данные изъяты> метрах от <адрес>, являющийся бесхозяйным. Указанная биотермическая яма не эксплуатируется с ДД.ММ.ГГГГ года. Прокурор просит суд признать указанный скотомогильник неиспользуемым (бесхозяйным), обязать Управление ветеринарии Брянской области провести ветеринарно – санитарное освидетельствование неиспользуемого (бесхозяйного) скотомогильника и включить его в сводный перечень неиспользуемых (бесхозяйных) скотомогильников, подлежащих ликвидации, расположенных на территории <адрес>.
В судебном заседании помощник прокурора Трубчевского района Картунов В.В. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика - Управления ветеринарии Брянской области в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. В отзыве против заявленного иска не возражал.
Представитель третьего лица – глава Семячковской сельской администрации Трубчевского муниципального района Семерин В.И. и представитель третьего лица - ГБУ Брянской области «Трубчевская районная ветеринарная станция по борьбе с болезнями животных» - Фунтовой Д.Н. исковые требования прокурора поддержали.
Представители третьих лиц - ООО «Брянская мясная компания», МУП «Трубчевская МТС АГРО» в судебное заседание не явились, будучи извещенными о дате и времени рассмотрения дела.
В соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившихся.
Выслушав помощника прокурора Картунова В.В., представителей третьих лиц Семерина В.И. и Фунтового Д.Н., исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Статьей 42 Конституции Российской Федерации и ст. 8 Федерального закона РФ от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено право граждан на благоприятную окружающую среду (среду обитания), факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
Согласно пп. 49 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации относится решение вопроса по организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.
Постановлением Правительства Брянской области от 20 марта 2017 года N 106-п утвержден порядок ликвидации неиспользуемых (бесхозяйных) скотомогильников на территории Брянской области (далее - Порядок), устанавливающий последовательность проводимых на территории Брянской области мероприятий по ликвидации неиспользуемых (бесхозяйных) скотомогильников в целях недопущения несанкционированного захоронения в них биологических отходов, нераспространения возбудителей заразных болезней животных, предупреждения заболевания людей зооантропонозными болезнями, охраны окружающей среды от загрязнения (п. 1.2).
Как предусмотрено п. 1.3 Порядка, под неиспользуемым (бесхозяйным) скотомогильником понимается участок земли, который не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на который собственник отказался, а также имеющий одну или несколько биотермических или земляных ям, срок последнего захоронения биологических отходов в которых составляет не менее 2 лет.
Согласно п. 2.1 Порядка проведение мероприятий по ликвидации неиспользуемых (бесхозяйных) скотомогильников на территории Брянской области осуществляется за счет средств областного бюджета.
На основании п. 2.2 Порядка мероприятия по ликвидации неиспользуемых (бесхозяйных) скотомогильников включают в себя следующие этапы: 1-й этап - ветеринарно-санитарное освидетельствование неиспользуемых (бесхозяйных) скотомогильников (эпизоотологическое и лабораторно-бактериологическое обследование); 2-й этап - формирование сводного перечня неиспользуемых (бесхозяйных) скотомогильников, подлежащих ликвидации (далее - перечень), расположенных на территории Брянской области; 3-й этап - ликвидация неиспользуемых (бесхозяйных) скотомогильников, безопасных в ветеринарно-санитарном отношении.
В силу п. 3.1, п. 3.2 Порядка неиспользуемые (бесхозяйные) скотомогильники подлежат ветеринарно-санитарному освидетельствованию посредством эпизоотологического и лабораторно-бактериологического обследования в целях определения их ветеринарно-санитарной безопасности (опасности). Эпизоотологическое обследование неиспользуемых (бесхозяйных) скотомогильников проводится комиссией, образованной приказом управления ветеринарии Брянской области.
На основании результатов ветеринарно-санитарного освидетельствования неиспользуемых (бесхозяйных) скотомогильников управление ветеринарии Брянской области утверждает перечень неиспользуемых (бесхозяйных) скотомогильников, подлежащих ликвидации (п. 4 Порядка).
Как установлено судом и следует из материалов дела, на участке местности между <адрес> и д. <адрес>, широта № град №, долгота № град № в <данные изъяты> метрах от <адрес> в границах земельного участка № находится скотомогильник, площадью <данные изъяты> кв.м, который не используется более двух лет, в нем не производится захоронение биологических отходов, что подтверждено ветеринарно – санитарной карточкой и актом осмотра скотомогильника.
Из информаций администрации Трубчевского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГг. и Семячковской сельской администрации от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в реестре муниципальной собственности Трубчевского муниципального района и на балансе Семячковской сельской администрации указанный скотомогильник не значится.
Согласно информации ГБУ Брянской области "Трубчевская районная ветеринарная станция по борьбе с болезнями животных" сведений о принадлежности вышеуказанного скотомогильника хозяйствующим субъектам не имеется.
Из уведомлений филиала ФГУ «ФКП Росреестра» по Брянской области следует, что в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости: скотомогильник, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный на участке местности между <адрес> и д. <адрес>, широта № град №, долгота № град № в <данные изъяты> метрах от <адрес>, и земельный участок с кадастровым номером №.
Основанием для обращения прокурора Трубчевского района в суд с настоящим иском послужили нарушения законодательства, регламентирующего проведение мероприятий по ликвидации неиспользуемых (бесхозяйных) скотомогильников, в том числе, расположенного на участке местности между <адрес> и <адрес>, которые на момент обращения в суд ответчиком не были устранены. По мнению истца, несоблюдение управлением ветеринарии Брянской области законодательства в сфере обращения с биологическими отходами на территории <адрес> нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, поскольку наличие скотомогильника в условиях отсутствия контроля за его использованием не обеспечивает необходимый уровень биологической безопасности и может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций.
В ходе рассмотрения настоящего дела доказательств, свидетельствующих о принятии ответчиком мер по ликвидации данного скотомогильника, проведению им ветеринарно-санитарного освидетельствования неиспользуемого (бесхозяйного) скотомогильника посредством эпизоотологического и лабораторно-бактериологического обследования, включения его в сводный перечень неиспользуемых (бесхозяйных) скотомогильников, подлежащих ликвидации на территории <адрес>, не представлено.
Вместе с тем, судом установлено, что скотомогильник, расположенный между <адрес> и <адрес> является недействующим, собственника не имеет, заявлений о признании указанного объекта бесхозяйным в регистрирующие органы не поступало, постановка его на учет как бесхозяйного в органах Росреестра не осуществлялась, в связи с чем имеются все основания для признания его бесхозяйным.
В соответствии с приказом Управления ветеринарии Брянской области от 03.07.2017 года N 211 утвержден Перечень неиспользуемых (бесхозяйных) скотомогильников, подлежащих ликвидации на территории Брянской области.
Однако, в указанном Перечне сведений о скотомогильнике, площадью <данные изъяты> кв. м, расположенном на участке местности между <адрес> и <адрес>, не содержится.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что в нарушение требований действующего законодательства управлением ветеринарии Брянской области меры к организации освидетельствования неиспользуемого (бесхозяйного) скотомогильника, и включению в сводный перечень неиспользуемых (бесхозяйных) скотомогильников, подлежащих ликвидации на территории Брянской области, не приняты.
Учитывая приведенные требования законодательства, изложенные обстоятельства, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку существование на территории <адрес> скотомогильника в условиях отсутствия контроля за его использованием, не обеспечивает необходимый уровень биологической безопасности и может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, вплоть до распространения опасных заболеваний, когда жизнь, здоровье граждан будут поставлены под угрозу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Трубчевского района Брянской области в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к Управлению ветеринарии по Брянской области о понуждении к совершению определенных действий удовлетворить.
Признать скотомогильник, расположенный на участке местности между <адрес> и <адрес>, широта № град №, долгота № град № в <данные изъяты> метрах от <адрес>, неиспользуемым (бесхозяйным).
Управлению ветеринарии Брянской области провести ветеринарно – санитарное освидетельствование неиспользуемого (бесхозяйного) скотомогильника, расположенного на участке местности между <адрес>, широта № град №, долгота № град № в <данные изъяты> метрах от <адрес>, являющегося бесхозяйным и включить его в сводный перечень неиспользуемых (бесхозяйных) скотомогильников, подлежащих ликвидации на территории Брянской области.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Трубчевский районный суд Брянской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение принято в окончательной форме 18 февраля 2022 года.
Председательствующий Т.П. Прибыльнова