Дело № 34RS0027-01-2022-000744-47
Производство № 2-673/2022
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 апреля 2022 года г. Михайловка
Волгоградской области
Михайловский районный суд Волгоградской области
в составе председательствующего судьи Шевляковой Н.В.,
при секретаре Поляковой Л.М.,
с участием представителя истца ООО «Управляющая Компания «Жилищное хозяйство» Ускова В.Э., ответчиков Усковой Л.Н., Загребельного Р.И., его представителя Заремба И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Жилищное хозяйство» к Усковой Людмиле Николаевне, Загребельному Роману Вячеславовичу о признании недействительным в части решения общего собрания собственников многоквартирного дома,
у с т а н о в и л:
Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Жилищное хозяйство» (далее – ООО «УК «ЖХ») обратилось в суд с иском к Загребальному Р.В., Усковой Л.Н. о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, оформленного протоколом № 1 от 19 января 2022 г.
В обоснование заявленных требований истец указал, что в адрес ООО «УК «ЖХ» 20 января 2022 г. поступил протокол № 1 от 19.01.2022 г. общего собрания собственников помещений многоквартирного дома (далее – многоквартирный дом), расположенного по адресу: Волгоградская область, г. Михайловка, ул. Б.Хмельницкого, д. 2, в котором содержится решение по вопросу утверждения размера платы за услуги и работы по управлению, содержанию и ремонту общего имущества, а также порядка его последующего ежегодного определения (установления) в период с 01.02.2022 по 30.06.2022 в размере платы за соответствующие услуги и работы в сумме 17 руб. 16 коп. Собрание проведено по инициативе ответчиков. Данное решение нарушает законные права и интересы ООО «УК «Жилищное хозяйство», которое оказывает услуги по содержанию общего имущества многоквартирного дома. Утвержденная собственниками на общем собрании плата не позволяет управляющей организации обеспечить содержание общего имущества данного дома в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и выполнять установленный Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 г. № 290 Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В судебном заседании представитель истца ООО «УК «ЖХ» Усков В.Э. исковые требования поддержал в полном объеме. Свою позицию по исковым требованиям дополнил, указав, что управляющая организация терпит убытки, что подтверждается отчетами об использовании денежных средств. Просил суд исковые требования удовлетворить.
В судебном заседании ответчики Загребальный Р.В., Ускова Л.Н. возражали против удовлетворения заявленных истцом требований. Полагают, что установленная на общем собрании плата за содержание общего имущества многоквартирного дома является обоснованной. Собственники по своему усмотрению имеют право исключать из минимального перечня работ и услуг те услуги, в которых они не нуждаются и могут выполнять самостоятельно. Просили суд в удовлетворении исковых требований отказать.
В судебном заседании представитель ответчика Загребального Р.В. - Заремба И.В. исковые требования не признал, пояснил, что собственники не должны не с кем согласовывать проведение собрания, а также имеют право исключать из перечня работ и услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома те услуги, которыми не желают пользоваться. Просил суд в удовлетворении исковых требований отказать.
Выслушав явившихся лиц, исследовав представленные доказательства, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как разъяснено в пункте 74 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ничтожной является сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц. Договор, условия которого противоречат существу законодательного регулирования соответствующего вида обязательства, может быть квалифицирован как ничтожный полностью или в соответствующей части, даже если в законе не содержится прямого указания на его ничтожность. Применительно к статьям 166, 168 ГК РФ под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной, как посягающая на публичные интересы (пункт 74 приведенного Пленума Верховного Суда Российской Федерации).
По общему правилу решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны соответствовать правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его принятия.
С учетом приведенных правовых норм несоответствие решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме требованиям закона посягающие на публичные интересы - интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, проживающих в многоквартирном доме, является основанием для признания данного решения ничтожным.
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 106 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" согласно пункту 1 статьи 181.4 ГК РФ решение собрания недействительно по основаниям, установленным Гражданским кодексом Российской Федерации или иными законами, в силу признания его таковым судом (оспоримое решение) либо независимо от такого признания (ничтожное решение). Допускается возможность предъявления самостоятельных исков о признании недействительным ничтожного решения собрания; споры по таким требованиям подлежат разрешению судом в общем порядке по заявлению любого лица, имеющего охраняемый законом интерес в таком признании.
Обращаясь в суд с настоящим иском, ООО «УК «ЖХ» указывало, что является управляющей организацией, занимающейся обслуживанием и эксплуатацией многоквартирного дома по адресу: Волгоградская область, г. Михайловка, ул. Б.Хмельницкого, д. 2, ответственность за содержание общего имущества в многоквартирном доме лежит на истце как управляющей организации.
Таким образом, ООО «УК «ЖХ» имеет охраняемый законом интерес в признании решения общего собрания собственников многоквартирного дома недействительным, поскольку несет ответственность за оказание всех услуг и выполнение всех работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, за что получает от собственников соответствующую плату.
В соответствии с ч. 1 ст. 181.3 Гражданского кодекса РФ, решение собрания недействительно по основаниям, установленным настоящим Кодексом или иными законами, в силу признания его таковым судом (оспоримое решение) или независимо от такого признания (ничтожное решение). Недействительное решение собрания оспоримо, если из закона не следует, что решение ничтожно.
В силу ст. 181.4 Гражданского кодекса РФ, решение собрания может быть признано судом недействительным при нарушении требований закона, в том числе в случае, если: 1) допущено существенное нарушение порядка созыва, подготовки и проведения собрания, влияющее на волеизъявление участников собрания; 2) у лица, выступавшего от имени участника собрания, отсутствовали полномочия; 3) допущено нарушение равенства прав участников собрания при его проведении; 4) допущено существенное нарушение правил составления протокола, в том числе правила о письменной форме протокола.
В соответствии с п. 1 ст. 181.5 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если оно: 1) принято по вопросу, не включенному в повестку дня, за исключением случая, если в собрании приняли участие все участники соответствующего гражданско-правового сообщества; 2) принято при отсутствии необходимого кворума; 3) принято по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания; 4) противоречит основам правопорядка или нравственности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 44 Жилищного кодекса РФ, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.
Вопросы, отнесенные к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, перечислены в части 2 статьи 44 Жилищного кодекса РФ.
В соответствии с пунктом 17 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491 (далее – Правила № 491), собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень работ и услуг, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
Согласно пункту 28 Правил № 491, собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений.
Обязанность по содержанию принадлежащего собственнику имущества предусмотрена и статьями 210, 249 Гражданского кодекса РФ.
Как установлено судом и подтверждается представленными доказательствами, 19 января 2022 г. собственниками помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Волгоградская область, г. Михайловка, ул. Б. Хмельницкого, д. 2, проведено общее собрание в форме очного голосования, оформленное протоколом № 1.
Принятым решением утвержден размер платы за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома в размере 17 рублей 16 копеек за 1 кв.м, а также рассмотрены другие вопросы.
Вместе с тем, в соответствии с частью 1 статьи 156 Жилищного кодекса РФ, плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Согласно ч. 7 ст. 156 ЖК РФ размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Согласно п. 16. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" при разрешении споров, связанных с внесением платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, услуги и работы по управлению таким домом, следует учитывать, что утвержденный общим собранием собственников размер такой платы не может устанавливаться произвольно, должен обеспечивать содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства и отвечать требованиям разумности (часть 1 статьи 156 ЖК РФ).
Согласно п. 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения; г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила предоставления коммунальных услуг); е) поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома; ж) соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Согласно п. 17 Правил N 491, собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
Соответственно, при принятии решения об утверждении платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, собственники должны рассмотреть вопрос об утверждении перечня услуг и работ, условиях их оказания и выполнения, соответствующих утвержденному размеру платы.
При этом, Постановлением Правительства РФ от 03 апреля 2013 г. № 290 утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения.
Согласно пп. б п. 2 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, перечень услуг и работ из числа включенных в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. N 290 (далее - Перечень услуг и работ), периодичность их оказания и выполнения определяются и отражаются в зависимости от выбранного и реализованного способа управления многоквартирным домом: - в договоре управления многоквартирным домом - в случае, если в установленном порядке выбран способ управления многоквартирным домом управляющей организацией;
Согласно п. 23 Перечня, услуги и работы, необходимые для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, включают в себя: сухую и влажную уборку тамбуров, холлов, коридоров, галерей, лифтовых площадок и лифтовых холлов и кабин, лестничных площадок и маршей, пандусов; влажная протирка подоконников, оконных решеток, перил лестниц, шкафов для электросчетчиков слаботочных устройств, почтовых ящиков, дверных коробок, полотен дверей, доводчиков, дверных ручек; мытье окон; очистка систем защиты от грязи (металлических решеток, ячеистых покрытий, приямков, текстильных матов).
В соответствии п. 11, 29 Правил N 491 в перечень работ и услуг, предоставляемых с учетом степени благоустройства жилого дома должна быть включена сухая и влажная уборка подъездов.
Согласно пп. г п. 11 Правил № 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: - уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества.
Согласно постановления Правительства РФ от 28.12.2020 № 2314 и п. д (1) п. 11 Правил № 491 в перечне работ и услуг, предоставляемых с учетом степени благоустройства жилого дома должны быть учтены работы по накоплению, вывозу и утилизации ртутьсодержащих ламп.
Согласно пп. д (1) п 11 Правил № 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: организацию мест для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности.
Из анализа приведенных выше норм следует, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется собственниками с учетом предложений управляющей организации в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, а также безопасные для жизни и здоровья граждан условия проживания в таком доме.
Таким образом, учет предложений управляющей организации при утверждении перечня работ и услуг, а также размера платы за эти услуги является обязательным.
Из представленных доказательств следует, что в ходе проведения общего собрания собственниками помещений было принято решение об установлении размера платы без учета предложений управляющей организации.
Из представленного в дело протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома и приложенных к нему документов, не усматривается, чем руководствовались собственники помещений многоквартирного дома, устанавливая плату за содержание общего имущества и ремонт многоквартирного дома в размере 17 рублей 16 копеек на срок менее года, что является нарушением ч. 7 ст. 156 Жилищного кодекса РФ.
Между тем, в разделе 2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 г. № 170 определено, что техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств.
Система технического обслуживания (содержания и текущего ремонта) жилищного фонда обеспечивает нормальное функционирование зданий и инженерных систем в течение установленного срока службы здания с использованием в необходимых объемах материальных и финансовых ресурсов.
Техническое обслуживание жилищного фонда включает работы по контролю за его состоянием, поддержанию в исправности, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем и т.д. Контроль за техническим состоянием следует осуществлять путем проведения плановых осмотров.
Текущий ремонт здания включает в себя комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей.
Между тем, собственниками помещений многоквартирного дома установлен размер платы за содержание жилого помещения без составления перечня необходимых для содержания данного многоквартирного дома работ. Таким образом, установленный собственниками тариф за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома в размере 17 рублей 16 копеек объективно не обоснован, не имеет под собой финансового обоснования, принят собственниками произвольно. Приобщенная к протоколу расшифровка платы за управление, содержание и текущий ремонт общего имущества в МКД № 2 по ул. Б.Хмельницкого в г. Михайловка Волгоградской области не учитывает реальную стоимость указанных работ.
Доказательств того, что данный размер расходов на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома обеспечит содержание многоквартирного дома в соответствии с требованиями действующего законодательства, суду не представлено. Доводы ответчиков о том, что из предложенного ранее управляющей компанией перечня работ и услуг, некоторые виды работы и услуги подлежат исключению, ничем объективно не подтверждены.
Доводы ответчиков о том, что предложения управляющей организации не являются обязательными для утверждения общим собранием размера платы и носят рекомендательный характер, в связи с чем, установление размера платы за содержание жилого помещения относится к исключительной компетенции общего собрания, судом также отклоняются, так как собственники жилых помещений, устанавливая тариф в размере 17 рублей 16 копеек на 1 кв.м не предоставили экономический расчет, согласно которому управляющая организация могла бы в полном объеме и надлежащим образом обслуживать жилой дом и поддерживать его в состоянии, обеспечивающем безопасные условия проживания.
Из содержания решения собственников, оформленного протоколом № 1 от 19 января 2022 года, нельзя сделать вывод, что собственниками помещений при принятии решения об утверждении платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме данные положения действующего законодательства исполнены, также в материалах дела не имеется доказательств, что при принятии спорного решения собственниками были учтены предложения управляющей организации либо мотивированно отклонены.
При этом, суд учитывает, что установление тарифа в меньшем размере, чем требуется для надлежащего обслуживания жилого дома и поддержания его в безопасном состоянии, приведет к неспособности исполнять свои обязанности управляющей компанией.
На основании изложенного, суд полагает, что размер платы за содержание и ремонт общедомового имущества в размере 17 рублей 16 копейки, установленный решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома не будет позволять обеспечить содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства РФ, поскольку плата установлена без учета расходов на содержание общего имущества в соответствии с Минимальным перечнем услуг и работ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290, при наличии в составе общедомового имущества, на котором выполняются указанные виды работ.
Доводы стороны ответчиков о том, что указанные услуги истцом выполняются ненадлежащим образом и некачественно, либо не выполняются вообще, правового значения при разрешении настоящего спора не имеют, кроме того, не подтверждены соответствующими доказательствами по делу.
Указанные обстоятельства дают суду основания полагать, что данный размер платы установлен собственниками произвольно, и не обеспечивает содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства, а также не отвечает требованиям разумности. Таким образом, решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Волгоградская область, г. Михайловка, ул. Б. Хмельницкого, д. 2, оформленное протоколом № 1 от 19 января 2022 г. (пункт 5 повестки дня) является недействительным и не подлежит применению с момента его утверждения.
В силу ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Согласно ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны возместить все понесенные по делу судебные расходы.
Суд, с учетом удовлетворения исковых требований, в соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ считает необходимым взыскать с ответчиков в пользу ООО «Управляющая компания «Жилищное хозяйство» уплаченную истцом государственную пошлину в сумме 6000 рублей, а также почтовые расходы в сумме 94 рубля.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 5 ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ № 2 ░░ ░░░░░ ░.░░░░░░░░░░░░ ░ ░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ № 1 ░░ 19 ░░░░░░ 2022 ░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 3 047 ░░░░░░ ░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 25 ░░░░░░ 2022 ░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░