ОПРЕДЕЛЕНИЕ
17 марта 2023 года город Усолье-Сибирское
Судья Усольского городского суда Иркутской области Янова О.В., с участием представителей ООО «Строй-Град» по доверенности Шаблиной Н.А., Смирнова В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело № 38RS0036-01-2022-006819-63 (12-44/2023) по ходатайству о восстановлении срока для подачи жалобы и жалобы директора ООО «Строй-Град» Бевз Людмилы Ивановны на постановление заместителя главного государственного инспектора Иркутской области по использованию и охране земель Торженсмех М.И. от 27.09.2022 № 578 о привлечении Общества с ограненной ответственностью «Строй-Град» к административной ответственности по статье 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя главного государственного инспектора Иркутской области по использованию и охране земель Торженсмех М.И. от 27.09.2022 № 578 Общество с ограниченной ответственностью «Строй-Град» привлечено к административной ответственности по статье 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с постановлением, директор ООО «Строй-Град» Бевз Л.И. обратилась с ходатайством о восстановлении срока и жалобой на указанное постановление, в обоснование которой указала, что в действиях ООО «Строй-град» в лице Бевз Л.И. может содержаться состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 КоАП РФ. Вместе с тем, Бевз Л.И. считает необходимым представить следующие объяснения. Самовольное занятие части земельного участка с кадастровым номером 38:16:000005:2 связано исключительно с невозможностью оформить пользование надлежащим образом. Ранее данным вопросом занимался супруг Бевз Л.И. - Крушатин С.Л. Крушатин Сергей Леонидович умер 06.11.2021, что подтверждается свидетельством о смерти от 10 ноября 2021 года III-СТ №698434.
С учетом изложенного, просила принять во внимание то обстоятельство, что ранее Бевз Л.И. к административной ответственности не привлекалась.
К обстоятельствам, смягчающим административную ответственность Бевз Л.И. просила отнести полное признание вины, что прямо следует из настоящих объяснений. Просила обратить внимание на отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, а также на то, что инкриминируемое Бевз Л.И. правонарушение не повлекло никаких негативных, отрицательных последствий для кого-либо. Данное правонарушение по своему характеру не является тяжким. Данное правонарушение не создало и не могло создать существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, существенной угрозы подрывающей стабильность установленного правопорядка с точки зрения его конституционных критериев, не является реальной, значительной, непосредственной, подтвержденной доказательствами, оно не содержит какой-либо существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, не причинило и не могло причинить вреда интересам граждан, общества, государства, а также никак не может, и не могло посягать, на здоровье человека, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, общественную нравственность. Указанное выше правонарушение не привело к потерям (ущербу), главной основополагающей, каких-либо экономических или общественных отношений. Таким образом, тяжких последствий не наступило, очевидна малозначительность вмененного в вину правонарушения.
Бевз Л.И. предпринимаются все меры по устранению выявленного нарушения до указанной даты. Заявитель также просила учесть данное обстоятельство при вынесении постановления.
Не рассмотрен вопрос о замене штрафа предупреждением в соответствии со статьей 4.1.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а также о применении статьи 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, предусматривающей освобождение лица от административной ответственности.
Не рассмотрен вопрос о наложении штрафа на должностное лицо.
Заявитель указала, что взыскание штрафа в размере 50 000 рублей ставит под угрозу экономическую деятельность ООО «СТРОЙ-ГРАД».
В жалобе указано, что обжалуемое постановление получено 06.10.2022, считают поскольку конец срока обжалования 16.10.2022 пришелся на выходной день (воскресенье). 17.10.2022 г. (первый рабочий день после окончания срока обжалования) жалоба на постановление была направлена через Федеральную службу государственной регистрации кадастра и картографии (Росреестр) в Судебный участок № 96 г. Усолье-Сибирское и Усольского района Иркутской области.
Судебный участок № 96 г.Усолье-Сибирское и Усольского района Иркутской области вернул жалобу в связи с неподсудностью.
В установленный законом срок заявитель подал жалобу на постановление о назначении административного наказания по делу №578 от 27.12.2022, которая в свою очередь была возвращена в связи с неподсудностью. В то время как должна была быть направлена в соответствующий суд.
Таким образом, поскольку первоначальная жалоба от 17.10.2022 была подана в установленный законом срок, но была возращена заявителю по причинам от него не зависящим, считает причину пропуска срока на подачу настоящей жалобы уважительной, а срок на подачу жалобы подлежащим восстановлению.
Просила: восстановить пропущенный процессуальный срок на подачу жалобы на постановление о назначении административного наказания по делу №578 от 27 сентября 2022 года; постановление заместителя главного государственного инспектора Иркутской области по использованию и охране земель Торженсмех М.И. по делу №578 от 27.09.2022 г. о назначении административного наказания о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «СТРОЙ-ГРАД» к административной ответственности по статье ст. 7.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменить, производство по делу прекратить.
В судебном заседании представители по доверенности Шаблина Н.А., Смирнов В.В., просили восстановить срок на подачу жалобы, которую поддерживают в полном объеме по всем изложенным в ней основаниям, пояснили, что 17.10.2022 направили жалобу, которую направили мировому судье, 09.11.2022 направили жалобу в Свердловский суд г. Иркутска.
Свидетель Калашникова О.В. пояснил, что они не отрицают фактов направления жалобы и перенаправления жалобы.
Иные лица извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения жалобы на рассмотрение не явились.
Проверив, с учетом требований ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, материалы дела, проанализировав доводы ходатайства (заявления) в жалобе, выслушав заявителя и свидетеля, прихожу к следующему.
Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Административная ответственность по статье 7.1 КоАП РФ наступает за самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок.
В соответствии с ч. 1 ст. 25 Земельного кодекса РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
Согласно ч. 1 ст. 26 Земельного кодекса РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, удостоверяются документами в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии со ст. 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV указанного Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
Согласно ст. 26 Земельного кодекса Российской Федерации, права на земельные участки удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
Согласно ч. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитута, а также иные права в случаях, предусмотренных ГК РФ и иными законами.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В силу ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со ст. ст. 130, 131, 132, 133.1 и 1360 ГК РФ.
Действующее законодательство предусматривает регламентированный порядок возникновения прав на использование земельных участков, сопряженный с обязанностью оформления соответствующих правоустанавливающих документов.
Согласно материалам дела и данных Единого государственного реестра недвижимости (далее ЕГРН) земельный участок, расположенный по адресу: Иркутская область, Усольский район, г. Усолье-Сибирское-7, ул. Лесная, кадастровый номер 38:16:000005:2, относится к категории земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования -обеспечение обороны и безопасности, площадь земельного участка составляет 16590133 кв.м., границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства. Земельный участок с кадастровым номером 38:16:000005:2 принадлежит на праве собственности Российской Федерации, предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование Федеральному государственному казенному учреждению «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, о чём в ЕГРН имеются записи о государственной регистрации права №38-38-12/018/2010-187 от 05.08.2010 и №38-38-12/033/2014-932 19.12.2014 соответственно. Согласно данных ЕГРН права либо обременения (ограничения) на земельный участок, расположенный в северной части земельного участка с кадастровым номером 38:16:000005:2 отсутствуют.
Право постоянного (бессрочного) пользования зарегистрировано на основании передаточного акта при присоединении федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации от 01.04.2011, приказа Министра обороны Российской Федерации от 04.11.2012 № 3446, Постановления Верховного Совета Российской Федерации № 3020-1 от 27.12.1991 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», п. 2 ст. 3.1 Федерального закона № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».
01.09.2022 в ходе выездной проверки при участии специалиста -государственного инспектора Иркутской области по использованию и охране земель, ведущего специалиста-эксперта отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по Иркутской области Первушиной Т.Н., установлено, что в северной части земельного участка с кадастровым номером 38:16:000005:2, расположен огороженный по периметру земельный участок. Используемый земельный участок на местности с северо-западной, северовосточной и юго-восточной сторон имеет ограждение в виде металлического забора, с юго-западной стороны огорожен частично деревянным, частично из металлической сетки ограждением, часть ограждения по данной стороне отсутствует. Часть границ земельного участка на местности проходит по стенам ангаров и построек, расположенных в границах огороженного земельного участка. Доступ на участок осуществляется с северо-восточной стороны, через металлические ворота. Вход третьих лиц на территорию земельного участка ограничен. В границах огороженного земельного участка размещены металлические ангары, ангары и постройки, выполненные из кирпича, на момент осмотра в границах участка находилось 2 грузовых и один легковой автомобили, что подтверждается заключением от 01.09.2022.
При проведении проверочных мероприятий 01.09.2022 произведен обмер части земельного участка с кадастровым номером 38:16:000005:2, расположенной с северной стороны участка с кадастровым номером 38:16:000005:2, по фактически существующему на местности ограждению, с использованием лазерного светодальномера Leica DISTO А5 (заводской № 1082631687, свидетельство о проверке № С-ГСХ/11-08-2021/85983211 от 11.09.2021, действительно до 10.09.2022) методом линейных измерений. В результате обмера специалистом было установлено, что площадь огороженного земельного участка составляет 13756 кв.м. Огороженный земельный участок площадью 13756 кв.м., расположен в границах земельного участка с кадастровым номером 38:16:000005:2, согласно данных ЕГРН в соответствии с требованиями законодательства не сформирован, на кадастровый учет не поставлен, права либо обременения (ограничения) на земельный участок общей площадью 13 756 кв.м, расположенный в северной части земельного участка с кадастровым номером 38:16:000005:2 не зарегистрированы
Земельный участок с кадастровым номером 38:16:000005:2 на основании приказа начальника Сибирского территориального гарнизона от 13.07.2015 № 102 «О закреплении казарменно-жилищного фонда, расположенного на территории Иркутского территориального гарнизона, за войсковой частью 03908» закреплен за войсковой частью 03908 и передан в пользование по акту приемки-сдачи казарменно-жилищного фонда и территории военного городка от 08.02.2019 № 1345.
Договоры на предоставление в пользование части земельного участка с кадастровым номером 38:16:000005:2 с ООО «Строй-Град» (ИНН 3819010215), ООО «Регионстрой» (ИНН 3819022676) Учреждением не заключались.
Таким образом, согласно дела об административном правонарушении № 578 в нарушение ст. 25, 26 Земельного кодекса РФ ООО «Строй-Град» в нарушение требований закона использует земельный участок площадью 13 756 кв.м., расположенный в северной части земельного участка с кадастровым номером 38:16:000005:2, по адресу: Иркутская область, Усольский район, г. Усолье-Сибирское-7, ул. Лесная, не имея предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок.
Выявленные нарушения послужили основанием для составления постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.1 КоАП РФ от 05.09.2022.
По результатам рассмотрения данного постановления заместителем главного государственного инспектора Иркутской области по использованию и охране земель Торженсмех М.И. 27.09.2022 принято постановлением № 578 о привлечении Общества с ограненной ответственностью «Строй-Град» к административной ответственности по статье 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Рассматривая ходатайство заявителя о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу жалобы, суд приходит к следующим выводам.
Порядок подачи жалоб, принесения протестов на постановления (решения) по делам об административных правонарушениях и пересмотра таких постановлений (решений) установлен главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Подача жалоб, принесение протестов на не вступившие в законную силу постановления и решения по делам об административных правонарушениях осуществляется в соответствии с положениями статей 30.1 - 30.3, 30.9, 30.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 1 статьи 30.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ) жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 ст. 30.3 КоАП РФ, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу в случае наличия уважительных причин его пропуска. При этом уважительными причинами являются обстоятельства, которые объективно препятствовали своевременной подаче жалобы или исключали ее.
Об отклонении ходатайства о восстановлении срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении выносится определение.
Так, в силу части 1 статьи 4.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сроки, предусмотренные настоящим Кодексом, исчисляются часами, сутками, днями, месяцами, годами. Течение срока, определенного периодом, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено начало срока.
Срок, исчисляемый сутками, истекает в 24 часа последних суток. Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца, а если этот месяц не имеет соответствующего числа, срок истекает в последние сутки этого месяца. Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года (часть 2 статьи 4.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии с пунктом 1 статьи 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Такой срок установлен частью 1 статьи 30.3 названного Кодекса, согласно которой жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Исходя из толкования статей 4.8, 30.3 и 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в их взаимосвязи постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу, если оно не было обжаловано (опротестовано), по истечении десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Как указано Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 17 июля 2012 г. N 1339-О, в силу части 1 статьи 24.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях заявленные участниками производства по делу об административном правонарушении ходатайства подлежат обязательному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится данное дело, что, однако, не предполагает их обязательное удовлетворение. При этом, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом (определения от 25 декабря 2008 г. N 990-О-О, от 21 апреля 2011 г. N 465-О-О, от 21 июня 2011 г. N 749-О-О, от 29 сентября 2011 г. N 1066-О-О и др.).
Как установлено, постановление было получено 06.10.2022, первоначально с данной жалобой директор Бевз Л.И. обратилась 17.10.2022, как следует из копии квитанции о направлении жалобы, и сведений мирового судьи по 96 судебному участку г. Усолье-Сибирское и Усольского района Иркутской области о возвращении жалобы директору Бевз Л.И. от 09.11.2022 (л.д. 4).
Таким образом, установленный частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок истек в данном случае 16 октября 2022 года, постановление заместителя главного государственного инспектора Иркутской области по использованию и охране земель Торженсмех М.И. от 27.09.2022 № 578 о привлечении Общества с ограненной ответственностью «Строй-Град» к административной ответственности по статье 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вступило в законную силу, на день подачи жалобы, направленной директором Бевз Л.И. Таким образом 17 октября 2022 года на указанное постановление должностного лица, была подана жалоба директором Бевз Л.И. с пропуском процессуального срока обжалования.
В рассматриваемом случае наличия уважительных причин, препятствующих реализации права на судебную защиту в предусмотренный законом процессуальный срок либо исключающих ее, не установлено.
Соответственно, судья считает, что заявителем не представлено доказательств, подтверждающих уважительность причин пропуска срока подачи жалобы.
Изложенное в совокупности и с учетом того, что созданы необходимые условия для реализации права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении на обжалование, что позволяет сделать безусловный вывод о том, что обстоятельств, объективно препятствующих подаче жалобы в установленный законом срок, не имелось, срок обжалования пропущен ввиду действий уполномоченного лица на подачу жалобы, не обратившегося своевременно с данной жалобой, последствия чего в полном объеме возлагаются на него.
В силу положений части 2 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ходатайство о восстановлении срока обжалования названных актов может быть рассмотрено только судьей, правомочным рассматривать жалобу на соответствующие акты.
На основании вышеизложенного, судья приходит к выводу от отказе в ходатайстве о восстановлении срока на подачу жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
ОПРЕДЕЛИЛ:
В удовлетворении ходатайства директора ООО «Строй-Град» Бевз Людмилы Ивановны о восстановлении срока для подачи жалобы на постановление заместителя главного государственного инспектора Иркутской области по использованию и охране земель Торженсмех М.И. от 27.09.2022 № 578 о привлечении Общества с ограненной ответственностью «Строй-Град» к административной ответственности по статье 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - отказать.
Жалобу Бевз Людмилы Ивановны на постановление заместителя главного государственного инспектора Иркутской области по использованию и охране земель Торженсмех М.И. от 27.09.2022 № 578 о привлечении Общества с ограненной ответственностью «Строй-Град» к административной ответственности по статье 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - возвратить без рассмотрения в связи с пропуском срока обжалования.
Определение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение десяти суток со дня вручения (получения) копии постановления.
Судья О.В. Янова