УИД 10RS0001-01-2022-000544-06
Дело №2-341/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 ноября 2022 г. г. Беломорск
Беломорский районный суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи |
Захаровой М.В., |
при секретаре |
Сидоровой Н.А., |
с участием ответчика |
Малыгина С.Ю., |
представителя ответчика |
Пирогова А.Г., |
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению государственного унитарного предприятия Республики Карелия «КарелКоммунЭнерго» к Малыгину С.Ю. о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг и пени,
у с т а н о в и л:
государственное унитарное предприятие Республики Карелия «КарелКоммунЭнерго» (далее – ГУП РК «КарелКоммунЭнерго») обратилось в суд с иском, с учетом уточнения исковых требований в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к Малыгину С.Ю. о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг за период с сентября 2019 года по декабрь 2021 года в размере 162 107,32 руб., пени за период с 26 февраля 2021 г. по 31 марта 2022 г. в размере 8 743,48 руб., расходов по оплате государственной пошлины в размере 4 617,02 руб.
В обоснование заявленных требований указало, что является ресурсоснабжающей организацией и на основании прямого договора с собственниками помещений поставляет тепловую энергию в многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, в котором расположено принадлежащее ответчику на праве собственности нежилое помещение № 3. Ответчик уклоняется от заключения договора теплоснабжения, коммунальную услугу не оплачивает, полагая, что самовольный демонтаж радиаторов данную обязанность исключает.
Истец ГУП РК «КарелКоммунЭнерго», надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, представителя в судебное заседание не направил, ходатайствовал о рассмотрении дела в их отсутствие. В письменных дополнениях к иску указали, что самовольный демонтаж радиаторов не свидетельствует тот факт, что помещение отключено от общедомовой системы теплоснабжения, поскольку в помещении сохраняются её элементы без надлежащей изоляции. Полагают, что ответчик потребляет тепло посредством стояков, изоляционных швов и стен многоквартирного дома. Ссылаясь на ГОСТ Р 56501-2015, указывают, что законодательство исключает возможность полного отключения нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, от общедомовой системы отопления с введением в таком помещении индивидуальной системы отопления. С учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ от 20 декабря 2018 г. полагают, что даже в случае оборудования нежилого помещения индивидуальной системой отопления, ответчик обязан оплатить тепловую энергию на общедомовые нужды.
Ответчик Малыгин С.Ю. в судебном заседании с иском не согласился, сообщил, что приобрел нежилое помещение в 2014 году у предшествующего собственника, радиаторы отопления на тот момент уже были демонтированы. Сведениями о том, согласовал ли в указанной части предшествующий правообладатель переустройство инженерных систем, не располагает, он, в свою очередь, с таким заявлением в орган местного самоуправления не обращался.
Представитель ответчика Пирогов А.Г. в судебном заседании полагал требования не обоснованными, ссылаясь на отсутствие теплопотребления. Указал, что в нежилом помещении имеется две печи, два электроконвектора, радиаторы отопления демонтированы, единственный элемент централизованной общедомовой системы отопления (лежак) заизолирован. Помещение отапливается электроконвекторами, согласие на установку которых не требуется. Истец не доказал, что ответчик самовольно произвел переустройство в части демонтажа радиаторов, а также не представил доказательство того, что тепло фактически поставляется в нежилое помещение.
Третье лицо администрация муниципального образования «Беломорский муниципальный район» в судебное заседание представителя не направило, просили рассмотреть дело в их отсутствие. В отзыве оставили решение вопроса на усмотрение суда, указали, что решением межведомственной комиссии от 20 июля 2011 г. разрешен перевод помещения в нежилое, с заявлением о проведении переустройства инженерной системы отопления в помещении никто не обращался. Проект перепланировки помещения не содержит сведений о внесении изменения в общедомовую инженерную систему отопления.
По определению суда в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено при имеющейся явке.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом (часть 1). Собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором (часть 3).
Частью 1 ст. 153 ЖК РФ установлена обязанность граждан своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, которая в соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ у собственника жилого помещения возникает с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
Согласно ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
В соответствии с ч.ч. 2, 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя в том числе плату за отопление (теплоснабжение).
В соответствии с ч. 1 ст. 157 и ст. 158 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Реализуя полномочия, предоставленные ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, Правительство Российской Федерации Постановлением от 6 мая 2011 г. № 354 утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила № 354), согласно абз. 2 п. 40 которых потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу в соответствии с пунктами 42 (1), 42 (2), 43 и 54 настоящих Правил.
Расчет платы за отопление в многоквартирном доме, подключенном к системе централизованного теплоснабжения, производится в соответствии с положениями абзацев второго - четвертого пункта 42 (1) Правил № 354 и формулами, к которым эти положения отсылают: при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме размер такой платы определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению, площади отдельного помещения и тарифа на тепловую энергию (абзац второй пункта 42 (1) данных Правил, формулы 2 и 2 (1) приложения № 2 к ним); при наличии же коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии порядок расчета платы за отопление зависит от оснащенности всех отдельных помещений в многоквартирном доме индивидуальными приборами учета тепловой энергии.
Из содержания п. 5.2.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 г. № 170 (далее - Постановление Госстроя № 170), следует, что эксплуатация системы центрального отопления жилых домов должна обеспечивать, в том числе поддержание оптимальной (не ниже допустимой) температуры воздуха в отапливаемых помещениях, поддержание требуемого давления (не выше допускаемого для отопительных приборов) в подающем и обратном трубопроводах системы, а также равномерный прогрев всех нагревательных приборов.
В соответствии с п. 4 Правил № 354, потребителю может быть предоставлен такой вид коммунальной услуги как отопление, то есть подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в п. 15 приложения № 1 к настоящим Правилам, а также продажа твердого топлива при наличии печного отопления.
В силу пункта 6 Правил № 354 договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (конклюдентные действия).
Согласно пункту 7 Правил № 354 договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами.
На основании ст. 539 ГК РФ по договору теплоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
Статьей 544 ГК РФ предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Как следует из материалов дела, ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» является ресурсоснабжающей организацией и поставляет тепловую энергию в многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, в котором расположено принадлежащее Малыгину С.Ю. на праве собственности с 5 мая 2014 г. нежилое помещение № 3.
Согласно выписке из лицевого счета по указанному адресу за период с октября 2019 года по декабрь 2021 года числится задолженность по оплате теплоснабжения в общей сумме 162 107,32 руб.
Возражая относительно заявленных требований, ответчик ссылался на отсутствие теплопотребления в принадлежащем ему нежилом помещении в связи с демонтажем радиаторов.
Данные доводы судом отклоняются, исходя из следующего.
В силу п. 9 ст. 2, п. 1 ст. 15, п. 5 ст. 17 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» потребителем тепловой энергии является лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках. Потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации и оплачивают услуги по передаче тепловой энергии в соответствии с тарифом на услуги по передаче тепловой энергии.
В части 15 статьи 14 указанного Федерального закона предусмотрен запрет перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, норма части 15 статьи 14 Федерального закона «О теплоснабжении» направлена на обеспечение надежности и безопасности системы теплоснабжения многоквартирных жилых домов, к нарушению которой может приводить использование некоторых видов индивидуальных квартирных источников тепловой энергии (определения от 17 ноября 2011 г. № 1514-О-О, от 25 января 2012 г. № 199-О-О, от 21 марта 2013 г. № 457-О, от 17 июля 2014 г. № 1681-О и др.).
Таким образом, если многоквартирный дом в надлежащем порядке подключен к центральной системе теплоснабжения, то перевод отдельных помещений в нем на индивидуальное отопление (в рамках переустройства жилого помещения или в рамках реконструкции общего имущества многоквартирного дома) допускается только в случаях, определенных схемой теплоснабжения многоквартирного дома либо внесении в неё соответствующих изменений, зафиксированных в техническом паспорте на многоквартирный дом и на отдельное помещение.
Многоквартирный дом - это оконченный строительством и введенный в эксплуатацию надлежащим образом объект капитального строительства, представляющий собой объемную строительную конструкцию, имеющую надземную и подземную части с соответствующими помещениями, включающий в себя внутридомовые системы инженерно-технического обеспечения (ГОСТ Р 51929-2014. «Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Термины и определения», введен в действие приказом Росстандарта от 11 июня 2014 г. № 543-ст).
В состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях, с помощью которой в многоквартирном доме поддерживаются на заданном уровне нормативные параметры воздухообмена, температура воздуха в помещениях и комфортные условия проживания, а само здание защищается от негативного влияния температуры окружающей среды и влажности (пункт 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491, далее – Правила № 491).
Приведенное выше положение п. 6 Правил № 491 во взаимосвязи с пп. «д» п. 2 и п. 5 этих Правил, дают основания для вывода о том, что в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются лишь те обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), которые обслуживают более одной квартиры (находятся за пределами квартир на лестничных клетках, в подвалах и т.д.).
Находящиеся в квартирах обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), которые имеют отключающие устройства, расположенные на ответвленных от стояков внутридомовой системы отопления трубопроводах, обслуживают одну квартиру, в состав общего имущества собственников помещений многоквартирного дома не входят и, как следствие, являются собственностью лица, обладающего правом собственности на данное помещение, в связи с чем ответственность за их содержание лежит исключительно на собственнике квартиры.
Предполагается, что собственники и иные законные владельцы помещений многоквартирного дома, обеспеченного внутридомовой системой отопления, подключенной к централизованным сетям теплоснабжения, потребляют тепловую энергию на обогрев принадлежащих им помещений через систему отопления, к элементам которой, по отношению к отдельному помещению, расположенному внутри многоквартирного дома, помимо отопительных приборов относятся полотенцесушители, разводящий трубопровод и стояки внутридомовой системы теплоснабжения, проходящие транзитом через такие помещения, а также ограждающие конструкции, в том числе плиты перекрытий и стены, граничащие с соседними помещениями, и через которые в это помещение поступает теплота (ГОСТ Р 56501-2015. «Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания внутридомовых систем теплоснабжения, отопления и горячего водоснабжения многоквартирных домов. Общие требования», введен в действие приказом Росстандарта от 30 июня 2015 г. № 823-ст).
Таким образом, в условиях пользования коммунальными ресурсами от единой инженерной инфраструктуры многоквартирного жилого дома и отсутствия технической возможности демонтажа лежака ДУ, проходящего через помещение ответчика, без ущерба энергоснабжения иных потребителей, отсутствие в помещении радиаторов, не исключает отопление помещений путем естественной теплоотдачи от элементов центральной системы теплоснабжения и ограждающих конструкций, в том числе плит перекрытия и стен, граничащих с соседними помещениями и через которые в это помещение поступает тепловая энергия.
Указанная презумпция может быть опровергнута отсутствием фактического потребления тепловой энергии, обусловленным согласованным в установленном порядке демонтажем системы отопления помещения с переходом на иной вид теплоснабжения и при условии надлежащей изоляцией проходящих через помещение элементов внутридомовой системы, либо же изначальным отсутствием в помещении элементов системы отопления (неотапливаемое помещение).
Изученные судом технические паспорта на многоквартирный дом и на нежилое помещение содержат информацию о подключении дома к системе централизованного отопления, указано, что теплоснабжение производится от котельной, работающей на твердом топливе. Таким образом, оснований полагать, что в спорном помещении изначально отсутствовали элементы системы отопления и оно по своим техническим характеристикам является неотапливаемым, у суда не имеется.
Доводы представителя ответчика о наличии в помещении печного отопления суд отклоняет, поскольку в разделе 2 технического паспорта на помещение «Техническое описание здания» графа «печное отопление» не заполнена.
Ответчик при рассмотрении дела не отрицал, что приобрел помещение в 2014 г. уже в переустроенном виде с демонтированными радиаторами отопления. Пояснил, что радиаторы были демонтированы предшествующим собственником. Он, в свою очередь, не знал о том, что на проведение данных работ требуется разрешение органа местного самоуправления. После приобретения помещения с заявлением о разрешении переустройства инженерной системы отопления не обращался.
Согласно ст. 25 ЖК РФ переустройство помещения в многоквартирном доме представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.
Статья 26 ЖК РФ устанавливает, что переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения. Согласно ст. 28 ЖК РФ завершение переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме подтверждается актом приемочной комиссии.
В ч.ч. 1, 2 статьи 29 ЖК РФ закреплено, что самовольными являются переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного ч. 6 ст. 26 настоящего Кодекса, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 26 настоящего Кодекса.
Самовольно переустроившее и (или) перепланировавшее помещение в многоквартирном доме лицо несет предусмотренную законодательством ответственность.
Согласно подпункту «в» пункта 35 Правил № 354 потребитель не вправе самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом, самовольно увеличивать поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, свыше параметров, предусмотренных проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом.
В силу п. 1.6 «Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. № 170 собственники жилищного фонда или их уполномоченные должны своевременно вносить изменения в исполнительную документацию по планировке помещений, конструктивным элементам и инженерному оборудованию, возникающие в результате ремонтов, реконструкции, модернизации, перепланировки и повышения благоустройства с корректировкой технического паспорта на дома, строения и земельный участок.
Согласно п. 1.7.1 Постановления Госстроя № 170 переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке.
В силу п. 1.7.2 Постановления Госстроя № 170 переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, не допускаются.
Согласно п. 37 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ № (2019) отказ собственника или пользователя отдельного помещения в многоквартирном доме от оплаты коммунальной услуги по отоплению допускается только в случаях отсутствия фактического потребления тепловой энергии, обусловленного, в частности, согласованным в установленном порядке демонтажем системы отопления помещения с переходом на иной вид теплоснабжения и надлежащей изоляцией проходящих через помещение элементов внутридомовой системы, а также изначальным отсутствием в помещении элементов системы отопления.
Как следует из материалов дела, нежилое помещение № 3 расположено на первом этаже здания, имеет общую площадь 36,1 кв.м., в том числе торговый зал, туалет и подсобное помещение.
При рассмотрении дела судом установлено, что в спорном нежилом помещении переустройство инженерной системы отопления произведено самовольно.
Ни технический паспорт на многоквартирный дом, ни технический паспорт на помещение не содержат отметок о внесении изменений в систему отопления от групповой котельной, об изоляции помещения от общедомовой системы отопления, введении индивидуальной (альтернативной) системы отопления посредством электроконвекторов.
Согласно ответу Администрации муниципального образования «Беломорский муниципальный район» Малыгин С.Ю. и его правопредшественники с заявлением о переустройстве инженерных сетей теплоснабжения в принадлежащем ему нежилом помещении не обращались.
Согласно акту комиссионного обследования от 1 ноября 2022 г., проведенному ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» и УК МУП «Жилфонд» при участии ответчика, помещение состоит из двух помещении и санузла, в помещении № 1 установлен электроконвектор, две дровяные печи, отопительные приборы (радиаторы) отсутствуют, помещение № 2 – отопительные приборы (радиаторы) отсутствуют, сан узел – отопительные приборы (радиаторы) отсутствуют. В помещении сохранены элементы отопления, проходящие транзитом – в помещениях №№ 1,2 лежак Ду-32, длина 10 м., лежак изолирован. Проектная документация о переустройстве отсутствует, технический паспорт, в который внесены сведения о демонтаже радиаторов, отсутствует. Соответствие выполненных работ по переустройству (демонтаж радиаторов, изоляция трубопроводов) проектной документации о переустройстве отсутствует. Дано заключение о том, что радиаторы отопления отсутствуют, в помещении проходит лежак Ду-32 длиной 10 метров в изоляции, печное отопление не функционировало.
Поскольку жилое помещение входит в состав многоквартирного дома, существует законодательный запрет на перевод помещения на иной (индивидуальный) способ отопления при наличии технологического присоединения общедомовой системы отопления к централизованной отопительной городской сети в отсутствие согласования соответствующих органов, собственников помещений в многоквартирном доме и внесений изменений в схему теплоснабжения всего многоквартирного дома.
Таким образом, доказательств того, что в помещении в установленном жилищным законодательством порядке произведено переустройство системы центрального отопления, в материалы дела не представлено.
Оспаривая заявленные требования, ответчик представил суду акт ООО «КарелЭнергоРесурс» от 30 мая 2016 г. (комиссия в составе начальника участка РКиТС№3 В, инженера 2 категории К, а также самого Малыгина С.Ю.) в квартире № отсутствуют радиаторы (3 шт.) имеется лежак Ду 20 длиной 11 м (изолирован).
Оценивая данное доказательство, суд приходит к выводу о том, что его содержание не исключает основания для удовлетворения иска, поскольку сам по себе акт, свидетельствует о демонтаже радиаторов, однако не подтверждает согласование переустройства инженерных сетей в установленном порядке с внесением данных сведений в схему теплоснабжения многоквартирного дома.
При этом ответчиком не представлено также и доказательств того, что в спорном помещении проведены работы по изоляции общедомовых теплоконструкций (лежак Ду) в соответствии с положениями СП 61.13330.2012 «Свод правил. Тепловая изоляция оборудования и трубопроводов. Актуализированная редакция СНиП 41-03-2003», утвержденным приказом Минрегиона России от 27 декабря 2011 г. № 608. Представленный по запросу суда акт обследования от 1 ноября 2022 г. таких указаний также не содержит, а, напротив, в нем отражено, что соответствие проведенной изоляции требованиям проектной документации не установлено.
Вопреки мнению ответчика, само по себе отсутствие радиаторов отопления не может являться надлежащим доказательством того, что спорное нежилое помещение не является отапливаемым.
Суд приходит к выводу о том, что спорное помещение является отапливаемым, в связи с чем отказ собственника спорного помещения, входящего в тепловой контур многоквартирного дома, от оплаты услуги по отоплению не допускается, поскольку освобождение собственника спорного помещения от оплаты услуги отопления увеличивает бремя расходов на отопление остальных собственников помещений.
Отклоняя доводы ответчика, суд также принимает во внимание, что им не представлено доказательств того, что нежилое помещение переведено на иную (альтернативную) систему отопления.
Так, отключение квартиры в многоквартирном доме от центральной системы отопления с установкой электрического обогрева предусматривает изменение общедомовой инженерной системы отопления. Следовательно, при отключении помещения многоквартирного дома от отопительных инженерных сетей этого дома, для сохранности целостности здания, его отдельных элементов, конструкций и различных инженерных сетей, а также для соблюдения температурного и влажностного режима в сопряженных жилых помещениях, требуется альтернативная система отопления.
Как любая инженерная система обеспечения, система индивидуального отопления нежилого помещения в составе многоквартирного дома должна обеспечивать выполнение требований ГОСТ и СаНПиН. Для достоверных суждений о том, что введенная собственником нежилого помещения система индивидуального отопления (один электроконвектор) отвечает всем санитарно-гигиеническим, архитектурно-градостроительным, противопожарным, эксплуатационным и электротехническим требованиям необходимо составление технического проекта системы отопления, в котором регламентируется количество, расположение и мощность электронагревательных приборов применительно к исследуемому иску, расчет сечения питающих кабелей, технические параметры обогревательных элементов обеспечивающие бесперебойную их работу в течение отопительного сезона, возможность введения альтернативных источников тепла в случае выхода из строя имеющихся, а так же решаются другие технические, противопожарные задачи, направленные на безопасное проживание других граждан многоквартирного дома.
При таких обстоятельствах упомянутые выше акты осмотра сами по себе не свидетельствует о наличии в принятом в эксплуатацию нежилом помещении функционирующей индивидуальной системы отопления. Необходимо отметить, что данный акт и вовсе не содержит сведений о том, как вообще отапливается данное помещение, какая в нем поддерживается температура и может ли один электроконвектор выработать достаточное количества тепла на общую площадь помещения.
Согласно «Правилам технической эксплуатации электроустановок потребителей», утвержденным приказом Приказ Минэнерго Росси от 13 января 2003 г. № 6, новые или реконструированные электроустановки и пусковые комплексы должны быть приняты в эксплуатацию в порядке, изложенном в настоящих Правилах и других нормативных документах (п. 1.3.1). До начала монтажа или реконструкции электроустановок необходимо получить технические условия в энергоснабжающей организации; выполнить проектную документацию; согласовать проектную документацию с энергоснабжающей организацией, выдавшей технические условия, и органом государственного энергетического надзора (п. 1.3.2).
Проект переустройства должен соответствовать строительным нормам и правилам проектирования и быть согласованным с теплоснабжающей организацией, так как затрагивает общедомовые инженерные системы отопления, о чем указывалось выше.
Между тем, ответчиком не представлены вышеназванные технические условия, проектная документация или технический проект системы электроотопления.
АО «ТНС энерго Карелия» сообщило суду, что технические условия для целей использования индивидуальной системы отопления и проектная документация в отношении указанного нежилого помещения от Малыгина С.Ю. не поступали.
Карельский филиал ПАО «Россети Северо-Запад» подтвердил, что с даты заключения договора энергоснабжения в отношении нежилого помещения (23 апреля 2010 г.) от Малыгина С.Ю. не поступало заявок на увеличение мощности в связи с использованием альтернативной системы отопления электробогревателями, технические условия не увеличение мощности не выдавались.
Управляющая организация в отношении многоквартирного дома МУП «Жилфонд», обслуживающая общедомовое имущество, в том числе инженерные сети отопления, сообщила суду, что не располагает решением органа местного самоуправления о переустройстве системы отопления. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме не принимало решения по вопросу внесения изменений в схему теплоснабжения многоквартирного дома.
Таким образом, поскольку ответчиком не доказано соблюдение требований к переустройству инженерной системы отопления, как не подтвержден и перевод с соблюдением установленных требований нежилого помещения на альтернативную систему электроотопления, суд отклоняет его доводы об отсутствии потребления тепловой энергии как необоснованные.
Кроме того, справедливыми являются также и доводы истца со ссылками на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2018 г. № 46-П о том, что само по себе отсутствие теплопотребления в конкретном помещении многоквартирного дома не исключает обязанность его собственника по оплате расходов на теплоснабжение на общедомовые нужды.
Так, пунктом 6 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 года N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» определено, что многоквартирный дом, будучи объектом капитального строительства, представляет собой объемную строительную систему, имеющую надземную и подземную части, включающую в себя помещения (квартиры, нежилые помещения и помещения общего пользования), сети и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, а потому его эксплуатация предполагает расходование поступающих энергетических ресурсов не только на удовлетворение индивидуальных нужд собственников и пользователей отдельных жилых и нежилых помещений, но и на общедомовые нужды, то есть на поддержание общего имущества в таком доме в состоянии, соответствующем нормативно установленным требованиям (пункты 10, 11 Правил №; раздел III Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от ДД.ММ.ГГГГ №; СанПин 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания и жилых зданиях и помещениях», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №).
Таким образом, основываясь на положениях действующего законодательства об обязанности собственника нести бремя по содержанию принадлежащего ему имущества (включая плату за коммунальные услуги), о теплоснабжении, рассматриваемые в совокупности с вышеперечисленными нормами о переустройстве жилого помещения, в том числе в части запрета самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом, суд приходит к выводу, что такая самовольная перепланировка истцом в виде демонтажа радиаторов отопления в помещении не может порождать юридических последствий в виде освобождения от обязательств по оплате тепловой энергии.
Произведенный истцом расчет задолженности по оплате коммунальной услуги основан на тарифах, установленных Постановлением Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от ДД.ММ.ГГГГ № в редакции Постановления от ДД.ММ.ГГГГ №, в материалы дела представлен, ответчиком не оспорен, в связи с чем признается судом обоснованным.
Разрешая требования о взыскании пени, суд руководствуется следующим.
Частью 14 ст. 155 ЖК РФ установлено, что лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.
Расчет пени произведен истцом за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с учетом введенного с ДД.ММ.ГГГГ моратория, в отношении задолженности, образовавшейся с октября 2019 г. по декабрь 2021 <адрес> пени правомерно произведен исходя из ставки 9,5 %, зафиксированной в указанном размере с ДД.ММ.ГГГГ Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, а также с учетом того обстоятельства, что спорные правоотношения носят длящийся характер и истец вправе приманить ключевую ставку на дату, действующую на момент обращения с иском. Механизм расчета пени является правильным. С расчетом пени суд соглашается.
В соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 617,02 руб.
Руководствуясь статьями 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Исковые требования государственного унитарного предприятия Республики Карелия «КарелКоммунЭнерго» удовлетворить.
Взыскать с М, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> АССР, паспорт серии 8620 №, выдан МП ОМВД России по <адрес>, в пользу государственного унитарного предприятия Республики Карелия «КарелКоммунЭнерго» (ОГРН 1151001015736, ИНН 1001304003) задолженность за услуги теплоснабжения помещения, расположенного по адресу: <адрес>-шоссе, <адрес>, пом. 3, за период с сентября 2019 года по декабрь 2021 года в сумме 162 107,32 руб., пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 8 743,48 руб., а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 4 617,02 руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Беломорский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.
Судья М.В. Захарова
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ