Дело №
УИД 05 RS 0№-35
Именем Российской Федерации
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
<адрес> 16 октября 2023 года
Хасавюртовский городской суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Хадисовой С.И. при секретаре судебного заседания ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного казенного учреждения Республики Дагестан «Управление социальной защиты населения в МО «<адрес>» к ФИО1 о взыскании 250000 (двести пятьдесят тысяч) рублей 00 копеек в счет возмещения единовременной выплаты.
УСТАНОВИЛ:
Государственное казенное учреждение РД «Управление социальной защиты населения в МО «<адрес>» (далее по тексту - истец) обратилось в Хасавюртовский городской суд Республики Дагестан с исковыми требованиями к ФИО2 (далее по тексту – ответчик) о взыскании 250000 (двести пятьдесят тысяч) рублей 00 копеек в счет возмещения единовременной выплаты.
В обоснование заявленного требования ссылается на то, что ДД.ММ.ГГГГ между ГКУ РД УСЗН в МО «<адрес>» в лице ФИО4 и ФИО2 был составлен социальный контракт, предметом которого было оказание ФИО2 государственную социальную помощь. В программе социальной адаптации предусматриваются обязательные для реализации получателями государственной социальной помощи мероприятия из Перечня основным мероприятий, включаемых в программу социальной адаптации. Поскольку ФИО2 не выполнила условия Социального контракта, и денежные средства использованы не по целевому назначению, а также образовавшаяся задолженность до настоящего времени ответчиком не погашена.
Согласно данного социального контракта ФИО2 была выделена единовременная денежная субсидия с целью осуществления предпринимательской деятельности в размере 250000 рублей в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год.
В свою же очередь ФИО2 должна была приобрести основные средства, материально-производственные запасы, возвратить единовременную денежную субсидию, полученную в качестве государственной социальной помощи в полном объеме и в срок не позднее 30 дней со дня прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности. Ежемесячно до 5-го числа, следующего за отчетным месяцем, предоставлять в орган социальной защиты, отчет о выполнении программы социальной адаптации и.т.д. Истец согласно социального контракта выполнил все условия, и выплатил ответчику денежные средства в размере 250000 рублей. Однако ответчик обязательства по контракту не выполнил, злостно уклонился от их выполнения, и по настоящее время игнорирует требования Истца. На неоднократные требования о предоставлении отчета о целевом использовании денежных средств государственной социальной помощи, полученных на основании социального контракта. Тем самым, своими действиями ФИО2 незаконно обогатилась за счет истца, и при этом причинила материальный ущерб. Требование истца от ответчика ФИО5 о возврате денежных средств, использованных не по целевому назначению, оставлено ФИО2 без должного внимания.
Представитель истца ФИО6 полностью поддержала исковые требования по изложенным выше основаниям.
Ответчик ФИО2, несмотря на своевременное извещение о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, об уважительности причины неявки суду не сообщила, возражения на иск не представила.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ настоящее дело в соответствии с п. 1 ст. 233 Гражданского процессуального кодекса РФ постановлено рассмотреть в порядке заочного производства.
Выслушав пояснения представителя истца ФИО6, исследовав письменные доказательства, суд с учётом установленных обстоятельств данного дела считает исковые требования подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации, обязывая в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), Российскую Федерацию к установлению гарантий социальной защиты и обеспечению поддержки семьи, материнства, отцовства и детства (статья 7, часть 2; статья 38, часть 1) и гарантируя каждому социальное обеспечение для воспитания детей (статья 39, часть 1), не определяет способы, объем и порядок предоставления соответствующих мер для тех или иных категорий граждан.
Разрешение этих вопросов отнесено к компетенции законодателя, который в Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" определил правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи отдельным категориям граждан, закрепив при этом право органов государственной власти субъектов Российской Федерации принимать законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным данным Федеральным законом (часть 1 статьи 5).
Согласно статье 1 указанного Федерального закона государственная социальная помощь - предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в данном Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров; социальное пособие - безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Законодательство о государственной социальной помощи состоит из Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (статья 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи").
Частью 1 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным данным Федеральным законом, в соответствии с целями, установленными указанным Федеральным законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.
В силу пункта 1 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" малоимущей (малоимущим) и имеющей право на получение социальной поддержки считается семья (одиноко проживающий гражданин), среднедушевой доход которой (доход которого) ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные данным Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи").
Частью 1 ст. 8.1 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» предусмотрено, что государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в части первой статьи 7 настоящего Федерального закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратилась в ГКУ РД УСЗН в МО «<адрес>» с заявлением об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта в виде денежной выплаты натуральной помощи.
ДД.ММ.ГГГГ между ГКУ РД УСЗН в МО «<адрес>» в лице ФИО4 и гражданкой ФИО2 был составлен социальный контракт, предметом которого было оказание ФИО2 государственную социальную помощь. В программе социальной адаптации предусматриваются обязательные для реализации получателями государственной социальной помощи мероприятия из Перечня основным мероприятий, включаемых в программу социальной адаптации. Частью 3 настоящего социального контракта, установлены требования к конечному результату, которые заключаются в осуществлении индивидуальной предпринимательской деятельности (самозанятости) в течение срока действия социального контракта и не менее 12 месяцев с момента его окончания; повышение денежных доходов гражданина (семьи гражданина) и преодоление трудной жизненной ситуации по истечении срока действия социального контракта.
Настоящий социальный контракт вступает в силу с момента подписания и действует по ДД.ММ.ГГГГ.
Частью 4 предусмотрена ответственность заявителя в соответствии с действующим законодательством за представление подложных документов или заведомо ложных сведений.
В План мероприятий по социальной адаптации с 18. 04.2022 по ДД.ММ.ГГГГ включены: перечисление ежемесячных денежных средств на приобретение основных средств, материально-производственные запасы; проверка о целевом использовании выделенных единовременных денежных субсидий. Необходимая сумма 250 тысяча рублей.
В силу ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов,
ФИО2 должна была приобрести основные средства, материально-производственные запасы, возвратить единовременную денежную субсидию, полученную в качестве государственной социальной помощи в полном объеме и в срок не позднее 30 дней со дня прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности. Ежемесячно до 5-го числа, следующего за отчетным месяцем, предоставлять в орган социальной защиты, отчет о выполнении программы социальной адаптации и т.д.
Согласно данного социального контракта ФИО2 была выделена единовременная денежная субсидия с целью осуществления предпринимательской деятельности в размере 250000 рублей в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год.
Актами обследования от ДД.ММ.ГГГГ по выполнению программы социальной адаптации в рамках заключенного социального контракта от ДД.ММ.ГГГГ выявлено, что оборудование в соответствии с бизнес планом не приобретено, денежные средства, полученные на основании социального контракта использованы не по целевому назначению.
Требование истца о предоставлении отчета о целевом использовании денежных средств государственной социальной помощи, полученных на основании социального контракта и возврате денежных средств, ответчик оставил без должного внимания.
Пунктом 1 ст. 310 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Поскольку ФИО2 не выполнила условия Социального контрактаДД.ММ.ГГГГ, и денежные средства в размере 250000 рублей, использованы не по целевому назначению, поэтому суд находит подлежащими удовлетворению заявленные истцом требования, как основанные на законе.
В соответствии с ч. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, в связи с чем, с ответчика надлежит взыскать государственную пошлину в пользу ГКУ РД УСЗН в МО «<адрес>» в размере 4000 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Государственного казенного учреждения Республики Дагестан Управления социальной защиты населения муниципального образования «<адрес>» удовлетворить.
Взыскать с ФИО1 в пользу Государственного казенного учреждения Республики Дагестан Управления социальной защиты населения муниципального образования «<адрес>» 250000 (двести пятьдесят тысяч) рублей 00 копеек в счет возмещения единовременной выплаты.
Взыскать с ФИО1 в пользу Государственного казенного учреждения Республики Дагестан Управления социальной защиты населения муниципального образования «<адрес>» государственную пошлину в размере 4000 (четыре тысяч) рублей.
Ответчик вправе подать в Хасавюртовский городской суд Республики Дагестан заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии заочного решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья С.И. Хадисова