---
26RS0----66
Резолютивная часть решения
объявлена судом в судебном
заседании 29 июля 2024 года
мотивированное решение суда
составлено ***
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
... ***
Петровский районный суд ... в составе: председательствующего судьи Мишин А.А.,
при секретаре Серяк М.В.,
с участием истца – ст. помощника прокурора ... Кравченко Т.М.,
ответчика – представителя администрации Петровского муниципального округа ... – Камышниковой Е.В., действующей на основании доверенности,
представителя третьего лица – отдела МВД России «Петровский» - Куликовой Т.В., действующего по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора ... в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Петровского муниципального округа об устранении допущенных нарушений законодательства о безопасности дорожного движения путем приведения в соответствии с требованиями законодательства,
УСТАНОВИЛ:
... обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, с исковым заявлением (впоследствии уточненным) к администрации Петровского городского округа ... об устранении допущенных нарушений законодательства о безопасности дорожного движения путем приведения в соответствии с требованиями законодательства, мотивировав следующими доводами.
... в рамках надзорной деятельности проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения на территории Петровского муниципального округа ....
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относится деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Такими правовыми актами являются «ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» (далее - ГОСТ Р 50597-2017), а также «ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» (далее - ГОСТ Р 52766-2007), «СП 52.13330.2016. Свод правил. Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23- 05-95» (далее - СП 52.13330.2016), «ГОСТ Р 58107.1-2018. Национальный стандарт Российской Федерации. Освещение автомобильных дорог общего пользования. Нормы и методы расчета» (далее - ГОСТ Р 58107.1-2018).
Установлено, что в нарушение п. 4.5.1.9 ГОСТ Р 52766-2007 вдоль существующего пешеходного тротуара по ... от домовладения --- до пересечения ... и ... отсутствуют пешеходные ограждения или сплошная посадка кустарника, отделяющие пешеходов от проезжей части автомобильной дороги.
В нарушение п. 4.5.1 ГОСТ Р 52766-2007 на ..., Петровского муниципального округа, ... отсутствуют тротуары.
В нарушение п 4.5.2.1. ГОСТ Р 52766-2007 на пересечении ... и ... отсутствуют пешеходные переходы.
Кроме того, от перекрестка ... и ... до перекрестка ... и ... вдоль нечетной стороны ... в нарушение п. 4.5.1.9 ГОСТ Р 52766-2007 отсутствуют пешеходные ограждения, отделяющие пешеходов от проезжей части дороги.
В соответствии с постановлением администрации Петровского городского округа ... от *** --- «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего значения Петровского городского округа ...» автомобильные дороги ... в ... в ... относятся к автомобильным дорогам местного значения Петровского муниципального округа.
В целях устранения указанных нарушений прокурором района ***, ***, *** в администрацию Петровского муниципального округа ... внесены представления об устранении нарушений требований законодательства.
Из полученных прокуратурой района ответов на указанные представления следует, что ответчиком указанные нарушения законодательства в уставленный законом срок не устранены.
По результатам контрольной проверки прокуратурой района установлено, что по состоянию на *** меры по устранению выявленных нарушений законодательства в сфере безопасности дорожного движения, организации водоотведения администрацией Петровского муниципального округа ... не приняты.
Поэтому истец, просит суд обязать администрацию Петровского муниципального округа ... в течение 24 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда устранить допущенные нарушения законодательства о безопасности дорожного движения путем приведения в соответствие с требованиями законодательства следующих участков дорожной инфраструктуры Петровского муниципального округа:
по ... от домовладения --- до пересечения ... и ... путем обустройства пешеходных ограждений, отделяющих пешеходов от проезжей части дороги;
от пересечения ... и пер. Садовый до домовладения --- по ... муниципального округа ... путем обустройства пешеходного тротуара;
на пересечении ... и ... путем обустройства пешеходных переходов;
от перекрестка ... и ... до перекрестка ... и ... вдоль нечеткой стороны ... путем обустройства пешеходных ограждений, отделяющих пешеходов от проезжей части дороги.
Обязать администрацию Петровского муниципального округа ... в течение 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда устранить допущенные нарушения законодательства об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, с сфере водоотведения на территории ... муниципального округа ... путем выполнения комплекса мероприятий по инженерной защите и подготовке территории, организации поверхностного стока, сооружении ливневой канализации на ... перед пересечением с ....
В судебном заседании ст. помощник прокурора ... Кравченко Т.М. поддержала административные исковые требования, и просила удовлетворить их в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчика - администрации Петровского муниципального округа ... Камышникова Е.В. не возражала против уточненных исковых требованиях.
В судебном заседании представитель третьего лица Отдела МВД России «Петровский» Куликова Т.В. поддержала административные исковые требования прокурора и просила их удовлетворить в полном объеме.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд находит административные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Из материалов дела следует, что прокуратурой района в рамках надзорной деятельности проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения на территории Петровского муниципального округа ....
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относится деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 2 Федерального закона от *** № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Закон № 196-ФЗ) безопасность дорожного движения представляет собой состояние процесса дорожного движения, отражающее степень защищенности его участников от дорожно- транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения рассматривается как деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
На основании ст. 12 Закона № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
В соответствии с ч. 4 ст. 6 Закона № 196-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского округа при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов городского округа в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
Согласно п.п. 1, 6 ст. 3 Федерального закона от *** № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 257-ФЗ) автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог. Дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.Кроме того, согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 17 Закона № 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от *** --- «О правилах дорожного движения» утверждены Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения» (далее - Основные положения).
Согласно п. 13 Основных положений должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны, в том числе содержать эти объекты в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил, принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Такими правовыми актами являются «ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» (далее - ГОСТ Р 50597-2017), а также «ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» (далее - ГОСТ Р 52766-2007), «СП 52.13330.2016. Свод правил. Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23- 05-95*» (далее - СП 52.13330.2016), «ГОСТ Р 58107.1-2018. Национальный стандарт Российской Федерации. Освещение автомобильных дорог общего пользования. Нормы и методы расчета» (далее - ГОСТ Р 58107.1-2018).
Установлено, что в нарушение п. 4.5.1.9 ГОСТ Р 52766-2007 вдоль существующего пешеходного тротуара по ... от домовладения --- до пересечения ... и ... отсутствуют пешеходные ограждения или сплошная посадка кустарника, отделяющие пешеходов от проезжей части автомобильной дороги.
В нарушение п. 4.5.1 ГОСТ Р 52766-2007 на ..., Петровского муниципального округа, ... отсутствуют тротуары.
В нарушение п 4.5.2.1. ГОСТ Р 52766-2007 на пересечении ... и ... отсутствуют пешеходные переходы.
Кроме того, от перекрестка ... и ... до перекрестка ... и ... вдоль нечетной стороны ... в нарушение п. 4.5.1.9 ГОСТ Р 52766-2007 отсутствуют пешеходные ограждения, отделяющие пешеходов от проезжей части дороги.
В соответствии с постановлением администрации Петровского городского округа ... от *** --- «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего значения Петровского городского округа ...» автомобильные дороги ... в ... в ... относятся к автомобильным дорогам местного значения Петровского муниципального округа.
Кроме того, прокуратурой района установлено, что согласно п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ от *** «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального округа относится организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Кроме того, на основании п. 4.3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от *** --- - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных округов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».
Согласно ст. 2 Федерального закона № 416-ФЗ от *** «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон ---) канализационная сеть —это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод. Ливневая система канализации также относится к категории канализационной сети.
Содержание термина «канализация» определяется нормами действующих Государственного стандарта СССР ГОСТ 25150-82 «Канализация. Термины и определения», утвержденного Постановлением Госстандарта СССР от *** -N*2 805, и Государственного стандарта СССР ГОСТ 19185-73 «Гидротехника. Основные понятия».
В соответствии с п. 7 и п. 9 ГОСТ 19185-73 под «водоснабжением» донимается подача воды потребителям, а под «канализацией» - отведение бытовых, промышленных и ливневых сточных вод.
Исходя решением совета депутатов Петровского городского округа ... от *** --- «Об утверждении Правил благоустройства территории Петровского городского округа ...» определено, что к деятельности по благоустройству территорий относится разработка проектной документации по благоустройству территорий, выполнение мероприятий по благоустройству территорий и содержание объектов благоустройства.
Проверкой установлено, что в период обильного выпадения осадков, снеготаяния, по проезжей части ... перед пересечением с ... образуется поток с вышерасположенных улиц, ливневая канализация отсутствует.
В течении продолжительного времени происходит подтопление и разрушение асфальтобетонного покрытия автодороги, подмывается щебеночная основа асфальта в результате ливневых дождей, талых вод по причине отсутствия ливневой канализации, сточных канав, лотков, проходящих вдоль домов.
Для ликвидации названных отрицательных факторов природных условий и в целях повышения общего благоустройства территории, необходимо выполнение комплекса мероприятий по инженерной защите и подготовке территории, организация поверхностного стока, сооружений ливневой канализации.
Поскольку в соответствии с вышеуказанными законами и Решением совета депутатов Петровского городского округа ... к полномочиям администрации Петровского муниципального округа относится организация водоотведения, а также организация благоустройства территории муниципального округа, то именно администрацией Петровского муниципального округа не исполняется обязанность по организации водоотведения сточных, ливневых и паводковых вод по указанной улице.
Таким образом, прокурором района ***- ***, *** в администрацию Петровского муниципального округа ... внесены представления об устранении нарушений требований законодательства.
Из полученных прокуратурой района ответов на указанные представления следует, что ответчиком указанные нарушения законодательства в уставленный законом срок не устранены.
По результатам контрольной проверки прокуратурой района установлено, что по состоянию на *** меры по устранению выявленных нарушений законодательства в сфере безопасности дорожного движения, организации водоотведения администрацией Петровского муниципального округа ... не приняты.
Суд считает, что ввыявленные нарушения недопустимы, поскольку ставят под угрозу безопасность граждан и свидетельствуют о том, что должностными лицами администрации Петровского муниципального округа не соблюдается один из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения, предусмотренный ст. 3 Закона № 196-ФЗ - приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, а также влечет массовое ограничение прав жителей Петровского муниципального округа на передвижение, на безопасную и комфортную окружающую среду.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что уточненные исковые требования прокурора ... в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Петровского муниципального округа ... подлежат удовлетворению.
Помимо этого, суд, с учетом того, что исковое заявление подано прокурором в защиту интересов неопределенного круга лиц, и необходимые действия могут быть совершены только ответчиком, считает необходимым установить срок для устранения недостатков, обязав администрацию Петровского муниципального округа ... в течение 24 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора ... в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к к администрации Петровского муниципального округа об устранении допущенных нарушений законодательства о безопасности дорожного движения путем приведения в соответствии с требованиями законодательства, удовлетворить.
Обязать администрацию Петровского муниципального округа ... в течение 24 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда устранить допущенные нарушения законодательства о безопасности дорожного движения путем приведения в соответствие с требованиями законодательства следующих участков дорожной инфраструктуры Петровского муниципального округа:
по ... от домовладения --- до пересечения ... и ... путем обустройства пешеходных ограждений, отделяющих пешеходов от проезжей части дороги;
- от пересечения ... и пер. Садовый до домовладения --- по ... муниципального округа ... путем обустройства пешеходного тротуара;
на пересечении ... и ... путем обустройства пешеходных переходов;
от перекрестка ... и ... до перекрестка ... и ... вдоль нечетной стороны ... путем обустройства пешеходных ограждений, отделяющих пешеходов от проезжей части дороги.
Обязать администрацию Петровского муниципального округа ... в течение 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда устранить допущенные нарушения законодательства об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, с сфере водоотведения на территории ... муниципального округа ... путем выполнения комплекса мероприятий по инженерной защите и подготовке территории, организации поверхностного стока, сооружении ливневой канализации на ... перед пересечением с ....
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в ...вом суде через Петровский районный суд ... в течение месяца, с момента изготовления мотивированного решения.
Судья А.А.Мишин