Дело № 12-9/2023
Р Е Ш Е Н И Е
с. Объячево | 21 марта 2023 года |
Судья Прилузского районного суда Республики Коми Кочанов Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Пименова М.А. на постановление мирового судьи Прилузского судебного участка Республики Коми от 13 февраля 2023 года по делу об административном правонарушении № 5-40/2023,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением мирового судьи Прилузского судебного участка Республики Коми от 13 февраля 2023 года по делу об административном правонарушении № 5-40/2023 администрации муниципального района «Прилузский» (далее – администрации МР «Прилузский» или администрация) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 ч. 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с привлечением к административной ответственности в виде наложения административного штрафа в размере 105000 руб.
Не соглашаясь с данным постановлением, защитника администрации МР «Прилузский» Пименов М.А. обратился в Прилузский районный суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить. Так, в жалобе он указал, что для устранения нарушений, выявленных в ходе дорожного надзора, заключения муниципального контракта на выполнение работ необходимо наличие бюджетных средств на указанные цели, требуется время для соблюдения органом местного самоуправления требований и процедур, установленных законодательством Российской Федерации.
В судебное заседание законный представитель, защитник администрации МР «Прилузский», представитель административного органа, при условии надлежащего извещения, не явились.
В соответствии со ст. 25.4, 25.5 КоАП РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей сторон.
Исследовав письменные материалы дела в их совокупности, обсудив доводы жалобы, суд приходит к следующему:
Согласно п. 3 ст. 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, вынесенного должностным лицом, может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.51 настоящего Кодекса, в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.
В соответствии с подп. 8 п. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов суд обязан проверять законность и обоснованность вынесенного постановления в полном объёме, не ограничиваясь доводами заявителя.
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определены Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».
Задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путём предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Согласно ст. 3 этого Закона основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении, соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
В силу ст. 5 Федерального закона № 196-ФЗ обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством осуществления деятельности по организации дорожного движения, материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения.
Из содержания ч. 4 ст. 6 Закона следует, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчётным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населённых пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов городского поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
В силу требования ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: 1) осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; 1.1) установление порядка осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; 2) разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения; 5) утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения; 6) осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; 12) осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.
Административным правонарушением, в силу ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ, признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Административная ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения установлена ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как следует из материалов дела, администрации МР «Прилузский», являясь ответственным лицом за содержание и ремонта автомобильной дороги, не обеспечила безопасность нерегулируемых пешеходных переходов на автомобильных дорогах «По пст. Чекша», «По с. Объячево», «Подъезд к д. Гостиногорка», «По д. Архиповка», «Спаспоруб-Поруб», «Объячево-Загарская», и т.д., что не соответствует требованиям п. 4.5.2.4, 4.6.1.1, 4.6.1.4 ГОСТа Р52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства», п. 6.2.1., 6.2.3, 6.4.1, 6.4.2 ГОСТа Р50597-2017 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля».
Совершение юридическим лицом административного правонарушения, наряду с протоколом об административном правонарушении судом первой инстанции признаны: - рапорт о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы) от 13.04.2022 с приложенной фототаблицей; - перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района «Прилузский» Республики Коми; - выписка из ЕГРЮЛ.
В соответствии с п. 4.5.2.4 ГОСТ Р52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования, утверждённого приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от ДД.ММ.ГГГГ №-ст (далее - ГОСТ Р52766-2007), пешеходный переход должен быть оборудован дорожными знаками, разметкой и иметь освещение (с питанием от распределительных сетей или автономных источников).
Пунктом 4.6.1.1 этого же ГОСТ Р52766-2007 установлено, что стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах устанавливают на пешеходных переходах в разных уровнях с проезжей частью.
Пунктом 6.2.3. «ГОСТа Р50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утверждённого приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст (далее - ГОСТа Р50597-2017) установлено, что утраченные знаки должны быть установлены в сроки по таблице 6.1.
Пунктом 6.4.2. ГОСТа Р50597-2017 установлено, что дорожные светофоры и звуковые устройства не должны иметь дефектов. Дефекты должны быть установлены в сроки, приведённые в таблице 6.3.
По мнению суда, оценив все исследованные доказательства в совокупности в соответствии со ст. 26.2, 26.11 КоАП РФ, должностное лицо органов ГИБДД пришло к обоснованному выводу о наличии в действиях администрации МР «Прилузский» состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 12.34 КоАП РФ.
Исходя из требований вышеуказанного ГОСТ Р52766-2007, ГОСТа Р50597-2017 доводы заявителя об отсутствии бюджетных лимитов не отвечает требованиям законодательства, и подлежат отклонению, поскольку бюджет муниципального образования был сформирован на 2022 год, распределён по целевым статьям, в том числе по «Развитию транспортной системы», что подтверждается представленными по запросу суда документами. Нарушения в содержании автомобильных дорог административным органом были выявлены в 2022 году, и не освобождает администрацию МР «Прилузский» от выполнения возложенных на неё нормативными актами обязанностей.
Новых доводов, которые могли бы повлиять на законность оспариваемого постановления и решения, жалоба не содержит, суд не установил.
Квалификация действий администрации МР «Прилузский» по ст. 12.34 ч. 1 КоАП РФ является правильной. Наказание в виде административного штрафа в размере 105000 руб. назначено администрации МР «Прилузский» в соответствии с требованиями статей 4.1, 4.2 КоАП РФ, т.е. с учётом характера совершённого административного правонарушения и финансового положения юридического лица.
На основании изложенного, суд находит постановление мирового судьи законным и обоснованным. Каких-либо существенных нарушений норм процессуального права, которые могли бы повлиять на вынесение законного и обоснованного постановления, административным органом и судом первой инстанции при производстве по делу допущено не было.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление мирового судьи Прилузского судебного участка Республики Коми от 13 февраля 2023 года по делу об административном правонарушении № 5-40/2023, вынесенное в отношении администрации муниципального района «Прилузский» по ст. 12.34 ч. 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу защитника Пименова М.А. – без удовлетворения.
Судья – Л.А. Кочанов