РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> 11 января 2024 года
Полесский районный суд <адрес> в составе председательствующего Лахонина А.П.,
при секретаре судебного заседания Шаблинской В.А.,
с участием помощника прокурора Волкова Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по заявлению и.о. прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к государственному бюджетному учреждению здравоохранения <адрес> «Полесская центральная районная больница», Министерству здравоохранения <адрес> о возложении обязанности по оборудованию входа, доступного для маломобильных групп населения,
установил:
и.о. прокурора <адрес> обратился в суд с заявлением, в котором просит обязать ГБУЗ КО «Полесская ЦРБ» в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать в здании ГБУЗ КО «Полесская ЦРБ», расположенном по адресу: <адрес>, вход, доступный для маломобильных групп населения, а при недостаточности финансового обеспечения обязать Министерство здравоохранения <адрес> обеспечить финансирование расходов ГБУЗ КО «Полесская ЦРБ» по оборудованию вышеуказанного входа.
В обоснование своих требований прокурор указал, что в силу ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам. В этой связи на учреждении здравоохранения лежит бремя по созданию условий для беспрепятственного доступа граждан, относящихся к маломобильным группам населения, и инвалидов. Однако вход в здание ГБУК КО «Полесская ЦРБ», доступный для маломобильных групп населения, не обеспечен как того требуют положения СП 59.13330.2020 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001», утвержденного приказом Минстроя России от 30.12.2020 №904/пр.
В судебном заседании прокурор Волков Ю.А. заявленные требования поддержал.
Представитель ответчика ГБУЗ КО «Полесская ЦРБ», несмотря на надлежащее извещение, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения <адрес>, надлежаще извещённый о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, об отложении дела не ходатайствовал, представил письменный отзыв, в котором просил в удовлетворении иска прокурора отказать, поскольку на основании приказа Министерства здравоохранения <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ ГБУЗ КО «Полесская ЦРБ» в 2024 году выделено на капитальный ремонт входной группы для маломобильных (пандус) – 2 306 513 рублей 07 копеек, и спорные работы будут проведены в 2024 году в плановом порядке.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, в том числе с использованием кресла-коляски.
Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций (часть 2 статьи 15 Закона о социальной защите инвалидов).
С ДД.ММ.ГГГГ введён в действие СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001.
Как следует из пункта 4.4 Свода Правил 59.13330.2020 в зданиях и сооружениях должны быть обеспечены для МГН условия использования в полном объеме помещений для безопасного осуществления необходимой деятельности самостоятельно либо с помощью сопровождающего, а также для эвакуации в случае чрезвычайной ситуации.
Пунктом 6.1.1 Свода Правил 59.13330.2020 предусмотрено, что в общественном или производственном здании (сооружении) должен быть минимум один вход, доступный для МГН, с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием.
В доступных входах в здание (сооружение) следует свести к минимуму разность отметок тротуара и тамбура. При перепаде высот входные площадки кроме лестницы должны иметь пандус (пункт 6.1.2 Свода Правил 59.13330.2020).
Выпиской из ЕГРН подтверждается, что нежилое здание районной больницы по адресу: <адрес>, находится в собственности <адрес> и передано ГБУЗ КО «Полесская ЦРБ» на праве оперативного управления.
Как следует из материалов дела и установлено судом, прокуратурой <адрес>, в пределах своих полномочий, по обращению гражданина проведена проверка соблюдения федерального законодательства в сфере обеспечения условий доступности объектов социальной инфраструктуры для маломобильных категорий граждан.
В ходе указанной проверки прокуратурой установлено, что в нарушение вышеуказанных требований законодательства здание ГБУЗ КО «Полесская ЦРБ» по вышеуказанному адресу не оборудовано пандусами и поручнями для маломобильных групп населения.
По указанному факту в адрес и.о. главного врача ГБУЗ КО «Полесская ЦРБ» ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района внесено представление об устранении нарушений требований законодательства в сфере обеспечения доступности объектов для инвалидов, которое было рассмотрено, о чём направлено сообщение ДД.ММ.ГГГГ.
Из ответа и.о. главного врача ГБУЗ «Полесская центральная районная больница» на указанное представление следует, что ГБУЗ «Полесская центральная районная больница» планирует провести работы по обеспечению беспрепятственного доступа к объектам центральной районной больницы за счет денежных средств, предусмотренных в областном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов в рамках реализации мероприятий госпрограммы <адрес> «Здравоохранение», утвержденной постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, о чём представлен приказ Министерства здравоохранения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому Министерством здравоохранения <адрес> выделено 198 000 рублей на разработку проектно-сметной документации.
ДД.ММ.ГГГГ между ГБУЗ КО «Полесская ЦРБ» и ООО «Проектное бюро М2» заключён договор № на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации.
ДД.ММ.ГГГГ проектно-сметная документация прошла проверку в ГАУ КО «Центр проектных экспертиз и ценообразования в строительстве».
Приказом Министерства здравоохранения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № в приказ Министерства здравоохранения <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения, на выполнение работ по капитальному ремонту входной группы для маломобильных (пандус) выделено 2 306 513 рублей 57 копеек.
Вместе с тем, факт неисполнения представления прокурора не оспаривается, поскольку до настоящего времени вход в здание ГБУЗ КО «Полесская ЦРБ», доступный для маломобильных групп, не оборудован, в связи с чем требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Согласно пункту 5 Устава ГБУЗ КО «Полесская ЦРБ» собственником имущества Учреждения является <адрес>.
Функции и полномочия учредителя от имени <адрес> и полномочия главного распорядителя бюджетных средств осуществляет Министерство здравоохранения <адрес> (пункт 6).
В силу пункта 32 Устава источниками формирования имущества и финансовых ресурсов Учреждения является, в том числе имущество, закреплённое за Учреждением собственником, средства областного бюджета <адрес>, выделяемые в виде субсидий, доходы от осуществления приносящей доходы деятельности.
На основании статьи 82 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники.
В соответствии с пунктом 6 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Статьей 38.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплен принцип подведомственности расходов бюджетов, который означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.
Подведомственность получателя бюджетных средств главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств возникает в силу закона, нормативного правового акта Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации.
Поскольку требования прокурора направлены на выполнение Министерством здравоохранения <адрес> самостоятельной обязанности, предусмотренной законом и учредительными документами, по реализации функции в сфере охраны здоровья населения, в том числе путем финансирования медицинской деятельности медицинской организации как главного распорядителя средств областного бюджета, то при недостаточности финансового обеспечения ГБУЗ КО «Полесская ЦРБ» на цели оборудования входа, доступного для маломобильных групп населения, Министерство здравоохранения <адрес> обязано обеспечить финансирование данных расходов.
С учетом изложенного, заявленные требования и.о. прокурора <адрес> являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объёме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
заявление и.о. прокурора <адрес> удовлетворить.
Обязать государственное бюджетное учреждение здравоохранения <адрес> «Полесская центральная районная больница» в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать в здании, расположенном по адресу: <адрес>, - вход, доступный для маломобильных групп населения, в соответствии с требованиями пунктов 6.1.1, 6.1.2 «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001», утверждённого Приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ №/пр.
При недостаточности финансового обеспечения государственного бюджетного учреждения здравоохранения <адрес> «Полесская центральная районная больница» обязать Министерство здравоохранения <адрес> обеспечить финансирование расходов государственного бюджетного учреждения здравоохранения <адрес> «Полесская центральная районная больница» на оборудование вышеуказанного входа, доступного для маломобильных групп населения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Полесский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий подпись А.П. Лахонин