Городской суд г. Дагестанские Огни судья Р.Ф. Абдуллаев
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
РЕШЕНИЕ
от 14 февраля 2019 года, по делу №, г. Махачкала
Судья Верховного Суда Республики Дагестан Джарулаев А-Н.К., рассмотрев жалобу генерального директора ООО «ФИО2-ФИО2» ФИО2 О.К. на постановление заместителя министра строительства и ЖКХ РД ФИО4 от <дата> № и решение судьи городского суда <адрес> от <дата> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 9.4 КоАП РФ, в отношении генерального директора ООО «ФИО2-ФИО2» ФИО1,
установил:
постановлением заместителя министра строительства и ЖКХ РД ФИО4 от <дата> № генеральный директор ООО «ФИО2-ФИО2» ФИО2 О.К. привлечена к административной ответственности по ч. 2 ст. 9.4 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением судьи городского суда <адрес> от <дата> постановление должностного лица ФИО4 от <дата> № оставлено без изменения, жалоба ФИО2 О.К. без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд РД, генеральным директором ООО «ФИО2-ФИО2» ФИО2 О.К. ставится вопрос об отмене решения судьи городского суда <адрес>, как незаконного и необоснованного.
В суде апелляционной инстанции защитник ФИО2 О.К. – адвокат ФИО5 поддержал доводы жалобы и просил их удовлетворить.
Дело рассмотрено в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о месте, дате и времени судебного заседания апелляционной инстанции.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав пояснения защитника ФИО2 О.К. – адвоката ФИО5, прихожу к следующему.
Согласно ч. 2 ст. 9.4 КоАП РФ действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, которые повлекли отступление от проектных значений параметров зданий и сооружений, затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства и (или) их частей или безопасность строительных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, либо которые повлекли причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, либо которые создали угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц - от тридцати тысяч до тридцати пяти тысяч рублей.
Частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий).
В соответствии с частью 1 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ (далее ГрК РФ) строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор строительного подряда. Лицо, осуществляющее строительство, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации (часть 3 статьи 52 ГрК РФ).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 54 ГрК РФ государственный строительный надзор, в том числе осуществляется при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 ГрК РФ либо является модифицированной проектной документацией.
Предметом государственного строительного надзора, в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 54 ГрК РФ является проверка соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации.
Согласно части 2 статьи 48 ГрК РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства…
Отклонение параметров объекта капитального строительства от проектной документации, необходимость которого выявилась в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта такого объекта, допускается только на основании вновь утвержденной застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором проектной документации после внесения в нее соответствующих изменений в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (часть 7 статьи 52 ГрК РФ).
Как следует из материалов дела, <дата> Управлением госстройнадзора Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ РД проведена проверка в отношении ООО "Экономстрой" по объекту капитального строительства, расположенного по адресу: <адрес>А.
Из составленного акта проверки от <дата> следует, что при строительстве указанного объекта допущены нарушения требований ГрК РФ, а именно:
- не представлена исполнительская документация по строительству блока №; - отсутствует разрешение на строительство мансардного этажа; - эксплуатация объекта без ввода в эксплуатацию, т.е. без заключения о соответствии Управления госстройнадзора; - отсутствуют места для детских площадок, для парковки автомобилей, т.е. площадь застройки равна площади земельного участка; - геометрические размеры блока № и посадка дома не соответствуют проекту, т.е. балконы и входные лестницы пристроены на чужом участке (проект застройки).
В связи с выявленными нарушениями ведущим специалистом 2-разряда Управления госстройнадзора Минстроя РД ФИО6 в отношении генерального директора ООО "Экономстрой" ФИО2 О.К. составлен протокол от <дата> № об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 9.4 КоАП РФ.
Постановлением заместителя министра строительства и ЖКХ РД ФИО4 от <дата> № генеральный директор ООО "Экономстрой" ФИО2 О.К. за указанные нарушения привлечена к административной ответственности по части 2 статьи 9.4 КоАП РФ.
Понятие объекта капитального строительства содержится в пункте 10 статьи 1 ГрК РФ, согласно которому объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Согласно пункту 16 статьи 1 ГрК РФ застройщик - физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке или на земельном участке иного правообладателя… строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.
Частями 3, 4 статьи 52 ГрК РФ определено, что лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
В силу части 6 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда), проектной документацией, требованиями к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленными на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенным использованием земельного участка, ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством РФ, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика, технического заказчика, лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.
Согласно части 4 статьи 53 ГрК РФ в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство… должен проводиться контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также за безопасностью строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, если устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, за соответствием указанных работ, конструкций и участков сетей требованиям технических регламентов и проектной документации. До проведения контроля за безопасностью строительных конструкций должен проводиться контроль за выполнением всех работ, которые оказывают влияние на безопасность таких конструкций и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также в случаях, предусмотренных проектной документацией, требованиями технических регламентов, должны проводиться испытания таких конструкций. По результатам проведения контроля за выполнением указанных работ, безопасностью указанных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения составляются акты освидетельствования указанных работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения.
В соответствии с пунктом 6.13 Свода правил 48.13330.2011 Организация строительства, утвержденного приказом Минрегиона России от 27 декабря 2010 г. N 781 и введенного в действие с 20 мая 2011 г. (далее - СП 48.13330.2011), лицо, осуществляющее строительство, в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности должно вести исполнительную документацию, в частности:
комплект рабочих чертежей с надписями о соответствии выполненных в натуре работ этим чертежам или о внесенных в них по согласованию с проектировщиком изменениях, сделанных лицами, ответственными за производство строительно-монтажных работ;
иные документы, отражающие фактическое исполнение проектных решений.
Требования к составлению и порядку ведения исполнительной документации устанавливаются Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Приказом Ростехнадзора от 26 декабря 2006 г. N 1128 утверждены и введены в действие "Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства РД-11-02-2006" (далее - Требования N 1128).
Согласно пункту 3 Требований N 1128 исполнительная документация представляет собой текстовые и графические материалы, отражающие фактическое исполнение проектных решений и фактическое положение объектов капитального строительства и их элементов в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства по мере завершения определенных в проектной документации работ.
В соответствии с пунктом 7.6 СП 42.13330.2016 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89, утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 30.12.2016 № 1034/пр (далее - СП42.13330.2016) плотность застройки жилых, общественно-деловых и смешанных зон следует принимать с учетом установленного зонирования территории, типа и этажности застройки, дифференциации территории по градостроительной ценности, состояния окружающей среды, природно-климатических и других местных условий. Предельные значения коэффициентов застройки и коэффициентов плотности застройки территории микрорайонов (кварталов) жилых, общественно-деловых и смешанных зон приведены в приложении Г (обязательное).
коэффициент застройки - отношение площади, занятой под зданиями и сооружениями, к площади участка (для многоквартирных жилых домов - 0.4);
коэффициент плотности застройки - отношение площади всех этажей зданий и сооружений к площади участка (для многоквартирных жилых домов - 1.2).
Как видно из материалов дела и подтверждается заявителем, ООО "Экономстрой" осуществляет строительство объекта капитального строительства, расположенного по адресу: <адрес> строительстве данного объекта обществом допущены нарушения вышеуказанных требований, которые отражены в акте проверки от <дата> и в протоколе от <дата> N 000185.
Как следует из положений части 4 статьи 53 ГрК РФ, вышеприведенных норм СП 48.13330.2011 и Требований N 1128, исполнительская документация отражает фактическое исполнение проектных решений (фиксирует ход выполнения строительных работ) и ведется по мере завершения определенных в проектной документации работ, до начала других работ, после выполнения которых контроль не может быть проведен.
В нарушение требований пункта 7.6 и приложения Г СП 42.13330.2016, площадь застройки спорного объекта капитального строительства равна площади земельного участка, отведенного для строительства (1037 кв. м). Отсутствуют места для детских площадок, для парковки автомобилей и т.д. Кроме того, балконы и входные лестницы выходят за пределы земельного участка, отведенного под строительство. Фактические границы строения составили 1327,14 кв. м, т.е. при возведении спорного объекта капитального строительства общество вышло за пределы границ принадлежащего ему земельного участка.
Допущенные нарушения затрагивают конструктивные характеристики и проектные значения параметров строящегося объекта капитального строительства (увеличение фактических границ строящегося объекта за счет пристройки лестниц и балконов на чужом земельном участке, несоблюдение ограничений в части площади застройки земельного участка).
При таких обстоятельствах административный орган правомерно пришел к выводу о наличии в действиях заявителя административного правонарушения. Порядок привлечения заявителя к административной ответственности не нарушен, процессуальных нарушений, влекущих отмену постановления по делу об административном правонарушении, не допущено. Постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ. Административное наказание назначено в пределах санкции, предусмотренной частью 2 статьи 9.4 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, основания для отмены или изменения обжалуемых решения судьи первой инстанции и постановления должностного лица по делу об административном правонарушении отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 30.6-30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление заместителя министра строительства и ЖКХ РД ФИО4 от <дата> № и решение судьи городского суда <адрес> от <дата> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 9.4 КоАП РФ, в отношении гендиректора ООО «ФИО2-ФИО2» ФИО2 О.К. оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения
Судья Верховного Суда
Республики Дагестан А-Н.К. Джарулаев