2-5267/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 мая 2024 года город Сургут
Сургутский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе:
председательствующего судьи Никитиной Л.М.,
при секретаре судебного заседания Семеновой М.А.,
с участием представителя истца КУ ХМАО-Югры «Сургутский центр занятости населения» Мударисова А.Ф., действующего на основании доверенности от 29.12.2023,
ответчика Малика А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению КУ ХМАО-Югры «Сургутский центр занятости населения» к Малику А. В. о взыскании незаконно полученных денежных средств, почтовых расходов,
установил:
КУ ХМАО-Югры «Сургутский центр занятости населения» обратилось с исковым заявлением к Малику А.В., мотивируя требования тем, что Малик А.В, обратился в КУ «Сургутский центр занятости населения» в дистанционной форме в поисках подходящей работы, подав заявление №в электронной форме о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы на портале «Работа в России». По результатам рассмотрения заявления, ответчик был признан безработным с назначением пособия по безработице сроком на 6 месяцев, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. За указанный период ответчику выплачено 118284,20 рублей. ДД.ММ.ГГГГ в ходе проверки граждан, состоящих на учете, в центре занятости населения, на запрос истца получен ответ, что ответчик зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>. Учитывая изложенное, приказом истца от ДД.ММ.ГГГГ ответчик снят с учета с ДД.ММ.ГГГГ, произведен перерасчет пособия. Ответчику предлагалось вернуть выплаченное пособие в размере 118284,20 рублей, однако денежные средства не возвращены.
Учитывая изложенное, просят взыскать с ответчика в пользу истца пособие по безработице в размере 118284,20 рублей, почтовые расходы в размере 336,04 рублей.
Представитель истца в судебно заседании заявленные требования поддержал.
Ответчик в судебном заседании против удовлетворения требований возражал, просил в их удовлетворении отказать, поскольку в период с 2016 года фактически проживает в <адрес>, где зарегистрирован по месту пребывания.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, материалами дела подтверждено, что ДД.ММ.ГГГГ Малик А.В. обратился с заявлением КУ ХМАО-Югры «Сургутский центр занятости населения», путем заполнения заявления в электронной форме.
В заявлении Маликом А.В. указан адрес места жительства (пребывания) ХМАО-Югра, <адрес>А.
Приказом КУ ХМАО-Югры «Сургутский центр занятости населения» №Д6/200102 от ДД.ММ.ГГГГ Малик А.В. признан безработным с назначением пособия по безработице с ДД.ММ.ГГГГ, установлением периода выплаты пособия по безработице – 6 месяцев с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Приказом №П349/200102 от ДД.ММ.ГГГГ изменен период продолжительности выплаты, определено с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ выплачивать пособие в размере 3224195,00 рублей, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 24195,00 рублей, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 18195 рублей.
Из представленного стороной истца расчета следует, не опровергнуто ответчиком, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истцу выплачено пособие в размере 118284,20 рублей.
Приказом истца №Д33/220102 от ДД.ММ.ГГГГ ответчик снят с регистрационного учета в целях поиска подходящей работы (в качестве безработного) с ДД.ММ.ГГГГ в связи с попыткой получения либо получением пособия по безработице обманным путем. Примечание: прописка <адрес>.
Обосновывая предъявление требований, представителем истца в судебном заседании даны пояснения, что, ответчик не имел права на получение пособия по безработице в <адрес>, поскольку зарегистрирован по месту жительства в <адрес>.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение.
Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы, определены законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "О занятости населения в Российской Федерации".
В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.
Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы), а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации (абзац первый п. 2 ст. 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации").
В соответствии с п. п. 1, 2, 3 ст. 31 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.
Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным.
Пособие по безработице начисляется гражданам с первого дня признания их безработными.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (действовавшего в период обращения ответчика с заявлением о признании безработным) в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции в Российской Федерации и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, а также в целях принятия мер по реализации гарантии государства конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы утверждены Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными.
В соответствии с п. 1 Временных правил, данные правила устанавливают порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в период действия на территориях субъектов Российской Федерации режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции.
В целях поиска подходящей работы граждане обращаются в государственные учреждения службы занятости населения (далее - центры занятости населения) в дистанционной форме в период действия на территориях субъектов Российской Федерации режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции.
Регистрации в целях поиска подходящей работы подлежат граждане, представившие в электронной форме в центр занятости населения заявление о предоставлении им государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы независимо от места их жительства в Российской Федерации, а также пребывания на территории Российской Федерации (далее - заявление в электронной форме).
Заявление в электронной форме заполняется гражданином в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий "Работа в России" (далее - информационно-аналитическая система) либо в личном кабинете федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал) по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (п. 2 Временных правил).
Центры занятости населения запрашивают с использованием информационно-аналитической системы через единую систему межведомственного электронного взаимодействия у Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о заработке (доходе) гражданина, заполнившего заявление в электронной форме, на который начислялись страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, за 3 месяца, предшествующих календарному кварталу перед месяцем подачи заявления в электронной форме в информационно-аналитической системе, о страховом стаже, последнем месте работы, а также другие сведения, необходимые для предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения, назначения и начисления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, находящиеся в распоряжении Пенсионного фонда Российской Федерации (п. 4 Временных правил).
Центры занятости населения с ДД.ММ.ГГГГ запрашивают сведения: в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния с использованием информационно-аналитической системы - о государственной регистрации рождения детей гражданина, заполнившего заявление в электронной форме. В случае отсутствия в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния необходимая информация запрашивается в соответствующих органах, которые производят государственную регистрацию актов гражданского состояния в соответствии с Федеральным законом "Об актах гражданского состояния"; в Министерстве внутренних дел Российской Федерации с использованием информационно-аналитической системы - о регистрации гражданина, заполнившего заявление в электронной форме, по месту жительства, а также сведения о действительности паспорта гражданина.
В случае выявления противоречия между сведениями, указанными гражданами в заявлении в электронной форме, и сведениями, полученными из Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния, в органах, которые производят государственную регистрацию актов гражданского состояния, и Министерстве внутренних дел Российской Федерации, центры занятости населения с ДД.ММ.ГГГГ осуществляют перерасчет ранее назначенного пособия по безработице на основании данных Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния, органов, которые производят государственную регистрацию актов гражданского состояния, и Министерства внутренних дел Российской Федерации (п. 4(1) Временных правил).
Согласно п. 19 Временных правил случае получения гражданином обманным путем пособия по безработице (стипендии) сумма пособия по безработице (стипендии) подлежит возврату в добровольном или судебном порядке.
В силу п. 1 ст. 20 ГК РФ местом жительства (нахождения) гражданина признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В соответствии с ч. 2 ст. 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Абзацем вторым ст. 2 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" определено, что регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту пребывания, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте пребывания гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте пребывания (абз. 3 ст. 2 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации").
Возражая против удовлетворения требований ответчиком указано, что он зарегистрирован в <адрес> по месту пребывания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, фактически проживал по адресу: <адрес>, д. <адрес>А, а также: <адрес>.
В подтверждение факта проживания в <адрес> ответчиком представлены договора аренды комнаты от ДД.ММ.ГГГГ (по адресу: <адрес>), заключенный с ФИО4, где, со слов ответчика, он проживает по настоящее время; свидетельства о регистрации по месту пребывания супруги ответчика – Малик Е.В., а также детей Малик А.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Малик И.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р. (зарегистрированы по месту пребывания по адресу: <адрес>); справка из СОШ № от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которой дочь ответчика Малик И.А. ДД.ММ.ГГГГ г.р., в 2020 году поступила с указанное образовательное учреждение, где обучается по настоящее время; справка из СОШ № от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которой дочь ответчика Малик А.А. ДД.ММ.ГГГГ г.р., в 2016 году поступила с указанное образовательное учреждение, где обучается по настоящее время; сведения о страховом стаже за 2020 год, где отражено, что в период 2020 года Малик А.В, работал в Сургутском филиале АО «Сталепромышленная компания»; выписка из лицевого счета ответчика, согласно которой истец в период до и после признания безработным работал в организациях <адрес>; заявление от ДД.ММ.ГГГГ в ПАО Банк «ФК Открытие» на получение банковской карты, с которым ответчик обращался в филиал банка в <адрес>.
Оценивая в порядке ст. 67 ГПК РФ доказательства, суд приходит к выводу, что в период получения пособия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ответчик фактически проживал в <адрес>. Таким образом, отраженные ответчиком в заявлении о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске походящей работы ДД.ММ.ГГГГ сведения о проживании в <адрес> соответствовали действительности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения, в частности: заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (подпункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По смыслу положений подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Закон устанавливает исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм.
Учитывая, что недобросовестности Малика А.В. при обращении с заявлением в органы центра занятости не установлено, сведения о месте жительства им отражены, исходя из фактического проживания в <адрес>, а стороной истца не представлено безусловных и достоверных доказательств, свидетельствующих о недобросовестном поведении ответчика при получении пособия по безработице, оснований для удовлетворения требований суд не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░-░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ - ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░ – ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 03.06.2024.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░