Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-422/2022 ~ М-234/2022 от 18.03.2022

№ 2-422/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 апреля 2022 года                                                                                      г. Северобайкальск

Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в составе председательствующей судьи Казаковой Е.Н., при секретаре помощнике судьи Звонаревой И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Аникиной Т.В. к Министерству социальной защиты населения Республики Бурятия, РГУ «Центр социальной поддержки населения» об оспаривании решения об отказе в распоряжении региональным материнским (семейным) капиталом, обязании произвести выплату,

УСТАНОВИЛ:

Аникина Т.В. обращаясь в суд к Министерству социальной защиты населения Республики Бурятия, РГУ «Центр социальной поддержки населения», просила признать незаконным отказ в распоряжении региональным материнским (семейным) капиталом, возложить на Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия в лице Северного отдела социальной защиты населения РГУ «Центр социальной поддержки населения» обязанность принять решение о назначении выплаты по заявлению на распоряжение региональным материнским капиталом.

Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ г. ей- Аникиной Т.В. выдана справка № о предоставлении регионального материнского капитала в связи с рождением второго ребенка.

Согласноп. 6 Положения о порядке направления регионального материнского (семейного) капитала в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка на получение образования ребенком (детьми) и осуществление иных связанных с получением образования ребенком (детьми) расходов, утвержденного Постановлением Правительства Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ N 93 (далее по тексту Положение), средства могут быть направлены на оплату содержания ребенка и (или) присмотра и ухода за ребенком в организации, реализующей образовательные программы дошкольного образования и (или) образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования.

ДД.ММ.ГГГГ г. она обратилась с заявлением на получение средств регионального материнского капитала за периоды посещения ребенком детского сада. Оплата расходов ею была произведена из личных средств. Она предоставила документы об оплате за детский сад и просила перевести денежные средства на ее счет безналичным путем. Ей было отказано в предоставлении данной услуги на основании п. 8 Положения, в котором указывается, что денежные средства направляются в организацию, которая предоставляет присмотр и уход за ребенком безналичным путем.

С данные решением не согласна, поскольку в п. 21 того же Положения предусмотрено право заявителя на получение денежных средств безналичным путем на счет заявителя. Кроме того, просила учесть, что п. 20 Положения предусмотрены основания отказа в удовлетворении заявления, в котором отсутствует такое основание для отказа, которое указано в п. 8 Положения.

В судебном заседании истица Аникина Т.В. иск поддержала, дала пояснения, аналогичные доводам, указанным в иске. Просила суд признать незаконным отказ в распоряжении региональным материнским (семейным) капиталом, возложить на Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия в лице Северного отдела социальной защиты населения РГУ «Центр социальной поддержки населения» обязанность принять решение о назначении выплаты по заявлению на распоряжение региональным материнским капиталом.

Представитель РГУ «Центр социальной поддержки населения» по доверенности Филимонова Т.В. иск не признала, суду пояснила, что отказ в предоставлении денежной компенсации за оплату детского сада обоснован, т.к. в силу п. 8 Положения средства материнского регионального капитала могли быть направлены только организацию, предоставляющую услуги по уходу и присмотру за ребенком без наличным путем и не предусматривают право заявителя на получение данных денежных средств на его счет, в том числе безналичным путем. Отказ в предоставлении выплаты связан с непредоставлением заявителем полного пакета документов.

Представитель Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия в суд не явился. О времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежаще. Суд определил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, не находит оснований для удовлетворения требований истца по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ года N "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" лица, получившие государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, могут направлять средства (часть средств) материнского (семейного) капитала на оплату иных, связанных с получением образования расходов, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации.

В целях реализации положений статьи 11 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" Правительство Российской Федерации постановлением от ДД.ММ.ГГГГ N 926 утвердило Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) и осуществление иных связанных с получением образования ребенком (детьми) расходов.

Так, пунктом 8 (1) Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение ребенком (детьми) образования и осуществление иных, связанных с получением образования ребенком (детьми) расходов, определено, что средства материнского (семейного) капитала могут быть направлены на оплату содержания ребенка (детей) и (или) присмотра и ухода за ребенком (детьми) в организации, реализующей образовательные программы дошкольного образования и (или) образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования.

Кроме того, постановлением Правительства Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ N 93 утверждено Положение о порядке направления регионального материнского (семейного) капитала в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка на получение образования ребенком (детьми) и осуществление иных связанных с получением образования ребенком (детьми) расходов ( далее по тексту Положение).

Данное Положение определяет порядок и условия направления регионального материнского (семейного) капитала в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка (далее - региональный капитал) на получение образования ребенком и осуществление иных связанных с получением образования ребенком расходов.

Из анализа правовых норм следует, что средства регионального материнского капитала в связи с рождением второго ребенка могут быть направлены, в том числе 1. на получение образования ребенка; 2. на осуществление иных связанных с получением образования ребенком расходов, коими являются оплата пользования жилым помещением и коммунальных услуг в общежитии в соответствии с договором найма жилого помещения в общежитии; оплата содержания ребенка и (или) присмотра и ухода за ребенком в организации, реализующей образовательные программы дошкольного образования и (или) образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования.

В силу п. 6 Положения средства могут быть направлены на оплату содержания ребенка и (или) присмотра и ухода за ребенком в организации, реализующей образовательные программы дошкольного образования и (или) образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования.

    Пунктом 8 Положения предусмотрен порядок направления средств регионального материнского капитала на оплату содержания ребенка и (или) присмотра и ухода за ребенком в организации, реализующей образовательные программы дошкольного образования и (или) образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования.

    Таким условиями являются: 1. наличие договора между организацией и лицом, получившим справку, включающим в себя обязательства организации по содержанию ребенка и (или) присмотру и уходу за ребенком в организации; 2. расчет размера платы за содержание ребенка и (или) присмотр и уход за ребенком в организации; 3. направление средств путем безналичного перечисления на счета (лицевые счета) данной организации, указанные в договоре между организацией и лицом, получившим справку.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ г. Аникиной Т.В. выдана справка №40 о предоставлении регионального материнского капитала в связи с рождением второго ребенка. Данные обстоятельства не оспариваются представителем ответчика, указывая, что Аникина Т.В. получила данную справку и частично воспользовалась средствами регионального материнского капитала на оплату содержания ребенка и (или) присмотра и ухода за ребенком в детском саду.

Аникина Т.В. через Госуслуги посредством ЕСИА ДД.ММ.ГГГГ г. обратилась с заявлением на распоряжение средствами регионального материнского капитала путем перечисления денежных средств на ее расчетный счет за периоды оплаты детского сада из личных средств, указав сумму в возмещение 0 руб., предоставив документы, такие как сведения о наличии справки, подтверждающей права о предоставлении регионального материнского капитала, сведения о рождении второго ребенка, договор с образовательным учреждением, лицензию образовательного учреждения, квитанции об плате за посещение ребенком детского сада, реквизиты расчетного счета.

Решением Северного отдела социальной защиты населения РГУ «Центр социальной поддержки населения» от ДД.ММ.ГГГГ г. Аникиной Т.В отказано в распоряжении средств материнского капитала с указанием на п. 8 Положения, согласно которому средства данного капитала подлежат направлению в организацию, реализующую образовательные программы дошкольного образования и (или) образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования путем безналичного перечисления на счета (лицевые счета) данной организации, указанные в договоре между организацией и лицом, получившим справку.

С данным решением Аникина Т.В. не согласилась.

Исследовав материалы дела, суд не находит оснований для признания незаконным отказа в распоряжении региональным материнским капиталам по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании) образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, а также совокупность приобретаемых знаний; обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни. Присмотр и уход за детьми - комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня.

    Положением о порядке направления регионального материнского (семейного) капитала в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка на получение образования ребенком (детьми) и осуществление иных связанных с получением образования ребенком (детьми) расходов предусмотрено, что средства материнского капитала направляются на обучение, на присмотр и уход за детьми, на оплату проживания.

    В данном случае истец просил направить средства на оплату расходов на присмотр и уход за ребенком.

    Согласно договору, заключенному между Аникиной Т.В. и МБДОУ детский сад «Северяночка» от ДД.ММ.ГГГГ г., учреждение предоставляет воспитаннику образовательные услуги в рамках реализации основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с федеральными государственным образовательным стандартом дошкольного образования, содержание, присмотр и уход за воспитанником, в учреждении.

Из п. 3.1. договора следует, что стоимость услуг по присмотру и уходу за воспитанником устанавливается Постановлением Администрации МО «Северо-Байкальский район». Не допускается включение расходов на реализацию образовательной программы дошкольного образования, а также расходов на содержание недвижимого имущества учреждения.

     Постановлениями Администрации МО «Северо-Байкальский район» от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ г. установлен размер платы, взымаемой с родителей за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в муниципальных образовательных учреждениях, осуществляющих образовательную деятельность на территории муниципального образования «Северо-Байкальский район», согласно которым плата за уход и присмотр за детьми составила, соответственно, руб.

    То есть из указанных положений следует, что плата осуществляется только за присмотр и уход за воспитанником в учреждении, а не плата за предоставление образования. В данном случае образование воспитаннику представляется бесплатно в соответствии со стандартом образования.

    Пунктом 8 Положения предусмотрено, что направление платы за присмотр и уход осуществляется непосредственно в образовательное учреждение безналичным путем.

В силу чего отказ Аникиной Т.В. в распоряжении средствами регионального материнского капитала с указанием на п. 8 Положения, является обоснованным.

В данном случае Аникина Т.В. не предоставила полный пакет документов, который был позволил Северному отделу социальной защиты населения РГУ «Центр социальной поддержки населения» принять решение о распоряжении средствами регионального материнского капитала путем направления его в учреждение дошкольного образования.

Доводы Аникиной Т.В. о том, что п. 21 Положения предусмотрено право заявителя получить средства материнского капитала на свой счет безналичным путем судом исследованы.

Так, п. 21 Положения предусмотрено, что в случае направления средств регионального капитала на получение образования ребенком в любой образовательной организации на территории Российской Федерации, имеющим право на оказание соответствующих образовательных услуг, денежные средства перечисляются: 1) образовательной организации; 2) заявителю на его счет в кредитной организации или через организации связи (доставки) по выбору заявителя.

То есть из указанных нром следует, что заявитель имеет право на получение средств региональным материнского капитала на счет только при направлении средств регионального материнского капитала на получение образования ребенком.

В данном же случае, образование ребенком в дошкольном учреждении предоставлено бесплатно, плата установлена только за присмотр, уход за воспитанником, что следует из договора, заключенного между Аникиной Т.В. и МБДОУ детский сад «Северяночка».

Не состоятельны доводы истца о незаконности отказа в распоряжении средствами регионального материнского капитала по п. 8 Положения, как не предусмотренного п. 20 Положения.

Пунктом 20 Положения предусмотрены основания отказа в удовлетворении заявления распоряжения средствами регионального материнского капитала, в том числе непредставление заявителем документов, необходимых для принятия решения об удовлетворении или отказе в удовлетворении заявления, указанных в пунктах 2, 4 и 7 настоящего Положения, или наличие в таких документах неполных и (или) недостоверных сведений (п.п. 6 п. 20 Положения).

В данном случае Северный отделу социальной защиты населения РГУ «Центр социальной поддержки населения» отказывая в удовлетворении заявления Аникиной Т.В. сослался на п. 8 Положения.

Вместе с тем, суд считает, что ссылка на п. 8 Положения не имеет правового значения, т.к. по сути, Аникиной Т.В. было отказано в распоряжении средствами материнского капитала в связи с непредоставлением пакета документов, в частности расчета суммы для перечисления средств в организацию безналичным путем, что и содержится в пункте 8 Положения.

    Признание незаконным решения об отказе в распоряжении средствами регионального материнского капитала и возложение обязанности в данном случае привело бы к нецелевому использованию бюджетных средств, поскольку законом не предусмотрено право заявителей на получение денежной компенсации путем перечисления денежных средств безналичным путем на оплату за уход и присмотр детей в образовательных учреждениях.

При указанных обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения требований истца.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

    Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Аникиной Т.В. к Министерству социальной защиты населения Республики Бурятия, РГУ «Центр социальной поддержки населения» об оспаривании решения об отказе в распоряжении региональным материнским (семейным) капиталом, обязании произвести выплату, отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Северобайкальский городской суд Республики Бурятия.

Решение принято в мотивированной форме 21.04.2022 года

Судья:                                 Е.Н.Казакова

УИД: 04RS0020-01-2022-000551-98

2-422/2022 ~ М-234/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Аникина Татьяна Викторовна
Ответчики
Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия
Северный отдел социальной защиты населения РГУ «Центр социальной поддержки населения»
Суд
Северобайкальский городской суд Республики Бурятия
Судья
Казакова Евгения Николаевна
Дело на странице суда
severobaikalsky--bur.sudrf.ru
18.03.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.03.2022Передача материалов судье
25.03.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.03.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.04.2022Подготовка дела (собеседование)
01.04.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.04.2022Судебное заседание
21.04.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.12.2022Дело оформлено
28.12.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)
Судебный акт #2 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее