РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 декабря 2020 года г. Нижневартовск
Нижневартовский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе:
председательствующего судьи Ушанёвой Л.Ф.,
при секретаре Вахитовой А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием средств аудиозаписи гражданское дело №2–6257/2020 по иску Казенного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Управление автомобильных дорог» к Меренковой О. В. о возмещение ущерба, причиненного автомобильной дороге,
УСТАНОВИЛ:
КУ ХМАО-Югры «Управление автомобильных дорог» обратилось в суд с вышеуказанным исковым заявлением, в обоснование исковых требований указав, что 01.11.2017 года при осуществлении весового контроля на 54км автодороги Нефтеюганск – Сургут в Сургутском районе ХМАО-Югры сотрудниками весового контроля совместно с сотрудниками ГИБДД произведено контрольное взвешивание транспортного средства марки «SHACMAN SX3254DV384», государственный регистрационный номер №, принадлежащего Меренковой О.В., под управлением Шамсутдинова Ф.Ф. При взвешивании выявлено превышение допустимых осевых нагрузок транспортного средства, а также отсутствие специального разрешения на движение транспортного средства по автомобильным дорогам ХМАО-Югры. По результатам взвешивания составлен акт № 1193 от 01.11.2017 года о нарушении правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов. На пункте весового контроля нарушения осевых нагрузок в полном объеме не устранены. В связи с превышением допустимых осевых нагрузок транспортного средства размер ущерба составил 110 954 рублей. В адрес ответчика была направлена претензия об оплате причиненного ущерба, однако ущерб до настоящего времени не возмещен. Просил взыскать с Меренковой О.В. в пользу Ханты-Мансийского автономного округа-Югры плату в счет возмещения ущерба автомобильной дороге Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в сумме 110 954 рублей.
В судебном заседании представитель истца не явился, был извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, требования поддерживает в полном объеме.
Ответчик Меренкова О.В. в судебное заседание не явилась, извещалась по последнему известному месту жительства, по правилам ст.113 ГПК РФ путем направления заказных писем с уведомлением. Указанные письма, в соответствии с Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2005 года №221, возвращены в суд с отметкой организации почтовой связи - «истек срок хранения».
Согласно разъяснений Верховного Суда Российской Федерации сформулированных в п.п.67, 68 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» от 23.06.2015 года №25, юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем, она была возвращена по истечении срока хранения. Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат. Положения ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным законодательством не предусмотрено иное.
Таким образом, суд считает, что ответчик извещалась надлежащим образом в соответствии с действующим законодательством и поскольку ею не обеспечено своевременное получение судебного извещения, то полагает возможным рассмотреть дело в её отсутствие.
Суд, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, подтверждено материалами дела, Распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 29 декабря 2011 года №783-рп создано казенное учреждение ХМАО-Югры «Управление автомобильных дорог».
В соответствии с Распоряжением Правительства ХМАО-Югры от 21 января 2010 г. №44-рп и Приложения 3 к нему, федеральная автодорога Нефтеюганск – Сургут в Сургутском районе ХМАО-Югры закреплена на праве оперативного управления за КУ «Управление автомобильных дорог».
Согласно Государственному контракту №01/17/12 от 31 января 2017 года, заключенному между КУ «Управление автомобильных дорог» и ООО «Сибтрансавто», последний принял на себя обязательства на выполнение работ по содержанию СПВК и осуществление весового контроля транспортных средств на автомобильной дороге г. Нефтеюганск – г. Сургут, в районе р. Обь.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 29 Федерального закона № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08 ноября 2007 года пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, и (или) на крупногабаритных транспортных средствах и на транспортных средствах, осуществляющих перевозки опасных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 31 Федерального закона № 257-ФЗ движение по автомобильным дорогам крупногабаритного транспортного средства и тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи.
Как следует из материалов дела, акта №1193 от 01.11.2017 года о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось, и (или) габариты, составленного инспектором ГИБДД ОБ ДПС, на стационарном пункте весового контроля (СПВК – 54 км а/д Нефтеюганск - Сургут), при измерении в автоматическом режиме весовых параметров, было выявлено превышение нагрузки на ось транспортного средства марки «SHACMAN SX3254DV384», государственный регистрационный номер №.
Согласно ответу на запрос УМВД России по ХМАО-Югре, указанное транспортное средство на праве собственности принадлежит Меренковой О.В.
Правилами возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденными Постановлением Правительства РФ «О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации» от 16 ноября 2009 № 934 (действовавшими до 31.01.2020г.), предусмотрено, что превышение значений предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства является основаниям для возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам.
Согласно п. 2 указанных Правил вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств.
Рассчитав в соответствии с Правилами № 934 вред, причиненный автомобильным дорогам Тюменской области, истец направил ответчику претензию от 12 февраля 2019 года и извещение по расчету платы за перевозку тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения ХМАО-Югры от 11 февраля 2019 года, с требованием о его возмещении.
Невыполнение требований КУ «Управления автомобильных дорог» послужило основанием для предъявления в суд настоящего иска.
Порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, определялся Правилами № 934, который утратил силу с 1 февраля 2020 года в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 31.01.2020 № 67.
Пунктом 2 Правил возмещения вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами, об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.01.2020 № 67, предусмотрено, что вред, причиняемый транспортными средствами автомобильным дорогам, подлежит возмещению владельцами транспортных средств.
На основании пункта 1 статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В силу статьи 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации, удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15).
Под убытками, согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Пунктом 3 Правил №67 предусмотрено, что осуществление расчета и взимания платы в счет возмещения вреда организуется Федеральным дорожным агентством, Государственной компанией «Российские автомобильные дороги», органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, владельцами частных автомобильных дорог в отношении соответственно участков автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог, переданных в доверительное управление Государственной компании «Российские автомобильные дороги», участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут движения транспортного средства.
Порядок взаимодействия указанных органов и лиц по вопросам расчета и взимания платы в счет возмещения вреда устанавливается Министерством транспорта Российской Федерации при определении порядка выдачи специального разрешения, указанного в части 2 статьи 31 Федерального закона.
Из пункта 4 указанных Правил следует, что размер вреда определяется в порядке, предусмотренном методикой расчета размера вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами, согласно приложению и рассчитывается с учетом: превышения установленных Правительством Российской Федерации, запрещающими дорожными знаками 3.11 «Ограничение массы» и (или) 3.12 «Ограничение массы, приходящейся на ось транспортного средства» или решением о временном ограничении движения транспортных средств, принимаемом в соответствии со статьей 30 Федерального закона, значений: допустимой массы транспортного средства; допустимой нагрузки на ось транспортного средства.
Исходя из приведенных положений, превышение значений предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства наряду с превышением значения предельно допустимой массы транспортного средства в случае отсутствия специального выданного разрешения являются самостоятельными основаниями для возмещения вреда автодорогам.
Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 17.07.1998 № 22-П перевозка тяжеловесных грузов приводит к преждевременному износу дорожного полотна, что наносит дополнительный ущерб объектам федеральной собственности, а также влечет дополнительные затраты, связанные с организацией пропуска движения и осуществлением надзора за техническим состоянием путей следования груза. Такие сверхнормативные расходы должны возмещаться за счет платежей, взимаемых с заинтересованных в особых условиях транспортировки грузов владельцев (пользователей) соответствующих автотранспортных средств.
Руководствуясь упомянутыми нормами, проанализировав материалы дела, проверив расчет истца, суд приходит к выводу о доказанности осуществления транспортным средством, принадлежащим ответчику, тяжеловесного груза без специального разрешения и обязанности Меренковой О.В. возместить причиненный вред в размере 110 954 рублей.
Согласно положениям ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, в связи с осуществлением переданных ему органом государственной власти отдельных контрольных функций в целях защиты публичных интересов, подлежит взысканию с ответчика Меренковой О.В., не освобожденной от уплаты судебных расходов, в доход бюджета г.Нижневартовска, в размере 3 419,08 рублей
Руководствуясь ст. ст. 198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Удовлетворить требования Казенного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Управление автомобильных дорог», заявленные к Меренковой О. В. о возмещение ущерба, причиненного автомобильной дороге.
Взыскать с Меренковой О. В. в пользу Ханты-Мансийского автономного округа-Югры плату в счет возмещения ущерба, причиненного автомобильной дороге Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, в сумме 110 954 рублей.
Взыскать с Меренковой О. В. в доход бюджета города Нижневартовска государственную пошлину в размере 3419 рублей 08 копеек.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Суда Ханты – Мансийского автономного округа-Югры, через Нижневартовский городской суд.
Судья подпись Л.Ф. Ушанёва
«КОПИЯ ВЕРНА»
Судья ______________ Л.Ф. Ушанева
Секретарь с/з _______ А.Г. Вахитова
« ___ » _____________ 2020 г.
Подлинный документ находится в
Нижневартовском городском суде
ХМАО-Югры в деле №2-6257/2020
Секретарь с/з _______ А.Г. Вахитова