УИД № 39RS0002-01-2023-001337-66
№ 2-2641/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 августа 2023 года г. Калининград
Центральный районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Коренецкой Е.В.
при секретаре Каторгиной О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску по иску Сорокина Владимира Анатольевича к Администрации городского округа «Город Калининград», Комитету муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград» об установлении платы за публичный сервитут, взыскании судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Сорокин В.А. обратился в суд с иском, указав, что является собственником 6071/10 000 доли земельного участка с кадастровым номером № площадью 2 021 кв.м, вид разрешенного использования – под существующее административно-торговое здание по адресу: < адрес >. Постановлением администрации № № от 14.11.2018 из указанного земельного участка под публичный сервитут бессрочно выделена часть участка площадью 185 кв.м. На территории сервитута организован автомобильный проезд к земельному участку №, что привело к стихийной автомобильной парковке. Установление публичного сервитута привело к значительным затруднениям и ограничениям прав собственника. 27.09.2022 истец обратился к ответчику с заявлением об установлении соразмерной платы за установленный сервитут, ему было предложено представить обоснование платы, в связи с чем он обратился в ООО «Стандарт Оценка», а 28.11.2022 направил ответчику соответствующий отчет об оценке, но в досудебном порядке разрешить данный вопрос не получилось. Просит установить ежегодную плату в размере 12263 рубля и единовременную плату в размере 68359 рублей за публичный сервитут, установленный на части земельного участка №, путем взыскания с администрации городского округа «Город Калининград» ежегодной платы не позднее 31 декабря каждого года, единовременной платы в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу. Также просил взыскать судебные расходы, понесенные по настоящему делу.
В последующем истцом подано заявление об уточнении исковых требований, в котором он просит установить ежегодную плату за публичный сервитут, установленный на части земельного участка №, в размере 12263 рубля, которую выплачивать в течение 30 дней по истечении каждого года после вступления решения суда в законную силу. Присужденная денежная сумма подлежит ежегодной индексации с использованием официальной статистической информации об индексе потребительских цен (тарифов) на товары и услуги в Российской Федерации, размещаемой на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Взыскать с администрации городского округа «Город Калининград» расходы на оплату услуг оценщика в размере 15000 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Истец Сорокин В.А. исковые требования поддержал с учетом заявления об уточнении требований, возражал против установленного судебной экспертизой размера оплаты за сервитут, ссылаясь на ошибочность принятой к расчету кадастровой стоимости земельного участка.
Представитель ответчиков администрации городского округа «Город Калининград», Комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград» - Третьякова К.В., при разрешении заявленных требований полагалась на усмотрение суда, при определении стоимость сервитута полагала необходимым руководствоваться заключением судебной экспертизы.
Заслушав объяснения сторон, исследовав доказательства по делу и дав им оценку в соответствии по ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Установлено, что Сорокин В.А. является собственником 6071/10 000 доли в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером №, площадью 2 021 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под существующее административно-торговое здание, расположенный по адресу: < адрес >. Право собственности зарегистрировано в установленном порядке, запись регистрации № № от 18.12.2012.
Постановлением администрации городского округа «Город Калининград по итогам проведенных публичных слушаний 14.11.2018 издано постановление № № «Об установлении публичного сервитута на части земельных участков с кадастровыми номерами №, №, №, № в Калининграде для обеспечения пожарного проезда земельному участку с кадастровым номером № по < адрес >».
Площадь публичного сервитута земельного участка № составила 185 кв.м. Срок ограничения прав не установлен.
26.12.2018 в ЕГРН внесена запись о регистрации публичного сервитута в отношении земельного участка с кадастровым номером №, запись регистрации № №
27.09.2022 Сорокин В.А. обратился в администрацию ГО «Город Калининград» с заявлением об установлении и выплате платы за сервитут.
На указанное обращение в его адрес комитетом муниципального имущества и земельных ресурсов администрации ГО «Город Калининград» 24.10.2022 исх. № № и 27.10.2022 исх. № № направлены ответы с предложением предоставить обоснованное требование по размеру платы на установленный публичный сервитут.
Согласно отчету № №, подготовленному ООО «Стандарт Оценка» 25.11.2022 по заказу Сорокина В.А., стоимость права бессрочного ограниченного пользования (публичный сервитут) земельным участком с кадастровым номером № по адресу: < адрес > для обеспечения пожарного проезда к земельному участку с кадастровым номером № по < адрес >, в пределах границ части земельного участка общей площадью 185 кв.м определена в размере: 112600 рублей – единовременный платеж, 20200 рублей – ежегодный платеж.
28.11.2022 Сорокин В.А. направил в комитет муниципального имущества и земельных ресурсов администрации ГО «Город Калининград» дополнение к заявлению об оплате за сервитут с приложением отчета № №
Письмом комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации ГО «Город Калининград» от 27.12.2022 № № Сорокин В.А. проинформирован, что ведется сбор дополнительной информации документов, необходимых для решения вопроса по вопросу заключения соглашения на предложенных условиях.
Согласно п. 13 ст. 23 Земельного кодекса РФ в случае, когда установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его правообладатель вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу статьи 274 Гражданского кодекса РФ плата за сервитут представляет собой плату за пользование земельным участком.
В соответствии со ст. 39.46 Земельного кодекса РФ плата за публичный сервитут может устанавливаться в виде единовременного платежа или периодических платежей, если иное не установлено настоящей статьей (п. 2). Плата за публичный сервитут рассчитывается пропорционально площади земельного участка и (или) земель в установленных границах публичного сервитута (п. 3).
Плата за публичный сервитут в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности или находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных гражданам или юридическим лицам, определяется в соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и методическими рекомендациями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Размер такой платы определяется на дату, предшествующую не более чем на тридцать дней дате направления правообладателю земельного участка соглашения об осуществлении публичного сервитута (п. 7).
Приказом Минэкономразвития России от 04.06.2019 № 321 утверждены Методические рекомендации по определению платы за публичный сервитут в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности или находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных гражданам или юридическим лицам, в соответствии с которыми такая плата представляет собой определяемую, в том числе с учетом положений Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», разницу между рыночной стоимостью земельного участка (в случае установления сервитута в отношении земельного участка, находящегося в частной собственности) до установления публичного сервитута и после его установления (учитывая ограничения использования земельного участка и другие обстоятельства, возникающие в связи с установлением публичного сервитута и той деятельностью, которая может осуществляться на земельном участке обладателем публичного сервитута).
Согласно п. 12 Обзора судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.04.2017, размер платы за сервитут должен быть соразмерен той материальной выгоде, которую приобретает собственник земельного участка в результате установления сервитута, компенсируя те ограничения, которые претерпевает собственник земельного участка, обремененного сервитутом.
В размер платы включаются разумные затраты, возникающие у собственника объекта недвижимости в связи с ограничением его права собственности или созданием условий для реализации собственником объекта недвижимости, для обеспечения использования которого сервитут установлен, права ограниченного пользования (например, связанных с необходимостью организации проезда через принадлежащий собственнику земельный участок, сносом или переносом ограждений, с соблюдением пропускного режима, поддержанием части участка в надлежащем состоянии), а также образовавшихся в связи с прекращением существующих обязательств собственника участка, обремененного сервитутом, перед третьими лицами.
При этом необходимо, в том числе, учитывать долю земельного участка, ограниченную сервитутом, в общей площади земельного участка; срок установления сервитута; объем ограничения пользования земельным участком и интенсивность его предполагаемого использования; характер неудобств, испытываемых собственником недвижимого имущества, обремененного сервитутом; степень влияния сервитута на возможность распоряжения земельным участком.
Плата за сервитут должна включать в себя только те расходы, которые непосредственно связаны с организацией и обеспечением прохода/проезда и не может в себя включать все расходы собственника на содержание участка и имущества, расположенного на нем, не связанные с обеспечением сервитута.
В обоснование требования об установлении платы за публичный сервитут и подтверждение невозможности использования земельного участка истец указывает, что в результате сервитута на участке организована спонтанная стоянка для транспортных средств, лиц приезжающих в МАДОУ № № по < адрес > то есть к участку для обеспечения пожарного проезда к которому был установлен сервитут.
В процессе рассмотрения комитетом муниципального имущества и земельных ресурсов администрации ГО «Город Калининград» было заявлено ходатайство о назначении судебной экспертизы по определению размера платы за публичный сервитут.
Определением суда от 08.06.2023 по делу была назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено АНО «ЭКСКО».
Согласно заключению эксперта АНО «ЭКСКО» от 07.07.2023 № № размер платы за публичный сервитут, установленный на части земельного участка с кадастровым номером № площадью 185 кв.м по адресу: < адрес >, для обеспечения пожарного проезда к земельному участку с кадастровым номером №, подлежащий выплате Сорокину В.А. пропорционально его доле 6071/10 000 в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером № определен в размере: 53038 рублей – единовременный размер платы, 9362 рубля – ежегодный платеж.
Суд соглашается с определенным экспертом размером платы за сервитут, поскольку расчеты выполнены в соответствии с действующем законодательством об оценочной деятельности и Методическими рекомендациями по определению платы за публичный сервитут в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности или находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных гражданам или юридическим лицам, утвержденными Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.06.2019 № 321. Установленный размер платы является разумным, обоснованным и компенсирует те ограничения, которые претерпевает собственник земельного участка, обремененного сервитутом, пропорционально его доле.
Не соглашаясь с заключением эксперта, истец указывает на ошибочность определения рыночной стоимости земельного участка, поскольку экспертом принята к расчету кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на ноябрь 2022 года, а не на дату проведения экспертизы. Предлагает свой вариант расчета с применением кадастровой стоимости участка в размере 9379461 рублей.
Действительно, экспертом использовался сравнительный подход при определении рыночной стоимости земельного участка, исследованы 5 объектов-аналогов в районе расположения объекта экспертизы с применением соответствующих корректировок: скидка на торг, статус населенного пункта, местоположение, наличие свободного подъезда, масштаб. С учетом произведенных расчетов стоимость земельного участка под сервитутом или разница стоимости земельного участка до и после установления сервитута в предположении о невозможности использования участка, выделенного под сервитут, произведена экспертом исходя из установленной итоговой удельной стоимости в размере 3778 руб./кв.м Х площадь сервитута 185 кв.м = рыночная стоимость обремененной части 698904 рубля. Исходя из указанной стоимости, произведен расчет единовременного и ежегодного платежа.
Методика, предложенная истцом, по которой расчет должен производиться, исходя из кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 23.08.2023 в размере 9379461 рублей, является недопустимой.
Учитывая наличие существенных затруднений в использовании земельного участка №, возникших в результате установления публичного сервитута, принимая во внимание установленный экспертом АНО «ЭКСКО» размер платы, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований и установлении ежегодной платы за публичный сервитут пропорционально доле истца в размере 9362 рубля.
Поскольку размер платы устанавливается решением суда, суд приходит к выводу о необходимости определения периода ежегодной выплаты за публичный сервитут - в течение 30 дней по истечении календарного года.
Плата за пользование сервитутом может меняться с учетом уровня инфляции (раздел 3 Обзора судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.04.2017).
В соответствии с положениями ст. 208 ГПК РФ присужденные денежные суммы индексируются со дня вынесения решения суда или, если решением суда предусмотрена выплата присужденной денежной суммы в предстоящем периоде, с момента, когда такая выплата должна была быть произведена. Если иное не предусмотрено федеральным законом или договором, для индексации используется официальная статистическая информация об индексе потребительских цен (тарифов) на товары и услуги в Российской Федерации, размещаемая на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Поскольку механизм индексации в данном случае направлен на поддержание покупательской способности денежных сумм, не является мерой гражданской или иной ответственности, суд приходит к выводу о возможности указания на необходимость применения индексации, исходя из роста потребительских цен на товары и услуги, при ежегодной выплате за публичный сервитут.
В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
К издержкам, связанным с рассмотрением дела, согласно ст. 94 ГПК РФ относятся расходы на оплату услуг представителей, другие признанные судом необходимыми расходы.
Основанием для обращения истца в суд с иском послужила невозможность урегулирования вопроса об установлении платы за сервитут в досудебном порядке, по требования ответчика истец был вынужден обратиться в ООО «Стандарт Оценка» за составлением отчета об оценке № №, оплатив за его составление 15 000 рублей, что подтверждается платежным поручением № № от 15.11.2022. Поскольку добросовестность истца, обратившегося за составлением такого отчета до обращения в суд с тем, чтобы предварительно определить объем своих имущественных притязаний, материалами дела не опровергнута, данные расходы в соответствии со ст. 94 ГПК РФ суд признает необходимыми для рассмотрения гражданского дела и подлежащими взысканию в пользу Сорокина В.А., а также расходов по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Сорокина Владимира Анатольевича, < Дата > года рождения, ИНН №, удовлетворить частично.
Установить ежегодную плату за публичный сервитут, установленный на части земельного участка с кадастровым номером № площадью 185 кв.м по адресу: < адрес >, для обеспечения пожарного проезда к земельному участку с кадастровым номером №, подлежащую выплате Сорокину Владимиру Анатольевичу, пропорционально его доле 6071/10 000 в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером № в размере 9362 (девять тысяч триста шестьдесят два) рубля.
Возложить на администрацию городского округа «Город Калининград» обязанность производить ежегодную выплату за публичный сервитут в течение 30 дней по истечении календарного года по представленным Сорокиным Владимиром Анатольевичем реквизитам с ежегодной индексацией, исходя из роста потребительских цен на товары и услуги.
Взыскать с администрации городского округа «Город Калининград» в пользу Сорокина Владимира Анатольевича расходы по составлению отчета в размере 15000 рублей, по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей, а всего 15300 (пятнадцать тысяч триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Центральный районный суд г. Калининграда в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения суда.
Судья подпись Е.В. Коренецкая
Мотивированное решение изготовлено 11 сентября 2023 года
Судья подпись Е.В. Коренецкая