№
УИД 26RS0№-59
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 мая 2023 года город Новопавловск
Кировский районный суд Ставропольского края в составе: судьи Гавриленко О.В., при секретаре Кузине Д.В., с участием помощника прокурора Кировского района Ставропольского края Кулик Я.С., представителя ответчика администрации Кировского городского округа Ставропольского края Механошиной Н.В., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора Кировского района Ставропольского края в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Кировского городского округа Ставропольского края, Комсомольскому территориальному отделу администрации Кировского городского округа Ставропольского края в порядке ст. 45 ГПК РФ,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Кировского района Ставропольского края в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд в порядке статьи 45 ГПК РФ с иском к администрации Кировского городского округа.
Определением суда в качестве соответчика привлечен Комсомольский территориальный отдел администрации Кировского городского округа Ставропольского края.
Требования мотивированы тем, что проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что в нарушение п.п. 5.11, 5.61, 5.68, 5.69, 5.77 СП 35.13330.2011 на мостовом сооружении в пос. Золка отсутствуют опорные части, тротуары и перильные ограждения, имеется разрушение режима работы системы водоотвода, разрушение гидролизации проезжей части, не герметичность деформационных швов.
Согласно техническому отчету по объекту «мост в поселке Золка Кировского городского округа Ставропольского края», составленному по итогам проведенного обследования мостового сооружения в октябре 2021 года ООО «Стройдорконтроль», состояние мостового сооружение в пос. Золка оценивается как аварийное, требующее проведения работ по незамедлительной реконструкции моста, так как данное сооружение является единственным подъездным путём к пос. Золка, а длина объездного пути превышает 100 км.
По данному факту прокуратурой района 19.12.2022 года главе Кировского городского округа внесено представление об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения, которое рассмотрено 16.01.2023 года, однако выявленные нарушения не устранены, мостовое сооружение не приведено в надлежащее техническое состояние, реконструкция не произведена.
В связи с тем, что передвижение по мостовому сооружению, являющемся аварийным, представляет повышенную опасность и может привести к увечью и гибели людей, несвоевременному оказанию скорой медицинской помощи и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе тушению пожаров, и рассматриваемые правоотношения затрагивают интересы неопределенного круга лиц, прокурор обратился в суд с настоящим заявлением.
В судебном заседании помощник прокурора Кировского района Кулик Я.С. исковые требования уточнила и просила обязать администрацию Кировского городского округа в срок до 01.01.2025 года произвести реконструкцию мостового сооружения в пос. Золка Кировского городского округа Ставропольского края, привести мостовое сооружение в соответствие с установленным правилам, стандартам и техническим нормами.
Представитель ответчика администрации Кировского городского округа Механошина Н.В. в судебном заседании требования признала и не возражала против их удовлетворения.
Данные признания иска судом принимаются, поскольку они не противоречат закону и не нарушают законные права и законные интересы других лиц.
Представитель соответчика Комсомольского территориального отдела администрации Кировского городского округа Ставропольского края, будучи надлежащим и своевременным образом извещенный о дате, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, не сообщив суду об уважительности своей неявки, и не просил суд о рассмотрении дела в его отсутствие. При таких обстоятельствах, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд посчитал возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд, ознакомившись с исковым заявлением, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 43 Конституции РФ каждый имеет конституционное право на образование в безопасных условиях.
Статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». (далее - Закон № 257-ФЗ)
Согласно ст. 2 Закона № 257-ФЗ под безопасностью дорожного движения понимается состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий; под обеспечением безопасности дорожного движения понимается деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Согласно п. 12 ст. 3, ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
В силу положений ст. 3 Закона № 257-ФЗ содержание дорог относится к дорожной деятельности и определено как комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
При этом, в соответствие со ст. 13 Закона № 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в частности, осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Аналогичные положения содержит п. 4 ст. 6 Закона № 196-ФЗ, согласно которому к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения отнесено осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности.
В соответствие с ч. 5 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 17, ст. 3 Закона № 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог
Под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Под "автомобильной дорогой" понимается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог
Искусственные дорожные сооружения - сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона (зимники, мосты, переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады, подобные сооружения).
Исходя из данных правовых норм, органы местного самоуправления обязаны содержать автомобильные дороги, а также включающие в себя искусственные дорожные сооружения (мосты), местного значения в состоянии, отвечающем требованиям безопасности.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2020 № 891/пр утверждено Изменение № 3 к Своду правил 35.13330.2011 «СНиП 3.05.03.-94* Мосты и трубы», утвержденному приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 28.12.2010 № 822 (далее- СП 35.13330.2011), которые распространяются на проектирование новых, реконструируемых и подвергаемых капитальному ремонту постоянных мостовых сооружений (далее - мостов) и труб на автомобильных дорогах, включая внутрихозяйственные дороги сельскохозяйственных и промышленных предприятий, на улицах и дорогах населенных пунктов.
Согласно п. 5.59 СП 35.13330.2011 конструкция и геометрические параметры мостового полотна должны обеспечивать комфортность и безопасность движения пешеходов и транспортных средств со скоростями, соответствующими категории дороги или улицы, на которой расположено мостовое сооружение.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, мост в пос. Золка, кадастровый номер 26:35:030601:15 является собственностью Кировского городского округа, имеет назначение – сооружение дорожного транспорта.
На основании постановления администрации Кировского городского округа от 19.05.2021 № 868 на праве оперативного управления вышеуказанный мост закреплен за Комсомольским территориальным отделом администрации Кировского городского округа.
Согласно п. 7 ч. 1 ст. 39 Устава Кировского городского округа, принятого решением Думы Кировского городского округа СК от 27.10.2017 № 17, к полномочиям администрации Кировского городского округа относится организация и осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах Кировского городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах Кировского городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении ответчиками требований законодательства о непринятии мер к созданию безопасных условия обучения, а также безопасных условий воспитания обучающихся, что создает угрозу жизни и здоровью неопределенному кругу лиц, постоянно или временно пребывающих в дошкольном учреждении и обосновывает предъявление прокурором иска в суд.
Таким образом, с учетом уточнения исковых требований, суд считает, что заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению. Срок, необходимый для устранения указанных нарушений является разумным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 45, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Кировского района Ставропольского края в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Кировского городского округа Ставропольского края, Комсомольскому территориальному отделу администрации Кировского городского округа Ставропольского края в порядке ст. 45 ГПК РФ удовлетворить.
Обязать администрацию Кировского городского округа в срок до 01.01.2025 года произвести реконструкцию мостового сооружения в пос. Золка Кировского городского округа Ставропольского края, привести мостовое сооружение в соответствие с установленным правилам, стандартам и техническим нормами.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Кировский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 16 мая 2023 года.
Судья О.В. Гавриленко