Судья Лошаков Т.Н. (Дело № 12-161/2022) | Дело № 21-58/2022 |
РЕШЕНИЕ
г. Петропавловск-Камчатский 30 марта 2022 года
Судья Камчатского краевого суда Гончарова Н.В. при секретаре Ткаченко А.В., рассмотрев жалобу защитника краевого государственного унитарного предприятия «Камчатский водоканал» Шаповаловой Е.А. на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Камчатскому краю Дальневосточного межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 11 января 2022 года № и решение судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 16 февраля 2022 года, которым постановлено:
постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Камчатскому краю Дальневосточного межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 11 января 2022 года № по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении краевого государственного унитарного предприятия «Камчатский водоканал» оставить без изменения, а жалобу защитника Шаповаловой Е.А. – без удовлетворения,
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Камчатскому краю Дальневосточного межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 11 января 2022 года №, оставленным без изменения решением судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 16 февраля 2022 года, краевое государственное унитарное предприятие «Камчатский водоканал» (далее также – КГУП «Камчатский водоканал», Предприятие) привлечено к административной ответственности по статье 8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30000 руб.
Основанием привлечения Предприятия к административной ответственности послужило нарушение им статьи 3, пунктов 1, 2 статьи 4.1, пунктов 2, 5, 6 статьи 67 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – ФЗ «Об охране окружающей среды»), части 4 статьи 35, части 1 статьи 44, части 2 статьи 55, частей 4, 6 статьи 56 Водного кодекса РФ, пункта 9.2.2 Приказа Минприроды России от 28 февраля 2018 года № 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля», выразившееся в неосуществлении производственного экологического контроля на выпуске <данные изъяты> за токсичностью, фенолами, цинком, медью.
В жалобе, поданной в Камчатский краевой суд, защитник КГУП «Камчатский водоканал» Шаповалова Е.А. просит отменить судебное решение и постановление должностного лица, производство по делу прекратить, ссылаясь на то, что Предприятие осуществляет сброс сточных вод через выпуск <данные изъяты> на основании выданного в установленном порядке решения о предоставлении водного объекта в пользование. На сброс сточных вод утверждены нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ и оформлено разрешение на сброс загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимого сброса. Расчет нормативов допустимых сбросов выполнен по веществам: хлориды, ион аммония, нитриты, нитраты, сульфаты, фосфаты, железо общее, АПАВ, взвешенные вещества, БПКполн, нефтепродукты. Производственный экологический контроль за качеством сбрасываемых вод осуществляется по указанным показателям. Со стороны контролирующих органов информации о недостаточности перечня веществ, над которыми необходим производственный контроль, и его увеличении в адрес Предприятия не поступало, в связи с чем токсичность и фенолы не входят в перечень веществ, за которыми необходим производственный контроль.
Выслушав защитника КГУП «Камчатский водоканал» Шаповалову Е.А., проверив материалы дела, оценив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Согласно статье 8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, решением Амурского бассейнового управления Федерального агентства водных ресурсов от 26 апреля 2017 года № КГУП «Камчатский водоканал» в пользование предоставлен водный объект – часть <данные изъяты> для сброса сточных вод через выпуск <данные изъяты>» на срок с 1 января 2017 года по 31 декабря 2026 года (том 1 л.д. 116-138).
Из подпункта 5 пункта 2.3 Решения о предоставлении водного объекта в пользование (далее – Решение) следует, что использование КГУП «Камчатский водоканал» водного объекта может производиться при условии ведения регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной по программе, согласованной с отделом водных ресурсов Амурского БВУ по Камчатскому краю, представлением результатов таких наблюдений.
В силу подпункта 10 пункта 2.3 Решения максимальное содержание загрязняющих веществ в сточных водах не должно превышать указанных в данном пункте показателей по следующим загрязняющим веществам: взвешенные вещества, БПК, аммоний-ион, нитрит-анион, нитрат-анион, хлорид-анион (хлориды), сульфат-анион (сульфаты), фосфаты (по Р), железо, алкилсульфонаты (АПАВ), нефтепродукты (нефть).
В примечании к данному подпункту отмечено, что при наличии утвержденных нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водный объект максимальное содержание загрязняющих веществ в сточных водах не должно превышать утвержденных значений на срок действия, установленный приказом Амурского БВУ. В случае отсутствия утвержденных нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водный объект, показатели состава и свойств сточной воды не должны превышать нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ и общие свойства в водах водных объектов рыбохозяйственного значения.
Вода в Авачинской губе в местах сброса сточных вод в водный объект не должна превышать показателей загрязняющих веществ, определенных подпунктом 13 пункта 2.3 Решения.
Производственная территория канализационных очистных сооружений «Чавыча» является объектом, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду I-категории, код объекта 30-0141-000001-П (том 1 л.д. 113).
Статьей 67 ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля (пункт 2).
При осуществлении производственного экологического контроля измерения выбросов, сбросов загрязняющих веществ в обязательном порядке производятся в отношении загрязняющих веществ, характеризующих применяемые технологии и особенности производственного процесса на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (маркерные вещества) (пункт 5).
Документация, содержащая сведения о результатах осуществления производственного экологического контроля, включает в себя документированную информацию: о технологических процессах, технологиях, об оборудовании для производства продукции (товара), о выполненных работах, об оказанных услугах, о применяемых топливе, сырье и материалах, об образовании отходов производства и потребления; о фактических объеме или массе выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, об уровнях физического воздействия и о методиках (методах) измерений; об обращении с отходами производства и потребления; о состоянии окружающей среды, местах отбора проб, методиках (методах) измерений (пункт 6).
Приказом Минприроды России от 28 февраля 2018 года № 74 утверждены требования к содержанию программы производственного экологического контроля, порядку и срокам представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля (далее – Приказ № 74).
Плановой выездной проверкой, проведенной Дальневосточным межрегиональным управлением Росприроднадзора в отношении КГУП «Камчатский водоканал» на основании приказа от 2 марта 2021 года №, проведены отборы проб сточных вод, сбрасываемых в <данные изъяты>» (том 1 л.д. 1-5, 25-78).
Установлено, что КГУП «Камчатский водоканал» разработана и утверждена программа производственного экологического контроля. С целью определения достаточности и полноты производственного экологического контроля за сточными и природными водами в сбрасываемой сточной воде определены загрязняющие вещества и показатели: фенол (общ), тяжелые металлы (свинец, медь, цинк), токсичность. Из-за отсутствия установленных нормативов допустимого сброса по указанным веществам и показателям фактические значения сравнивались с нормативами предельно-допустимых концентраций загрязняющих веществ для водных объектов рыбохозяйственного значения. По результатам анализа в сбрасываемой сточной воде выявлены превышения ПДК р/х по фенолу (общему), меди, цинку. При этом указанные загрязняющие вещества не включены в перечень определяемых показателей в рамках производственного контроля, в программу наблюдения за водным объектом и его водоохранной зоной. Наблюдение за токсичностью сточных вод и природных вод в месте сброса программой производственного экологического контроля не предусмотрено.
Таким образом, при осуществлении производственного экологического контроля КГУП «Камчатский водоканал» не ведет контроль за токсичностью сточных вод, фенолом, цинком, медью.
По итогам проверки государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды пришел к выводу о несоблюдении КГУП «Камчатский водоканал» статьи 3, статьи 4.1, пунктов 2, 5, 6 статьи 67 ФЗ «Об охране окружающей среды», части 4 статьи 35, части 1 статьи 44, части 2 статьи 55, частей 4, 6 статьи 56 Водного кодекса РФ, пункта 9.2.2 Приказа №, что явилось основанием для привлечения юридического лица к административной ответственности по статье 8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (том 3 л.д. 45-54).
При проверке правильности привлечения КГУП «Камчатский водоканал» к административной ответственности судья Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края посчитал доказанным факт нарушения Предприятием природоохранного законодательства, в связи с чем согласился с выводами должностного лица о наличии в действиях Предприятия состава административного правонарушения.
Выводы о наличии в действиях КГУП «Камчатский водоканал» состава указанного административного правонарушения основаны на собранных и представленных в деле доказательствах, которые были оценены должностным лицом административного органа в порядке статей 26.1, 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях и дополнительно проверены судьей Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края. Правильность оценки и анализ доказательств сомнений не вызывают.
В силу части 4 статьи 35 Водного кодекса РФ количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
Использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды (часть 1 статьи 44 Водного кодекса РФ)
При использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 55 Водного кодекса РФ).
В соответствии с частями 4, 6 статьи 56 Водного кодекса РФ содержание радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений в водных объектах не должно превышать соответственно предельно допустимые уровни естественного радиационного фона, характерные для отдельных водных объектов, и иные установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативы.
Сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.
Согласно статьи 4.1 ФЗ «Об охране окружающей среды» загрязняющие вещества, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, определяются: с учетом уровня токсичности, канцерогенных и (или) мутагенных свойств химических и иных веществ, в том числе имеющих тенденцию к накоплению в окружающей среде, а также их способности к преобразованию в окружающей среде в соединения, обладающие большей токсичностью; с учетом данных государственного экологического мониторинга и социально-гигиенического мониторинга; при наличии методик (методов) измерения загрязняющих веществ. Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Приказом № установлено, что программа производственного экологического контроля (далее - Программа) должна разрабатываться и утверждаться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий (далее - объекты), по каждому объекту с учетом его категории, применяемых технологий и особенностей производственного процесса, а также оказываемого негативного воздействия на окружающую среду. Производственный контроль должен содержать программу проведения измерений качества сточных и (или) дренажных вод. Программа проведения измерений качества сточных и (или) дренажных вод должна содержать перечень определяемых загрязняющих веществ и показателей, соответствующий нормативам допустимого сброса, временным разрешенным сбросам, периодичность отбора и анализа проб сточных вод, места отбора проб, указание аттестованных методик (методов) измерений. Периодичность отбора и анализа проб сточных вод для объектов I и II категории устанавливается не менее одного раза в месяц осуществления сброса сточных вод, по показателю токсичность - не менее одного раза в квартал (пункты 1, 9.2, 9.2.1, 9.2.2).
Распоряжением Правительства РФ от 8 июля 2015 года № 1316-р «Об утверждении перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды» фенол, цинк, медь включены в перечень загрязняющих веществ для водных объектов, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды.
Из указанных правовых норм и Решения о предоставлении водного объекта в пользование следует, что КГУП «Камчатский водоканал» для осуществления производственного экологического контроля обязано было определить, какие загрязняющие вещества фактически присутствуют в сбрасываемых сточных водах, и в последующем осуществлять регулярные наблюдения за показателями их концентраций в сбрасываемых сточных водах и водном объекте (производственный экологический контроль), в том числе за токсичностью, фенолом, цинком, медью.
Аналогичное указано в пункте 23 Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, утвержденного Приказом Минприроды России от 9 ноября 2020 года № 903, согласно которому показатели качества сточных, в том числе дренажных, вод, формируются водопользователем на основе исходной информации об использовании веществ на конкретном предприятии с учетом перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 июля 2015 года № 1316-р.
При таких обстоятельствах наличие нарушений природоохранного законодательства со стороны КГУП «Камчатский водоканал» сомнений не вызывает.
Наказание КГУП «Камчатский водоканал» назначено в соответствии с требованиями статьи 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях с учётом характера и обстоятельств совершённого административного правонарушения, в размере, предусмотренном санкцией статьи 8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в рамках срока давности привлечения к административной ответственности для данной категории дел.
При проверке дела в полном объеме не выявлено существенных нарушений процессуальных требований Кодекса РФ об административных правонарушениях, которые повлекли бы за собой отмену или изменение постановления должностного лица и решения судьи, в связи с чем жалоба подлежит оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ 11 ░░░░░░ 2022 ░░░░ № ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 16 ░░░░░░░ 2022 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░.░. – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░