РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 июля 2024 года г.Шелехов
Шелеховский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Плындиной О.И., при секретаре судебного заседания Томиленко А.А., с участием представителя административного истца – помощника прокурора г.Шелехова Языковой С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1251/2024 по исковому заявлению Прокурора г.Шелехова в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Шаманского сельского поселения о возложении обязанности провести техническое обследование состояния нежилого здания гаража,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г.Шелехова обратился в Шелеховский городской суд в интересах неопределенного круга лиц, указав в обоснование требований, что прокуратурой города Шелехова по результатам анализа состояния законности в сфере градостроительного законодательства на территории Шелеховского района, установлено, что администрация Шаманского сельского поселения является собственником объекта недвижимости: здание гаража по адресу: *адрес скрыт* – *дата скрыта* года постройки.
Установлено, что ранее обследование объектов с использованием современных средств технической диагностики и привлечением специализированных организаций вопреки п.п.4.1, 4.3 Межгосударственного стандарта ГОСТ 31937-2-11 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» не проведено.
*дата скрыта* Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10.04.2024 №433-ст введен новый ГОСТ 31947-2024 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», однако, обследование и мониторинг технического состояния Объектов с привлечением специализированной организации, в соответствии с п.п.4.1, 4.2 Межгосударственного стандарта ГОСТ 31947-2024 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» не проведено.
В нарушение норма закона эксплуатационный контроль за техническим состоянием здания администрации, его элементов не осуществляется, обследование технического состояния с привлечением специализированных организаций не проведено.
Неисполнение данной обязанности ставит под угрозу жизнь, здоровье и безопасность неопределенного круга лиц.
Просит возложить на администрацию Шаманского сельского поселения обязанность провести в соответствии с требованиями Межгосударственного стандарта ГОСТ 31947-2024 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» техническое обследование состояния нежилого здания гаража, находящегося по адресу: *адрес скрыт*, *дата скрыта* года постройки, в течение года с момента вступления решения суда в законную силу.
Представитель истца – помощник прокурора г.Шелехова Языкова С.Н. в судебном заседании исковые требования поддержала, настаивала на их удовлетворении.
Ответчик – Глава Администрации Шаманского сельского поселения Романов В.Н., в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, в котором указал, что не возражает против удовлетворения исковых требований.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика в соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав истца, исследовав письменные материалы дела, суд находит требования прокурора г.Шелехова заявленные в интересах прав и законных интересов неопределенного круга лиц подлежащими удовлетворению.
Согласно ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти,
органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их
объединения должны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
При этом частью 1 ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» закреплено, что прокуратура Российской Федерации - единая федеральная и централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории РФ.
Таким образом, законодателем на прокурора возложена обязанность от имени Российской Федерации требовать исполнения Конституции РФ, федеральных законов, установленных ими гражданских прав всеми организациями, предприятиями, гражданами, применяя весь комплекс способов защиты этих прав.
Частью 1 ст. 45 ГПК РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу п. 4 ст.27, п.3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.
Статьями 45, 46 Конституции РФ установлено, каждому гражданину в РФ гарантированы государственная и судебная защита его прав и свобод.
Согласно ч. 5 ст. 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации
эксплуатация зданий, сооружений, в том числе содержание автомобильных дорог, должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов.
В соответствии с ч. 6 ст. 55.24 Градостроительного кодекса Российской
Федерации в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их
эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений.
Эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий,
сооружений проводится в период эксплуатации таких зданий, сооружений путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или)
мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения.
Техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий,
сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического
состояния таких зданий, сооружений, (ч. 7, 8 ст. 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с требованиями ч. 9 ст. 55.24 указанного Кодекса
эксплуатационный контроль осуществляется лицом, ответственным за
эксплуатацию здания, сооружения.
Из материалов дела следует, что прокуратурой города Шелехова по результатам анализа состояния законности в сфере градостроительного законодательства на территории Шелеховского района, установлено, что администрация Шаманского сельского поселения является собственником объекта недвижимости: здание гаража по адресу: *адрес скрыт* – *дата скрыта* года постройки, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
Установлено, что ранее обследование объектов с использованием современных средств технической диагностики и привлечением специализированных организаций вопреки п.п.4.1, 4.3 Межгосударственного стандарта ГОСТ 31937-2-11 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» не проведено.
10.04.2024 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10.04.2024 №433-ст введен новый ГОСТ 31947-2024 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», однако, обследование и мониторинг технического состояния Объектов с привлечением специализированной организации, в соответствии с п.п.4.1, 4.2 Межгосударственного стандарта ГОСТ 31947-2024 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» не проведено.
Пунктом 3 Положения об организации и проведении реконструкции,
ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального
и социально-культурного назначения, утвержденного приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 № 312 (вместе с «ВСН 58-88 (р)), установлены требования к техническому обслуживанию зданий и объектов.
Так, техническое обслуживание зданий должно включать работы по
контролю технического состояния, поддержанию работоспособности или
исправности, наладке и регулировке, подготовке к сезонной эксплуатации здания
или объекта в целом и его элементов, и систем, а также по обеспечению
санитарно-гигиенических требований к помещениям и прилегающей территории.
Контроль за техническим состоянием зданий и объектов следует осуществлять
путем проведения систематических плановых и неплановых осмотров с
использованием современных средств технической диагностики.
Статьей 7 Федерального закона № 384-ФЗ от 30.12.2009 «Технический
регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее - Федеральный закон № 384-ФЗ) установлено, что строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе
строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда
жизни или здоровью людей в результате: разрушения отдельных несущих
строительных конструкций или их частей; разрушения всего здания, сооружения
или их части; деформации недопустимой величины строительных конструкций,
основания здания или сооружения и геологических массивов прилегающей
территории; повреждения части здания или сооружения, сетей инженерно- технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в
результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих
строительных конструкций, в том числе отклонений от вертикальности.
Безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна
обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических
осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания,
строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а
также посредством текущих ремонтов здания или сооружения (статья 36
Федерального закона № 384-ФЗ).
Согласно пунктам 4.1-4.4 ГОСТ 31937-2024 Обследование и мониторинг
технического состояния зданий и сооружений проводят специализированные
организации. Первое обследование технического состояния зданий (сооружений)
рекомендуется проводить не позднее чем через два года после их ввода в
эксплуатацию.
В дальнейшем обследование технического состояния зданий (сооружений)
проводят не реже одного раза в 10 лет и не реже одного раза в пять лет для зданий
(сооружений) или их отдельных элементов, работающих в неблагоприятных
условиях (агрессивные среды, вибрации, повышенная влажность, сейсмичность
района 7 баллов и более и др.). По результатам проведения обследования
составляют отчет, включающий в себя заключение по форме приложения А или
Б, или по форме, установленной специализированной организацией в
зависимости от вида обследования. Рекомендуемый срок следующего
обследования указывают в отчете по результатам обследования. Для уникальных
зданий (сооружений) устанавливают постоянный режим мониторинга при
соответствующих требованиях национальных стандартов.
Обследование и мониторинг технического состояния зданий (сооружений)
проводят в соответствии с техническим заданием и, при необходимости, в
соответствии с предварительно разработанной на его основе программой работ,
в которой определяют состав и объем работ. Программу работ согласовывают с
заказчиком.
Цель комплексного обследования технического состояния здания
(сооружения) заключается в определении технического состояния здания
(сооружения) и его элементов, получении количественной оценки фактических
показателей качества грунтов основания, строительных конструкций и систем
инженерного обеспечения с учетом изменений, происходящих во времени, для
установления возможности его' дальнейшей эксплуатации или, при
необходимости, состава и объема работ по капитальному ремонту или
реконструкции (5.1.3 ГОСТ 31937-2024).
Из обстоятельств дела следует, что нарушение указанных норм закона, Федерального закона «О противодействии терроризму», статьи 36 Федерального закона от 20.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», п. Д статьи 11 «Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации», утвержденной Президентом РФ с момента строительства Объектов и введения в эксплуатацию обследование технического состояния зданий в установленные сроки с привлечением специализированной организации не проводилось, что не соответствует ГОСТ 31937-2024. Доказательств обратного ответчиком суду не представлено.
Администрацией Шаманского сельского поселения эксплуатационный контроль за техническим состоянием здания зданий администрации, его элементов не
осуществляется, обследование технического состояния с привлечением
специализированных организаций не проведено, что подтверждается
информацией администрации, иными доказательствами, имеющимися в материалах дела.
Неисполнение требований действующего законодательства в части
осуществления эксплуатационного контроля используемых зданий, строений
и сооружений, проведения оценки их технического состояния, путем
привлечения специализированной организации, может повлечь существенное
нарушение прав граждан, обращающихся в администрацию, причинить вред
их жизни и здоровью, что, в свою очередь, нарушает гарантированные
Конституцией РФ, иными нормативными актами, права.
Оценивая представленные доказательства, суд приходит к выводу, что факт неисполнения обязанности по проведению технического обследования состояния нежилого здания гаража, находящегося по адресу: *адрес скрыт*, *дата скрыта* года постройки, свое подтверждение. Кроме того, выявленные нарушения носят длящийся характер и продолжают иметь место в настоящее время, ответчиком в полной мере не устранены.
Определяя срок исполнения обязанности по устранению ответчиком нарушений, суд считает необходимым установить в течение года с момента вступления решения суда в законную силу.
Каких-либо бесспорных доказательств в подтверждение своих доводов о том, что указанный срок является недостаточным для устранения нарушений, ответчиком не представлено.
Вместе с тем, при наличии обстоятельств, реально затрудняющих исполнение судебного акта, ответчик не лишен возможности, обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения судебного решения.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора города Шелехова являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Прокурора г.Шелехова в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Шаманского сельского поселения о возложении обязанности провести техническое обследование состояния нежилого здания гаража,, удовлетворить.
Возложить на администрацию Шаманского сельского поселения обязанность провести в соответствии с требованиями Межгосударственного стандарта ГОСТ 31947-2024 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» техническое обследование состояния нежилого здания гаража, находящегося по адресу: *адрес скрыт*, *дата скрыта* года постройки, в течение года с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Шелеховский городской суд Иркутской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья О.И.Плындина
Мотивированное решение изготовлено 22.07.2024