Р Е Ш Е Н И Е
<дата> <адрес>
Судья Советского районного суда <адрес> Андреева И.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу <ФИО>1 ООО «Альянс Строй» <ФИО>4 на постановление заместителя руководителя – начальника отдела финансовых рынков и рекламы <ФИО>1 антимонопольной службы России по <адрес> <ФИО>3 <номер>.32-1281\2021 от <дата> по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Альянс Строй», предусмотренного ч.4 ст. 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением заместителя руководителя – начальника отдела финансовых рынков и рекламы <ФИО>1 антимонопольной службы России по <адрес> <ФИО>3 от <дата> <номер>.32-1281\2021, ООО «Альянс Строй» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 200 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, <ФИО>1 ООО «Альянс Строй» <ФИО>4 подал жалобу на постановление по делу об административном правонарушении, в которой просил постановление отменить, производство по делу прекратить.
В судебное заседание заявитель - <ФИО>1 ООО «Альянс Строй» <ФИО>4 не явился, о дне рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом.
<ФИО>1 антимонопольной службы России по <адрес> в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом.
Суд, изучив материалы административного дела, переходит к следующему.
В соответствии со ст. 30.6 ч.3 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Частью 4 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность должностных лиц за изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частью 4.1 настоящей статьи, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - двухсот тысяч рублей.
Согласно ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (ч.1). Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (ч.2). Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона (ч.3).
В соответствии со ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства смягчающие и отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного правонарушением, обстоятельства исключающие производство по делу и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела по существу.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу п. 4 ч. 1 ст.29.1 КоАП РФ, обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, должны быть указаны в постановлении по делу об административном правонарушении.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ, наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении правонарушения являются обстоятельствами, подлежащими доказыванию.
Постановлением заместителя руководителя – начальника отдела финансовых рынков и рекламы <ФИО>1 антимонопольной службы России по <адрес> <ФИО>3 от <дата> <номер>.32-1281\2021, ООО «Альянс Строй» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 200 000 рублей.
Как следует из материалов дела, основанием для привлечения ООО «Альянс Строй» к административной ответственности по ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ послужили обстоятельства, указанные в протоколе об административном правонарушении, согласно которому ООО «Альянс Строй»:
В рамках регионального проекта «Содействие занятости женщин – создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет» национального проекта "Демография" на территории <адрес> <дата> заключены 2 государственных контракта между ГКУ АО «<ФИО>1 по капитальному строительству <адрес>» и ООО «Альянс-Строй» на выполнение подрядных работ по строительству 2 объектов: «Строительство детского сада на 60 мест по адресу: <адрес>» и «Строительство детского сада на 60 мест по адресу: <адрес>, А».
В соответствии с пунктом 2.1 Контракта, цена каждого контракта составляет 59 900 000 рублей.
Согласно пункту 3.1 Контракта срок выполнения работ: с даты заключения контракта по <дата>.
Пунктами 1.1, 3.1, 3.2, 3.3, 5.1.1 Контракта установлено, что подрядчик принял на себя обязательства выполнить работы по строительству в сроки, предусмотренные Контрактом в соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ, который является приложением 1 к Контракту и его неотъемлемой частью.
Согласно пункту 3.3 Контракта нарушение сроков выполнения работ, указанных в пункте 3.1 Контракта и в графике выполнения строительно-монтажных работ, более, чем на 20 дней является существенным нарушением условий Контракта.
В нарушение указанных условий Контракта, работы по строительству по указанному объекту в соответствии с утвержденной проектной документацией, графиком выполнения строительно-монтажных работ, а также действующими нормами и техническими условиями в срок, установленный Контрактом, то есть до <дата> подрядчиком не выполнены.
<дата> между ООО «Альянс Строй» и ГКУ АО «<ФИО>1 по капитальному строительству <адрес>» заключены дополнительные соглашения <номер> к вышеуказанным контрактам, согласно которым пункт 3.1 Контракта изложен в следующей редакции: «3.1. Сроки выполнения работ: с даты заключения контракта по <дата>», то есть на основании заключенного дополнительного соглашения изменены сроки выполнения работ по контракту.
Согласно ч.1 ст.34 Закона № 44-ФЗ «О контрактной системе», Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим <ФИО>1 законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего <ФИО>1 закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
При заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего <ФИО>1 закона, указываются цены единиц товара, работы, услуги и максимальное значение цены контракта, а также в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим <ФИО>1 законом предусмотрена документация о закупке). При заключении и исполнении контракта изменение его существенных условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим <ФИО>1 законом. В случае, если проектом контракта предусмотрены отдельные этапы его исполнения, цена каждого этапа устанавливается в размере, сниженном пропорционально снижению начальной (максимальной) цены контракта участником закупки, с которым заключается контракт (часть 2).
Согласно части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе, изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случаях, предусмотренных указанной статьей.
Согласно части 8 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации, условия договора, заключенного по результатам торгов в случаях, когда его заключение в соответствии с законом допускается только путем проведения торгов, могут быть изменены сторонами:
1) по основаниям, установленным законом;
2) в связи с изменением размера процентов за пользование займом при изменении ключевой ставки Банка России (соразмерно такому изменению), если на торгах заключался договор займа (кредита);
3) по иным основаниям, если изменение договора не повлияет на его условия, имевшие существенное значение для определения цены на торгах.
Основанием для заключения дополнительного соглашения от <дата> <номер> к Контракту указан пункт 9 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе, согласно которому если контракт, предусмотренный частью 16 (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства) и частью 16.1 статьи 34 настоящего <ФИО>1 закона, контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, по независящим от сторон контракта обстоятельствам, влекущим невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию, либо по вине подрядчика не исполнен в установленный в контракте срок, допускается однократное изменение срока исполнения контракта на срок, не превышающий срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении. При этом в случае, если обеспечение исполнения контракта осуществлено путем внесения денежных средств, по соглашению сторон определяется новый срок возврата заказчиком подрядчику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта. В случае неисполнения контракта в срок по вине подрядчика предусмотренное настоящим пунктом изменение срока осуществляется при условии отсутствия неисполненных подрядчиком требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком в соответствии с настоящим <ФИО>1 законом, предоставления подрядчиком.
Однако уважительность причин и основания, дающие право вносить существенные изменения в контракт у сторон отсутствовали.
Дополнительные соглашения от <дата> <номер> к Контрактам сведений о конкретных действиях (бездействий) подрядчика, приведших к неисполнению в установленный срок контракта по вине подрядчика, не содержат. При этом со стороны заказчика требований об уплате неустоек (штрафов, пени) в адрес подрядчика не предъявлялись.
Кроме того, указанные дополнительные соглашения от <дата> <номер> к Контрактам не содержат сведений и выводов, обосновывающих наличие оснований для изменения условий контракта вследствие независящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения в проектную документацию, такие обстоятельства не установлены. Объективные данные, свидетельствующие об указанных обстоятельствах, не установлены и не приведены сторонами.
При таких обстоятельствах, заключенные дополнительные соглашения от <дата> <номер> к Контракту по основанию, предусмотренному пунктом 9 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе, не мотивировано и необоснованно.
Кроме того, основанием для заключения дополнительных соглашений от <дата> <номер> к Контрактам является пункт 6 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе, согласно которому в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом государственный или муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом.
Оснований, подтверждающих обоснованность заключения дополнительных соглашений от <дата> <номер> к Контрактам по данному основанию административным органом также не установлено, поскольку лимиты бюджетных обязательств, доведенные ранее до ГКУ <ФИО>1 по капитальному строительству <адрес>» в 2021 году не изменялись и не уменьшались.
Таким образом, условия Контрактов, заключенных между ООО «Альянс-Строй» и ГКУ АО «<ФИО>1 по капитальному строительству <адрес>» на выполнение подрядных работ по строительству 2 объектов изменены в отсутствие предусмотренных законом оснований.
Указанное является нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, административная ответственность за которое предусмотрена ч.4 ст. 7.32 КоАП РФ.
На основании статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Таким образом, ООО «Альянс Строй» располагало возможностью обеспечить соблюдение требований законодательства.
Совершение ООО «Альянс Строй» административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 7.32 КоАП РФ, подтверждается: протоколом об административном правонарушении, объяснениями заявителя, материалами дела об административном правонарушении.
Вина ООО «Альянс Строй» состоит в том, что он не выполнил установленные требования законодательства и не предпринял зависящих от него мер по их соблюдению. Объективные обстоятельства, делающие невозможным исполнение установленных законодательством о контрактной системе требований, при рассмотрении дела не установлены.
Согласно ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.
Таким образом, действия ООО «Альянс Строй» образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.7.32 КоАП РФ. Оспариваемое постановление вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
По мнению суда, оснований для признания совершённого ООО «Альянс Строй» административного правонарушения малозначительным не имеется.
По мнению суда, применение в данном случае меры административного наказания в виде штрафа носит справедливый характер, соответствующий тяжести правонарушения и степени вины лица, привлеченного к ответственности.
Доводы жалобы об отсутствии надлежащего финансирования подрядчика для выполнения работ в установленные сроки по независящим от него обстоятельствам не является безусловным основанием для отмены постановления административного органа.
При рассмотрении дела фактические обстоятельства установлены полно и всесторонне, они полностью подтверждаются представленными доказательствами, исследованными в ходе судебного заседания и получившими правильную оценку в постановлении в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Однако, в соответствии с ч. 2.2-2.3 ст. 4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 2.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
При таких обстоятельствах назначенное ООО «Альянс Строй» административное наказание в виде административного штрафа в сумме 200 000 рублей, не соответствует характеру совершенного заявителем административного правонарушения, его материальному положению, характеру производственной деятельности, может повлечь избыточное ограничение прав юридического лица и с учетом конкретных обстоятельств дела подлежит снижению до 100 000 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Постановление заместителя руководителя – начальника отдела финансовых рынков и рекламы <ФИО>1 антимонопольной службы России по <адрес> <ФИО>3 <номер>.32-1281\2021 от <дата> по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Альянс Строй», предусмотренного ч.4 ст. 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, – изменить в части размера назначенного административного штрафа, снизить размер штрафа до 100 000 рублей.
В остальной части постановление заместителя руководителя – начальника отдела финансовых рынков и рекламы <ФИО>1 антимонопольной службы России по <адрес> <ФИО>3 <номер>.32-1281\2021 от <дата> оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Астраханского областного суда в течение 10 суток со дня его получения или вручения, путем подачи жалобы через Советский районный суд <адрес>.
Судья И.М. Андреева