РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
село Красный Яр Астраханской области 28 марта 2024 г.
Красноярский районный суд Астраханской области в составе:
председательствующего судьи Нургалиевой Н.Р.
с участием представителя истца, помощника прокурора Красноярского района Астраханской области Булатовой Р.Р.
при секретаре судебного заседания Тарасовой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Байбекский сельсовет» о понуждении принять меры по регистрации объектов муниципальной собственности,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации МО «Байбекский сельсовет» <адрес>, указав, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения администрацией МО «Байбекский сельсовет» законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, которой установлено, что на территории муниципального образования выявлены объекты электросетевого хозяйства ВЛ-0,4 кВ по адресу: <адрес>, протяженностью 1130 км, подключенной от КТП-67 (филиал ПАО «РоссетиЮг» - Астраханьэнерго»), объект электросетевого хозяйства комплектная трансформаторная подстанция 241 (далее-КТП-241) по адресу: <адрес>, в 30 м от <адрес> по следующим ориентирам (с.ш. 46.578385/ в.<адрес>.325089), имущественная принадлежность которых не определена. Указанные объекты на балансе филиала ПАО «РоссетиЮг» - «Астраханьэнерго», МУП «АвангардЪ, администрации МО «Байбекский сельсовет» не состоят, в муниципальной собственности администрации МО «Байбекский сельсовет» не значатся, кто-либо притязаний на приобретение их в собственность, в соответствии с действующим законодательством не заявляет, то есть фактически являются бесхозяйными, что приводит к их ненадлежащему содержанию, эксплуатации, влечет за собой опасность возникновения чрезвычайных ситуаций.
Учитывая, что вышеуказанные объекты жизнеобеспечения находятся в бесконтрольном состоянии, непринятие администрацией МО «Байбекский сельсовет» мер по обращению в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с целью постановки на учет указанных объектов электросетевого хозяйства в качестве бесхозяйных, приведет к их ненадлежащему содержанию и эксплуатации, а потому, влечет за собой нарушение прав неопределенного круга лиц на оказание надлежащих жилищно-коммунальных услуг. Отсутствие собственника у объектов электросетевого хозяйства, являющихся источником повышенной опасности, может способствовать возникновению чрезвычайных ситуаций. В данной правовой ситуации требования прокурора направлены на обеспечения реализации органами местного самоуправления полномочий, возложенных на них федеральным законом, на защиту прав неопределенного круга граждан, которые могут пострадать при возникновении чрезвычайной ситуации, связанной с аварийной ситуацией на указанных объектах электросетевого хозяйства.
В связи с чем, просит признать бездействие администрации МО «Байбекский сельсовет» <адрес>, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет в качестве бесхозяйных объектов, а именно, электросетевого хозяйства ВЛ-0,4 кВ по адресу: <адрес>, протяженностью 1130 км., электросетевого хозяйства КТП-241 по адресу: <адрес>, в 30 м от <адрес> по следующим ориентирам (с.ш.46.578385/в.<адрес>.325089) незаконными. Обязать администрацию МО «Байбекский сельсовет» <адрес> обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйных объектов, а именно: электросетевого хозяйства ВЛ-0,4 кВ по адресу: <адрес>, протяженностью 1130 км., электросетевого хозяйства КТП-241 по адресу: <адрес>, в 30 м от <адрес> по следующим ориентирам (с.ш.46.578385/в.<адрес>.325089), в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Представитель истца, помощник прокурора <адрес> ФИО2 административные исковые требования поддерживает в полном объеме, просит их удовлетворить.
Ответчик, администрация МО «Байбекский сельсовет» <адрес> в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя, не возражает против удовлетворения заявленных исковых требований, просит установить срок для исполнения решения суда 12 месяцев.
Представитель администрации муниципального образования «Красноярский муниципальный район <адрес>» о времени и месте судебного разбирательства извещен в порядке статьей 113, 115 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился, об отложении не ходатайствовал, уважительных причин неявки не сообщил, возражений не представил.
Третье лицо, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о времени и месте судебного разбирательства извещено в порядке статьей 113, 115 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился, об отложении не ходатайствовал, уважительных причин неявки не сообщил, возражений не представил.
Третье лицо, Управление имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования «Красноярский муниципальный район <адрес>» о времени и месте судебного разбирательства извещено в порядке статьей 113, 115 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился, возражений не представил.
Третье лицо МБУ «Земельные ресурсы» о времени и месте судебного разбирательства извещено в порядке статьей 113, 115 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в их отсутствие, принятие решения оставляет на усмотрение суда.
В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствиене явившихся лиц.
Суд, выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу о следующем.
Пунктом 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации установлено, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
В соответствии с пунктами 3 и 4 части 1 ст. 14 Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ (ред. от 14.02.2024) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; организация в границах поселения электро-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ (ред. от 14.02.2024) органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Орган местного самоуправления, на территории которого находятся объекты недвижимого бесхозяйного имущества, является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке такого имущества на учет в качестве бесхозяйного.
Согласно части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В силу пункта 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался, является бесхозяйной.
Порядок приобретения права собственности на бесхозяйные недвижимые вещи регулируется пунктом 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации. Такие вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Согласно части 6 статьи 1, части 10 статьи 32 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. Органы местного самоуправления направляют в орган регистрации прав документы для постановки здания, сооружения, помещения, машино-места на учет как бесхозяйного недвижимого имущества.
В силу пункта 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10.12.2015 № 931, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения администрацией МО «Байбекский сельсовет» <адрес> законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, результате которой установлено, что на территории муниципального образования выявлены объекты электросетевого хозяйства ВЛ-0,4 кВ по адресу: <адрес>, протяженностью 1130 км, подключенной от КТП-67 (филиал ПАО «РоссетиЮг» - Астраханьэнерго»), объект электросетевого хозяйства комплектная трансформаторная подстанция 241 (далее-КТП-241) по адресу: <адрес>, в 30 м. от <адрес> по следующим ориентирам (с.ш. 46.578385/ в.<адрес>.325089), имущественная принадлежность которых не определена. Указанные объекты электросетевого хозяйства на балансе филиала ПАО «РоссетиЮг» - «Астраханьэнерго», МУП «АвангардЪ, администрации МО «Байбекский сельсовет», администрации муниципального образования «Красноярский муниципальный район <адрес>» не состоят, в муниципальной собственности администрации МО «Байбекский сельсовет» не значатся, кто-либо притязаний на приобретение их в собственность, в соответствии с действующим законодательством, не заявляет, то есть фактически являются бесхозяйными.
Данное обстоятельство подтверждается информацией ПАО «Россети-Юг» - «Астраханьэнерго» от 26.13.2023г., администрации МО «Красноярский муниципальный район <адрес>», администрации МО «Байбекский сельсовет», Министерства имущественных и градостроительных отношений <адрес>, Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.
Таким образом, учитывая положения ст. ст. 12, 130, 225 Гражданского кодекса РФ, ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 2 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 г. № 931, Устава МО «Байбекский сельсовет» объекты электросетевого хозяйства ВЛ-0,4 кВ по адресу: <адрес>, протяженностью 1130 км, подключенной от КТП-67 (филиал ПАО «РоссетиЮг» - Астраханьэнерго»), комплектная трансформаторная подстанция 241 (далее-КТП-241) по адресу: <адрес>, в 30 м от <адрес> по следующим ориентирам (с.ш. 46.578385/ в.<адрес>.325089), являются бесхозяйными объектами недвижимого имущества, а административный ответчик мер к их постановке на учет в качестве бесхозяйного не принимал.
Поскольку администрация МО «Байбекский сельсовет» является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, согласно Закона, в связи с чем, она обязана выполнить необходимые мероприятия в силу возложенных на нее законом полномочий для использования имущества при решении вопросов местного значения.
Выявленные нарушения законодательства свидетельствуют о ненадлежащей организации работы органом местного самоуправления в данном направлении и являются недопустимыми. Отсутствие собственника у вышеуказанных бесхозяйных объектов не позволяет надлежащим образом осуществлять содержание данного имущества и может повлечь нарушение прав неопределенного круга лиц.
Таким образом, законодательством Российской Федерации определено, что органы местного самоуправления, уполномоченные управлять муниципальным имуществом, обязаны принимать меры по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества и, тем самым, в определенной степени создавать необходимые условия для контроля и надзора за ним.
Поскольку судом установлен факт нарушения администрацией МО «Байбекский сельсовет» законодательства о государственной регистрации недвижимости, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.
Определяя срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, необходимо учитывать требования реалистичности и разумности, установленного для ответчика срока исполнения. Для постановки на учет необходимо заказать изготовление технической документации на данные объекты недвижимости в регистрирующем органе, необходимо также выполнить другие мероприятия. Суд считает разумным заявленный срок в три месяца, заявленный прокурором в предъявленном иске, учитывая перечисленные обстоятельства, считает возможным установить срок для исполнения решения суда в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
- исковые требования прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Байбекский сельсовет» <адрес> о признании бездействия незаконным и понуждении к совершению действий, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Байбекский сельсовет» <адрес> по непринятию мер по постановке на учет в качестве бесхозяйных газопроводов.
Обязать администрацию МО «Байбекский сельсовет» <адрес> обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйных объектов, а именно: электросетевого хозяйства ВЛ-0,4 кВ по адресу: <адрес>, протяженностью 1130 км., электросетевого хозяйства КТП-241 по адресу: <адрес>, в 30 м. от <адрес> по следующим ориентирам (с.ш.46.578385/в.<адрес>.325089), в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Об исполнении решения суда сообщить в Красноярский районный суд <адрес> и прокурору <адрес> по истечении трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Астраханского областного суда в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через районный суд, вынесший решение.
Решение в окончательной форме изготовлено 2 апреля 2024г.
Судья Н.Р. Нургалиева