Дело № 2-469/2022
УИД № 43RS0010-01-2022-000690-12
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 мая 2022 г. г. Вятские Поляны
Вятскополянский районный суд Кировской области, в составе:
председательствующего судьи Логинова А.А.,
при секретаре Шайхутдиновой Э.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Кировской области в Вятскополянском районе к ООО «Водоотведение» о возложении обязанности устранить нарушения санитарного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Кировской области в Вятскополянском районе обратился в суд с исковым заявлением к ООО «Водоотведение», в котором, просил обязать ООО «Водоотведение»:
- разработать проект санитарно-защитной зоны для объекта ООО «Водоотведение» - северо-восточная окраина, в соответствии с требованиями Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 № 74 «О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»;
- обратиться в Управление Роспотребнадзора по Кировской области с заявлениями о получении санитарно-эпидемиологического заключения на проект санитарно-защитной зоны для промышленной площадки № 1 по адресу: г.Вятские Поляны, северо-восточная окраина и получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам проекта санитарно-защитной зоны для указанной промышленной площадки ООО «Водоотведение» в соответствии с требованиями Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 № 74 «О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», Постановления Правительства РФ от 03.03.2018 № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон»;
- провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта (ООО «Водоотведение»), промплощадки № 1, расположенной по адресу: г. Вятские Поляны, северо-восточная окраина в соответствии с требованиями п. 2 Постановления Правительства РФ от 03.03.2018 № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон»;
- обратиться с заявлением об установлении санитарно-защитной зоны в уполномоченные органы в соответствии с требованиями п.3, п. 29 Постановления Правительства РФ от 03.03.2018 № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон», Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 № 74 «О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».
Иск мотивирован тем, что основным видом экономической деятельности ООО «Водоотведение» является сбор и обработка сточных вод. Учитывая, что ООО «Водоотведение» на промплощадке № 1, расположенной по адресу: г. Вятские Поляны, северо-восточная окраина, осуществляет эксплуатацию очистных канализационных сооружений, являющихся источниками выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и источниками физического воздействия на атмосферный воздух (шум), то ООО «Водоотведение» обязано провести мероприятия, направленные на установление санитарно-защитных зон. Согласно экспертному заключению ООО «Лаборатория 100» №.22.П от ДД.ММ.ГГГГ по результатам инвентаризации выбросов ООО «Водоотведение» выявлены следующие источники загрязнения атмосферы: очистные сооружения (№); иловые площадки(№);котельная, в которой находится 3 источника загрязнения атмосферы: котельная труба 1 (орг) (№); котельная труба 2 (орг) (№); котельная труба 3 (орг) (№); склад печного топлива (№); участок сварки и газовой резки(№); гараж (стоянка закрытая не отапливаемая) (№); внутренний проезд (№). По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме. ООО «Водоотведение» является источником воздействия на среду обитания и здоровье населения. ООО «Водоотведение» с заявлением об установлении санитарно-защитной зоны не обращалось. В реестре выданных санитарно-эпидемиологических заключений отсутствуют сведения о выданном санитарно-эпидемиологическом заключении. При изложенных обстоятельствах понуждение ООО «Водоканал» к совершению действий по устранению нарушений санитарного законодательства является необходимым в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Истец просил рассмотреть дело без участия представителя.
Представитель ответчика ООО «Водоотведение» Зверева Ю.С. просила рассмотреть дело без участия представителя, в отзыве указала, что между ООО «ЭкоЦентр» и ООО «Водоотведение» заключен договор возмездного оказания услуг № от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно п. 1.2. указанного договора ООО «ЭкоЦентр» обязуется разработать по заданию ООО «Водоотведение» проект санитарно-защитной зоны в течение 12 месяцев с момента внесения предоплаты в размере <данные изъяты>% от цены договора. Денежные средства в размере <данные изъяты> ООО «Водоотведение» перечислены на расчетный счет ООО «ЭкоЦентр» в счет оплаты стоимости услуг.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, и, оценив все доказательства в совокупности, пришел к следующим выводам.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, п. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно- эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно- противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
Согласно п. 1 ст. 20 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях (далее - места постоянного или временного пребывания человека) не должен оказывать вредное воздействие на человека.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2018 года № 222 утверждены Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарных зон. Исходя из п. 2 указанного Постановления, согласно действующему в настоящее время законодательству, независимо от даты начала деятельности и организации производственной площадки, на ответчике лежит обязанность, по совершению действий для разработки проекта санитарно-защитной зоны и обращению в уполномоченный орган с заявлением о ее установлении. Освобождение ответчика от соблюдения санитарных правил, введенных в действие после строительства объектов, но действующих в период осуществления им производственной деятельности, является недопустимым.
С момента вступления в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 3 марта 2018 г. N 222, СанПиН действуют в части, не противоречащей Правилам.
В соответствии с п. 4.8 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 для промышленных объектов и производств, не включенных в санитарную классификацию, а также с новыми, недостаточно изученными технологиями, не имеющими аналогов в стране и за рубежом, размер санитарно-защитной зоны устанавливается в каждом конкретном случае Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации, если в соответствии с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух они относятся к I и II классам опасности, в остальных случаях - Главным государственным санитарным врачом субъекта Российской Федерации или его заместителем.
В соответствии с п. 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения.
В соответствии с п. 4.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 установление, изменение размеров установленных санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации.
Как следует из материалов дела ООО «Водоотведение» зарегистрировано в качестве юридического лица 13.08.2014 (ОГРН <данные изъяты>
Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 13.04.2022 основным видом экономической деятельности ООО «Водоотведение» является сбор и обработка сточных вод.
Согласно экспертному заключению ООО «Лаборатория 100» №.22.П от ДД.ММ.ГГГГ по результатам инвентаризации выбросов ООО «Водоотведение» выявлены следующие источники загрязнения атмосферы: очистные сооружения (№); иловые площадки(№);котельная, в которой находится 3 источника загрязнения атмосферы: котельная труба 1 (орг) (№); котельная труба 2 (орг) (№); котельная труба 3 (орг) (№); склад печного топлива (№); участок сварки и газовой резки(№); гараж (стоянка закрытая не отапливаемая) (№); внутренний проезд (№).
Таким образом, ООО «Водоотведение» является источником воздействия на среду обитания и здоровье населения, постановление об утверждении санитарно-защитной зоны для ООО «Водоотведение» Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации не принималось. Сведения о санитарно-защитной зоне в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют.
Также судом установлено, что на момент рассмотрения дела санитарно-защитная зона ООО «Водоотведение» не установлена, в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кировской области санитарно-эпидемиологическое заключение на проект санитарно-защитных зон ответчику не выдавалось, с соответствующим заявлением о выдаче санитарно-эпидемиологического заключения на данный проект ООО «Водоотведение» в Управление не обращалось, соответствующие натурные исследования и измерения размеров санитарно-защитной зоны не производились.
Доказательств обратного стороной ответчика не представлено.
Представителем ответчика представлен договор возмездного оказания услуг № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между ООО «Водоотведение» (заказчик) и ООО «Эко-Центр» (исполнитель), по условиям которого исполнитель обязался разработать проект санитарно-защитной зоны. Срок исполнения работ 12 месяцев с момента 30% предоплаты и предоставления всех данных, необходимых для разработки проекта санитарно-защитных зон.
Проанализировав представленные доказательства и, оценив их в совокупности в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, учитывая тот факт, что установление санитарно-защитной зоны для объекта ООО «Водоотведение», осуществляющего хозяйственную деятельность, связанную с вредным воздействием на окружающую среду и здоровье человека, является его публичной обязанностью, на момент рассмотрения дела проект санитарно-защитной зоны ответчиком не разработан, суд полагает исковые требования о понуждении ответчика к совершению действий по устранению нарушений санитарного законодательства подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 333.19 НК РФ, ст. 98 ГПК РФ в связи с удовлетворением иска с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета муниципального образования городской округ город Вятские Поляны Кировской области, от уплаты которой истец освобожден в соответствии со ст. 333.36 НК РФ, в размере 6 000 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Кировской области в Вятскополянском районе удовлетворить.
Обязать к ООО «Водоотведение» в установленном законодательством порядке в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выполнить следующие мероприятия:
- разработать проект санитарно-защитной зоны для объекта ООО «Водоотведение», расположенного по адресу: г. Вятские Поляны, северо-восточная окраина, в соответствии с требованиями Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 № 74 «О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»;
- обратиться в Управление Роспотребнадзора по Кировской области с заявлениями о получении санитарно-эпидемиологического заключения на проект санитарно-защитной зоны для промышленной площадки № 1 по адресу: г.Вятские Поляны, северо-восточная окраина и получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам проекта санитарно-защитной зоны для указанной промышленной площадки ООО «Водоотведение» в соответствии с требованиями Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 № 74 «О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», Постановления Правительства РФ от 03.03.2018 № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон»;
- провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта (ООО «Водоотведение»), промплощадки № 1, расположенной по адресу: г. Вятские Поляны, северо-восточная окраина в соответствии с требованиями п. 2 Постановления Правительства РФ от 03.03.2018 № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон»;
- обратиться с заявлением об установлении санитарно-защитной зоны в уполномоченные органы в соответствии с требованиями п.3, п. 29 Постановления Правительства РФ от 03.03.2018 № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон», Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 № 74 «О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».
Взыскать с ООО «Водоотведение» в доход бюджета муниципального образования городской округ город Вятские Поляны Кировской области государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кировский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.
СУДЬЯ А.А. ЛОГИНОВ
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ