Дело № 2-1280/2022
(УИД 27RS0005-01-2022-001284-59)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«31» октября 2022 года г. Хабаровск
Краснофлотский районный суд города Хабаровска в составе:
председательствующего судьи Л.В. Ивановой,
при секретаре судебного заседания Серченко И.Г.,
с участием административного истца помощника прокурора г.Хабаровска Хабаровского края Кужугет А.С.,
представителя ответчика КГБУЗ «Городская клиническая больница» имени профессора А.М. Войно-Ясенецкого МЗХК Николайчук О.А., действующей по доверенности от ***
представителя ответчика Министерства здравоохранения Хабаровского края Решетниковой И.С., действующей на основании доверенности от ***,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Краснофлотского районного суда г. Хабаровска гражданское дело по иску Прокурора Краснофлотского района г.Хабаровска, действующего в интересах Писаревой Натальи Викторовны, к Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Городская клиническая больница» имени профессора А.М. Войно-Ясенецкого Министерства здравоохранения Хабаровского края, Министерству здравоохранения Хабаровского края, Министерству Финансов Российской Федерации о взыскании задолженности отпускных по стимулирующим выплатам, компенсации морального вреда, возложении обязанности произвести финансовое обеспечение расходов,
У С Т А Н О В И Л:
Истец прокурор Краснофлотского района г.Хабаровска, действуя в интересах Писаревой Н.В., обратился в суд с иском к КГБУЗ «Городская клиническая больница» имени профессора А.М. Войно-Ясенецкого Министерства здравоохранения Хабаровского края о взыскании задолженности по оплате отпуска в размере <данные изъяты> компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> в обоснование указав, что по результатам проверки установлено, что Писарева Н.В. состоит в трудовых отношениях с КГБУЗ «Городская клиническая больница» имени профессора А.М. Войно-Ясенецкого Министерства здравоохранения Хабаровского края в должности медицинского лабораторного техника отделения клинико-лабораторной диагностики краевого многофункционального медицинского центра с письменного согласия работник была привлечена для оказания медицинской помощи больным пневмониями, вызванными новой коронавирусной инфекцией COVID-19, и относится к числу работников, которые непосредственно работают с гражданами, у которых выявлена новая короновирусная инфекция, и лицам из группы риска заражения новой короновирусной инфекцией. Постановлениями Правительства РФ № 415 от 02.04.2020, № 484 от 12.04.2020 установлено, что медицинским работникам и иным работникам, непосредственно работающим с гражданами с COVID-19, назначаются ежемесячные выплаты. Согласно сводным данным, представленных ответчиком, о начисленных, но не выплаченных денежных средств на оплату отпуска и компенсации за неиспользованный отпуск, работникам которым в <данные изъяты> году предоставлялись стимулирующие выплаты в соответствии с постановлениями Правительства РФ № № 415, 484, Писаревой Н.В. начислены и не выплачены денежные средства в размере <данные изъяты> что влечет нарушение трудовых прав работника на своевременную оплату труда.
В ходе рассмотрения дела протокольным определением суда от *** к производству суда приняты уточненные требования истца, которыми Прокурор Краснофлотского района г. Хабаровска окончательно просит суд: обязать Министерство здравоохранения Хабаровского края произвести финансовое обеспечение расходов Хабаровского края в целях финансирования КГБУЗ «Городская клиническая больница» им. А.М. Войно-Ясенецкого Министерства здравоохранения Хабаровского края для погашения задолженности по оплате ежегодного оплачиваемого отпуска перед Писаревой Н.В. в сумме <данные изъяты>., компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> <данные изъяты> 2. Обязать КГБУЗ «Городская клиническая больница» им. А.М. Войно-Ясенецкого Министерства здравоохранения Хабаровского края при поступлении денежных средств, указанных в п. 1 требований, погасить задолженность по оплате ежегодного оплачиваемого отпуска перед Писаревой Н.В. в сумме <данные изъяты>., выплатить компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> в связи с чем, на основании ст. 40 ГПК РФ к участию в деле протокольным определением суда от <данные изъяты> к участию в деле в качестве соответчика привлечено - Министерство здравоохранения Хабаровского края, Министерству здравоохранения РФ присвоен статус третьего лица.
На основании определения суда от *** к участию в деле привлечено в качестве третьего лица Министерство финансов Хабаровского края и прекращено производство по данному гражданскому делу ... в части требований Прокурора Краснофлотского района г. Хабаровска к Министерству здравоохранения Российской Федерации о возложении обязанности погасить задолженность по оплате ежегодного оплачиваемого отпуска, взыскании денежной компенсации морального вреда, в связи с отказом истца от иска.
Представитель истца помощник прокурора Краснофлотского района г.Хабаровска Кужугет А.С. в судебном заседании поддержала заявленные уточненные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении и уточнении к нему.
Представитель ответчика КГБУЗ «Городская клиническая больница» имени профессора А.М. Войно-Ясенецкого Министерства здравоохранения Хабаровского края Николайчук О.А. в судебном заседании с иском согласилась частично, сославшись на доводы, изложенные в письменных возражениях, которые сводятся к тому, что виновные действия Учреждения отсутствуют, в связи с чем, требование истца о взыскании компенсации морального вреда, не подлежат удовлетворению. Кроме того, задолженность по оплате отпуска перед работником относится к части, полагающейся ему как работнику, которому в 2020 году начислялись стимулирующие выплаты за оказание медицинской помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией. В сводной ведомости о начисленных и не выплаченных учреждением средств на оплату отпуска и компенсации за неиспользованный отпуск сумма, причитающаяся работнику, указана без учета налога на доходы физических лиц, в связи с чем, при выплате работнику ФИО2 компенсации подлежит сумма за вычетом подоходного налога, то есть не в размере 19 091,58 руб., а в сумме 16 531,65 руб.
В судебном заседании представитель Министерства здравоохранения **** ФИО6 с иском не согласилась в полном объеме, полагая, что Министерство не является надлежащим ответчиком по делу. Так, в период с апреля по октябрь 2020 года осуществлялись выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, а также за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция. Решение о государственной поддержке медицинских и иных работников медицинских организаций (их структурных подразделений), оказывающих медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции, в виде дополнительных выплат стимулирующего характера было принято Правительством РФ в 2020 году, а не работодателем или Министерством. Источником финансирования указанных стимулирующих выплат определены бюджетные ассигнования федерального бюджета, направленные из резервного фонда Правительства РФ в бюджеты субъектов РФ. Выделенные РФ средства носили строго целевой характер и не могли использоваться работодателем по своему усмотрению. Системой оплаты труда краевых государственных учреждений, подведомственных Министерству, указанные стимулирующие выплаты предусмотрены не были. В трудовых договорах, заключенных с работниками учреждений, подведомственных Министерству, данные выплаты отсутствуют. Источником финансового обеспечения данных стимулирующих выплат были определены бюджетные ассигнования федерального бюджета, соответственно, расходы на оплату отпускных в части стимулирующих выплат, включенных в расчет среднего заработка, должны осуществляться также за счет средств федерального бюджета. Выплата отпускных в части стимулирующих выплат за счет других источников финансирования (средств обязательного медицинского страхования, приносящей доход деятельности, краевого бюджета) будет являться нецелевым расходованием средств по этим источникам. В <данные изъяты> году средства федерального бюджета для осуществления расходов на оплату отпускных в части стимулирующих выплат выделялись субъектам РФ, в том числе Хабаровскому краю. Все федеральные средства, выделенные краю в <данные изъяты> году, распределены между подведомственными учреждениями и израсходованы на выплату отпускных работникам, которым были предоставлены отпуска в <данные изъяты> году. Постановлением Правительства РФ от *** ... утверждены Правила предоставления в 2021 году иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ в целях софинансирования расходных обязательств субъектов РФ по финансовому обеспечению расходов, связанных с оплатой отпусков и выплатой компенсации за неиспользованные отпуска медицинским и иным работникам, которым в соответствии с решениями Правительства РФ в <данные изъяты> году предоставлялись выплаты стимулирующего характера за выполнение особо важных работ, особые условия труда и дополнительную нагрузку, в том числе на компенсацию ранее произведенных субъектами РФ расходов на указанные цели. В соответствии с Правилами субъектам РФ, в том числе Хабаровскому краю, выделены дополнительные средства для осуществления расходов на оплату отпускных в части стимулирующих выплат в <данные изъяты> году из федерального бюджета. Размер иного межбюджетного трансферта составил <данные изъяты> при потребности в <данные изъяты>. За счет данных средств была погашена задолженность перед работниками, которым предоставлены отпуска <данные изъяты>. Министерство здравоохранения Хабаровского края ежемесячно направляет в Министерство здравоохранения РФ информацию о дополнительной потребности Хабаровского края в средствах для осуществления оплаты отпусков в части стимулирующих выплат. Таким образом, Министерством предприняты все исчерпывающие меры для получения средств федерального бюджета для оплаты отпускных в части стимулирующих выплат. В данном случае требования истцом заявлены необоснованно, в связи с чем в иске просит отказать.
В судебное заседание представитель ответчика Министерства Финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю не явился, извещены надлежащим образом, на личном участи не настаивали, возражения по существу спора не представили.
Представители третьих лиц Министерства здравоохранения РФ, Правительства Хабаровского края, Министерства финансов Хабаровского края в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались судом своевременно и надлежащим образом, причин не явки не указали, ходатайств об отложении дела не заявляли, представили письменные отзывы по заявленным истцом требованиям.
Так, согласно отзыву Правительства Хабаровского края, выплаты стимулирующего характера для оказывающих специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, установлены Правительством РФ, следовательно, данные меры поддержки подлежат финансированию за счет средств федерального бюджета в полном объеме. Полученные федеральные средства доведены до учреждений здравоохранения. Вины в не предоставлении отпускных по стимулирующим выплатам в действиях Министерства здравоохранения края и районной больницы не содержится. Министерством здравоохранения РФ и Правительством Хабаровского края заключено соглашение о предоставлении в <данные изъяты> иного межбюджетного трансферта, в рамках которого краю выделено <данные изъяты>, в то время как потребность составляет <данные изъяты> Полученная сумма распределена Министерством здравоохранения края между учреждениями здравоохранения на соответствующие цели. Учреждениями здравоохранения полученные денежные средства выплачены медицинским работникам. Кроме того, поскольку Министерством здравоохранения РФ не выполнены установленные законодательством обязательства по предоставлению иных межбюджетных трансфертов в объеме, покрывающем потребность субъекта РФ в выплатах отпускных по стимулирующим выплатам медицинским работникам, отсутствуют основания для взыскания компенсации морального вреда ввиду отсутствия вины районной больницы и Министерства здравоохранения края. В этой связи полагает требования истца не подлежащими удовлетворению.
В соответствие с отзывом Министерства Финансов Хабаровского края, не согласным с иском прокурора, финансирование выплат стимулирующего характера осуществляется исключительно из федерального бюджета. Причем постановлением правительства РФ от 08.07.2020 № 998 финансирование предусмотрено только за <данные изъяты> год. В <данные изъяты> г. средства федерального бюджета для осуществления расходов на оплату отпускных в части стимулирующих выплат выделялись субъектам Российской Федерации, в том числе Хабаровскому краю по распоряжениям правительства РФ от 10.07.2020 № 1792-р и от 05.12.2020 № 3230-р. <данные изъяты> г. были выделены дополнительные ассигнования на эти цели. Потребность в дополнительных бюджетных ассигнованиях на <данные изъяты> год для осуществления расходов на оплату отпускных в части стимулирующих выплат была направлена в Министерство здравоохранения РФ. Потребность Хабаровского края была удовлетворена не в полном объеме. Все средства, выделенные краю в <данные изъяты> году были распределены между подведомственными учреждениями и полностью израсходованы на выплату отпускных работникам, при этом задолженность была погашена только перед работниками, которым были предоставлены отпуска <данные изъяты> Во исполнение письма Минздрава России от 09.09.2021 № 16-3/2290 информация о дополнительной потребности Хабаровского края в средствах для осуществления указанных выплат вновь была направлена в установленном порядке в министерство здравоохранения РФ. Таким образом Министерством финансов Хабаровского края были предприняты исчерпывающие меры для получения средств федерального бюджета для оплаты отпускных в части стимулирующих выплат. Задолженность перед медработниками учреждений здравоохранения Хабаровского края составляет <данные изъяты>. До настоящего времени решение о выделении субъектам РФ включая Хабаровский край дополнительных средств на уровне Правительства РФ не принято. Кроме того, уполномоченным органом, осуществляющим контроль исполнения Государственной программы Хабаровского края «Развитие здравоохранения Хабаровского края» является Министерство здравоохранения Хабаровского края. При этом исковые требования прокурором сформулированы таким образом, что их рассмотрение судом влечет вмешательство в компетенцию органов исполнительной власти края, в том числе, в сферу осуществления ими бюджетного процесса, что недопустимо. Обязательства по выплате стимулирующих выплат указаны в постановлениях Правительства РФ, нормативно-правовые акты, регламентирующие оплату стимулирующих выплат на уровне Хабаровского края не принимались. На основании изложенного просят отказать в удовлетворении иска прокурора в полном объеме.
Министерством здравоохранения РФ в письменных возражениях на иск указано, что сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель. Соглашений между Минздравом России и гражданином, в интересах которого подано исковое заявление, о выполнении трудовой функции за плату в интересах, под управлением и контролем Минздрава России не заключалось, трудовых отношений не возникало, как и, соответственно, обязанности по оплате отпусков, в связи с чем Минздрав РФ участником спорных материальных правоотношений не является. Истцом в обоснование заявленных требований не представлено доказательств того, что нарушение прав лица, в интересах которого подан иск, обусловлено незаконными действиями Минздрава России. Ссылаясь на нормы действующего бюджетного законодательства, указал, что решение вопросов финансового обеспечения деятельности государственных учреждений субъекта РФ относится к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ. Определение размеров и условий оплаты труда работников государственных учреждений субъекта РФ отнесены к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ и является их расходным обязательством, исполнение которого недопустимо за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы РФ, то есть федерального бюджета. Бюджетным кодексом РФ установлен особый порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства РФ, в соответствии с которым бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства РФ, предусмотренные в составе федерального бюджета, используются по решению Правительства РФ. Принятие решения об использовании бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства отнесено к исключительной компетенции Правительства РФ, принимаемом в специальном порядке. Минздравом России в установленном Бюджетным кодексом РФ, постановлениями Правительства РФ порядке <данные изъяты> годах предоставлены Минздраву Хабаровского края иные межбюджетные трансферты, имеющие целевое назначение, в полном объеме. В связи с изложенным полагают иск прокурора не подлежащим удовлетворению.
Материальный истец Писарева Н.В. будучи извещенной о времени и месте слушания дела надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, просила о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Суд, с учетом мнения участников процесса, на основании ст. 167 ГПК РФ, ст. 165.1 ГК РФ, определил рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.
Прокурор обратился в суд с данным исковым заявлением в интересах Писаревой Н.В. в связи с нарушением ее прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых отношений.
Так, из заявления Писаревой Н.В., поданного прокурору Краснофлотского района г.Хабаровска, следует, что она с <данные изъяты> осуществляет трудовую деятельность в КГБУЗ «Городская клиническая больница» имени профессора А.М. Войно-Ясенецкого Министерства здравоохранения Хабаровского края в <данные изъяты> По состоянию на *** работодатель имеет перед ней задолженность по оплате отпускных в сумме <данные изъяты> В связи с чем, просит обратиться в суд с иском в защиту ее прав о взыскании указанной суммы, а также компенсации морального вреда в размере <данные изъяты>
Из представленного дополнительного соглашения к трудовому договору от ***, заключенному *** между КГБУЗ «Городская клиническая больница № 10» Министерства здравоохранения Хабаровского края (ныне КГБУЗ «Городская клиническая больница» имени профессора А.М. Войно-Ясенецкого Министерства здравоохранения Хабаровского края), в лице главного врача ФИО7, и ФИО2, в соответствии с распоряжением Министерства здравоохранения Хабаровского края от *** № 307-р «О маршрутизации лиц с внебольничной пневмонией и перепрофилировании медицинских организаций» на базе КГБУЗ «ГКБ ...» МЗ ХК создан краевой многопрофильный медицинский центр оказания медицинской помощи больным пневмониями, вызванными новой коронавирусной инфекцией COVID-19. Согласно данному соглашению ФИО2 по личному согласию переводится на должность медицинского лабораторного техника отделения клинико-лабораторной диагностики краевого многопрофильного медицинского центра для оказания медицинской помощи больным пневмониями, вызванными новой коронавирусной инфекцией COVID-19, функционирующего на базе КГБУЗ «ГКБ № 10» МЗ ХК.
Согласно статье 114 Трудового кодекса РФ, работникам предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка.
Статьей 139 Трудового кодекса РФ определено, что для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных настоящим Кодексом, устанавливается единый порядок ее исчисления.
Для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат.
Судом установлено, что в период с апреля по октябрь <данные изъяты> года на основании постановлений Правительства РФ от 02 апреля 2020 года № 415, от 12 апреля 2020 года № 484 медицинским работникам КГБУЗ «Городская клиническая больница» имени профессора А.М. Войно-Ясенецкого Министерства здравоохранения Хабаровского края, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, устанавливались выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку работникам.
Данные выплаты в силу закона учитывались при расчете среднего заработка для оплаты ежегодного отпуска, в том числе работнику Писаревой Н.В., отнесенному к категории работников, которым установлены Правительством РФ стимулирующие выплаты за особые условия труда.
Согласно сводных данных о начисленных, но не выплаченных денежных средств на оплату отпуска и компенсации за неиспользованный отпуск Писаревой Н.В. КГБУЗ «Городская клиническая больница» имени профессора А.М. Войно-Ясенецкого Министерства здравоохранения Хабаровского края начислены отпускные в сумме <данные изъяты>. Данная сумма начислена, но не выплачена, так как в данном источнике отсутствует финансирование. Обстоятельства начислений и размера невыплаченных работнику денежных средств ответчиками не оспаривались.
Таким образом, в ходе рассмотрение дела судом установлено, что у ответчика КГБУЗ «Городская клиническая больница» имени профессора ФИО5 Министерства здравоохранения **** имеется задолженность перед работником ФИО2 по оплате ежегодного оплачиваемого отпуска в размере <данные изъяты> Данный факт подтверждается как письменными материалами дела, так и пояснениями представителя ответчика, не оспаривавшего в судебном заседании исковые требования в данной части.
КГБУЗ «Городская клиническая больница» имени профессора А.М. Войно-Ясенецкого Министерства здравоохранения Хабаровского края является бюджетным учреждением субъекта РФ. В соответствии с пунктами 1.3, 1.4 Устава учреждения, учредителем учреждения является Хабаровский край. Органом исполнительной власти Хабаровского края, осуществляющим функции и полномочия учредителя, является Министерство здравоохранения Хабаровского края. Учреждение находится в ведомственном подчинении учредителя.
Подпунктом 14 пункта 8 Положения о Министерстве здравоохранения Хабаровского края, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 26 июля 2007 года № 149-пр, установлено, что Министерство здравоохранения Хабаровского края осуществляет в сфере здравоохранения в числе прочих функции главного распорядителя и получателя средств краевого бюджета, предусмотренных на содержание министерства и подведомственных ему организаций.
Исходя из положений пунктов 1, 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», вопросы материально-технического и финансового обеспечения деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации и государственных учреждений субъекта Российской Федерации, в том числе вопросы оплаты труда работников органов государственной власти субъекта Российской Федерации и работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации, осуществляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами. Особенности финансового обеспечения указанных полномочий за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Поскольку образовавшаяся перед Писаревой Н.В. задолженность относится к полагающимся ей как работнику краевого бюджетного учреждения выплатам, данная задолженность может быть погашена работодателем после поступления соответствующих сумм от главного распорядителя бюджетных средств, которым в данном случае выступает Министерство здравоохранения Хабаровского края. В противном случае действия КГБУЗ «Городская клиническая больница» имени профессора А.М. Войно-Ясенецкого Министерства здравоохранения Хабаровского края по оплате задолженности за счет иных источников финансирования могут привести к нецелевому использованию поступающих учреждению денежных средств.
Таким образом, требования прокурора Краснофлотского района г. Хабаровска, заявленные в интересах Писаревой Н.В. о выплате задолженности по оплате ежегодного оплачиваемого отпуска в размере <данные изъяты>. при поступлении денежных средств от Министерства здравоохранения Хабаровского края подлежат удовлетворению.
Суд при разрешении спора учитывает, что расчет задолженности по выплате отпускных в размере <данные изъяты>. произведен ответчиком без учета налога на доходы физических в размере <данные изъяты> подлежащего удержанию работодателем в день выплаты работнику, поскольку исчисление и удержание налогов относится к компетенции работодателя, как налогового агента по удержанию налога из дохода работника и его перечислению в бюджетную систему (статьи 24, 226 Налогового кодекса Российской Федерации). С учетом подоходного налога размер выплаты составит <данные изъяты>
Также суд полагает целесообразным указать, что указанная задолженность образовалась в связи с начислением ФИО2 в <данные изъяты> году выплат стимулирующего характера за участие в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, что позволит исключить вероятность нарушения принципа исполнимости решения суда.
Разрешая исковые требования о компенсации морального вреда работнику, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 237 Трудового кодекса РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
В силу статьи 3 Трудового кодекса РФ, лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда.
Как разъяснено в пункте 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», учитывая, что Кодекс не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы).
Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
Определяя размер такой компенсации, суд не может действовать произвольно. При разрешении спора о компенсации морального вреда в связи с нарушением работодателем трудовых прав работника суду необходимо в совокупности оценить степень вины работодателя, его конкретные незаконные действия, соотнести их с объемом и характером причиненных работнику нравственных или физических страданий и индивидуальными особенностями его личности, учесть заслуживающие внимание фактические обстоятельства дела, а также требования разумности и справедливости, соразмерности компенсации последствиям нарушения трудовые прав работника как основополагающие принципы, предполагающие установление судом баланса интересов сторон. При этом соответствующие мотивы о размере компенсации морального вреда должны быть приведены в судебном постановлении.
При разрешении настоящего спора установлено, что на протяжении длительного времени, а именно с июля <данные изъяты> КГБУЗ «Городская клиническая больница» имени профессора А.М. Войно-Ясенецкого Министерства здравоохранения Хабаровского края не оплатило Писаревой Н.В. ежегодный оплачиваемый отпуск в полном объеме, то есть не исполнило возложенную на него как на работодателя статьями 22, 114 Трудового кодекса РФ обязанность.
К доводам представителя ответчика КГБУЗ «Городская клиническая больница» имени профессора А.М. Войно-Ясенецкого Министерства здравоохранения Хабаровского края о незаконности требований истца в этой части в связи с отсутствием вины работодателя в нарушении трудового законодательства, суд относится критически, поскольку сторонами трудовых отношений в силу закона являются работник и работодатель. Право работника на получение своевременно и в полном объеме причитающихся сумм не может ставиться в зависимость от наличия финансового обеспечения работодателя. Отсутствие в организации денежных средств не является уважительной причиной неисполнения взятых на себя обязательств перед работником и не влечет отсрочку их исполнения. В данном случае причины невыплаты причитающихся работнику сумм не свидетельствуют об отсутствии вины работодателя, однако подлежат учету при определении степени вины учреждения и, соответственно, размера компенсации морального вреда.
Суд при решении вопроса о размере компенсации морального вреда также учитывает значимость для Писаревой Н.В. права на справедливую оплату труда.
При таких обстоятельствах, суд полагает заявленный прокурором размер компенсации обоснованным и соответствующим требованиям разумности и справедливости, соразмерности компенсации последствиям нарушения трудовых прав работника, характеру и глубине нравственных страданий и переживаний работника, объему нарушений, степени вины работодателя.
Таким образом, с ответчика КГБУЗ «Городская клиническая больница» имени профессора А.М. Войно-Ясенецкого Министерства здравоохранения Хабаровского края в пользу Писаревой Н.В. подлежит взысканию компенсация морального вреда в размере <данные изъяты>
Кроме того, прокурор, обращаясь в суд с данным иском в защиту трудовых прав Писаревой Н.В., просит суд возложить на Министерство здравоохранения Хабаровского края обязанность произвести финансовое обеспечение расходов КГБУЗ «Городская клиническая больница» имени профессора А.М. Войно-Ясенецкого Министерства здравоохранения Хабаровского края для погашения задолженности по оплате ежегодного оплачиваемого отпуска, обосновывая требования тем, что данный орган является главным распорядителем средств бюджета и на него возложена Бюджетным кодексом РФ ответственность по финансированию имеющихся у бюджетного учреждения обязательств.
Между тем, в соответствии с частью 3 статьи 131 Гражданского процессуального кодекса РФ в исковом заявлении, предъявляемом прокурором в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, должно быть указано, в чем конкретно заключаются его интересы, какое право нарушено, а также должна содержаться ссылка на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающие способы защиты этих интересов.
Предметом настоящего спора является нарушение трудовых прав Писаревой Н.В. как работника КГБУЗ «Городская клиническая больница» имени профессора А.М. Войно-Ясенецкого Министерства здравоохранения Хабаровского края, связанных с задержкой причитающихся ей выплат, что свидетельствует о наличии индивидуального трудового спора.
В силу статьи 381 Трудового кодекса РФ, индивидуальный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
Сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель, а индивидуальный трудовой спор представляет собой разногласия между указанными сторонами трудовых отношений.
Прокурор, обращаясь в интересах Писаревой Н.В., в нарушение норм процессуального права, не указал, какое право данного гражданина нарушено Министерством здравоохранения Хабаровского края, какие нормы закона, возлагающие определенные обязательства перед ней как работником, не исполнены данным ответчиком.
Заявленное прокурором требование о возложении обязанностей на Министерство здравоохранения Хабаровского края произвести финансирование полагающихся Писаревой Н.В. выплат не направлены непосредственно на защиту прав работника и по существу свидетельствует о выходе за пределы предусмотренных статьей 45 Гражданского процессуального кодекса РФ полномочий, направленных на защиту прав и законных интересов определенных категорий граждан.
Кроме того, общие принципы бюджетного законодательства РФ, организации и функционирования бюджетной системы РФ, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в РФ установлены Бюджетным кодексом РФ.
В статье 1 Бюджетного кодекса РФ закреплено, что данным кодексом регулируются отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных (муниципальных) заимствований, регулирования государственного (муниципального) долга.
Заявляя требование о финансовом обеспечении выплат работнику, прокурор в иске указывает, что данные суммы образовались в связи с установлением постановлениями Правительства РФ от 02 апреля 2020 года № 451 и от 12 апреля 2020 года № 484 стимулирующих выплат медицинским работникам в связи с оказанием медицинской помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией. Источником финансирования данных выплат были определены бюджетные ассигнования федерального бюджета, направленные из резервного фонда Правительства РФ, соответственно, и расходы на оплату отпускных в части стимулирующих выплат, включенных в расчет среднего заработка, должны осуществляться за счет средств федерального бюджета путем предоставления иного межбюджетного трансферта.
В силу статьи 129 Бюджетного кодекса РФ межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются, в том числе в форме иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации.
Как установлено пунктом 1 статьи 132.1 Бюджетного кодекса РФ, иные межбюджетные трансферты из федерального бюджета предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в случае предоставления бюджетных ассигнований, источником финансового обеспечения которых являются резервные фонды Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Согласно пунктам 1, 4 статьи 81 Бюджетного кодекса РФ, в расходной части бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) предусматривается создание резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) - резервного фонда Правительства Российской Федерации, резервных фондов высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, резервных фондов местных администраций. Средства резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) направляются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, а также на иные мероприятия, предусмотренные порядком, указанным в пункте 6 настоящей статьи.
Пунктом 5 указанной статьи Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, резервного фонда высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, резервного фонда местной администрации, предусмотренные в составе федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, используются по решению соответственно Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации.
Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации, резервного фонда высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, резервного фонда местной администрации, предусмотренных в составе федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, устанавливается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией (пункт 6 статьи 81 Бюджетного кодекса РФ).
Так, постановлением Правительства РФ от 08.07.2020 № 998 утверждены Правила предоставления в <данные изъяты> году иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению расходов, связанных с оплатой отпусков и выплатой компенсации за неиспользованные отпуска медицинским и иным работникам, которым в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации в 2020 году предоставлялись выплаты стимулирующего характера за выполнение особо важных работ, особые условия труда и дополнительную нагрузку, в том числе на компенсацию ранее произведенных субъектами Российской Федерации расходов на указанные цели.
В рамках данных правил Правительством РФ в 2020 и 2021 году издавались распоряжения о выделении из резервного фонда Правительства РФ бюджетных ассигнований на вышеуказанные цели.
Таким образом, порядок предоставления иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ, которые указаны прокурором в качестве источника финансирования спорных выплат, установлен действующим бюджетным законодательством, а порядок выделения конкретных выплат – Правительством Российской Федерации.
Прокурор в обоснование иска также указывает, что на Министерство здравоохранения Хабаровского края возложена обязанность по формированию потребности в финансировании указанных выплат, однако доказательств неисполнения Министерством данной обязанности суду не представлено. По своему содержанию требования прокурора о финансовом обеспечении расходов являются требованиями о соблюдении Министерством здравоохранения Хабаровского края бюджетного законодательства, то есть возложенной на него законом обязанности.
Статьей 12 Гражданского кодекса РФ установлены способы защиты права, которые лицо, полагающее свои права нарушенными, может избрать в целях восстановление этих прав. Выбор способа защиты должен соответствовать характеру нарушенного права.
Требование о соблюдении законодательства не является способом защиты, обеспечивающим восстановление нарушенного права, поскольку соблюдение закона является обязанностью всех граждан и организаций Российской Федерации.
Таким образом, истцом, требующим обязать Министерство здравоохранения Хабаровского края произвести финансовое обеспечение расходов КГБУЗ «Городская клиническая больница» имени профессора А.М. Войно-Ясенецкого Министерства здравоохранения Хабаровского края, избран ненадлежащий способ защиты права, поскольку исходя из принципа разделения властей, установленного статьей 10 Конституции РФ, судебные акты не могут подменять решения органов исполнительной власти по вопросам, отнесенным к их компетенции, в том числе в случаях, когда полномочия на принятие таких решений предусмотрены федеральным законом.
При указанных обстоятельствах, требование истца в части возложения обязанности на Министерство здравоохранения Хабаровского края произвести финансовое обеспечение расходов КГБУЗ «Городская клиническая больница» имени профессора А.М. Войно-Ясенецкого Министерства здравоохранения Хабаровского края для погашения задолженности по оплате ежегодного оплачиваемого отпуска перед Писаревой Н.В. не подлежат удовлетворению.
При таком положении, исходя из окончательных исковых требований прокурора, сформулированных в заявлении от ***, с учетом установленных по делу обстоятельств и приведенных нормативных положений, в отсутствие заявления об отказе от иска к ответчику — Министерству Финансов Российской Федерации, исковые требования прокурора к данному ответчику суд также находит не подлежащими удовлетворению, что ведет к отказу в иске в указанной части.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Прокурора Краснофлотского района г.Хабаровска, действующего в интересах Писаревой Натальи Викторовны, к Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Городская клиническая больница» имени профессора А.М. Войно-Ясенецкого Министерства здравоохранения Хабаровского края, Министерству здравоохранения Хабаровского края, Министерству Финансов Российской Федерации о взыскании задолженности отпускных по стимулирующим выплатам, компенсации морального вреда, возложении обязанности произвести финансовое обеспечение расходов удовлетворить частично.
Взыскать с Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Городская клиническая больница» имени профессора А.М. Войно-Ясенецкого Министерства здравоохранения Хабаровского края <данные изъяты> в пользу Писаревой Натальи Викторовны задолженность по оплате ежегодного оплачиваемого отпуска медицинскому работнику, непосредственно участвующему в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, которому производились выплаты стимулирующего характера за выполнение особо важных работ, в размере <данные изъяты>. после поступления денежных средств от главного распорядителя и получателя средств бюджета - Министерства здравоохранения Хабаровского края.
Взыскать с Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Городская клиническая больница» имени профессора А.М. Войно-Ясенецкого Министерства здравоохранения Хабаровского края <данные изъяты> в пользу Писаревой Натальи Викторовны компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>
В удовлетворении остальной части исковых требований, в том числе к Министерству Финансов Российской Федерации, Министерству здравоохранения Хабаровского края истцу отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Краснофлотский районный суд г. Хабаровска в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято судом 08.11.2022.
Судья: Л.В. Иванова