Дело №5-2-2035/2020
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
29 сентября 2020 года город Южно-Сухокумск
Судья Ногайского районного суда РД Расурулаев Р.С., с участием: представителя Северо-Кавказского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по доверенности Рясного И.Ю., представителя ПАО «НК Роснефть-Дагнефть» по доверенности Эльмурзаева Р.Э., при секретаре Пономареве В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело в отношении ПАО «НК Роснефть-Дагнефть» по ст. 17.7 КРФ об АП,
У С Т А Н О В И Л :
Из мирового суда судебного участка № 37 гор. Южно-Сухокумск РД в Ногайский районный суд РД для рассмотрения по подведомственности поступил материал об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ в отношении юридического лица ПАО «НК Роснефть-Дагнефть».
Из заявления о привлечении к административной ответственности и приложенного к нему материала усматривается, что Северо-Кавказское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее Управление) обратилось в суд с заявлением от 22.07.2020 года №20-0/Ф/211/3 о привлечении ПАО «НК «Роснефть»-Дагнефть» (далее Общество) к административной ответственности по статье 17.7 КоАП РФ.
Управление в заявлении указывает, что Обществом допущены нарушения требований статей 26.5, 26.10, 27.8 КоАП РФ, а именно Обществом осуществлено воспрепятствование проведения осмотра территорий, строений, сооружений и иных объектов хозяйственной деятельности, эксплуатируемых Обществом, отбору проб, получению фактических данных, подтверждающих наличие или отсутствие нарушений, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций и причинению вреда окружающей среде, жизни и здоровью граждан, а так же непредставление сведения (информации), истребованные государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-кавказскому Федеральному округу, которые были необходимы для осуществления законной деятельности, тем самым не выполнил законные требования должностного лица.
Представитель Управления по доверенности Рясной И.Ю. пояснил в суде, что Обществом не допущены государственные инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-кавказскому Федеральному округу, для проведения осмотра территорий, строений, сооружений и иных объектов хозяйственной деятельности, эксплуатируемых Обществом, отбору проб, получению фактических данных, подтверждающих наличие или отсутствие нарушений, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций и причинению вреда окружающей среде, жизни и здоровью граждан, а так же не представлены сведения (информации), истребованные которые были необходимы для осуществления законной деятельности, тем самым не выполнил законные требования должностного лица. Что в действиях данного юридического лица имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КРФ об АП, за что оно должно быть привлечено к административной ответственности.
Представитель юридического лица - ПАО «НК Роснефть-Дагнефть» по доверенности Эльмурзаев Р.Э. пояснил в суде, что 15.07.2020 года государственные инспектора Управления прибыли к проходной административного здания Общества по адресу Республика Дагестан, г. Южно-Сухокумск, ул. Гагарина,4. На входе они были остановлены охранником, который сообщил им, что у него есть указание от руководства Общества на территорию никого не пропускать. Данный факт зафиксирован государственным инспектором в акте от 15.07.2020 года. Государственные инспектора Управления не были допущены охранниками на территории административного здания Общества в связи со сложившейся ситуацией с распространением новой коронавирусной инфекции (2019-пСоV) в соответствии с действующим на территории Республики Дагестан Указом Главы Республики Дагестан от 18 марта 2020 года № 17 «О введении режима повышенной готовности» (далее - Указ). В соответствии с пунктом 4 Указа «лицам, прибывшим на территорию Республики Дагестан из государств с неблагополучной ситуацией с распространением новой коронавирусной инфекции (2019-пСоV), а также с территорий субъектов Российской Федерации, где зарегистрированы случаи новой коронавирусной инфекции (2019-пСоV), помимо мер, предусмотренных пунктом 3 настоящего Указа, обеспечить самоизоляцию на дому на срок 14 календарных дней со дня возвращения в Республику Дагестан (не посещать работу, учебу, минимизировать посещение общественных мест)».
О том, что выделить представителя для участия при осмотре территорий и отборе проб не представляется возможным в связи со сложившейся ситуацией с коронавирусной инфекций Обществом дважды: 13.07.2020г. и 14.07.2020г. письменно было уведомлено Управление. Тем не менее, никаких препятствий для осмотра территорий, производственных участков и в отборе проб Обществом государственным инспекторам Управления не были созданы. При желании они могли сами, самостоятельно, без представителя Общества поехать и осмотреть территории производственных участков, отобрать пробы и т.д., тем более что они и ранее приезжали на проверки, знали места нахождения производственных участков, которых они собирались осмотреть и отбирать проб. Госинспекторов не допустили на территорию административного здания Общества, о чем они составили протокол и уехали.
Что касается сведений (информации) истребованных старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды, то эти сведения Обществом действительно не были представлены им, учитывая, что в мае-июне 2020г. Управлением была проведена плановая проверка в Обществе с изучением документации и всей необходимой информации, по результатам которой был составлен Акт проверки и внесено представление. Они посчитали, что необходимости в повторном представлении этих же документов не было.
Выслушав пояснения представителей Управления и Общества соответственно Рясного И.Ю. и Эльмурзаева Р.Э. и, исследовав материалы дела, суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, Управлением в период с 27.05.2020 года по 25.06.2020 года проведена плановая проверка Общества.
В ходе проверки Управление выявлено нарушение не исполнения обязанности по ведению учёта в области обращения с отходами производства и потребления у скважины №19 «Мартовская».
08.07.2020 года Управление определением №02-02/10/АР/193/1 возбудило дело об административном правонарушении и административном расследовании.
09.07.2020 года Управление направило в Общество уведомление об осмотре территории 15.07.2020 года.
Общество письмом от 13.07.2020 года № 01/8-121 сообщило Управлению о том, что выделение представителя для взаимодействия с госинспекторами Управления не предоставляется возможным со ссылкой на Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 года №438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесение в п.7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов и проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и Указ Главы Республики Дагестан от 18 марта 2020 года № 17 «О введении режима повышенной готовности».
14.07.2020 года Управление повторно направило в Общество уведомление о том, что 15.07.2020 года государственные инспектора прибудут в административное здание по юридическому адресу Общества.
14.07.2020 года Общество письмом № 01/8-122 повторно сообщило Управлению о невозможности выделения представителя по тем же основаниям, которые были указаны в письме от 13.07.2020 года №01/8-121.
15.07.2020 года государственные инспектора Управления прибыли к проходной Общества по адресу Республика Дагестан, г. Южно-Сухокумск, ул. Гагарина,4.
На входе они были остановлены охранником, который сообщил им, что у него есть указание от руководства Общества на территорию никого не пропускать.Данный факт зафиксирован государственным инспектором в акте от 15.07.2020 года.
Так же определением от 08.07.2020 года № 02-02/10/АР/193/2 Управлением у Общества были истребованы сведения необходимые для разрешения дела об административном правонарушении. Данные сведения Обществом не предоставлены.
Управление 07.08.2020 года составило протокол об административном правонарушении по части 10 статьи 8.2 КоАП РФ.
В акте проверки от 25.06.2020 года и предписании об устранении нарушений от 25.06.2020 года факт нарушения ведения учёта в области обращения с отходами производства и потребления зафиксирован.
В соответствии с постановлением Пленума Верховного суда РФ от 24.03.2005 года №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» административное расследование, представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий, указанных выше лиц, направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление. Проведение административного расследования должно состоять из реальных действий, направленных на получение необходимых сведений, в том числе путем проведения экспертизы, установления потерпевших, свидетелей, допроса лиц, проживающих в другой местности.
Управлением не проводились никакие процессуальные действия, кроме выезда на территорию Общества, куда их не допустили и при этом, как указывалось выше, составило протокол об административном правонарушении.
В соответствии с пунктом 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 года №438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» проверки в 2020 году проводятся только с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе аудио- или видеосвязи.
В соответствии с п.7 вышеуказанного Постановления выезд должностных лиц органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля при проведении проверки допускается в следующих случаях:
а) выезд должностных лиц органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля согласован органами прокуратуры в ходе согласования проведения проверок, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 настоящего постановления;
б) возможность выезда должностных лиц органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля предусмотрена поручением Президента Российской Федерации, поручением Правительства Российской Федерации, требованием прокурора о проведении проверок, указанных в подпункте "в" пункта 1 настоящего постановления;
в) выезд должностных лиц органов государственного контроля (надзора) осуществляется при проведении проверок, указанных в подпункте "з" пункта 1 настоящего постановления.
Должностные лица Управления не попадают под список, указанный в Постановлении.
На территории Республики Дагестан действует Указ Главы Республики Дагестан от 18 марта 2020 года № 17 «О введении режима повышенной готовности» (далее - Указ). В соответствии с пунктом 4 Указа «лицам, прибывшим на территорию Республики Дагестан из государств с неблагополучной ситуацией с распространением новой коронавирусной инфекции (2019-пСоV), а также с территорий субъектов Российской Федерации, где зарегистрированы случаи новой коронавирусной инфекции (2019-пСоV), помимо мер, предусмотренных пунктом 3 настоящего Указа, обеспечить самоизоляцию на дому на срок 14 календарных дней со дня возвращения в Республику Дагестан (не посещать работу, учебу, минимизировать посещение общественных мест)».
Как утверждает представитель Общества Эльмурзаев Р.Э., работники Управления не были допущены на территорию административного здания Общества, никто им не препятствовал для самостоятельного осмотра производственных участков и в отборе проб. В данной ситуации руководства Общества исходило из интересов соблюдения требований законов, направленных против распространения новой коронавирусной инфекции (2019-пСоV).
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу, что в действиях юридического лица нет состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за умышленное невыполнение законных требований должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.
В п.20 Постановления Пленума Верховного суда РФ №5 от 24.03.2005г. (ред. от 19.12.2013г) «О некоторых вопросах возникающих у судом при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях» дано разъяснение, что, несмотря на обязательность указания в протоколе об административном правонарушении наряду с другими сведениями, перечисленными в ч.2 ст. 28.2 КоАП РФ, конкретной статьи КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающей административную ответственность за совершенное лицом правонарушение, право окончательной юридической квалификации действий (бездействия) лица КоАП РФ относит к полномочиям судьи.
Если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) КоАП РФ, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
В действиях юридического лица – Общества усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 КоАП РФ, то есть не представление сведений (информации) государственный орган (должностному лицу, осуществляющему государственный контроль (надзор). И суд приходит к выводу о необходимости переквалификации действий юридического лица со ст. 17.7 на ст. 19.7 КоАП РФ.
Принимая во внимание изложенное, суд переквалифицирует действия юридического лица ПАО «НК Роснефть-Дагнефть» со ст. 17.7 КоАП РФ на ст. 19.7 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 19.7, 29.9 -29.11 КоАП РФ,
П О С Т А Н О В И Л :
Признать юридическое лицо - ПАО «НК Роснефть-Дагнефть» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 КРФ об АП и наложить на него административный штраф в размере 3000 (три тысячи) рублей.
Административный штраф перечислить по следующим реквизитам:
Получатель: Управление Федерального Казначейства по Ставропольскому краю (Северо-Кавказское межрегиональное управление Росприроднадзора), л/сч 04211А56520. Банк получателя: Отделение по Ставропольскому краю Южного главного управления центрального банка Российской Федерации (сокращенное наименование Отделение Ставрополь), ИНН 2626042723; КПП 262601001; ОГРН 1102650002212; БИК 040702001; р\с 40101810300000010005, ОКТМО 07710000; код бюджетной классификации: 048 1 16 01071 01 9000 140 «Иные штрафы».
Постановление может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда РД в течение 10 суток со дня вынесения через районный суд.
Судья Ногайского райсуда Р.С.Расурулаев