Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-39/2024 (2-1112/2023;) от 31.10.2023

61RS0023-01-2023-004208-72 Дело № 2-39/2024

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 января 2024 года п.Каменоломни

Октябрьский районный суд Ростовской области в составе:

судьи Сухоносовой Е.Г.,

при секретаре судебного заседания Радоченко С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Васильченко О.Н. к Васильченко В.В., войсковой части 91/706, АО «СОГАЗ», Министерству труда и социального развития Ростовской области, третье лицо Департамент труда и социального развития Администрации г. Шахты Ростовской области, о лишении права на получение социальных выплат,

У С Т А Н О В И Л :

Васильченко О.Н. обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что она мать погибшего 20.07.2023, проходившего военную службу по контракту, участвующего в Специальной военной операции, мобилизованного 25.09.2022, ФИО1. Полагает, что Васильченко В.В. должен быть лишен права на получение предусмотренных законом страховой суммы и единовременного пособия, поскольку не поддерживал никаких родственных связей с сыном, при жизни сына и до его совершеннолетия не занимался его воспитанием, не интересовался его судьбой, своих обязанностей водителя не осуществлял, материально не содержал, алименты не выплачивал.

На основании изложенного просит суд лишить Васильченко В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, социальных выплат в связи с гибелью 20.07.2023 ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Истец Васильченко О.Н. в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Ответчики Васильченко В.В., в судебное заседание не явился, представители войсковой части 91/706, АО «СОГАЗ», Министерства труда и социального развития Ростовской области в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Представитель третьего лица Департамента труда и социального развития Администрации г. Шахты Ростовской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в порядке ст.167 УПК РФ.

Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства, суд считает исковые требования Васильченко О.Н. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено и из материалов дела следует, что Васильченко О.Н. и Васильченко В.В. являются родителямиФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Брак между Васильченко В.В. и Васильченко О.Н. прекращен24.08.2010 на основании решения мирового судьи СУ № 9 г. Шахты Ростовской области, что подтверждается свидетельством о расторжении брака от 24.08.2010.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 21.09.2022 № 647 «Об объявлении частичной мобилизации на территории Российской Федерации»,ФИО1 был призван по мобилизации на военную службу и направлен в воинскую часть 91706, проходил военную службу с 25 сентября 2022 года.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 умер, что подтверждается свидетельством о смерти V-АН от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно поступившего из войсковой части 91706 извещения № 201 от 25.09.2023 военный комиссариат города Шахты и Октябрьского района известил Васильченко О.А. о том, что её сын военнослужащий по мобилизации нор расчета 1 мотострелкового отделения 2 мотострелкового взводв 4 мотострелковой роты 2 мотострелкового батальона рядовой ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, погиб 20.07.2023 года при исполнении обязанностей военной службы, при проведении специальной военной операции на территории Украины.

На основании информации, содержащейся в письменных пояснениях Министерства труда и социального развития Ростовской области, на основании поступивших заявлений от ФИО3 и Васильченко О.Н. распоряжением Правительства Ростовской области от04.09.2023№-831дсп ФИО3 и Васильченко О.Н. назначена выплата единовременной материальной помощи в размере 666667 руб. на каждого заявителя. По имеющимся в Минтруда сведениям членом семьи погибшего ФИО1 также значится его отец Васильченко В.В.. До настоящего времени заявление и документы от Васильченко В.В. для выплаты единовременной материальной помощи в Минтруд области не поступали.

Как следует из материалов дела, ответчик материального участия в содержании ребенка не принимал, в связи с чем истец была вынуждена обратиться в суд с иском о взыскании алиментов.

Судебным приказом№2-8-49/10от 20.05.2010 мирового судьи судебного участка № 8 ш. Шахты Ростовской области с Васильченко В.В. взысканы алименты в пользу Васильченко О.Н. на содержание детей – ФИО1 и ФИО2 в размере 1/3 части всех видов заработка ежемесячно, начиная с 20.05.2010 и до совершеннолетия детей.

В связи с уклонением ответчика от добровольной выплаты алиментов на основании данного судебного приказа ОСП по г. Шахты и Октябрьскому району УФССП России по Ростовской областивозбуждено исполнительное производство№6448/16/61083-ИП.

Согласно постановлению судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Шахты и Октябрьскому району УФССП России по Ростовской области от21.02.2017, в период с 25.01.2014 по 20.02.2017должник не работал, алименты не выплачивал, задолженность по алиментам по состоянию на21.02.2017составила606351,06 руб.

Постановлением Мирового судьи судебного участка №1 Октябрьского судебного района Ростовской области по делу №5-132/2017 от 05.04.2017 Васильченко В.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ в связи с неуплатой алиментов на содержание несовершеннолетних детей ФИО1 и ФИО2

Приговором Мирового судьи судебного участка №1 Октябрьского судебного района Ростовской области по делу 1-25/2011 от 25.04.2011 Васильченко В.В. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 157 УК РФ в связи с неуплатой алиментов на содержание несовершеннолетних детей ФИО1 и ФИО2

Допрошенные в судебном заседании свидетели ФИО4, ФИО4, пояснили, что ответчик Васильченко В.В. участия в жизни сына не принимал, материально не помогал, на похоронах сына не был.

Указом Президента Российской Федерации от 05 марта 2022 г. N 98 "О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей" и Федеральным законом от 07 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" установлены отдельные виды выплат в случае гибели (смерти) военнослужащих.

В соответствии с названным Указом в случае гибели (смерти) военнослужащих, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальное звание полиции, принимавших участие в специальной военной операции на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины, членам их семей осуществляется единовременная выплата в размере 5 млн. руб. в равных долях. Категории членов семей определяются в соответствии с ч. 1.2 ст. 12 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и ч. 11 ст. 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", а получение этой выплаты не учитывается при определении права на получение иных выплат и при предоставлении мер социальной поддержки, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Федеральный закон от 07 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" на случай гибели (смерти) военнослужащего, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, членам его семьи закрепляет выплачиваемое в равных долях единовременное пособие в размере3 млн. руб.(ч. 8 ст. 3) и ежемесячную денежную компенсацию (ч. 9 ст. 3).

Военная служба, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах; лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции: военнослужащий принимает на себя бремя неукоснительно, в режиме жесткой военной дисциплины исполнять обязанности военной службы, которые предполагают необходимость выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья. Этим определяется особый правовой статус военнослужащих, проходящих военную службу, как по призыву, так и в добровольном порядке по контракту, содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству, что - в силу Конституции Российской Федерации, в частности ее ст. ст. 2, 7, 39, 41, 45, 59, 71, - обязывает государство гарантировать им материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда их жизни или здоровью в период прохождения военной службы (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2002 г. N 17-П, от 20 октября 2010 года N 18-П, от 17 мая 2011 года N 8-П, от 19 мая 2014 г. N 15-П, от 17 июля 2014 г. N 22-П, от 19 июля 2016 г. N 16-П).

В случае гибели военнослужащего при исполнении воинского долга или смерти вследствие ранения, травмы, контузии, полученных при исполнении обязанностей военной службы, Российская Федерация как социальное государство принимает на себя обязательства по оказанию социальной поддержки членам его семьи, исходя из того, что их правовой статус произволен от правового статуса самого военнослужащего и обусловлен спецификой его служебной деятельности.

Публично-правовой механизм возмещения вреда, причиненного гибелью (смертью) военнослужащего, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, членам его семьи в настоящее время включает в себя пенсионное и страховое обеспечение по ст. 25 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", п. 3 ст. 2, ст. 4, п. 2 ст. 5 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации", меры социальной поддержки в виде пособий и компенсаций, предусмотренных ч.ч. 8 - 10 ст. 3 Федерального закона от 07 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", Указами Президента Российской Федерации от 05 марта 2022 г. N 98 "О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей", от 18 апреля 2022 г. N 209 "О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим пограничных органов федеральной службы безопасности и членам их семей" и т.д. Причем, при определении круга членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего, имеющих право на спорные из названных выплат, федеральный законодатель, действуя в рамках своих дискреционных полномочий, исходил из целевого назначения данных выплат, заключающегося в восполнении материальных потерь, связанных с утратой возможности для этих лиц как членов семьи военнослужащего получать от него, в том числе в будущем, соответствующее содержание.

Таким образом, установленная в Российской Федерации система социальной защиты членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, направлена на максимально полную компенсацию связанных с их гибелью материальных потерь.

С другой стороны, правовое регулирование, гарантирующее родителям военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы (сотрудников органов внутренних дел, погибших при исполнении служебных обязанностей), названные выплаты, имеет целью не только восполнить связанные с этим материальные потери, но и выразить от имени государства признательность гражданам, вырастившим и воспитавшим достойных членов общества - защитников Отечества (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июля 2014 г. N 22-П, от 19 июля 2016 года N 16-П).

Из приведенных нормативных положений следует, что законодатель, гарантируя военнослужащим, выполняющим конституционно значимые функции, связанные с обеспечением обороны страны и безопасности государства, общественного порядка, законности, прав и свобод граждан, материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда их жизни, установил и систему мер социальной поддержки членов семьи военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, включающую ряд денежных выплат. Их же предназначение - компенсировать родителям, которые длительное время надлежащим образом воспитывали военнослужащего, содержали его до совершеннолетия и вырастили достойного защитника Отечества, нравственные и материальные потери, связанные с его гибелью при выполнении обязанностей военной службы, осуществляемой в публичных интересах.

Исходя из целей этих выплат, а также принципов равенства, справедливости и соразмерности, принципа недопустимости злоупотребления правом как общеправового принципа, выступающих, в том числе критериями прав, приобретаемых на основании закона, указанный в нормативных правовых актах, в данном случае в ст. 5 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации" и в ст. 3 Федерального закона от 07 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" круг лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки в случае гибели военнослужащего при исполнении обязанностей военной службы, среди которых родители такого военнослужащего, не исключает различий в их фактическом положении и учета при определении наличия у родителей погибшего военнослужащего права на меры социальной поддержки в связи с его гибелью их действий по воспитанию, физическому, умственному, духовному, нравственному, социальному развитию и материальному содержанию такого лица и имеющихся между ними фактических родственных и семейных связей.

Ст. 38 Конституции Российской Федерации и корреспондирующими ей нормами ст. 1 Семейного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав.

Согласно п. 1 ст. 61 Семейного кодекса Российской Федерации родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права). Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей (п. 1 ст. 63 Семейного кодекса Российской Федерации).

Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на общение с ребенком, участие в его воспитании и решении вопросов получения ребенком образования (п. 1 ст. 66 Семейного кодекса Российской Федерации). Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на получение информации о своем ребенке из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций социального обслуживания и аналогичных организаций. В предоставлении информации может быть отказано только в случае наличия угрозы для жизни и здоровья ребенка со стороны родителя. Отказ в предоставлении информации может быть оспорен в судебном порядке (п. 4 ст. 66 Семейного кодекса Российской Федерации).

Согласно ст. 69 Семейного кодекса Российской Федерации родители (один из них) могут быть лишены родительских прав.

Пунктом 1 статьи 71 Семейного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав, в том числе право на получение от него содержания, а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.

В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 ноября 2017 г. N 44 "О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав" разъяснено, что Семейный кодекс Российской Федерации, закрепив приоритет в воспитании детей за их родителями, установил, что родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами ребенка; при осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию, а способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей. Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам ребенка, могут быть ограничены судом в родительских правах или лишены родительских прав.

Лишение родительских прав является крайней мерой ответственности родителей, которая применяется судом только за виновное поведение родителей по основаниям, указанным в ст. 69 Семейного кодекса Российской Федерации, перечень которых является исчерпывающим.

В соответствии со ст. 69 Семейного кодекса Российской Федерации родители (один из них) могут быть лишены судом родительских прав, если они уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов. Уклонение родителей от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей может выражаться в отсутствии заботы об их здоровье, о физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, обучении.

В вопросе о том, имеет ли место злостное уклонение родителя от уплаты алиментов, учитываются продолжительность и причины неуплаты родителем средств на содержание ребенка. О злостном характере уклонения от уплаты алиментов может свидетельствовать розыск родителя, обязанного уплачивать алименты, ввиду сокрытия им своего места нахождения.

Таким образом, семейная жизнь предполагает наличие тесной эмоциональной связи между ее членами, в том числе между родителями и детьми, взаимную поддержку и помощь членов семьи, ответственность перед семьей всех ей членов. При этом основной обязанностью родителей в семье является воспитание, содержание, защита прав и интересов детей. Поскольку родители несут одинаковую ответственность за воспитание и развитие ребенка, данная обязанность должна выполняться независимо от наличия или отсутствия брака родителей, а также их совместного проживания. Невыполнение по вине родителей родительских обязанностей, в том числе по содержанию детей, их материальному обеспечению, может повлечь для родителей установленные законом меры ответственности, среди которых лишение родительских прав. В числе правовых последствий лишения родительских прав - утрата родителем (родителями) права на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей. Соответственно, права родителя, в том числе на получение различных государственных пособий и выплат, основанных на факте родства с ребенком, не относятся к числу неотчуждаемых прав гражданина, поскольку законом предусмотрена возможность лишения гражданина такого права в случае уклонения от выполнения им обязанностей родителя.

Ввиду изложенного, а также с учетом требований добросовестности, разумности и справедливости, общеправового принципа недопустимости злоупотребления правом, целей правового регулирования мер социальной поддержки, предоставляемых родителям военнослужащего в случае его гибели (смерти) при исполнении обязанностей военной службы, лишение права на получение таких мер социальной поддержки возможно при наличии обстоятельств, которые могли бы служить основаниями к лишению родителей родительских прав, в том числе в случае злостного уклонения родителя от выполнения своих обязанностей по воспитанию и содержанию ребенка.

С учетом установленных обстоятельств, а именно полного отсутствия внимания ответчика к судьбе сына, игнорирование его материальных потребностей, что нашло свое подтверждение в судебном заседании из представленных доказательств, суд приходит к выводу о возможности лишения ответчика права на пособия и социальные гарантии, связанные с фактом гибели военнослужащего при исполнении им обязанностей военной службы, ввиду того, что Васильченко В.В. фактически уклонялся от выполнения своих обязанностей по воспитанию сына, что выражалось в уклонении от уплаты алиментов, а также в отсутствии заботы о его здоровье, о физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, обучении.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования Васильченко О.Н. законны, обоснованы и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Васильченко О.Н. к Васильченко В.В., войсковой части 91/706, АО «СОГАЗ», Министерству труда и социального развития Ростовской области, третье лицо Департамент труда и социального развития Администрации г. Шахты Ростовской области, о лишении права на получение социальных выплат, удовлетворить.

Лишить Васильченко В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, социальных выплат в связи с гибелью 20.07.2023 ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Октябрьский районный суд Ростовской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения 22.01.2024.

Судья Е.Г. Сухоносова

2-39/2024 (2-1112/2023;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Васильченко Ольга Николаевна
Ответчики
Васильченко Виталий Владимирович
Департамент труда и социального развития г. Шахты
ЗАО "Согаз"
Министерство труда и социального развития Ростовской области
Войсковая часть 91/706
Другие
Шевченко Людмила Игоревна
Суд
Октябрьский районный суд Ростовской области
Судья
Сухоносова Евгения Геннадьевна
Дело на странице суда
oktyabrskys--ros.sudrf.ru
31.10.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
31.10.2023Передача материалов судье
02.11.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.11.2023Судебное заседание
11.12.2023Судебное заседание
26.12.2023Судебное заседание
17.01.2024Судебное заседание
22.01.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.03.2024Дело оформлено
03.04.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее