Судья Малкина Л.И. адм. дело № 33а–2483/2017
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Самара 17 февраля 2017 года
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Сказочкина В.Н.,
судей Шилова А.Е., Самодуровой Н.Н.,
при секретаре Майдановой М.К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Бурмистровой Э.И. на решение Сызранского городского суда Самарской области от 9 декабря 2016 года.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Шилова А.Е., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Бурмистрова Э.И. обратилась в суд с административным иском к ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области о признании незаконными действий по постановке земельного участка на государственный кадастровый учет, возложении обязанности исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о земельном участке.
В обоснование заявленных требований указала, что является собственником квартиры <адрес>
19.07.2016 г. административному истцу стало известно, что земельный участок под многоквартирным домом был поставлен на государственный кадастровый учет под кадастровым номером № площадью 1 102 кв.м.
По мнению административного истца, действия органа кадастрового учета по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка указанной площадью являются незаконными, нарушающими ее права, поскольку площадь и границы участка не соответствуют данным технического паспорта.
Согласно техническому паспорту на многоквартирный дом, площадь земельного участка составляет 1 608,6 кв.м. При этом в непосредственной близости к нему расположены хозяйственные постройки, которые не были учтены при формировании земельного участка.
Ссылаясь на данные обстоятельства, уточнив заявленные требования, Бурмистрова Э.И. просила суд признать незаконными действия ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером № площадью 1 102 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, и возложить на административного ответчика обязанность исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о данном земельном участке.
Определением Сызранского городского суда Самарской области от 15.11.2016 г. к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены - ПК «ЦентрГрадПроект» и ООО «Эксперт плюс».
Решением Сызранского городского суда Самарской области от 9 декабря 2016 года в удовлетворении административного искового заявления Бурмистровой Э.И. об оспаривании действий ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области отказано.
В апелляционной жалобе Бурмистрова Э.И. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Бурмистровой Э.И. – адвокат Гуськов А.В. доводы апелляционной жалобы поддержал, просил жалобу удовлетворить, решение суда отменить, указав на то, что площадь земельного участка, поставленного на кадастровый учет, определена неверно.
Представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области Борисова Л.И. возражала относительно доводов апелляционной жалобы, просила решение суда оставить без изменения.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещались своевременно и надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие.
Выслушав объяснения представителей сторон, проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно статье 46 (часть 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу статьи 218 (часть 1) Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со статьей 226 (часть 8) Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) должностных лиц возлагается на лицо, обратившееся в суд (часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Согласно подпункту 4 пункта 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры застроенного многоквартирными домами осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
В соответствии со статьей 70 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в момент возникновения спорных правоотношений), государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».
Согласно части 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции, действовавшей в момент возникновения спорных правоотношений) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных Законом о кадастре сведений о недвижимом имуществе.
В государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение - п. 6 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции, действовавшей до 01.01.2017), кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
В силу пункта 2 части 1 статьи 22 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции, действовавшей до 01.01.2017), необходимыми для кадастрового учета документами являются межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка, к которым, в силу части 1 статьи 7 Закона о кадастре относятся сведения о площади участка и местоположении границ).
Как видно из материалов дела, Бурмистрова Э.И. является собственником жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме по адресу: <адрес> (т. 1 л.д. 6).
Постановлением администрации городского округа Сызрань Самарской области от 15.04.2014 № 1153 утверждена документация по планировке территории в составе проекта планировки и проекта межевания территории в кадастровом квартале №, в границах улиц <адрес>, ориентировочной площадью 70 739 кв.м. Данное постановление опубликовано в средствах массовой информации и на официальном сайте городского округа Сызрань в сети Интернет (т. 1 л.д. 217).
Из кадастрового паспорта и кадастрового дела усматривается, что кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером № площадью 1102+/-12 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, с разрешенным использованием - многоквартирные жилые дома, категорией земель - земли населенных пунктов, правообладатели на праве общей долевой собственности - собственники помещений в многоквартирном доме, произведен 06.07.2016 г. по заявлению Улитиной З.И. от 28.06.2016 г. № 63-0-1-46/3201/2016-1161 о постановке на государственный кадастровый учет, на основании Постановления администрации городского округа Сызрань Самарской области от 15.04.2014 № 1153 об утверждении документации по планировке территории в составе проекта планировки и проекта межевания территории в кадастровом квартале №, в границах улиц <адрес>, ориентировочной площадью 70 739 кв.м. и межевого плана, выполненного ООО «Эксперт» 08.06.2014 г.
На момент постановки на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером №, представленные документы никем не оспорены, и в установленном законом порядке недействительными не признаны.
Заявляя требования о признании незаконными действий ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области по постановке земельного участка на государственный кадастровый учет, Бурмистрова Э.И. указывает на то, что формирование земельного участка проведено без учета требований п. 9 ст. 38 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», и данные границы должны соответствовать техническому паспорту БТИ.
В соответствии с частью 9 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции, действовавшей до 01.01.2017) было установлено, что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Наличие расположенных возле дома хозяйственных построек не свидетельствует о том, что они были установлены на земельном участке многоквартирного жилого дома и включались в состав общего имущества дома.
Кроме того, технический паспорт БТИ не содержит сведений о том, на основании каких данных внесены указанные в нем границы и площадь земельного участка под многоквартирным жилым домом – 1 608,6 кв.м.
Сведений об иных элементах благоустройства, входящих в состав общего имущества собственников помещений многоквартирного жилого дома, в материалах инвентарного дела не имеется.
На основании части 5 статьи 4 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции, действовавшей до 01.01.2017), сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов.
Специальным правом на подготовку документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения, обладает кадастровый инженер.
Регистрирующий орган связан формальными положениями закона и не вправе вмешиваться в гражданско-правовые отношения между правообладателями земельных участков, а потому в круг полномочий органа кадастрового учета проведение правовой экспертизы представленных документов не входит.
Согласно части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Принимая во внимание, что действия ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области по постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости не противоречат требованиям Закона о государственном кадастре недвижимости, права административного истца оспариваемыми действиями регистрирующего органа не нарушены, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для признания незаконными действий ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области и для возложения на него обязанности исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о данном земельном участке.
Доводы апелляционной жалобы Бурмистровой Э.И. о том, что площадь земельного участка должна соответствовать техническому паспорту, являются несостоятельными, поскольку данные технической инвентаризации не принимаются во внимание при постановке земельного участка на государственный кадастровый учет.
В соответствии с пунктом 7 статьи 36 Земельного кодекса РФ в редакции, действовавшей до 1 марта 2015 года, местоположение границ земельного участка и его площадь определялись с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, исследованным доказательствам дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, и предусмотренных ст. 310 КАС РФ, судом при рассмотрении дела не допущено.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда является законным. Оснований для его отмены по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе Бурмистровой Э.И., не имеется, так как данные доводы основаны на неверном толковании норм материального права, сводятся к переоценке выводов суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Сызранского городского суда Самарской области от 9 декабря 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Бурмистровой Э.И. без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи