Дело <число>
УИД 21RS0<число>-03
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 октября 2020 года <адрес>
Козловский районный суд Чувашской Республики
в составе председательствующего судьи Филиппова А.Н.,
помощника судьи ФИО3,
при секретаре судебного заседания ФИО4,
с участием
представителя истца ООО «УК «Домовой» - ФИО5, действующего на основании доверенности,
представителя ответчика ФИО1 - ФИО6, действующего на основании ходатайства доверителя в суде,
рассмотрев в помещении суда в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ООО «УК «Домовой» к ФИО1 о признании недействительным решения внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома,
установил:
ООО «УК «Домовой» обратилось в суд с иском к ФИО1 о признании недействительным решения внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: Чувашская Республика, <адрес>. В иске указывается, что 23 февраля 2020 года собственниками помещений многоквартирного дома проведено общее собрание, в том числе по вопросу установления платы на содержание общего имущества в доме в размере 12 руб. 27 коп. с 1 кв.м. Инициатором проведения собрания выступил ответчик.
Указанное собрание проведено с грубейшими нарушениями действующего законодательства, поскольку был нарушен порядок уведомления собственников многоквартирного дома, отсутствуют документы, подтверждающие вручение уведомления о проведении собрания каждому собственнику, а решение и протокол собрания являются ничтожными и подлежащими отмене, так как голосование проведено без оформления решения (бюллетеня) для каждого собственника, решение принято при отсутствии необходимого кворума, протокол направлен в управляющую компанию без приложений, предусмотренных приказом Минстроя России от 28.01.2019 № 44/пр.
Кроме того, не были представлены допустимые и достоверные доказательства экономической обоснованности установленной платы на содержание общего имущества в доме в размере 12 руб. 27 коп. с 1 кв.м. Неправомерно исключены и уменьшены виды работ, предусмотренные требованиями, установленными Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, и Минимальным перечнем услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290. Плата на содержание общего имущества в указанном размере является недостаточной для поддержания дома в надлежащем состоянии.
В соответствии с договором управления, заключенным по итогам конкурса (извещение №210518/1235511/01) по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, расположенными в <адрес> Республики, и на основании протокола от <дата> <число> рассмотрения заявок на участие в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, размер платы на содержание общего имущества дома, установленный, в том числе, для <адрес>, составляет 15 руб. 60 коп. с 1 кв.м.
В соответствии с заключением специалиста АНО «Бюро научных экспертиз» <число> по дому <число> по <адрес> определен экономически обоснованный размер тарифа на содержание и ремонт жилья в размере 15 руб. 65 коп. с 1 кв.м.
При установлении размера платы на содержание общего имущества дома должно учитываться, что размер такой платы должен быть достаточным для финансирования услуг и работ, необходимых для поддержания дома в надлежащем состоянии. Кроме того, данный дом принят в управление по результатам проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации, поскольку собственниками помещений не было принято решение о выборе способа управления многоквартирным домом. Поскольку результаты данного конкурса не оспорены и договоры управления не признаны недействительными, истец исполняет обязанности по управлению многоквартирного дома на условиях, указанных в извещении о проведении конкурса и конкурсной документации.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, истец просит признать недействительным решение внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного <адрес> Республики об утверждении размера платы на содержание общего имущества многоквартирного дома в размере 12 руб. 27 коп. с 1 кв.м., оформленное протоколом от <дата> и взыскать с ответчика расходы по уплате государственной пошлины.
В судебном заседании представитель истца ФИО5 исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным в заявлении основаниям, просил удовлетворить. Дополнительно пояснил, что при проведении данного собрания подсчет голосов производился не по площади жилых помещений, а по количеству участвующих лиц, т.е. кворума не было. Доказательств о том, что собственники помещений в доме были извещены о проведении собрания, не имеется. По представленным в управляющую организацию документам по данному собранию, невозможно установить, кто и как голосовал на собрании. Собственниками при установлении нового тарифа исключены необходимые виды работ для обслуживания дома, предусмотренные Минимальным перечнем услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> <число>.
В судебном заседании 13 октября 2020 года ответчик ФИО1 исковые требования не признала в полном объеме. Пояснила, что она является председателем Совета вышеуказанного многоквартирного дома с 2018 года. По ее инициативе 23 февраля 2020 года проведено общее собрание собственников помещений многоквартирного <адрес> Республики.
Представитель ответчика ФИО1 - ФИО6 исковые требования не признал в полном объеме по основаниям, изложенным в письменным возражениях, из которых следует, что приведенные в исковом заявлении доводы являются необоснованными, порядок проведения вышеуказанного общего собрания собственников не нарушен. Утвержденный размер платы на содержание общего имущества многоквартирного дома в размере 12 руб. 27 коп. с 1 кв.м. является законным, поскольку рассчитан путем исключения некоторых видов работ, которые управляющая компания не выполняет либо в их выполнении нет необходимости.
Третьи лица - Государственная жилищная инспекция Чувашской Республики и администрация Козловского городского поселения Козловского района Чувашской Республики, надлежащим образом уведомленные о дате, времени и месте рассмотрения дела, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
С учетом указанных обстоятельств и положений ст. 167 ГПК РФ, суд посчитал возможным рассмотреть данное дело при имеющейся явке.
Выслушав объяснения участвующих лиц, исследовав представленные письменные доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Согласно заключению специалиста автономной некоммерческой организации «Бюро научных экспертиз» № 61/2019 от 20.11.2019, экономически обоснованный размер тарифа на содержание и ремонт жилья по 62 многоквартирным жилым домам, расположенным в г. Козловка Чувашской Республики, описанных в исследовательской части исследования, по 1 типу с центральным холодным водоснабжением, горячим водоснабжением, отоплением, водоотведением (то есть, по вышеуказанному дому) составляет 15 руб. 60 коп. за 1 кв.м., по 2 типу с центральным холодным водоснабжением, без централизованного горячего водоснабжения, с индивидуальным отоплением (котлы), без центрального водоотведения - 12 руб. 23 коп. за 1 кв.м.
Согласно протоколу от 25.06.2018 № 2 рассмотрения заявок на участие в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, объединенными в два лота, в том числе по дому <число> по <адрес>, к конкурсу был допущен один участник - ООО «УК «Домовой», который признан участником открытого конкурса по отбору управляющей организации на право управления многоквартирными домами.
<дата> между ООО «УК «Домовой» и администрацией Козловского городского поселения <адрес> Чувашской Республики заключен договор управления многоквартирными домами в <адрес>, в том числе по дому <число> по <адрес> заключен на 3 года, вступает в силу со дня его подписания сторонами. Неотъемлемой частью договора является приложение, предусматривающее перечень обязательных работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, а также размер тарифа на содержание и ремонт общего имущества указанного дома - 15 руб. 60 коп.
Из расчета экономически обоснованного тарифа на содержание жилого помещения для собственников многоквартирного дома, которые на общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, не утвердили перечень необходимых работ по содержанию общего имущества и придомовой территории по многоквартирным домам, либо утвердили перечень работ с составом работ менее чем предусмотренный Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 и постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, с пояснительной запиской, следует, что тариф по дому № 91 по <адрес> составляет 16 руб. 95 коп.
Из протокола от <дата> общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, следует, что общая площадь жилых помещений дома – 3069,92 кв.м., общее количество собственников в многоквартирном доме - 117, общее количество присутствующих - 45, явка – 78,9%. В данном протоколе отмечается, что тариф на содержание жилого помещения в размере 15 рублей 65 копеек завышен. По дому <число> по <адрес> многие виды работ по обслуживанию не проводятся. Работы и услуги по содержанию общего имущества по дому выполняются не в полном объеме. У дома нерегулярно убирается снег, трава несвоевременно и не всегда скашивается. Со стороны подъездов регламентированные работы выполняются частично. Благоустройством и озеленением занимаются сами жильцы. Обработка подъездных путей против гололедицы не производится в полном объеме. Придомовая территория не освещается. По этому снижены расходы по данной статье. Принято решение об установлении тарифа на содержание общего имущества в доме в размере 12 рублей 27 копеек. В протоколе результаты голосования не отражены. Протокол подписан председателем собрания и секретарем. Также в данном протоколе указывается, что к нему прилагается расшифровка размера платы по содержанию жилья; перечень выполняемых работ, согласно заключению специалиста <число> от <дата>; список собственников помещений в <адрес> с подписями собственников.
Из представленного суду объявления следует, что 23 февраля 2020 года в 13 час. 00 мин. состоится общее собрание собственников <адрес> собрания: об утверждении перечня работ за содержания жилья; установление тарифа (платы) за содержание и ремонт жилого помещения; разное. В данном объявлении указывается, что оно составлено <дата> председателем Совета дома ФИО1
В соответствии со ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 ЖК РФ. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Согласно ч. 2 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
В соответствии с положениями ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, управление многоквартирным домом должно обеспечивать надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме. Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
В пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» разъяснено, что под содержанием общего имущества в многоквартирном доме следует понимать комплекс работ и услуг, направленных на поддержание этого имущества в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность их имущества, доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг.
Согласно пункту 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 №491 (далее - Правила), общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в частности: а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов; е) поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.
Пунктом 31 Правил предусмотрено, что при определении размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Управляющая организация обязана представить собственникам помещений в таком доме предложение о размере платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме не позднее чем за 30 дней до дня проведения общего собрания собственников помещений в этом доме в целях принятия решения по вопросу об определении размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме. В предложении управляющей организации о размере платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме должны содержаться расчет (смета) и обоснование размера платы за содержание жилого помещения. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
Пункт 17 Правил устанавливает, что собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
В соответствии с пунктом 35 Правил, указанные в пунктах 31 - 34 настоящих Правил размеры платы за содержание жилого помещения и размеры обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества, должны быть соразмерны утвержденному перечню, объемам и качеству услуг и работ.
В соответствии с пунктом 11.1 Правил, минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290 утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения (далее - Перечень). В названном Перечне указан состав услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Из вышеизложенного следует, что размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется собственниками с учетом предложений управляющей организации в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Судом установлено, что управление многоквартирным домом <число> по <адрес> Республики осуществляет ООО «УК «Домовой». 23.02.2020 проведено внеочередное общее собрание собственников помещений в указанном многоквартирном доме. Общее собрание проведено по инициативе ответчика ФИО1, являющейся собственником <адрес> указанном многоквартирном доме. Решение внеочередного общего собрания оформлено вышеуказанным протоколом от 23.02.2020.
По смыслу п. 1 ст. 2, п. 6 ст. 50, п. 2 ст. 181.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, под решениями собраний понимаются решения гражданско - правового сообщества, то есть определенной группы лиц, наделенной полномочиями принимать на собраниях решения, с которыми закон связывает гражданско - правовые последствия, обязательные для всех лиц, имевших право участвовать в таком собрании, а также для иных лиц, если это установлено законом или вытекает из существа отношений.
Нормы главы 9.1 Гражданского кодекса Российской Федерации применяются к решениям собраний в части, не урегулированной специальными законами или в части, конкретизирующей их положения (п. 1 ст. 181.1 Гражданского кодекса Российской Федерации) - Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».
Главой 6 Жилищного кодекса Российской Федерации установлены специальные правила о порядке проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятия ими решений, а также основания и сроки оспаривания таких решений.
В соответствии с ч. 1 ст. 44 Жилищного кодекса Российской Федерации, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.
Компетенция общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме определена в ч. 2 ст. 44 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Порядок проведения общего собрания, порядок принятия решения и голосования на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме установлены статьями 45-48 ЖК РФ.
В соответствии со ст. 45 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны ежегодно проводить годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. Если иное не установлено общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в течение второго квартала года, следующего за отчетным годом, в порядке, установленном настоящей статьей.
Проводимые помимо годового общего собрания общие собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются внеочередными. Внеочередное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть созвано по инициативе любого из данных собственников.
Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов. При отсутствии кворума для проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть проведено повторное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме.
Собственник, иное лицо, указанное в настоящем Кодексе, по инициативе которых созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, обязаны сообщить собственникам помещений в данном доме о проведении такого собрания не позднее чем за десять дней до даты его проведения. В указанный срок сообщение о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть направлено каждому собственнику помещения в данном доме заказным письмом, если решением общего собрания собственников помещений в данном доме не предусмотрен иной способ направления этого сообщения в письменной форме, или вручено каждому собственнику помещения в данном доме под роспись либо размещено в помещении данного дома, определенном таким решением и доступном для всех собственников помещений в данном доме.
Положения о решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме закреплены в ст. 46 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 46 Жилищного кодекса Российской Федерации, решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктами 1, 1.1-1, 1.2 - 3.1, 4.2, 4.3 ч. 2 ст. 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в порядке, установленном общим собранием собственников помещений в данном доме.
Согласно ч. 1 ст. 47 Жилищного кодекса Российской Федерации, в случае если при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме путем совместного присутствия собственников помещений в данном доме для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование, такое общее собрание не имело указанного в части 3 статьи 45 настоящего Кодекса кворума, в дальнейшем решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме с такой же повесткой могут быть приняты путем проведения заочного голосования (опросным путем) (передачи в место или по адресу, которые указаны в сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование).
Принявшими участие в общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, проводимом в форме заочного голосования (опросным путем), считаются собственники помещений в данном доме, решения которых получены до даты окончания их приема (ч. 2 ст. 47 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Правом голосования на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, обладают собственники помещений в данном доме. Голосование на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме осуществляется собственником помещения в данном доме как лично, так и через своего представителя (ч. 1 ст. 48 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Количество голосов, которым обладает каждый собственник помещения в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в данном доме, пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество в данном доме (ч. 3 ст. 48 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Голосование по вопросам повестки дня общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, проводимого в форме заочного голосования, осуществляется только посредством оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование, за исключением случая, предусмотренного статьей 47.1 настоящего Кодекса (ч. 5 ст. 48 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Частью 5.1 ст. 48 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при проведении общего собрания посредством очного, очно-заочного или заочного голосования в решении собственника по вопросам, поставленным на голосование, которое включается в протокол общего собрания, должны быть указаны: сведения о лице, участвующем в голосовании, сведения о документе, подтверждающем право собственности лица, участвующего в голосовании, на помещение в соответствующем многоквартирном доме и решения по каждому вопросу повестки дня, выраженные формулировками «за», «против» или «воздержался».
В соответствии со ст. 181.5 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если оно: 1) принято по вопросу, не включенному в повестку дня, за исключением случая, если в собрании приняли участие все участники соответствующего гражданско-правового сообщества; 2) принято при отсутствии необходимого кворума; 3) принято по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания; 4) противоречит основам правопорядка или нравственности.
Согласно ст. 181.4 Гражданского кодекса Российской Федерации, решение собрания может быть признано судом недействительным при нарушении требований закона, в том числе в случае, если: 1) допущено существенное нарушение порядка созыва, подготовки и проведения собрания, влияющее на волеизъявление участников собрания; 2) у лица, выступавшего от имени участника собрания, отсутствовали полномочия; 3) допущено нарушение равенства прав участников собрания при его проведении; 4) допущено существенное нарушение правил составления протокола, в том числе правила о письменной форме протокола (п. 3 ст. 181.2 ГК РФ).
Решение собрания не может быть признано судом недействительным, если голосование лица, права которого затрагиваются оспариваемым решением, не могло повлиять на его принятие и решение собрания не влечет существенные неблагоприятные последствия для этого лица.
Решение собрания может быть оспорено в суде в течение шести месяцев со дня, когда лицо, права которого нарушены принятием решения, узнало или должно было узнать об этом, но не позднее чем в течение двух лет со дня, когда сведения о принятом решении стали общедоступными для участников соответствующего гражданско-правового сообщества.
Обращаясь в суд с настоящим иском, и заявляя требования о недействительности решения общего собрания, ООО «УК «Домовой» ссылается на нарушение процедуры при подготовке проведения общего собрания собственников помещений, а именно, ненадлежащее уведомление собственников о проведении собрания; отсутствие кворума при принятии решений; направление оспариваемого протокола в управляющую компанию без требуемых приложений (реестр собственников помещений многоквартирного дома).
Надлежащие доказательства уведомления собственников помещений многоквартирного дома о проведении внеочередного общего собрания суду не представлены.
Представленный суду письменный текст объявления о проведении собрания, таким доказательством не является.
Следовательно, возможность установить, когда и каким образом собственники помещений многоквартирного дома извещались о проведении общего собрания, по какой форме и когда планировалось проведение собрания, дату окончания приема решений собственников по вопросам, поставленным на голосование, в заочной форме, повестку дня собрания, порядок ознакомления с информацией и материалами, которые будут представлены на данном собрании, и место или адрес, где с ними можно ознакомиться, отсутствует. Суд приходит к выводу, что истец доказал несоблюдение ответчиком порядка созыва общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, а ответчик в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ не представил доказательств, отвечающих принципам относимости, допустимости, достоверности и достаточности, опровергающих данные доводы.
В соответствии с п. 3 ч. 5.1 ст. 48 Жилищного кодекса Российской Федерации, при проведении общего собрания посредством очного, очно-заочного или заочного голосования в решении собственника по вопросам, поставленным на голосование, которое включается в протокол общего собрания, должны быть указаны решения по каждому вопросу повестки дня, выраженные формулировками «за», «против» или «воздержался».
В соответствии с пп. «ж» п. 20 Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, утвержденных Приказом Минстроя России от 28.01.2019 № 44/пр, письменные решения (бюллетени) собственников помещений и их представителей, принявших участие в проведенном общем собрании, должны содержать сведения, позволяющие идентифицировать лиц, заполнивших их (для физических лиц - фамилию, имя, отчество полностью).
Следовательно, решение собственника должно быть оформлено так, чтобы можно было идентифицировать, кто голосовал и какое решение принял.
По вышеуказанному собранию ведомость счетной комиссии и бюллетени для голосования отсутствуют.
Из протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного <адрес> от 23 февраля 2020 года и иных представленных суду документов по данному собранию, невозможно однозначно установить кто из собственников и как именно проголосовал, не указаны фамилия, имя, отчество проголосовавших.
В соответствии с п. 3 ст. 48 Жилищного кодекса Российской Федерации, голосование на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме проводится не по количеству присутствующих собственников, а определяется пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество в доме.
В решении собственников данные о площади принадлежащего жилого помещении и сведения о форме собственности в отношении каждого из указанных помещений, отсутствуют.
Учитывая, что решение собственников помещений многоквартирного дома по оспариваемому протоколу общего собрания оформлено с нарушением требований об оформлении протоколов, суд лишен объективной возможности проверить достоверность произведенного подсчета голосов. Подтвердить наличие кворума на собрании не представляется возможным.
По мнению истца, размер экономически обоснованного тарифа на содержание общего имущества многоквартирного <адрес> Республики составляет не менее 15 руб. 60 коп. с одного квадратного метра.
Как видно из протокола общего собрания, решение об утверждении тарифа на содержание общего имущества в доме принималось путем исключения и уменьшения работ, содержащихся в расшифровке размера платы по содержанию жилья по многоквартирному дому <число> по <адрес> Республики.
При этом, доказательств того, что установление платы на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома в размере 12 руб. 27 коп. позволит осуществлять обслуживание многоквартирного дома в соответствии с законодательством, стороной ответчика суду не представлено.
Суд приходит к выводу, что размер платы был принят собственниками без его экономического обоснования.
Между тем, законодатель, предоставляя собственникам помещений многоквартирного дома право на определение размера платы за содержание и ремонт общего имущества, не допускает возможность произвольного установления размера составных частей данной платы, требует, чтобы установленный размер платы обеспечивал поддержание нормального, работоспособного состояние имущества в целом.
Суд, принимая во внимание приведенные выше положения закона, устанавливающие принципы установления тарифов на обслуживание жилья, и разъяснения п. 16 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 27.06.2017 № 22, находит примененный собственниками принцип расчета не соответствующим требованиям закона. Утвержденный собственниками тариф в размере 12 руб. 27 коп., не может обеспечить содержание имущества многоквартирного дома в соответствии с требованиями действующего законодательства. Отсутствие надлежащего содержания общего имущества многоквартирного дома, в свою очередь, может привести к снижению характеристик надежности и безопасности дома.
В случае некачественного оказания услуг управляющей компанией собственники жилых помещений не лишены права требовать перерасчета внесенных платежей, а также компенсации причиненного вреда в установленном законом порядке, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491.
Суд приходит к выводу, что при проведении общего собрания допущены существенные нарушения требований жилищного законодательства, влекущие признание решения данного собрания недействительным, а именно, доказательства, подтверждающие надлежащее уведомление собственников помещений в вышеуказанном многоквартирном доме о намерении провести собрание, отсутствуют; порядок созыва общего собрания нарушен; наличие кворума на общем собрании не подтверждено; невозможно однозначно установить, кто из собственников и по какому вопросу повестки дня голосовал и какое конкретно решение каждый из собственников принял; протокол общего собрания от 23.02.2020 не соответствует требованиям к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, утвержденным Приказом Минстроя России от 28.01.2019 № 44/пр.
Представленные стороной ответчика в ходе рассмотрения дела новая редакция протокола общего собрания собственников от <дата>, новая редакция текста уведомления собственников помещений о проведении общего собрания, протокол голосования по вопросам повестки собрания собственников помещений <адрес>, реестр собственников на 19.02.2020, не указывают на соблюдение порядка проведения вышеуказанного собрания от <дата>, в том числе наличие необходимо кворума, по следующим основаниям.
В материалы дела стороной ответчика представлено заявление ФИО1 от <дата> в адрес генерального директора ООО «УК Домовой», которым управляющая компания проинформирована о проведении вышеуказанного собрания собственников и о принятом на нем решении. В данном заявление указан перечень представленных в адрес ООО «УК Домовой» документов по данному собранию, а именно:
- протокол Собрания собственников <адрес> приложением (подписи собственников <адрес> количестве 45);
- экономический расчет тарифа на содержание и ремонт жилого <адрес>;
- копия заключения специалиста №61/2019;
- копия объявления о проведении собрания в данном доме.
Все эти документы приложены стороной истца к исковому заявлению при обращении в суд, о чем указывалось представителем истца при рассмотрении дела.
Сторонами по делу не оспаривается, что именно вместе с данным заявлением, в управляющую компанию поступил пакет документов по вышеуказанному собранию (вх. <число> от <дата>).
В судебном заседании ответчик ФИО1 пояснила, что после вышеуказанного собрания (примерно 25-<дата>) было проведено новое голосование по вопросу утверждения размера платы на содержание общего имущества многоквартирного дома. В последующем, <дата> новый протокол общего собрания и новый протокол голосования были представлены в управляющую компанию.
При этом, каких – либо доказательств, подтверждающих довод о том, что управляющей компанией в феврале 2020 года были получены новые протокол общего собрания и протокол голосования, суду не представлено.
Более того, на новом протоколе стоит дата его составления – <дата>, то есть до проведения нового голосования.
Дополнительно следует отметить, что в представленном в управляющую компанию пакете документов по вышеуказанному собранию вместе с заявлением ФИО1 от <дата>, в списке собственников дома, являющегося приложением к протоколу, проставлено 46 подписей, в самом протоколе указывается о голосовании 45 собственников.
А в новом протоколе собрания и протоколе голосования указывается на 61 голос в пользу утверждение нового тарифа и соответственно проставлена 61 подпись при голосовании.
Кроме того, в текстах объявлений (уведомлений), представленных к исковому заявлению стороной истца при обращении в суд и представленных в ходе судебного заседания стороной ответчика, указана разная повестка дня. При этом, каких-либо доказательств о том, что новое объявление (уведомление), в котором указывается о проведении очного голосования <дата> в 13 часов, было доведено в установленном порядке до собственников дома, стороной ответчика суду не представлено.
Таким образом, представленные суду стороной ответчика в ходе рассмотрения дела вышеуказанные документы, не являются надлежащими доказательствами соблюдения порядка проведения вышеуказанного собрания от <дата>, в том числе наличие необходимого кворума.
При подаче иска ООО «УК «Домовой» была уплачена государственная пошлина в размере 6000 рублей. Поскольку решение суда состоялось в пользу истца, понесенные им расходы по уплате государственной пошлины подлежат взысканию с ответчика по правилам ст. 98 ГПК РФ.
Таким образом, иск ООО «УК «Домовой» к ФИО1 о признании недействительным решения внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного <адрес> Республики об утверждении размера платы на содержание общего имущества многоквартирного дома в размере 12 рублей 27 копеек с 1 кв.м., оформленного протоколом от <дата>, взыскании расходов по уплате государственной пошлины в сумме 6000 рублей, подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Иск ООО «УК «Домовой» к ФИО1 о признании недействительным решения внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома удовлетворить.
Признать недействительным решение внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного <адрес> Республики об утверждении размера платы на содержание общего имущества многоквартирного дома в размере 12 рублей 27 копеек с 1 кв.м., оформленное протоколом от <дата>.
Взыскать с ФИО1 в пользу ООО «УК «Домовой» расходы по уплате государственной пошлины в сумме 6000 (шесть тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Козловский районный суд Чувашской Республики.
Судья А.Н. Филиппов
Мотивированное решение составлено <дата>.