УИД 01RS0№-79 к делу №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> «23» мая 2023 года
Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе:
Председательствующего – судьи Рамазановой И.И.,
при секретаре ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к МБДОУ «Детский сад № «Дюймовочка», Администрации МО «<адрес>» о возложении обязанности обеспечить безопасные условия обучения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор <адрес> действуя в интересах неопределенного круга лиц обратился в Майкопский городской суд Республики Адыгея с исковым заявлением к к МБДОУ «Детский сад № «Дюймовочка», Администрации МО «<адрес>» о возложении обязанности обеспечить безопасные условия обучения. В обоснование своих требований указав, что проведена проверка в сфере соблюдения требований антитеррористической защищенности объектов образования. В ходе проведения проверки выявлены нарушения требований Постановления Правительства РФ от 02 августа 2019 года № «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ и формы паспорта безопасности этих объектов территорий.»
Просит обязать Администрацию МО «<адрес>» в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ выделить денежные средства МБДОУ «Детский сад №» «Дюймовочка» на оснащение объекта охранной сигнализацией, оборудование помещения для охраны на первом этаже, оборудование объекта системой оповещения, в соответствии с подп. «а, в» п. 25, п. 31 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Обязать МБДОУ «Детский сад №» «Дюймовочка» после выделения денежных средств, в срок до ДД.ММ.ГГГГ, оснастить объект охранной сигнализацией, оборудовать помещение для охраны на 1-м этаже, оборудовать объект системой оповещения, в соответствии с подп. «а, в» п. 25, п. 31 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу в части требований о возложении обязанности на Администрацию МО «<адрес>» в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ выделить денежные средства МБДОУ «Детский сад №» «Дюймовочка» на оснащение объекта охранной сигнализацией, оборудование объекта системой оповещения, в соответствии с подп. «а, в» п. 25, п. 31 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, а так же возложении обязанности на МБДОУ «Детский сад №» «Дюймовочка» после выделения денежных средств, в срок до ДД.ММ.ГГГГ, оснастить объект охранной сигнализацией, оборудовать объект системой оповещения, в соответствии с подп. «а, в» п. 25, п. 31 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, прекращено, указанные нарушения устранены.
Прокурор ФИО2 в судебном заседании поддержал исковые требования, просил возложить обязанность на Администрацию МО «<адрес>» в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ выделить денежные средства МБДОУ «Детский сад №» «Дюймовочка» на оборудование помещения для охраны на первом этаже, возложении обязанности на МБДОУ «Детский сад №» «Дюймовочка» после выделения денежных средств, в срок до ДД.ММ.ГГГГ, оборудовать помещение для охраны на 1-м этаже.
Представитель ответчика Администрации муниципального образования «<адрес>» ФИО3 возражал против удовлетворения иска, полагают, что не являются надлежащим ответчиком.
Представитель третьего лица Комитета по образованию муниципального образования «<адрес>» ФИО4, полагала, что требования являются обязательными для исполнения, но могут быть исполнены только при технической возможности.
Заведующая МБДОУ «Детский сад № «Дюймовочка» ФИО5 просила отказать в удовлетворении исковых требований.
Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд полагает заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Пунктом 15 части 3 статьи 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Кроме того, в соответствии с пунктом 5 части 6 статьи 28 ФЗ «Об образовании»образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность всоответствии с законодательством об образовании, в том числе создаватьбезопасные условия обучения, в том числе при проведении практической безопасные условия воспитания подготовки обучающихся, обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. В соответствии с пунктом 7 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №- ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается, в том числе на принципах приоритета и предупреждения терроризма.
Основными задачами противодействия терроризму являются обеспечениебезопасности граждан, антитеррористической защищенности потенциальныхобъектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также массового пребываниялюдей. Согласно пункта 4 статьи 3 Федерального закона от 06 марта.2006года № «Опротиводействии терроризму» противодействие терроризму органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «Опротиводействии терроризму» физические и юридические лица обязаны выполнять требования антитеррористической защищенности объектов (территории), находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
В силу Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации,утвержденной Президентом Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, противодействие терроризму в Российской Федерации осуществляется, в том числе, посредством предупреждения (профилактики) терроризма.
Предупреждение (профилактика) терроризма, кроме прочего,предполагает решение следующих задач: разработка мер и осуществлениемероприятий по устранению причин и условий, способствующихвозникновению и распространению терроризма; определение прав, обязанностейи ответственности хозяйствующих субъектов при организации мероприятий поантитеррористической защищенности подведомственных им объектов.
В соответствии с пунктом 5 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерствапросвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этихобъектов (территорий)» ответственность за обеспечение антитеррористическойзащищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов(организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а такжена должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководстводеятельностью работников на объектах (территориях).
Как следует из материалов дела, прокуратурой <адрес> проведена проверка в сфере соблюдения требований антитеррористической защищенности объектов образования.
Так, в ходе проведения проверки выявлены нарушения требованийПостановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждениитребований к антитеррористической защищенности объектов (территорий)Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий),относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РоссийскойФедерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)».
В нарушение подп. «а, в» п. 25, п. 31 Требований, помещение для охраны на 1-м этаже не оборудовано. Невыполнение указанных требований безопасности, в результате акта терроризма может способствовать наступлению тяжких последствий и человеческим жертвам.
В соответствии с данными из ЕГРЮЛ и Уставом МБДОУ «Детский сад№» «Дюймовочка» учредителем и собственником имущества данного учреждения является администрация муниципального образования «<адрес>».
В силу п.п. 3 части 1 статьи. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РоссийскойФедерации» к вопросам местного значения городского округа относятся:владение, пользование и муниципальной собственности городского округа.распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.
Следовательно, обязанность по финансированию работ по обеспечениюантитеррористической защищенности здания (территории) учреждения возлагается на администрацию муниципального образования «<адрес>» как орган местного самоуправления и собственника здания, а обязанность по проведению работ по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) дошкольного образовательного учреждения на МБДОУ как учреждение, у которого здание детского сада находится в пользовании.
Судом установлено, что прокуратурой <адрес> ДД.ММ.ГГГГ в адрес заведующей внесено представление, однако согласно информации Комитета по образованию Администрации муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ№, нарушения в полном объеме не устранены ввиду отсутствиядоведенных лимитов.
Прокурор в иске полагает, что указанные нарушения необходимо устранить до ДД.ММ.ГГГГ, в связи с началом нового учебного года и необходимостью скорейшего обеспечения безопасности воспитанников МБДОУ.
Как следует из Акта внепланового обследования объекта МБДОУ «Детский сад№» «Дюймовочка» от ДД.ММ.ГГГГ Комиссия по внеплановому обследованию объекта образования провела изучение исходных данных, и установила следующее:
- Объект частично оборудован системой охранной сигнализации «Гранд МАГИСТР 16Арс» с дублированием сигнала тревоги на контрольно-пропускной пункт, где располагается сотрудник охранной организации ООО ЧОО «Безопасный город». Установлено, что основные и запасные выходы не оборудованы охранной сигнализацией (датчик на открытие двери). Также отсутствует датчик движения рекреации правого крыла. На момент проверки установлено, что система охранной сигнализации работает частично, не проводились пуско-наладочные работы;
- Помещение охраны на первом этаже не оборудовано. Система видеонаблюдения установлена в кабинете заведующего хозяйством с дублирование видеосигнала на КПП, Система тревожной сигнализации установлена в кабинете старшего воспитателя с дублирование сигнала на КПП. Система оповещения и управления эвакуацией установлена в коридоре. Доступ охранника в указанные помещения свободный;
- Система оповещения и управления эвакуацией имеется. Установлена «ОКТАВА-80Ц». В ходе проверки выявлено, что речевые оповещатели установлены не правильно, слышимость во всех помещениях недостаточная.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности данного Министерства, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).
Разрешая спор, суд, оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N7-ФЗ "О некоммерческих организациях", пришел к выводу о правомерности заявленных прокурором требований о возложении на ответчиков обязанности по исполнению требований законодательства об организации, надлежащей охраны,, в соответствии с требованиями, определенными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1006.
Отсутствие или недостаточность бюджетного финансирования на устранение указанных недостатков не могут являться основанием для отказа в иске, поскольку не проведение необходимых мероприятий по устранению выявленных нарушений приводит к нарушению прав несовершеннолетних.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к МБДОУ «Детский сад № «Дюймовочка», Администрации МО «<адрес>» о возложении обязанности обеспечить безопасные условия обучения, удовлетворить.
Возложить обязанность на Администрацию МО «<адрес>» в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ выделить денежные средства МБДОУ «Детский сад №» «Дюймовочка» на оборудование помещения для охраны на первом этаже.
Возложить обязанность на МБДОУ «Детский сад №» «Дюймовочка» после выделения денежных средств, в срок до ДД.ММ.ГГГГ, оборудовать помещение для охраны на 1-м этаже.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд Республики Адыгея в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий подпись Рамазанова И.И.